Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры России

 
> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры России

"...Под контроль необходимо взять законность деятельности органов федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По численности эта служба самая большая в мире. Но, если бы количество сопровождалось соответствующим качеством...»

Москва, 3 февраля 2006 года

Москва, 3 февраля 2006 года

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники коллегии!

Прокурорский корпус подводит итоги своей работы в присутствии руководства страны, ведущих министров, представителей общественных организаций и средств массовой информации. Это обстоятельство обязывает меня уйти от узковедомственного подхода и через призму прокурорского надзора затронуть наиболее характерные противоречия и болячки социального организма.

Мы живём и действуем в условиях, когда быстро меняется конфигурация общественных, семейных, личностных отношений. Когда старые беды дополняются острыми современными конфликтами. Прокуратура сегодня – едва ли не единственный государственный орган, куда простой человек может обратиться со своими горестями и житейскими проблемами.

Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил… Никто не должен быть исключён из государственной системы защиты, заботы и содействия… Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищён, принят во внимание и найдёт себе справедливость и помощь со стороны государства…»

Можно цитировать и другие блестящие его высказывания… Но, как говорили древние, понимающему достаточно.

Это только на первый взгляд кажется седой древностью то, что было написано пятьдесят или сто лет назад. Многие проблемы, которые тогда стояли перед Россией, остаются актуальными и в третьем тысячелетии.

Это и сохранение целостности государства, и организация государственной власти, её взаимодействие с обществом. Это проблема сохранения межнационального согласия, наконец, проблема возрождения утраченных нравов, как лекарства для выздоровления общества.

В этой связи позволю себе ещё одну цитату из Ильина. «На протяжении всей своей истории Россия строилась сама – часто заимствуя, но никогда не завися; учась, но не покоряясь,.. черпая силы в собственных недрах…

Так будет и ныне. Нам не поможет никто. Избавление придёт от нас самих … и того, чего мы сами не сделаем, того не сделает за нас никто. В этом мы должны быть твёрдо и окончательно уверены; и эта уверенность должна наполнить наши сердца не чувством уныния, бессилия и беспомощности, а чувством национальной гордости и … государственной ответственности».

Эти слова – алгоритм прокурорского назначения. И здесь надо полностью использовать весь арсенал воздействия на общество.

Не стану приводить статистику о работе прокуроров. Её показатели значительно превышают год предыдущий. И дело не в показателях. Не на них работаем.

Для большинства прокуроров главное состояло в том, чтобы их вмешательство реально обеспечивало защиту прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надёжным инструментом идущих в стране преобразований.

Основные усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. Особенно там, где более всего граждане чувствуют себя незащищёнными.

В этой связи я бы отдельно выделил меры по реализации 122го закона. Исполнение его было связано с частыми нарушениями. Людям необоснованно отказывали в льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на транспорте, льготном обеспечении лекарствами. Нарушались права инвалидов, детей-сирот, ветеранов труда, других категорий граждан. Эти факты нагнетали обстановку, вызывали акции протеста.

Прокуроры опротестовали более двухсот незаконных нормативных актов региональных властей, по их заявлениям ещё почти сотню суды признали частично недействительными. В регионах, где отсутствовали необходимые правовые документы, прокуроры внесли представления с требованиями разработать соответствующие положения. Таких представлений внесено более пятисот.

В Алтайском и Хабаровском краях, Саратовской, Томской областях, Республике Карелия и ряде других мест прокурорами предъявлялись иски в пользу граждан-льготников. За год их было предъявлено свыше трёх тысяч. И, если в какой-то мере удалось разрядить обстановку, поставить процесс в рамки правовых процедур, то не в последнюю очередь под воздействием прокурорского надзора.

* * *

Кардинально изменились действия прокуроров в сфере оплаты труда. Мне трудно особо кого-то выделить. Назову лучше несколько цифр.

В интересах граждан в суды направлено почти 270 тысяч исков о взыскании задолженности по заработной плате. По материалам проверок около 20 тыс. должностных лиц – работодателей привлечены к административной ответственности, из которых 1249 судами дисквалифицированы. По статье 1451 Уголовного кодекса России возбуждено 988 уголовных дел. Большинство их окончены расследованием и направлены в суд. По 427 делам уже вынесены обвинительные приговоры. Комплекс надзорных мероприятий, огромная работа судов, их объективные и оперативные решения, за которые мы им благодарны, способствовали тому, что в течение года задолженность была погашена на сумму свыше 10 миллиардов рублей.

В тоже время расслабляться нет причин. На конец 2005 года задолженность составляла ещё почти 9 миллиардов и в целом по стране касалась около полутора миллионов или, по сути, каждого двадцатого работника.

Но статистика одно, а реальность значительно хуже. Далеко не все организации официально сообщают о размерах и сроках задолженности, а порой просто обманывают органы статистики.

Это первое…

Второе, - дисквалификация руководителей, по вине которых люди остаются без зарплаты. Это очень мощный инструмент воздействия. Но в ряде мест по материалам прокуратуры судами не дисквалифицировано ни одного горе-деятеля, а в Санкт-Петербурге, Псковской, Магаданской, Калужской областях, Еврейской автономной области всего по одному-двум злостным неплательщикам.

И третье, - действенность нашего уголовного преследования. Здесь, как много раз говорилось, важна оперативность. Дела с «бородатыми» сроками никому не нужны. Но, например, в Ярославской области дела в отношении должностных лиц трёх сельскохозяйственных кооперативов расследовались более полутора лет. Выборгской городской прокуратурой Ленинградской области более года тянется уголовное дело по фактам невыплаты зарплаты работникам акционерного общества «Рощинстрой».

Кому нужно такое дело?

Видимо, только самому прокурору.

* * *

Не менее остра ситуация в жилищно-коммунальном секторе. Здесь годами граждане вынуждены страдать от отсутствия элементарного. От отсутствия тепла, воды, электроснабжения. В последнее время к ним добавились грубые нарушения на рынке строительства жилья.

Обращение прокуроров к этой проблеме показало, что дома во многих случаях строятся без официального оформления землеотвода, без проведения обязательной экологической экспертизы, без получения необходимых согласований. Оказалось, что можно почти в наглую захватить земельный участок, поставить забор, подогнать технику и, набрав с граждан денег, начать стройку. А порой и не ставить забор, а только набрать денег и скрыться в неизвестном направлении. В результате при благоприятном исходе – необходимая документация оформляется задним числом, а при неблагоприятном – граждане остаются и без квартир и без денег.

По разным подсчётам от действий недобросовестных застройщиков, например, в Москве пострадали почти 15 тысяч человек, в Московской области – около 20 тысяч, в Санкт-Петербурге – 12, а всего по России – до 80 тысяч несостоявшихся новосёлов.

Прокуратурой в Московской области возбуждено 53 уголовных дела против таких застройщиков, в Москве – 33, Санкт-Петербурге – 17. Принципиально важно из каждого дела сделать урок практической политики, помочь обманутым гражданам.

Вместе с тем не могу не подчеркнуть следующее. Прокуроры проверяют подготовку объектов ЖКХ, реагируют на факты бездеятельности при формировании запасов топлива, пресекают случаи незаконного прекращения подачи электроэнергии и тепла, привлекают к суду виновных. Создаётся впечатление, что некоторые губернаторы и главы администраций не занимаются этими вопросами в достаточной мере, а именно прокуроры более всего заинтересованы в том, чтобы отопительный сезон прошёл без срывов.

Отчего так происходит?

Вероятно, от того, что прокурорам более чем кому-то близки и понятны интересы государства, которому они служат и гражданами которого являются.

