Ќовости
 ќ сервере
 —труктура
 јдреса и ссылки
  нига посетителей
 ‘орум
 „ат

ѕоиск по сайту
Ќа главную  арта сайта Ќаписать письмо
 
  абинет нарколога
 ’ими€ и жизнь
 –одительский уголок
 «акон сур-р-ов!
 —верхценные идеи
 —амопомощь
 ’ал€ва, please!








Ќазад   содержанию ¬перед

"Еƒисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенност€ми семейных взаимоотношений. Ќедооценка родител€ми особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных чертЕ".

–азвитие и социализаци€ личности в семье

ј.ј. –еан
„лен-корр. –јќ,
д.пс.н., профессор

—емь€ €вл€етс€ важнейшим институтом социализации личности. »менно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействи€. Ќа прот€жении какого-то времени семь€ вообще €вл€етс€ дл€ ребенка единственным местом получени€ такого опыта. «атем в жизнь человека включаютс€ такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. ќднако и в это врем€ семь€ остаетс€ одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. —емью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. —оциализаци€ в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитани€, так и по механизму социального научени€. ¬ свою очередь сам процесс социального научени€ также идет по двум основным направлени€м. — одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействи€ ребенка с родител€ми, брать€ми и сестрами, а с другой Ч социализаци€ осуществл€етс€ за счет наблюдени€ особенностей социального взаимодействи€ других членов семьи между собой.  роме того, социализаци€ в семье может осуществл€тьс€ также посредством особенного механизма социального научени€, который получил название викарное научение.

¬икарное научение св€зано с усвоением социального опыта за счет наблюдени€ научени€ других.

»зучение вли€ни€ стил€ родительского поведени€ на социальное развитие детей посв€щено множество исследований. –ассмотрим результаты одного из них (ƒ. Ѕаумринд). ¬ процессе исследовани€ было выделено три группы детей. ѕервую группу составили дети, у которых отмечалс€ высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюби€ и умени€ разбиратьс€ в окружающей обстановке (модель I). ¬торую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). “ретью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не про€вл€ли любознательности, не умели сдерживать себ€ (модель III).

Ѕыли рассмотрены четыре параметра поведени€ родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность.  онтроль, то есть попытка вли€ть на де€тельность ребенка. ѕри этом определ€лась степень подчиненности ребенка требовани€м родителей. “ребование зрелости: оказание родител€ми давлени€ на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. ќбщение: использование родител€ми убеждени€, дл€ того чтобы добитьс€ от ребенка уступки, вы€снение его мнени€ или отношени€ к чему-либо. ƒоброжелательность: насколько родители про€вл€ют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

 акими же оказались особенности стилей взаимодействи€ родителей с детьми в семь€х, где дети демонстрировали разные модели поведени€? –езультаты исследовани€ оказались следующими.

ћодель поведени€ I

–одители, дети которых следовали модели поведени€ I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. ќни относились к своим дет€м нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведени€. » хот€ родители прислушивались к мнени€м детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желани€ детей. –одители придерживались своих правил, пр€мо и €сно объ€сн€€ мотивы собственных требований. –одительский контроль сочеталс€ с безусловной поддержкой желани€ ребенка быть самосто€тельным и независимым. Ёта модель была названа моделью авторитетного родительского контрол€.

ћодель поведени€ II

–одители, дети которых следовали модели поведени€ II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказани€, относились к дет€м с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. ќни жестко контролировали своих детей, легко примен€ли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Ёта модель была названа властной.

ћодель поведени€ III

–одители, дети которых следовали модели поведени€ III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. ќни не поощр€ли детей, относительно редко и в€ло делали замечани€, не обращали внимани€ на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Ёта модель была названа снисходительной.

Ћюба€ деформаци€ семьи приводит к негативным последстви€м в развитии личности ребенка. ћожно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. —труктурна€ деформаци€ семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в насто€щее врем€ св€зываетс€ с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). ѕсихологическа€ деформаци€ семьи св€зана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с прин€тием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

—уществует достаточно много исследований, описывающих вли€ние фактора неполной семьи на личность ребенка. “ак установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. ¬ таких семь€х мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. ќсобенно сильно заметна разница между мальчиками в семь€х с отцами и без них в первые годы жизни детей. ¬ одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождени€, жив€ с матер€ми-вдовами, были менее самосто€тельны, про€вл€ли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (ѕ.ћассен, ƒж. онджер и др., 1987). ѕри изучении детей старшего возраста вы€снилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. — другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матер€ми, мало чем отличаетс€ от тех, кто жил в полной семье. Ќо в интеллектуальной де€тельности обнаруживаетс€ разница.

ƒолгое врем€ считалось, что структурна€ деформаци€ семьи €вл€етс€ важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развити€ ребенка. Ёто подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаютс€ между собой по критерию "полна€-неполна€ семь€". ¬ насто€щее врем€ все большее внимание удел€етс€ фактору психологической деформации семьи. ћногочисленные исследовани€ убедительно свидетельствуют, что психологическа€ деформаци€ семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее вли€ние на негативное развитие личности ребенка, подростка, привод€ к различным личностным деформаци€м Ч от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведени€.

ƒисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенност€ми семейных взаимоотношений. Ќедооценка родител€ми особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Ќекоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно у€звимы в отношении определенных типов семейных отношений. ¬ этом плане можно выделить (ј.≈.Ћичко) несколько типов неправильного воспитани€.

√ипопротекци€ Ч недостаток опеки и контрол€, истинного интереса к делам, волнени€м и увлечени€м подростка. ќсобенно неблагопри€тны при акцентуаци€х по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

ƒоминирующа€ гиперпротекци€ Ч чрезмерна€ опека и мелочный контроль. Ќе приучает к самосто€тельности и подавл€ет чувство ответственности и долга. ќсобенно неблагопри€тна дл€ акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. ” гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

ѕотворствующа€ гиперпротекци€ Ч недостаток надзора и некритическое отношение к нарушени€м поведени€ у подростков. Ётим культивируютс€ неустойчивые и истероидные черты.

¬оспитание Ув культе болезниФ Ч болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставл€ет ребенку особые права и ставит его в центр внимани€ семьи.  ультивируетс€ эгоцентризм и рентные установки.

Ёмоциональное отвержение Ч ребенок ощущает, что им т€гот€тс€. “€жело сказываетс€ на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усилива€ черты этих типов. ¬озможно заострение черт и у эпилептоидов.

”слови€ жестких взаимоотношений Ч срывание зла на подростке и душевна€ жестокость. —пособствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

”слови€ повышенной эмоциональной ответственности Ч на ребенка возлагаютс€ недетские заботы и завышенные ожидани€. ќчень чувствительным оказываетс€ психастенический тип, черты которого заостр€ютс€ и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

ѕротиворечивое воспитание Ч несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. “акое воспитание может оказатьс€ особенно травмирующим дл€ любых типов акцентуаций.

ќтношение к семье в ходе взрослени€ мен€етс€. ¬ процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (УобесцениваниеФ родителей Ч по выражению X. –емшмидта). ѕеренос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных св€зей с родител€ми. Ќеобходимо заметить, что замечани€ относительно Уобесценивани€Ф родителей в подростковом и юношеском возрасте €вл€ютс€ очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Ќапример, дл€ подросткового возраста описана специальна€ поведенческа€ особенность Уреакци€ эмансипацииФ. —деланы даже попытки объ€снить ее с эволюционно-биологической точки зрени€. ¬се это верно как общее направление возрастного развити€ личности. ќднако глобализаци€ этих представлений, гиперболизаци€ идеи о Узамещении родителейФ группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

»меютс€ данные, что хот€ родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относитс€ лишь к определенным област€м жизни. ƒл€ большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаютс€ главными эмоционально близкими лицами.

“ак, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуаци€х наиболее эмоционально близким, доверенным лицом дл€ подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности Ч отец, подруга или друг.

¬ другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное врем€ Ч с родител€ми, с друзь€ми, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. –одители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек Ч на четвертом месте. ќднако, отвеча€ на вопрос, У— кем бы ты стал советоватьс€ в сложной житейской ситуации?Ф Ч и те и другие поставили на первое место мать. Ќа втором месте у мальчиков оказалс€ отец, у девочек Ч друг, подруга. »наче говор€, как заметил по поводу этих результатов психолог ».—.  он, с друзь€ми при€тно развлекатьс€, но в трудную минуту лучше обратитьс€ к маме. ѕоследние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию.  ак показано в одном таком исследовании (ј.ј.–еан, ћ.ё.—анникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определ€лось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Ѕыло установлено, что снижение положительного отношени€ к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

ћожно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен про€влени€ тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, €влени€м и нормам) у тех личностей, дл€ которых характерно негативное отношение к собственной матери. ¬ целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери €вл€етс€ важным показателем общего неблагополучного развити€ личности.

¬ыводы

—емь€ €вл€етс€ важнейшим институтом социализации личности. »менно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействи€. Ќа прот€жении определенного времени семь€ вообще €вл€етс€ дл€ ребенка единственным местом получени€ такого опыта. —емью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. —оциализаци€ в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитани€, так и по механизму социального научени€. ¬ свою очередь сам процесс социального научени€ также идет по двум основным направлени€м. — одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействи€ ребенка с родител€ми, брать€ми и сестрами, а с другой Ч социализаци€ осуществл€етс€ за счет наблюдени€ особенностей социального взаимодействи€ других членов семьи между собой. Ћюба€ деформаци€ семьи приводит к негативным последстви€м в развитии личности ребенка. ћожно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. —труктурна€ деформаци€ семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в насто€щее врем€ св€зываетс€ с отсутствием одного из родителей. ѕсихологическа€ деформаци€ семьи св€зана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с прин€тием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. ¬ насто€щее врем€ все большее внимание удел€етс€ именно фактору психологической деформации семьи. ћногочисленные исследовани€ убедительно свидетельствуют, что психологическа€ деформаци€ семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее вли€ние на негативное развитие личности ребенка, подростка, привод€ к различным личностным деформаци€м Ч от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведени€. »меютс€ данные, что хот€ родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относитс€ лишь к определенным област€м жизни. ƒл€ большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаютс€ главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Ќазад   содержанию ¬перед
 
 
   наверх 
Copyright © "Ќар ом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru ƒизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100