Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Дальше

Представленные выводы сделаны на основании проведенного в 1999-2000 гг. специалистами Института Социологии РАН исследования девиантного поведения (алкоголизации, наркотизации, промискуитета) подростков Санкт-Петербурга. Полностью отчет об исследовании будет опубликован весной 2001 года под названием: "Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность".
Предварительные заявки на книгу принимаются по адресу director@narcom.ru

Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики

И.Н. Гурвич

Результаты анализа, выполненного по всем основным типам исследовательских выборок, используемых для изучения девиантного поведения, позволяют сделать следующие основные выводы.

  1. Девиантное поведение во всех изучавшихся его формах, т.е аддиктивное поведение и промискуитет, настолько широко представлено в подростковой субпопуляции, что девиантностью следует считать скорее его отсутствие.
  2. Ввиду систематической совместной встречаемости различных форм девиантного поведения подростков в плане этнологии и превенции его целесообразно рассматривать как единый феномен, сопутствующий подростковой социализации.
  3. Тяжелые формы подростковой девиантности, являющиеся угрозой для общества, а также для жизни и здоровья самих подростков, представляют собой достаточно редкое явление, присущее 2-4%% подростковой субпопуляции.
  4. Основные предпосылки формирования тяжелых форм подростковой девиантности заложены в широте распространения девиантных паттернов поведения в общности, и только в незначительной мере связаны с конституционально-генетическими и органическими факторами.
  5. Ранние или инициальные формы девиантного поведения подростков детерминированы широким кругом противоречиво действующих социальных влияний. Механизмы их воздействия во многом определяются личностной реакцией подростка на осознание своего места в социальном мире.
  6. Родительская семья оказывает достаточно сложное и противоречивое влияние на формирование подростковой девиантности.
    1. Сам факт воспитания в семье с обоими родителями в определенной мере предотвращает формирование тяжелых форм девиантного поведения и способен нейтрализовать негативные последствия легких форм девиантного поведения для подростка. Однако около четверти подростков воспитываются в семье с одним родителем.
    2. При уже сформировавшихся тяжелых формах подростковой девиантности родительская семья “утяжеляет” их проявления и усугубляет их негативные последствия для подростка.
    3. В семье с обоими родителями подростками чаще всего усваиваются относительно социально приемлемые формы девиантного поведения.
    4. Воспитание в семье с одним суррогатным родителем (отчимом или мачехой) ослабляет ориентацию подростка на семью и усиливает подверженность влияниям школы и средств массовой информации.
    5. Сестры и братья в родительской семье способствуют усвоению легких и относительно социально приемлемых форм подростковой девиантности и препятствуют тяжелым ее проявлениям. Кроме того воспитание с ними способствует развитию навыков межличностной коммуникации и принятию подростка группой сверстников.
    6. Расширенная традиционная семья способствует формированию негативного отношения к любому контролю и как реакции – достаточно тяжелого девиантного поведения подростка. Однако такая семья повышает чувствительность подростка к школьному влиянию.
  1. Для части подростков характерны ранние устойчивые сексуальные связи с переходом в семью партнера. Такая молодежная семья может быть как институционализированной, так и неинституционализированной.
    1. Семья брачного партнера утяжеляет проявление подростковой девиантности. Особенно отчетливо это в воздействие прослеживается отношении наркотизма у юношей.
    2. В подобных молодежных семьях существует тенденция к деторождению, особенно при раннем формировании наркотизма, что еще больше утяжеляет проявления девиантности.
    3. Сестры и братья брачного партнера, так же как и собственные, способствуют вхождению подростка в группу сверстников.
  1. Группа сверстников оказывает стабилизирующее воздействие на проявления подростковой девиантности, способствуя ее удержанию в социально приемлемых “рамках”. Особенно выраженное стабилизирующее влияние оказывают смешанные по полу подростковые группы.
  2. Школьное влияние практически не проявляется в формировании или предупреждении подростковой девиантности. Это обусловлено, прежде всего, негативным отношением большинства подростков к школе как институту социального контроля. Лишь небольшая часть “проблемных” подростков ориентирована на школу. Это дети либо из расширенных патриархальных низкостатусных семей, либо дети из неполных семей и семей с суррогатным отцом или матерью.