Тому же Ильину принадлежат прекрасные слова: «может ли быть назван гражданином тот, кто не принимает цель своего государства?

Такой человек может быть в стране, работать или торговать, но в чём же будет выражаться его гражданство, если ему нет дела до интереса, до цели, до задания, до судьбы данного народа и государства? Он явно будет пользоваться удобствами жизни и правами; но не будет нести ни обязанностей, ни бремени, ни ответственности; он будет паразитом или приживальщиком, или, в лучшем случае, гостем, но не гражданином. А чтобы стать гражданином, он должен будет принять интерес государства так, как он принимает собственный».

Прокуроры никогда не были и не будут в своей стране приживальщиками.

* * *

2005й год был во многом рубежным. Президентом России В.В.Путиным начат реальный разворот экономики лицом к человеку. На практике сформировались кристаллы нашей национальной идеи. Есть только несколько фундаментальных вещей, сказал Президент, которые нас объединяют. Это любовь к Родине, любовь к своему Отечеству, ничего нового мы здесь не придумаем… Но чтобы гордиться своей страной нужно быть самодостаточными, … каждый гражданин в отдельности и Россия в целом…

Страна получила стратегические приоритеты развития в виде четырёх национальных программ: образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жилищное строительство.

Это не только 160 миллиардов рублей дополнительного финансирования соответствующих отраслей. По большому счёту, - это национальные приоритеты государственной власти, её конкретные шаги по реализации конституционных гарантий российских граждан, дополнительные вложения в качество развития каждого человека. И нельзя допустить, чтобы проекты погубили расхлябанность или непомерный аппетит коррумпированных чиновников.

При этом, руководствуясь духом и буквой закона, надлежит, прежде всего, озаботиться состоянием исполнительской и всей административной дисциплины, которая сейчас хромает на обе ноги. А это приводит к волоките и даже обструкции при выполнении важнейших государственных решений.

Не должно быть компромисса в противодействии коррупции. Число выявленных случаев взяточничества вроде растёт. (В 2005 году оно достигло 9,8 тыс. преступлений). Но, если посмотреть на состав привлечённых к уголовной ответственности, то станет ясно - в борьбе с этим злом много имитации.

К уголовной ответственности за взятки, в основном, привлекаются врачи, педагоги, судебные приставы, участковые уполномоченные милиции, контролёры различных ведомств; сотрудники паспортно-визовых служб и т.п.

Скамья подсудимых – фактор серьёзный.

В тоже время надо максимально задействовать предупредительные механизмы. Старая пословица гласит: «в беду падают, как в пропасть, а в преступление спускаются по ступенькам». Так вот первая ступенька – это нарушение установленных стандартов поведения чиновников.

Указами Президента России и другими нормативными актами по каждому ведомству определён перечень должностей госслужбы, порядок назначения, аттестации, переназначения и т.п. Это сделано для того, чтобы в ходе административной реформы должности госслужбы заняли компетентные и ответственные люди, действия которых будут прозрачны и контролируемы обществом.

Недостатка в правовой регламентации деятельности чиновников нет. Дефицит в другом. В исполнении нормативной базы и ответственности за невыполнение. Надзорными средствами прокуроры должны восполнить этот дефицит.

2

В центре внимания прокуроров должны быть вопросы конституционной законности. Привычка следовать закону в решениях региональных властей пока никак не может утвердиться. В прошлом году опротестовано 3904 незаконных правовых акта органов государственной власти субъектов Федерации и более 80 тысяч – органов местного самоуправления, в том числе 967 уставов муниципальных образований.

Объект особого приложения сил прокурорского корпуса - реформа органов местного самоуправления. Прокуроры, в рамках своей компетенции, принимали участие на всех этапах преобразований, начиная от определения границ новых муниципальных образований и заканчивая выборами представительных органов местного самоуправления. В некоторых регионах дело доходило до того, что из-за бездействия властей выборы по заявлениям прокуроров назначали суды. Так, например, произошло в Иркутской области при выборах мэра города Братска, в Республике Тыва, где после вмешательства прокуратуры были проведены выборы органов власти 122 новых муниципальных образований.

Сейчас важно не дать развиться их незаконному нормотворчеству. Незаконное нормотворчество слишком дорого обходится правам граждан, интересам общества и государства, порой причиняет невосполнимый ущерб авторитету власти.

3

Уважаемые коллеги!

Я глубоко убеждён, что те, кому небезразлична судьба нашей России, понимают, что только обращение к вечным и непреложным истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения страны, обрести людям подлинный смысл своего бытия.

Но, к сожалению, ряд ключевых позиций и даже целые пласты современной российской жизни не облагорожены духовностью.

Скажу больше.., а много ли в России тех, кто готов признать простую истину: большинство наших проблем, какую бы сферу жизни не взяли, связаны с нравственностью? А точнее, - с её отсутствием.

Ответ, к сожалению, известен.

Между тем забвение именно духовности – главный источник наших бед и нашей слабости. Иначе не понять, почему Россия – крупнейшая по численности населения и территории европейская страна, которая обладает практически неистощимыми природными, людскими, интеллектуальными ресурсами, пребывает пока в таком жалком состоянии.

Возьмите, к примеру, бизнес.

Воинствующий атеизм коснулся трёх поколений. Это привело к тому, что хозяйство, по определению русского философа Булгакова, перестало быть «явлением духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности»... Возобладал культ богатства без чести.

Но восстановление безусловного права человека на собственность нельзя вырывать из системы ценностей, в которой богатство есть результат созидательного труда, а труд – это долг перед Богом и людьми. Только тогда естественное стремление к материальному достатку «умеряется» влиянием высших нравственных принципов.

Работникам правоохранительной системы, не говоря уже о прокурорах, более чем кому-либо видна зависимость преступности от уровня духовно-нравственного состояния общества. На почве духовного кризиса расцвели безверие, распущенность и взаимное ожесточение.

Нас нередко упрекают в том, что мы слабо противостоим проявлениям экстремизма и ксенофобии. Не могу сказать, что эти упрёки безосновательны. Зачастую правоохранительные органы работают в режиме реагирования на свершившиеся факты. Это наглядно подтверждается при расследовании преступлений в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве.

Есть немало обстоятельств, говорящих за то, что общество ещё не выработало устойчивого негативного отношения к ксенофобии. И каждому понятно, что только силовыми средствами терпимости в межнациональных отношениях не добиться. Поможет духовное воспитание и образование. И здесь возможности церкви трудно переоценить. Между тем противников введения в школьный курс основ религии, как известно, немало. А среди них, как мне кажется, больше всего тех, кто как раз критикует всех и вся за слабость борьбы с экстремизмом.

* * *

Немалые надежды связаны с предпринимательством. Вклад малого и среднего бизнеса составляет от 10 до 15% валового внутреннего продукта. Но во многих регионах этот бизнес жив не благодаря заботе властей, а скорее вопреки ей. Недобросовестные чиновники, которые сидят на этой теме, рассматривают порой свою должность как источник административной ренты.

Долгое время на ситуацию не влияли прокуроры. Я был вынужден издать приказ об усилении надзора за исполнением законов в этой сфере. Положение медленно, но стало меняться в лучшую сторону. За четыре месяца действия приказа опротестовано почти полтысячи незаконных нормативно-правовых документов властных структур, которые ограничивали права предпринимателей. Внесено около 600 представлений, полторы сотни ретивых администраторов привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 73 уголовных дела по статьям, предусматривающим ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий, вымогательство и дачу взяток, служебный подлог.

Но, говоря об этом, я спрашиваю вас, уважаемые коллеги, почему каждый раз нужен толчок или указание сверху?

Разве вы сами не отслеживаете ситуацию, не чувствуете, где сегодня больше всего требуется прокурорское вмешательство?

Где оно поможет обществу и государству совершить прорыв?

* * *

Наши возможности противостоять правонарушениям гражданско-правовыми средствами несколько подрезали. По ряду позиций, как скажем, банкротство прокуроры оказались вообще безоружными. В результате во многих местах целые отрасли практически прекратили своё существование как часть региональной экономики.

Всё это безусловно так. Но, отнюдь, не повод, чтобы отказываться от исковой работы. В сравнении с 2004м годом количество исков в порядке арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства увеличилось практически везде. Но в Астраханской, Брянской областях, республиках Марий Эл и Хакасия они практически одной категории – о взыскании задолженности по зарплате.

И совсем другая картина в Саратовской, Иркутской, Самарской, Ростовской, Московской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Краснодарском, Алтайском и Приморском краях, где прокуроры умело и результативно используют гражданско-правовой инструментарий во всех сферах экономики и социальной жизни.

Следует выделить прокуратуру Нижегородской области. Там применяют этот инструментарий для воздействия на значимые болевые точки экономики, экологии, землепользования.

Установив, например, что многие арендаторы земли не платят арендной платы либо имеют большую задолженность, прокуроры начали с того, что обосновали суду право на обращение с исками о взыскании этой задолженности. Доказали, что неполученные бюджетом платежи – это средства для организации общедоступного бесплатного образования; для развития скорой медицинской помощи; для организации газоснабжения населения, удовлетворения других нужд людей. В Арбитражный суд было направлено 542 иска на 112 млн. рублей. Несколько сотен должников в период оформления исковых материалов добровольно погасили задолженность почти на 36 млн. рублей.

В тоже время, пользуясь присутствием на нашей коллегии Вячеслава Михайловича Лебедева, хотел бы специально подчеркнуть одно принципиальное обстоятельство. В начале доклада я приводил данные об исках прокуроров и большой позитивной работе судов по взысканию в интересах граждан заработной платы. Исков могло быть ещё больше, если бы не позиция некоторых судов, в том числе и Верховного Суда.

В ряде регионов суды не раз отказывали прокурорам в приёме заявлений, ссылаясь на то, что перечисленные там причины, по которым граждане не могут сами обратиться в суд, являются неуважительными. А прокурору нечего бежать впереди паровоза.

Отстаивая право прокурора на обращение с такими исками, и для выработки единой судебной практики мы пошли с представлением по конкретному делу. В нём просили отменить определение судьи Талицкого районного суда Свердловской области, которым прокурору отказано в принятии заявления в интересах работницы сельскохозяйственного кооператива Степановой.

Степанова на иждивении имеет пятерых детей и неработающего мужа. Деревня, в которой живёт несчастная женщина, находится в 60 километрах от райцентра. Автобус туда идёт один раз в день: в 6 часов утра в Талицу и в 15 часов обратно. (Только заявление подать нужно больше полдня. А когда работать и за детьми ухаживать?). Стоимость проезда – 50 рублей в один конец. (А денег нет, их ещё надо получить). Учитывая эти обстоятельства, прокурор обоснованно посчитал не только уважительными причины, по которым сама Степанова не может обратиться в суд, но счёл обязанным себя сделать это за заявительницу. Однако Верховный Суд принял позицию районного коллеги.

Оставив женщину без защиты, один на один с недобросовестным работодателем, мы вряд ли сможем убедить её в том, что государство у нас для людей.

Все признают, что механизм защиты интересов государства и общества, а также прав граждан серьёзно ослаблен. Все понимают очевидную ущербность норм нового процессуального законодательства, которые регламентируют полномочия прокуратуры. Необходимые поправки в АПК и ГПК давно готовы… Но время идёт, а ситуация не меняется. Невольно приходишь к выводу: вероятно, кому-то очень выгодно устранить «государево око» из процесса обеспечения законности. А в мутной воде не боясь, творить тёмные делишки.

4

Постоянный надзорный приоритет – экологическая безопасность населения. Состояние здесь, если не критическое, то близкое к нему. По данным Роспотребнадзора до 30% проб воды поверхностных источников не соответствуют минимальным гигиеническим нормам. Значительная часть сельского и немалая часть городского населения не имеет доступа к качественной питьевой воде. То в одном, то в другом регионе фиксируются вспышки кишечных инфекций.

Сильное антропогенное воздействие испытывает Волга и её притоки, из которых осуществляется до 40% общего водозабора для населения страны. За ней, по списку Минздрава, следуют загрязнённые воды Дона, Оби, Лены, Печоры, Енисея и Амура.

В ходу массовые порубки леса, незаконные застройки по берегам водоёмов, сбросы в окружающую среду опасных отходов. В разряд хорошо организованного промысла превратилось браконьерство. Устойчивые преступные группы уничтожают остатки осетровых в Каспийском регионе. Миллиардный ущерб биоресурсам и экономике России наносит промышленное браконьерство, незаконная добыча и контрабанда рыбопродукции морскими судами. На весь мир «прославились» российские суда–добытчики, которые промышляли в водах Норвегии. По ним, естественно, возбуждены и расследуются уголовные дела.

Но это капля в море, которая не отражает истинных размахов браконьерства и контрабанды, но весьма красноречиво характеризует «активную» работу армии контролёров-защитников природных ресурсов.

Какой она подчас бывает, было показано недавно в одной из телепередач. Телезрители увидели рейд работников милиции Камчатской области по реке Большой, задержание браконьеров, изъятие у них лососёвой икры. Увидели, что земля горит под ногами браконьеров.

А на деле всё обернулось фикцией. Вместо того, чтобы действительно заниматься охраной рыбных ресурсов, выявлением и пресечением браконьерства, на роль браконьеров уговорили двух местных жителей. Снасти и икру выпросили у организации, которая ведёт лов на законных основаниях. А уж «удачливых» борцов с браконьерами сыграли сами милиционеры.

При такой постановке дела понятно, что браконьерам нечего бояться.

В сохранении биоресурсов минимальна роль Росрыболовства и Россельхознадзора. Минсельхоз должен был подготовить более двух десятков нормативных актов по этим вопросам. Однако прошёл год, а министерство так и не сподобилось разработать большинством необходимых документов.

Оценивая состояние прокурорского надзора, нельзя не видеть, что многие прокуроры грешат откровенной мелочью. В отчётах значатся десятки тысяч выявленных нарушений закона. Но по ним нет уголовных дел и судебных исков, таких как, например, у Волжской природоохранной прокуратуры.

В прошлом году судами удовлетворено более двухсот её исков с требованиями прекратить деятельность предприятий-загрязнителей по переработке древесины, почти 250 – разработки месторождений полезных ископаемых, свыше пятидесяти – по сбросу загрязнённых сточных вод.

Можно выделить прокуратуру Красноярского края. Там не «мелочёвкой» занимаются, а бьют по крупным правонарушителям.

Сошлюсь на один пример. Основным загрязнителем в крае является Красноярский алюминиевый завод. В его выбросах половина таблицы Менделеева. Представления, административные производства в отношении должностных лиц завода ситуацию не меняли.

Что сделал прокурор края?

Он в защиту жителей краевого центра направил иск в суд с требованием признать действия «КрАЗа» незаконными. Суду были представлены материалы специалистов – экологов, из которых следовало, что увеличение объёма выпускаемой продукции не обеспечено соответствующими темпами строительства газоочистного оборудования, а вредные выбросы напрямую сказываются на здоровье горожан.