  3. Юноши легче усваивают модели девиантного поведения, чем девушки. Тяжелые формы поведенческих девиаций у девушек чаще, чем у юношей, свидетельствуют о личностно-характерологических нарушениях. У юношей же даже относительно тяжелые проявления девиантности часто могут выступать как заученные реакции на свою социальную ситуацию.
  4. Наиболее распространены подростковые девиации в крайних социальных классах – низшем и, в меньшей мере, высшем. Такое распределение соответствует классовому распределению ориентации подростков на школу как институт контроля.
  1. Из этнических групп в петербургской общности наиболее склонны к принятию образцов аддиктивного поведения подростки-представители групп этнических меньшинств, - финно-угорской и тюркской. В финно-угорской этнической группе преобладают "позволяющие” нормы аддиктивного поведения, что утяжеляет исходы аддикции. В тюркской этнической группе такие нормы действуют лишь в отношении алкоголизации, тогда как в отношении наркотизма существует ”запретительные” нормы, что предотвращает тяжелые исходы подросткового наркотизма.
    1. В кавказской этнической группе действуют “запретительные” нормы в отношении всех форм аддикции, что обуславливает минимизацию девиантных проявлений среди подростков кавказских этнических корней, и, соответственно, минимизацию негативных социальных исходов аддикции.
    2. У представителей западноевропейских этнических групп существует наиболее высокая толерантность к наркотизму и алкоголизации, что также способствует минимизации тяжелых девиантных проявлений аддикции среди подростков этих этнических групп.
    3. Эффективность и сам механизм воздействия на подростков культуральных норм в направлении усугубления или минимизации проявлений девиантного поведения подростков определяется их личностной реакцией подростков на социокультуральное давление.
    4. У подростков-представителей славянских народов, особенно русских, несмотря на раннее усвоение образцов аддиктивного поведения, в т.ч. и как реакции на стресс окружения, тяжелые формы аддикции развиваются сравнительно редко. В отношении наркотизма это обусловлено существованием жестких “запретительных” норм, а в отношении алкоголизации, наоборот, “позволительных” норм в славянской этнической группе.
  1. Влияние средств массовой информации на подростковую девиантность чрезвычайно велико, и сопоставимо лишь с влиянием отцовской воспитывающей фигуры.
    1. Такое влияние средств массовой информации обусловлено не ориентацией подростков на их сообщения, а дефицитом родительского влияния и профессиональной психологической помощи.
    2. Влияние средств массовой информации на подростков носит скорее позитивный "нормализующий" характер, чем негативный, способствующий формированию тяжелых поведенческих девиаций.
    3. Средства массовой информации используются подростками скорее как источник обучающего материала, нежели как источник моделей поведения. Однако в функции обучающего источника средства массовой информации мало эффективны, а предлагаемые ими модели поведения в основном отвергаются подростками из-за чрезмерного либерализма по отношению к девиантному поведению.
  1. Утилизации позитивных влияний группы сверстников и средств массовой информации препятствует отягощенность подростков нервно-психических патологией.
  2. Единственным и не заменяемым никакими другими источником релевантной информации в изучавшихся сферах девиантного поведения являются для подростков профессионалы – медицинские работники. Однако их сообщения отвергаются подростками как из-за общего негативного отношения подростков к институтам контроля, особенно государственным, так и из-за несоответствия их “угрожающих” сообщений индивидуальному опыту, имеющемуся у большинства подростков.
  1. Ригоризм отдельных социальных групп в петербургской общности по отношению к подросткам-девиантам обусловлен величиной их социальной дистанции от этого явления.
    1. Ригоризм ассоциирован с восприятием девиантного поведения как “угрозы”, акцентом на карательные меры “борьбы” и предпочтением мер третичной профилактики как приоритетных, по сравнению с мерами первичной и вторичной профилактики.
    2. В соответствии с общей закономерностью формирования ригоризма, женщины более ригористичны, чем мужчины; представители высоких (но не высших) классовых позиций более ригористичны, чем представители низших классовых позиций.
    3. Высокий уровень ригоризма, опосредованный негативной личностной реакцией подростка на сопутствующие социальные нормы, несомненно, утяжеляет проявления подростковой девиантности в соответствующих социальных группах.
    4. Возмущающе влияет на эту общую закономерность экономическая заинтересованность отдельных социальных групп. Так, представители кавказской этнической группы демонстрируют либеральное отношение к подпольному производству алкоголя.