Решением федерального суда требования прокуратуры удовлетворены. Но главное заключается в другом. В период судебного рассмотрения руководство «КрАЗа» согласилось с требованиями прокуратуры. Завод добровольно прекратил сверхнормативные вредные выбросы. На природоохранные мероприятия на ближайшие пять лет выделено 270 млн. долларов, из которых 73 млн. уже освоены. Введены в строй пять новых систем сухой газоочистки, что существенно снизило уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

* * *

Немалый урон национальной экономике причиняется чрезвычайными происшествиями. В основе многих чрезвычайных ситуаций лежит так называемый человеческий фактор, извечный расчёт «на авось», игнорирование технических правил и положений закона. Поэтому, чтобы не «завалиться» уголовными делами об авариях и чрезвычайных происшествиях, необходимо усилить надзор за выполнением возложенных законом обязанностей органами технического, экологического и других видов контроля. Предупредить чрезвычайную ситуацию гораздо важнее, чем расследовать её последствия.

Деятельность контролирующих органов во многих регионах малоэффективна. Например, в Волгоградской области только федерального уровня находится более трёх десятков контрольных и ревизионных служб со штатом почти 5 тысяч человек и ежегодным фондом зарплаты в полтора миллиарда рублей.

А что же они наработали?

По сути, - безделицу. Содержание Федеральной антимонопольной службы казне обошлось в 4,8 млн. рублей, а общая сумма наложенных этой службой штрафов - 135 тыс. рублей.

Бюджетное финансирование управления Роспотребнадзора составило почти 7 млн. рублей, а взыскано штрафов только 606,5 тыс. рублей.

Для Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости выделено 21,5 млн.рублей, а штрафных санкций взыскано на 209 тыс. рублей.

Вот вам весь КПД. Энергия ушла в пар.

5

Теперь о преступности. Количество зарегистрированных преступлений возросло почти на четверть и достигло 3,5 миллионов. Эта цифра, хотя и не в полной мере, но в сравнении с прошлым годом, более достоверно характеризует уровень поражения общества криминалом.

По-иному и не могло быть.

Во-первых, не произошло сколь-нибудь заметных изменений в причинном комплексе преступности.

Во-вторых,.. пусть незначительно, но сказались меры по наведению порядка в регистрации и учёте преступлений. Наступательная позиция руководства МВД и, в первую очередь, министра Р.Г.Нургалиева вселяет уверенность в том, что можно добиться коренного перелома.

* * *

Характеризуя состояние следствия и надзора за ним, должен отметить, что прокуроры для пресечения нарушений стремились по максимуму использовать предоставленные полномочия.

Почти 160 тыс. материалов, которые поступили к ним с постановлением о возбуждении уголовного дела, возвращении для дополнительной проверки. На 500 тыс. увеличилось число материалов, по которым отменены постановления об отказе в возбуждении дел. По 20 тысячам материалов прокурорами отказано в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Последнее обстоятельство никак не даёт покоя тем, кто спит и видит возможность бесконтрольно возбуждать так называемые «заказные» дела. Они и мотивы внешне убедительные приводят: якобы «для упрощения процедуры… повышения оперативности…». И поправку соответствующую в статью 146ю УПК уже приготовили.

Даже на экономическую целесообразность ссылаются: дескать, «для отмены согласия прокурора дополнительных расходов из средств федерального бюджета не потребуется».

Да, не потребуется… Но любому, кто понимает ситуацию, ясно, что замена разрешительного порядка на уведомительный вернёт систему правоохраны к порочной практике, когда в сферу уголовного преследования необоснованно вовлекались тысячи граждан, а уголовные процедуры использовались для конкурентной борьбы в коммерческом секторе, нанесения ущерба деловой репутации, били по конституционным правам граждан и юридических лиц.

Новый УПК позволил в разы сократить количество прекращённых производством уголовных дел, на расследование которых напрасно тратились средства, время и людские ресурсы.

Посудите сами.., в 2001 году до принятия кодекса, по России было прекращено 348 тыс. уголовных дел или практически каждое пятое.

В 2005 году число прекращённых дел составило 88 тыс. или чуть больше 7% от общего числа оконченных. В Республике Саха (Якутия), Нижегородской, Сахалинской, Ульяновской и ряде других областей этот показатель не превышает полтора-два процента.

Вот вам реальный результат работы нормы закона, допускающей возбуждение уголовного дела только с согласия прокурора.

* * *

Количество нераскрытых преступлений, по сравнению с 2004м годом, увеличилось на треть и превысило 1 млн. 658 тысяч. Сотни тысяч преступников ушли от правосудия.

Не раскрыто 5043 умышленных убийства и более 27 тыс. других особо тяжких преступлений. В Тульской области, Дагестане, Калининградской областях, Республике Калмыкия не раскрыто от 25 до 35% таких преступлений.

Не думаю, что условия работы, кадры и другие обстоятельства в этих регионах разительно отличаются от условий, в которых работают прокуроры и следователи в Татарстане, Чувашии, Тамбовской, Кировской, Саратовской, Оренбургской областях, где показатели раскрываемости убийств 80-90%.

Отличия, на мой взгляд, только в отношении к долгу и в умении организовать дело, в желании сработать на результат. По тому как раскрываются преступления, изобличаются виновные, пострадавшим возмещается ущерб, люди судят о справедливости и силе государства, возможностях и авторитете его правоохранительных органов.

Не первый раз речь идёт о постоянных следственно-оперативных группах. Их усилиями раскрывается большинство неочевидных опасных преступлений, в том числе убийств прошлых лет. Эффективна их работа в Татарстане, Иркутской, Челябинской, Свердловской, Пермской областях, Краснодарском крае, где в прошлом году раскрыты по два-три и более десятка преступлений этой категории.

В тоже время буквально единицы убийств прошлых лет раскрыты в республиках Калмыкия, Коми, Тыва, в Архангельской, Магаданской, Новгородской и ряде других областей.

Что происходит, уважаемые коллеги?..

Почему каждый раз нужно чуть ли, простите, не носом тыкать в очевидные вещи?..

* * *

О статьях Уголовного кодекса, которые имеют предупредительную направленность, говорить устал буквально на каждом совещании.

В тоже время в регионах, например, Уральского федерального округа, последовательная и конкретная работа на этом направлении позволила увеличить регистрацию преступлений, связанных с угрозой убийством почти на треть. На 40% возросла регистрация истязаний, на 60 – побоев и фактов лёгкого причинения вреда здоровью.

Но, собственно, дело не в процентах.

Дело в другом. Спасены жизни сотен людей. Особенно женщин, которые страдают от своих мужей-извергов. Не вмешайся правоохранительные органы вовремя, - они стали бы жертвами бытовых пьяниц и семейных дебоширов.

* * *

Пристального внимания требуют проблемы пресечения преступлений экономической направленности, особенно в топливно-энергетическом комплексе. Это крайне криминализированная отрасль. Президент Российской Федерации В.В.Путин был вынужден дать специальное поручение об осуществлении мер по декриминализации ТЭКа.

Во исполнение этого поручения правоохранительными органами, прямо скажем, сделано немало. Но остановиться я хотел бы не на победных реляциях, а на более всего беспокоящих проблемах.

По-прежнему много дел оперативного учета милицией заводится по малозначительным фактам.

Более того, желая «раздуть» статистику, к преступлениям экономической направленности в ТЭКе относят преступления, которые даже близко таковыми не являются. Порой доходит до смешного. По мнению горе-сыщиков, если гражданин попался с поддельным проездным на автобус, а раз автобус работает на бензине, значит налицо ущерб ТЭКу. И преступление в отчёте проходит по разделу «топливно-энергетический комплекс». В Ханты-Мансийском автономном округе проверка выявила в отчёте 270 таких преступлений.

В Тюменской области пошли дальше. К числу «тэковских» там, пока прокурор не вмешался, относили самовольное подключение к сетям кабельного телевидения.

Эти «преступления» из отчётов, естественно, исключены.

Но что бросается в глаза? Явное стремление иных должностных лиц отличиться громкой операцией, втереть нам дутые показатели.

Сейчас не война и разные спецоперации вряд ли уместны. Наоборот, на каждом участке нужна систематическая профессиональная работа.

* * *

Тенденции и просчёты в противодействии экономическим преступлениям почти зеркально проявляются на другом участке. Я имею в виду организованную преступность и бандитизм.

К сожалению, данные за весь 2005й год ещё не готовы, но и по тем, что есть можно составить представление о ситуации.

Согласно отчётам МВД, подразделениями по борьбе с организованной преступностью в 2004м и 1 полугодии 2005го по статье 210 (организация преступного сообщества) возбуждено 329 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечено 409 наиболее опасных авторитетов преступного мира.

Согласитесь, это серьёзный удар по криминалу.

Но возьмём данные Судебного департамента. Ведь венец усилиям оперативников и следователей – это приговор суда.

Так вот, за организацию и участие в преступном сообществе за этот период осуждены всего 40 человек. Вдесятеро меньше, чем отчитались. Тигр оказался бумажный.

Мне представляется, что есть смысл рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения подразделений по борьбе с организованной преступностью. Ведь, если их статистика и дальше будет формироваться такими темпами, то скоро большинство населения разместится на строках отчётов. Не пора ли вернуть эту структуру в систему уголовного розыска с тем, чтобы их реально загружали работой.

Существенно расходятся данные уголовной и судебной статистики применительно к результатам борьбы с бандитизмом.

Вместо реальной борьбы вновь борьба за благополучие в отчётах. В течение прошлого года прокурорами снято с учёта более 10 тысяч преступлений так называемой экономической направленности, бандитизма и оргпреступности, неправомерно включённых в статистическую отчётность.

Безусловно, прокурорский корпус и впредь должен противостоять обману относительно размеров и результатов борьбы с опасными видами криминала. Но вместе с тем не следует забывать об обязанности быть организатором и руководителем следствия. А значит при возбуждении дел добиваться необходимого оперативного сопровождения, обеспечивать, в рамках предоставленных полномочий, сбор и закрепление доказательств, достаточных для того, чтобы упечь за решётку и рядового бандита и организатора преступного сообщества. Делить ответственность здесь надо поровну.

(Применительно к общим задачам в последнее время следует выделить противодействие такой форме преступной деятельности как торговля людьми. В прошлом году было зарегистрировано 60 таких преступлений. Но вряд ли это соответствует истинному положению. Сколько фактически проданных есть среди тех, кто значится без вести пропавших, похищенных или сгинувших бесследно в нелегальной миграции?

Кто в состоянии ответить? Поэтому любые сведения, заявления или сигналы такой тематики для всех звеньев прокуратуры, подчёркиваю, - для всех – это материалы особого контроля и проверки особой тщательности.)

* * *

Совершенно очевидно, что в серьёзном совершенствовании нуждается надзор за следствием и дознанием в органах МВД.

В работе многих следственных подразделений стало нормой игнорировать требования УПК о полном и всестороннем расследовании преступлений. Не является образцом, как мы его не критикуем, Следственный Комитет при МВД России.

Рашид Гумарович Нургалиев, всерьёз озаботившись псевдоработой Комитета, издал специальное распоряжение. В распоряжении чётко расписано, какие дела по своему статусу должен расследовать Следственный Комитет, что делать для того, чтобы на Комитет равнялись низовые подразделения.

И что вы думаете, сразу побежали выполнять это распоряжение? Да,.. но с точностью до наоборот.

Например, возбудили уголовное дело в отношении директора филиала «Мостранссклада». Преступление это к категории тяжких не относилось, уголовное дело ни особой сложности, ни трудоёмкости для расследования не представляло. Его можно было расследовать в любом райотделе. Но заветная галочка в отчёте превысила и распоряжение Министра, и здравый смысл, и заботу об уважении и авторитете коллег.

Зато другое дело о незаконном кредите и хищении путём поддельных векселей более 20 различных компаний Комитет, грубо выражаясь, «скинул» в управление по Центральному федеральному округу, а те, по примеру вышестоящих коллег, в следственную часть УВД столичного округа.

А хищение на сотни миллионов. Следственные действия надо производить в различных регионах России, в Казахстане и Швейцарии. Зачем Следственному Комитету возиться с таким делом?

Я прошу начальника Главка Генеральной прокуратуры А.П.Кизлыка употребить, наконец, власть. Навести порядок. В противном случае придётся ему самому нести ответственность.

Уважаемые коллеги!

Казалось бы, после издания совместно с Министром приказа «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел», количество необоснованных постановлений должно резко пойти вниз или, по меньшей мере, заметно сократиться. Но не произошло ни того, ни другого.

Число укрытых от регистрации преступлений путём необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела также не уменьшилось, хотя по логике должно сходить на нет. В прошлом году на этот способ пришлось 138 тыс. укрытых от регистрации преступлений.

Среди восстановленных на учёт преступлений оказалось более 700 убийств, свыше полутора тысяч случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 83 тысячи преступлений против собственности, 4500 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

К каким только ухищрениям работники милиции не прибегают. Не останавливает даже угроза сесть на скамью подсудимых.

По направленным в суд делам за сокрытие преступлений от регистрации и учёта к уголовной ответственности привлечено 1270 сотрудников милиции.

По сравнению с 2004 годом это значительно больше. Причём больше не только в количестве, но, как говорят шахматисты, и в «качестве». Ведь до последнего времени уголовную ответственность несли преимущественно стрелочники – участковые да оперуполномоченные. Они нередко были заложниками установок их руководителей любым способом приукрасить криминальную обстановку. В 2005 году на скамье подсудимых оказались более 450 руководителей райгорорганов, которые создавали или сознательно поддерживали практику укрытия преступлений.

Называя цифры, я не имею цели, как кто-либо может подумать, камня на камне не оставить от МВД и проводимой министерством работы. Но в тоже время убежден, что меры министерства и руководителей региональных подразделений для наведения порядка должны быть более действенными, а может быть, - и более суровыми.

Чего греха таить? Ведомственный контроль, с которым МВД связывает надежды на укрепление учетной дисциплины, во многих местах носит эпизодический и, я бы сказал, случайный характер. Нередки факты так называемой корпоративной солидарности, но в извращённом её понимании. И тогда контролёры встают в один ряд с укрывателями.

Сошлюсь на материалы уголовного дела по обвинению оперативного дежурного Комсомольского РОВД Чувашской Республики Митюкова и помощника начальника этого РОВД по кадрам Ульдиной.

Первый, получив от гражданки заявление о краже денег из квартиры, его не зарегистрировал, а материалы проверки утаил. Когда всё стало явным и прокурор возбудил дело о краже, начальник райотдела поручил кадровику, которая одновременно была членом комиссии по учётно-регистрационной дисциплине, провести служебную проверку. Та, вопреки фактическим обстоятельствам, составила заключение о том, что факт укрытия не подтвердился. А чтобы прокурор не усомнился, оба нарушителя пошли к потерпевшей, дали ей денег и склонили к написанию нового заявления о том, что никакой кражи не было, а деньги нашлись.

Итоги 2005 года для Министерства внутренних дел и прокуратуры должны стать основанием для самых серьёзных выводов и мер по совершенствованию подбора кадров, мотивации и оценок их деятельности.