На основе представленных выводов можно предложить следующие направления первичной профилактики подростковых девиаций в петербургской общности.

  1. Реальной эффективности в сфере первичной профилактики подростковых девиаций можно ожидать только от комплексных программ, направленных и на аддиктивное, и на сексуальное поведение подростков.
  2. Такие программы в современных условиях нецелесообразно реализовывать на базе средних школ. Наиболее приемлемыми агентами проведения мер первичной профилактики подростковой девиантности сегодня являются специалисты-психологи.
  3. Необходимо развивать сеть негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов подростковой девиантности.
  4. В полном реформировании нуждается система т.н. гигиенического образования и воспитания подростков. Здесь следует отказаться от “вызывающей страх профилактики”, которая ведет подростка к отказу от ориентации на сообщения профессиональных медицинских работников.
  5. В переориентации на психокоррекционные и психотерапевтические задачи нуждается и система соматической детской медицины, т.к. подростки, наблюдавшиеся или лечившиеся в детстве, формируют резистентность к профессиональному медицинскому влиянию.
  6. Система психологической помощи подросткам должна включать в себя семейное консультирование и использовать методы психотерапии с привлечением сверстников и братьев с сестрами.
  7. В условиях жесткой ограниченности ресурсов работу с подростками целесообразно проводить по “группам риска”. Основными такими группами в петербургской общности являются:
  • подростки с нервно-психической отягощенностью;
  • подростки из всех семей, по своей структуре отклоняющихся от нуклеарной с обоими родителями;
  • подростки, создавшие свою собственную (молодежную) семью;
  • подростки, по социальному статусу семьи относящиеся к низшему и высшему социальным классам;
  • подростки, по этническим корням относящиеся к группам меньшинств, - финно-угорской и тюркской.
  1. Необходимо создание и широкое распространение среди подростков профессионально подготовленной и информативной литературы по проблемам аддикции и сексуальности. Такая литература должна быть не только доступна для подростков по уровню изложения материала, но и учитывать имеющийся у них социальный опыт.
  2. Для обеспечения “принятия” населением программ первичной профилактики подростковой девиантности целесообразно проведение кампании в средствах массовой информации. Такая кампания должна отвечать следующим требованиям:
  • формировать у населения представление о наличии у властных структур целенаправленной, обоснованной и потенциально в эффективной политики отношении подростковой девиантности;
  • учитывать особенности восприятия ситуации с подростковой девиантностью в гендерных, возрастных, социально-классовых и этнических группах петербургского населения;
  • предоставлять объективную и научно обоснованную информацию о причинах, проявлениях и исходах подростковой девиантности.

В заключение необходимо отметить, что изучение подростковой девиантности как социального феномена находится в нашей стране в самом начале. Использование же здесь обширного западного опыта мало продуктивно в силу высокой культуральной специфичности как проявлений подростковой девиантности, так и чувствительности подростков к коррекционным воздействиям.

Конечно, приведенные в работе результаты нуждаются в верификации на различных популяциях и с использованием различных методических приемов. Тем не менее, данные рассмотренного в работе цикла исследований убедительно демонстрируют несоответствие сегодняшней реальности многих устоявшихся взглядов, на которых базируются проводимые сегодня превентивные меры, а, следовательно, и истоки их неэффективности.

Назад К содержанию Дальше
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100