* * *

А что, применительно к сложившейся ситуации, должны были делать прокуроры?

В первую очередь, - подкрепить совместный приказ Генерального прокурора и Министра внутренних дел конкретной организаторской работой.

Райпрокуроры нередко не соблюдали установленные приказом сроки, формально изучали материалы, принимали решения «задним» числом. За подобное отношение к выполнению приказа в Приволжском федеральном округе, к примеру, пришлось наказать в дисциплинарном порядке 124 сотрудника прокуратуры, а четырёх райгорпрокуроров от должности освободить.

Весьма часто прокуроры просто спят и вспоминают о своих обязанностях только тогда, когда к ним вдруг едет ревизор.

* * *

Под контроль необходимо взять законность деятельности органов федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По численности эта служба самая большая в мире. Но, если бы количество сопровождалось соответствующим качеством.

Сотрудниками органов наркоконтроля выявляется только треть общего количества преступлений. Остальные по-прежнему приходятся на милицию и другие правоохранительные органы. Среди оконченных расследованием уголовных дел лишь каждое четвёртое – дело наркоконтроля. По делам самые длительные сроки и самые низкие показатели качества следствия.

Что же касается характера выявляемых преступлений, то среди них, как и прежде, больше тех, которые находятся на поверхности. Это приобретение, хранение, изготовление, перевозка наркотиков. А вот преступления глубинного характера, с которых начинается наркоцепочка и которые продуцируют приобретение, хранение наркотиков, выявляются редко. За весь год выявлено всего 124 случая незаконного производства наркотиков, 371 - склонения к потреблению наркотиков и чуть больше 3 тыс. случаев организации либо содержания притонов.

Наркоконтроль – служба молодая. Но в практике работы уже утвердились негодные приёмы. Я имею в виду укрытие преступлений, случаи увода наркодельцов от законной ответственности, факты вымогательства, взяток и других злоупотреблений по службе.

Случается, что борцы с наркопреступлениями сами встают в ряды торговцев наркотиками, а для искусственного завышения количества выявленных преступлений не гнушаются провокацией.

В Костромской области недавно арестованы старший уполномоченный и заместитель начальника отдела Управления ФСКН по этой области. Прокуратура установила, что они были на содержании цыган-наркоторговцев, оповещали их о предстоящих оперативных мероприятиях. Но для создания видимости активной собственной деятельности подсунули гражданину 75 грамм героина и организовали его задержание как наркокурьера.

До недавнего времени казалась неразрешимой проблема единой отчётности о результатах борьбы с наркотиками. Случалось, что одно и тоже количество изъятых наркотиков проходило по отчётам разных ведомств. И каждый раз увеличивалось на число этих ведомств, создавая у общества иллюзию активных мер. Было и так, что итоговые результаты формировались только на основе ведомственного учета наркоконтроля. Наконец, после сверок все участники противодействия незаконному обороту наркотиков привели отчётность к единому знаменателю.

* * *

Не менее пристального внимания прокуроров требуют таможенные органы. Накануне профессионального праздника Руководитель Федеральной таможенной службы был щедр на газетные интервью. (Дело совершенно нужное, да ещё и по приятному поводу). Приводились огромные суммы таможенных платежей, проценты выигранных дел, наказанных правонарушителей и т.д. и т.п.

Но что стоит за мажорными реляциями?

Названные суммы далеки от тех, что госбюджет должен получать, будь таможенная граница действительно на замке и не помогай недобросовестные таможенники открывать его таким же участникам внешнеэкономической деятельности. По расчётам Международного валютного фонда Россия ежегодно теряет 6 млрд. долларов таможенных платежей. (Это к вопросу об инвестициях в экономику).

Однако какое дело о контрабанде не возьми, обязательно будет либо ротозейство таможенников, либо непосредственное (от рядовых до руководителей) участие должностных лиц таможни в преступных действиях. Неудивительно поэтому, что контрабанда совершается в крупных размерах, организованными группами, длительное время по налаженным каналам.

Прокуратурой в Ярославской области сейчас расследуется уголовное дело о контрабанде электронной техники на сумму свыше 20 млн.рублей. Контрабандистам, а они действовали на территории Ярославской и Московской областей, помогали таможенники. Обвинение предъявлено десяти сотрудникам таможни, в том числе заместителю начальника.

Длительное время таможенники не могут разрешить проблему пресечения фактов недостоверного декларирования товаров и транспортных средств. Возможности существующих автоматизированных систем контроля таможенного транзита либо не используются, либо, наоборот, служат средством для махинаций недобросовестных таможенников.

Как это происходит, видно из материалов уголовного дела по обвинению должностных лиц Северо-Западного таможенного управления и Выборгской таможни. В таможни назначения они не направили 148 электронных файлов, а в компьютерную систему внесли недостоверные электронные подтверждения доставки товаров. Это дало возможность владельцам уклониться от уплаты необходимых платежей. В итоге ущерб государству составил 600 млн.руб.

Электронные базы данных практически не защищены. Дело доходит до копирования информации даже из центральной базы Федеральной службы. Информация передаётся в распоряжение заинтересованных коммерческих организаций и частных лиц. А как она ими используется, представить нетрудно…

6

Для оценки участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел весьма подходит определение известного русского юриста Анатолия Фёдоровича Кони. В своё время он писал, что «одно из условий действительного правосудия - слушать голос своей совести и не заботиться о том, «что скажут».

Не везде прокуроры усвоили это главное правило. Участие гособвинителей в уголовном процессе пока, к сожалению, ещё не гарантия постановления по делу законного, понятного и справедливого приговора. Но, если в Ростовской, Саратовской, Амурской областях, Чувашской Республике, Башкортостане, Приморском крае, где работа организована надлежащим образом, и по кассационным представлениям прокуроров исправляются более 90% неправосудных приговоров, то в Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Калининградской, Ленинградской областях этот показатель едва дотягивает до 60-70%.

Заместителя Генерального прокурора Кехлерова С.Г. я прошу в I-м полугодии взять работу перечисленных прокуратур на особый контроль. Если положение не изменится, жду предложений об организационных и кадровых решениях.

7

Переходя к оценке действий военных прокуроров, должен отметить, что прокурорский надзор в Вооруженных Силах стал, (применяя военную терминологию), более наступательным. Материалы военной прокуратуры не раз рассматривались Советом Безопасности и Президентом Российской Федерации.

Вместе с тем наши действия ещё неадекватны обстановке.

В войсках растёт преступность, 16 тыс. военнослужащих за год привлечены к уголовной ответственности. Причём криминальные ряды пополняют офицеры и старшие офицеры. Ими можно было укомплектовать два полнокровных полка. А вообще за последние два года осуждены более сотни командиров воинских частей, 8 генералов и адмиралов, ещё трое дожидаются приговора, а в отношении девяти проводится следствие.

Как армия может защищать Отечество, если в ходу сплошь и рядом факты разукомплектования военной техники, хищений топлива и горюче-смазочных материалов?

За посягательства на вооружение, технику, имущество и бюджетные средства в прошлом году осуждено более тысячи военнослужащих. Они наворовали столько, что можно было бы купить три десятка современных танков.

Приведу на выдержку пару уголовных дел.

Первое.., по обвинению командира отдельного полка радиоэлектронной борьбы в Дальневосточном военном округе. По его вине оказались разукомплектованными 19 автомашин с техническими средствами радиоэлектроники и 10 агрегатов электропитания. Ущерб почти 5 млн.рублей.

Следствием установлено, что дорогостоящее оборудование снималось с машин и расхищалось более 4х лет. Но ни командир, ни проверяющие из штаба округа, которые четыре раза проверяли полк, ни контролёры объединения, которые тоже трижды проводили проверку, ничего не обнаружили.

Ещё более «показательно» дело по обвинению группы военнослужащих отдельного батальона 61й Воздушной армии. Эта группа на протяжении трёх лет похитила сотни тонн горючего на общую сумму около 50 млн.руб. Территория их преступной деятельности охватывала пять военных округов, а также части и соединения Ракетных войск. Всё это время в частях, где совершались хищения, регулярно проводились проверки финансовой и хозяйственной деятельности, в том числе и ревизорами Военно-воздушных Сил, но ни одна из них даже признаков неблагополучия не усмотрела.

Создаётся полное впечатление, что налаженной системы учёта и контроля за использованием военного имущества нет, а в контрольно-финансовых ведомствах Министерства обороны, военных округов и соединений служат много не специалистов, либо чины, падкие на угощения и подарки. Отсюда такой коэффициент полезного действия. Поэтому прокурорам надлежит регулярно проверять эффективность их деятельности, законность и достаточность принимаемых мер. Они должны стать объектом постоянного надзора.

Таким же объектом требуется сделать целевое расходование бюджетных средств и, прежде всего, выделенных в рамках оборонного заказа.

Это относится ко всем войскам, но, в первую очередь – к Вооружённым Силам. (Бюджетные расходы на эти цели им вновь увеличены и превышают 236 млрд.рублей).

Тащат всё - от продовольствия до индивидуальных средств бронезащиты. Нет таких сфер военного хозяйствования и видов обеспечения армии и флота, где бы бюджетные средства не стали лакомым куском для желающих поживиться за счёт государства и его граждан.

В Минобороны созданы две новые структуры, ответственные за организацию закупок вооружения, а также заказов и поставок материальных средств. Появилась надежда, что, наконец, будет порядок. Тем более, что руководители этих структур не кто-нибудь, а заместители министра обороны.

Но не тут-то было.

Первое подразделение – Единый орган заказов вооружения длительное время бездействовал. Свыше миллиарда рублей на ремонт, закупку и создание новых образцов вооружения остался неосвоенным.

А с теми деньгами, что израсходованы, судя по всему, ещё предстоит разбираться в том, насколько законны действия военных чиновников.

На сегодня предъявлены обвинения заместителю начальника Главного ракетно-артиллерийского управления генералу Хромову и его подчинённому – генералу Знахурко. По представлению прокуратуры судом они отстранены от занимаемых должностей.

Как установлено следствием, они заключили государственный контракт с одним из акционерных обществ на поставку в войска бронежилетов на общую сумму более 70 млн. рублей. Ни соответствующего оборудования, ни производственных мощностей, необходимых для производства бронежилетов, предприниматели не имели. Однако это обстоятельство не стало препятствием для контракта. Изготовленные коммерсантами бронежилеты, конечно же, оказались никуда негодными и легко пробиваются пулями из пистолетов ПМ.

Виновные понесут законное наказание. Но вот что примечательно. В самом Министерстве вопрос об отстранении от должностей проштрафившихся генералов даже не рассматривался. Более того, когда решение об отстранении принял суд, заместитель министра Московский стал названивать в прокуратуру и просить не исполнять судебное постановление. Его горе-подчинённые нужны для составления статотчётов и заключения новых договоров.

Вот и получается, что к принятию решений о расходовании бюджетных средств вновь и вновь допускаются те, кто уже однажды пустил их на ветер.

А что касается второго подразделения - Центра заказов и поставок, так тот вообще начал свою деятельность с грубых нарушений при поставке сигарет. Их в войска, по заключённым контрактам, поставили две коммерческие фирмы. Производителями сигарет они не являлись, а были обыкновенными посредниками и цену «вздули» вдвое выше, чем цены действительных производителей. Ущерб более 60 млн.руб.

* * *

На такой же коллегии в январе прошлого года я говорил о том, что быть с войсками, жить их жизнью, обеспечивать средствами надзора законность и порядок – это не просто служба, это назначение военных прокуроров.

В сводках происшествий едва ли не каждый день содержатся сообщения о самоубийствах, травматизме и гибели военнослужащих, уходе их с мест несения службы. В прошлом году от преступлений и происшествий погибли почти 1300 военнослужащих. Это больше, чем за 2004 год. Львиная доля (около тысячи) приходится на Вооруженные Силы, чуть больше сотни – внутренние войска МВД, около сотни - пограничные органы и остальные - на войска гражданской обороны.

Безусловно, важно расследовать каждый случай, докопаться, что называется, до истинных причин, установить виновных и причастных лиц. Но, повторю, не менее важно предупредить неисполнение возложенных обязанностей, добиться, чтобы из каждого происшествия извлекались практические уроки. Ведь совершенно очевидно, что по всей вертикали органов военного управления нет по сути работы по профилактике и пресечению неуставных проявлений и рукоприкладства.

Дикий, по другому не назовёшь, случай произошёл в Челябинском танковом училище. Всё это происходило в казарме, но ни дежурному по подразделению, ни офицерам, которые по долгу службы обязаны были поддерживать порядок, не было никакого дела до происходящего. Более того, когда последствия для здоровья пострадавшего стали очевидны, попытались ещё и скрыть преступление.

Как это ни прискорбно, командир перестал быть образцом, перестал быть примером. В отношениях с подчинёнными мордобой становится нормой. За рукоприкладство осуждены 550 офицеров.

Нередки факты, когда солдаты получают травмы и гибнут на работах, (выражаясь официальным языком), не обусловленных исполнением обязанностей военной службы. А проще говоря, когда сдаются отцами-командирами в аренду частным лицам, коммерческим структурам, а порой вышестоящему начальству.

Приказ Министра обороны по этой теме обошёл все средства массовой информации. Однако при всём уважении должен отметить, что, во-первых, этот документ слишком запоздал. Отдельные случаи превратились в систему.

А во-вторых с требованиями приказа не очень церемонятся.

В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении командира отдельного батальона материального обеспечения подполковника Пугачёва. Тот не испугался министерского приказа и по-прежнему отдавал солдат разным людям. В конце октября на строительстве частного дома оказались рядовой Гринёв и младший сержант Маслов. Оставленный на стройке сержант утром был найден мёртвым с признаками отравления угарным газом.

И это обстоятельство не смутило подполковника. Он дал указание издать приказ о том, что сержант не погиб, а убыл в отпуск с последующим увольнением в запас. Изготовили отпускной билет, предписание, воинские перевозочные документы.

До какого же цинизма надо дойти?

Уважаемое руководство Министерства обороны!

Я могу бесконечно повышать спрос с прокуроров, работающих в войсках. Однако пока сама армия в своих рядах не займется реальной очистительной работой, пока не заработают в полную силу внутриармейские институты, не будет налажена профилактическая работа, пока на офицерских собраниях люди не начнут говорить друг другу правду и взыскательно спрашивать за каждый проступок – серьёзных сдвигов в борьбе с преступностью в Вооружённых Силах ожидать не приходится.

* * *

В этом году я давал себе зарок не трогать самый неповоротливый институт правоохранительной системы – исправительные учреждения Министерства юстиции. Тем более, что после нашей критики ситуация понемногу стала меняться к лучшему. За счёт расширения действующих следственных изоляторов и строительства новых корпусов приближается к норме «жилая площадь» осуждённых и подследственных. Улучшилось медицинское обслуживание осуждённых, материально-бытовое обеспечение и питание спецконтингента.

Иными словами, позитив налицо.

Но есть ещё много но …

Имеется немало изоляторов, где по-прежнему для подозреваемых и обвиняемых нет достаточного количества индивидуальных спальных мест, постельных принадлежностей, посуды и т.п.

Одним обвиняемым, как, например, в следственном изоляторе № 1 Черкесска, ВИПовские камеры с коврами и мобильными телефонами, а другим, как в Бурятии, дырявые одеяла в разбитых окнах. В столичном СИЗО № 5 один обвиняемый, полгода владея телефоном, даже индивидуальный сайт открыл в Интернете.

Возьмите историю с исправительной колонией № 3 в Курской области. Администрация там полностью себя дискредитировала.

В колониях только каждый третий-четвёртый осуждённый имеет возможность работать и зарабатывать хоть какие-то деньги. А ведь это способ улучшить их собственное содержание, необходимое условие для выплат по исполнительным листам, чтобы вернуть потерпевшим и государству причинённый ущерб.

Конечно, старые производственные связи разрушены, а нынешние предприниматели не особенно торопятся работать с партнёрами за колючей проволокой.

Но кто же будет искать средства для создания дополнительных рабочих мест, находить партнёров, налаживать производственные связи?

И здесь я не могу понять отстранённую позицию Минюста.

Ведь нашёл же министр средства на то, чтобы пусть в порядке эксперимента, но пробить, как в Финляндии, бюро юридической помощи малоимущим. Сначала создали условия, что без тугого кошелька гражданину нечего рассчитывать на правовую помощь. А теперь эксперименты проводим.

И в противодействии распространению тюремной субкультуры хотелось, чтобы роль Минюста была бы более заметна. Свобода творчества, безусловно, важна. И никто не собирается указывать режиссёру или писателю, что и как снимать или писать по тюремной теме. Но если процесс вообще пустить на самотёк, есть риск, что молодёжь станет жить по понятиям «братвы», а люди потеряют элементарное уважение к государственным институтам.

И, чтобы завершить тему, я прошу прокуроров по полной мерке использовать предоставленные полномочия, чтобы совместными усилиями с сотрудниками исправительных учреждений навести порядок.

В сфере пристального внимания должны быть подразделения Федеральной службы судебных приставов. Там до сих пор порядка ещё мало, а сами приставы время от времени меняют служебные кабинеты на скамью подсудимых.

Не меньшего внимания требует ещё одна структура - Росрегистрация. Людям порой приходится сталкиваться с фактами, когда регистраторы отказывают им без законных к тому оснований, требуют предоставления документов, которые не предусмотрены законом, нарушают сроки приёма и выдачи документов. В тоже время нужным людям это делается и без полного комплекта документов и совсем в другие сроки.

9

Традиционная часть доклада – кадры.

В сравнении с другими правоохранительными ведомствами, прокуратура сегодня обладает наиболее подготовленными кадрами, с относительно неплохим материально-техническим обеспечением и развитой правовой базой. Июльский Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина, касающийся оплаты труда прокуроров и следователей, добавил уверенности в том, что положение наше будет стабильным, а денежное содержание – достойным. И в этом мы ему очень благодарны. Таким образом, есть все условия для того, чтобы каждый прокурор, каждый следователь, не говоря уже о руководителях областного и республиканского звена, стал по-настоящему «штучным» изделием.

Пока, к сожалению, это не так.

Сегодня у меня нет цели провести анализ состояния кадровой работы. Я прошу своего первого заместителя, заместителей в федеральных округах обстоятельным образом изучить ситуацию и подготовить предложения для рассмотрения на одной из ближайших коллегий.

Сам ограничусь следующими замечаниями.

Первое.., некоторые наши назначенцы не выдержали испытание ответственностью за порученное дело.

Мы многое делали для того, чтобы прокуратура в Чеченской Республике стала эффективным инструментом утверждения правового порядка. «Вкачивали» туда деньги, оснащали техникой, направляли специалистов, удовлетворяли все штатные запросы. Но, к сожалению, прокуратура так и не заработала как следует.

Проверка показала, что бывший руководитель не сумел настроить аппарат республиканской прокуратуры и райгорпрокуроров на решение главных задач. Проверяющими были возбуждены 464 уголовных дела, в том числе 32 – об убийствах, которые при попустительстве прокуроров оказались укрытыми от регистрации и учёта. Отменены более двухсот незаконных постановлений об отказе в возбуждении и 53 постановления о приостановлении уголовных дел. Среди них 42 – дела об убийствах.

Уже по этим цифрам можно судить, что жителям многострадальной Республики рассчитывать на защиту от криминала не особенно приходилось.

Другая, кричащая для Республики проблема, - целевое использование средств, которые предназначены для выплат за утраченное гражданами жильё и имущество. Проверяющие и здесь были вынуждены за прокуратуру Республики возбудить более трёх десятков уголовных дел в отношении должностных лиц, которые использовали свои полномочия для обогащения за счёт государства. Три сотни уголовных дел составили посягательства на нефть и нефтепродукты.

Назначенному прокурором Республики Валерию Алексеевичу Кузнецову нужно много сделать для того, чтобы переломить ситуацию.

В отставку отправлен прокурор Вологодской области Корнилаев. В прошлом году он получил строгий выговор за то, что бригада Генеральной прокуратуры не нашла даже проблесков осмысленной работы на основных надзорных участках. И в значительной мере потому, что прокурор области, его заместители не вникали в организацию дела, жили по принципу: день пережит и слава Богу.

Некоторые прокуроры забыли ещё одно правило: «что положено Юпитеру, то не положено быку». Далеко не все уяснили для себя, что жилье мы приобретаем только за счёт федерального бюджета и никаких квартир в виде так называемых подарков от местных органов или организаций не может быть в принципе. Это – во-первых.

Во-вторых, государство не обязано обеспечивать всех родных и близких прокурора за счёт предоставления ему квартир на каждом новом месте службы.

* * *

И в заключение…

Российский историк Василий Осипович Ключевский считал, что «отличительной способностью России является умение подниматься после падения».

В такой громадине, как Россия, ничего не делается вмиг. Нельзя сказать, чтобы в государстве вдруг появилось гражданское общество, а само государство сделалось правовым. Но решено, что оно должно быть таким. С большими трудностями, по частям под него подводится фундамент. Этот фундамент называется законностью.

Ещё не сейчас, а только со временем фундамент станет сплошным и крепким. Тогда государственное здание станет уютным пристанищем для гражданственности, духовности и культуры. Будет правовой порядок, будет порядок вещей.

Но чтобы это обязательно было, надо основательно всем потрудиться. И не в последнюю очередь, - прокурорскому корпусу. Это, в том числе, нас имел в виду Некрасов, когда писал: «Трудись покамест служат руки; не сетуй, не ленись, не трусь; спасибо скажут наши внуки; когда разбогатеет Русь!»

Спасибо!


Другие интересные материалы:
Особенности поведенческого компонента установки на употребление наркотиков у подростков
"…В результате проведенного исследования...

Понятие, которое в определенной степени...
Развитие дискуссии об отечественной наркологии: профессор Гофман отвечает профессору Менделевичу и доктору Зобину
«Больных наркоманией предлагается...

  Шесть ответов на шесть...
Нецелесообразность тестирования учащихся на наркотики: научные аргументы против антинаркологических утопий, благих намерений и псевдогражданственности
С позиции наркологической и...

Несмотря на тот факт, что общественная...
Методические рекомендации по разработке и оценке региональных целевых антинаркотических программ
Целевые антинаркотические программы,...

Введение Реализация государственной...
Школьные психологи Америки. Национальная ассоциация школьных психологов США (NASP)
По материалам NASP, школьный психолог — это...

Национальная Ассоциация Школьных...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт