Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Паспорт целевой программы

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Целевая программа... Замечания и предложения... > Паспорт целевой программы

"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге" на 1999-2001 годы

"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге”
на 1999-2001 годы

Наименование Программы Целевая программа “Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге” на 1999 - 2001 годы - (далее Программа)
Основание для разработки Программы Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.03.97 № 76 "О наркологических реабилитационных центрах".
Государственный заказчик Программы Управление административных органов Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга.
Основные разработчики Программы Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию. Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе, Комитет по культуре; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Цель и задачи Программы - предупреждение немедицинского употребления наркотических средств;

- создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации больных наркоманией;

- активизация научно-исследовательской работы;

- создание общегородской информационно-аналитической базы данных по проблемам наркозависимости;

- проведение учебно-образовательной деятельности среди специалистов и населения;

- издание методической и научно-популярной литературы по проблеме наркомании;

- социальная защита лиц, прошедших реабилитацию.

Сроки реализации Программы 1999-2001 годы.
Исполнители основных мероприятий Программы Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию, Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе. Комитет по культуре. Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - снижение уровня вовлечения населения Санкт-Петербурга, особенно подростков и молодежи, в среду наркозависимых;

- повышение уровня информированности специалистов о наркозависимости, принципах и методах ведения профилактики среди населения;

- создание единого городского информационно-методического центра профилактики

наркозависимости;

- активизация наркологической помощи населению, создание и развитие социореабилитационных и постреабилитационных программ.

Объемы и источники финансирования Программы Источниками финансирования Программ являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:

1999 г. - в пределах выделенного финансирования;

2000 г.-56 050 тыс. руб.;

2001 г.-27 234 тыс. руб.

1. Обоснование Программы

В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать наркотики, ставшие легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов образовался острый дефицит таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д. Единичность научных и социологических исследований не отражает реального положения в области наркозависимости среди населения Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.99 на учете в наркологических учреждения Санкт-Петербурга состоит 4907 больных наркоманией, в том числе 1797 подростков и 1128 женщин. По сравнению с 1988 годом, учтенная заболеваемость наркоманией увеличилась в 4,5 раза, число больных, пролеченных в стационаре, возросло в 4,7 раза.

Уровень преступности, особенно среди подростков и молодежи, остается высоким. По данным 1998 года, совершено 10995 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. За последние 5 лет количество наркопреступлений возросло почти в 10 раз. Среди негативных тенденций на первый план выдвигается стремительный рост контрабанды наркотиков. Сегодня нелегальный ввоз в Санкт-Петербург наркотиков составляет 82% от всего количества наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Кроме растительных, изымается все большее количество синтетических наркотиков, в производстве которых участвуют зачастую квалифицированные специалисты - химики, фармацевты.

Рост наркомании ведет к увеличению числа венерических заболеваний, заболеваний гепатитом, СПИДом. По данным ООН, в 80% случаев причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России являлось употребление наркотиков. В 1997 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 300 ВИЧ-инфицированных.

Среднестатистический петербургский наркоман становится все моложе. Исследования также показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.

Данные широкомасштабного социологического исследования, проведенного Комитетом по делам семьи, детства и молодежи совместно с Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете, территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга и другими заинтересованными организациями и ведомствами на предмет изучения уровня наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга показывают следующие результаты: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотиков, из них половина продолжает употребление наркотических средств; 10% подростков постоянно прибегает к наркотикам в случае сложных жизненных обстоятельств, 32% - к алкоголю. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%).

Большинство респондентов (57%) указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем и 6% - наркотиками. 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотические средства (5 - 7% от общей выборки) живут в неполных семьях.

Различно отношение к наркотикам в среде молодежи. Так, например, 34% опрошенных считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% респондентов согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42% респондентов уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Опрос на дискотеках показывает высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), из них наркотические стимуляторы составляют 20% и алкогольные - 70% , причем 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от использования этих веществ.

Данные исследований показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана - 4 года после начала употребления наркотических средств при среднем возрасте 21 год. При этом наблюдается крайне пренебрежительное отношение наркоманов к своему здоровью и быстрая нравственная деградация. Так, например, данные опроса выявили следующий стереотип поведения наркоманов в случае предполагаемого обнаружения у них ВИЧ-ннфекции: 14,4% - скроют от всех свое заболевание, 63,5% - не будут использовать (если и раньше не использовали) презервативы, 29% - не сообщат о наличии у них инфекции своим половым партнерам, 57% - не уменьшат число половых партнеров, 59% - не откажутся от наркотиков внутривенно (и это на фоне того, что 56% опрошенных занимаются сексом с людьми не употребляющими наркотики, а 35% используют общий шприц).

Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и эффективную лечебную и реабилитационную помощь больным наркоманией.

2. Основные цели и задачи реализации Программы

Программа направлена на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами среди населения Санкт-Петербурга и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.

Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, которые условно можно разделить на три этапа:

первый этап - предупреждение развития наркозависимости;

второй этап - раннее и полное лечение наркомании, предотвращение перехода болезни в хронические формы;

третий этап - реабилитация больных наркоманией.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости.

2. Упорядочение потока печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в средствах массовой информации.

3. Периодическое издание материалов по вопросам наркозависимости для различных категорий населения и специалистов.

4. Проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий детей, подростков и молодежи, а также их родителей.

5. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.

6. Снижение сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний.

7. Широкое привлечение общественности к участию в профилактике нар-козлвисимости.

8. Поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи населению и людям, прошедшим реабилитацию (постреабилитационная помощь).

9. Создание единого городского информационно-методического и консультативного центра профилактики наркозависимости.

10. Проведение ежегодных конкурсов городских программ в сфере профилактики наркозависимости.

11. Организация досуга среди подростков и молодежи.

12. Активизация профилактической деятельности в каждом административном районе Санкт-Петербурга, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах.

13. Привлечение зарубежного опыта разрешения подобных проблем.

3. Основные мероприятия Программы

Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских, лечебных и социореабилитационных и организационно-правовых мероприятий.

4. Механизм реализации Программы

Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлеченными государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга”.

В рамках реализации Программы предусматривается в установленном порядке предоставление льгот по кредитам, налогам, выделение целевых дотаций или субсидий предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит предотвратить в Санкт-Петербурге существенный рост наркозависимости. среди населения, особенно в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости, создать единые городские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.

6. Материальное и финансовое обеспечение Программы

Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:

1999 г. - в пределах выделенного финансирования;

2000 г. - 56 050 тыс. руб.;

2001 г.- 27 234 тыс. руб.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

№ п/п Перечень мероприятий Ответственные Исполнители Ориентировочные финансовые затраты на реализацию из средств бюджета Санкт-Петербурга в тыс. руб.
на период реализации 1999 2000 2001
1 2 3 4 5 6 7
      83164 В пределах выделен. финанси-
рования
56190 26974
1. Организационно-методические мероприятие   68900   47140 21760
1.1 Создание и развитие городского центра профилактики наркозависимости (далее Центр) Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
5400   3000 2400
1.2 Создание химико-токсикологической лаборатории наркологической экспертизы и открытие на ее базе регионального учебно-методического центра Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
34500   22500 12000
1.3 Создание передвижных лабораторий наркологической экспертизы Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
10800   5400 5400
1.4 Развитие службы профилактики наркозависимости среди молодежи Комитет по делам семьи, детства и молодежи 1400   700 700
1.5 Организация трехзначных круглосуточных телефонов экстренной медико-психологической помощи Комитет по здравоохранению,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
1040   520 520
1.6 Организация телевизионной передачи посвяшенной проблемам профилактики наркозависимости Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по печати и связям с общественностью
160   160  
1.7 Проведение заседаний круглого стола детских и молодежных общественных организаций об организации профилактики наркозависимости среди населения Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохранению
120   60 60
1.8 Проведение координационных и методических совещаний с руководителями молодежных и подростковых клубов об организации профилактики потребления наркотических средств среди молодежи и подростков Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохранению
40   20 20
1.9 Проведение спортивных мероприятий под лозунгом “Спорт без наркотиков” Комитет по физкультуре и спорту 300   150 150
1.10 Проведение финала городского конкурса художественно-прикладных работ “Мир без наркотиков” Комитет по образованию, Комитет по печати и связям с общественностью,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
40   20 20
1.11 Организация и проведение конкурса на лучший видео - клип по профилактике наркозависимости. Размещение клипа-победителя на телевизионных каналах 5,6,11, 40, 51 Комитет по печати и связи с общественностью 500   250 250
1.12 Проведение городского смотра-конкурса методических разработок по профилактике наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 400   200 200
1.13 Издание методического пособия для специалистов школ по профилактике наркозависимости среди школьников Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по образованию. Комитет по здравоохранению
14000   14000  
1.14 Проведение студенческих конференций “СПИД и наркотики” Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по науке и высшей школе
       
1.15 Разработка и внедрение моделей комплексной профилактической работы на базе средних и высших учебных заведений, подростковых клубов, летних оздоровительных лагерей Комитет по науке и высшей школе,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи, образования,
Комитет по здравоохранению
150   110 40
2. Научно-исследовательские мероприятия   1880   1090 790
2.1 Подготовка и проведение социологических исследований по проблемам наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
140   70 70
2.2 Разработка адресных методических рекомендаций по профилактике наркозависимости среди различных социальных групп Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
40   20 20
2.3 Организация и проведение мониторинга распространенности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявление групп риска Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
500   250 250
2.4 Разработка и внедрение методов объективной диагностики и лечения нарушений центральной нервной системы при формировании наркозависимости Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
650   300 350
2.5 Разработка методов и организация медицинского страхования детей от формирования наркозависимости Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
150   150  
2.6 Внедрение проекта "Принципы создания лекарственных препаратов для лечения наркозависимости Комитет по науке и высшей школе 400   300 100
3. Информационно-аналитические мероприятия   720   360 360
3.1 Создание и техническая поддержка информационно- аналитической справочной базы данных по вопросам наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
300   150 150
3.2 Создание и поддержка Web-странипы по проблемам злоупотребления наркотическими средствами Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга,
Комитет по печати и связям с общественностью,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохра-
нению
100   50 50
3.3 Издание дайджеста публикаций периодической печати по вопросам наркомании Комитет по делам семьи,
детства и молодежи,
Комитет по печати и связям с обществен-
ностью
120      
4. Образовательно-просветительские мероприятия   1780     880
4.1 Организация и проведение учебно-методических циклов первичной подготовки и усовершенствования для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
440   220 220
4.2 Проведение фестивалей, концертов, выставок, и др. массовых мероприятий под лозунгом "Мир без наркотиков" Комитет по культуре, Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 800   400 400
4.3 Организация антинаркотической пропаганды в сфере массового досуга молодежи на базе Дворца спорта "Юбилейный" Комитет по делам семьи, детства и молодежи 220   120 100
4.4 Организация тренинговых занятий для социальных работников по методам и навыкам ведения профилактической антинаркотической деятельности среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению.
Комитет по труду и социальной защите населения
320   160 160
5. Лечебно-профилактические и социореабилитационныс мероприятия   10204   6660 3544
5.1 Организация блока неотложной наркологической помощи в городском наркологическом диспансере (далее ГНД) Комитет по здравоохранению 2500   1100 1400
5.2 Открытие рсабилятационного отделения Комитет по здравоохранению 1800   1800  
5.3 Открытие детско-подросткового наркологического отделения Комитет по здравоохранению 1800   1800  
5.4 Организация системы неотложной наркологической помощи на дому Комитет по здравоохранению 1200   1200  
5.5 Открытие районных детско-подростковых наркологических кабинетов Комитет по здравоохранению 560   560  
5.6 Организация системы медико-социальной службы в наркологии Комитет по здравоохранению 144     144
5.7 Создание загородных социально-реабилитационных центров для наркозависимых Комитет по здравоохранению 2200   200 2000
6. Организационно-правовые мероприятия   40   40  
6.1 Подготовка проекта Закона Санкт-Петербурга о квотировании рабочих мест для лиц прошедших лечение от наркозависимости Комитет по занятости

Комитет по труду и социальной защите населения

20   20  
6.2 Формирование нормативно-правовой базы по профилактике наркомании Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 20   20  

Пояснительная записка
к проекту Закона Санкт-Петербурга о целевой программе “Профилактика наркозавненмостн
в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы”.

В последнее десятилетие стремительный рост заболевания наркоманией в России стал очевидной проблемой, а в настоящее время приобретает угрожающий характер. Масштабы и темпы распространения наркомании, вовлечение в круг потребителей наркотиков подростков и детей, свидетельствуют о надвигающейся национальной катастрофе.

Не является исключением и современная наркоситуация в Санкт-Петербурге. Условия се развития ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу по совершенствованию системы мер, направленных на практическое решение ключевых проблем по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и распространению наркозависимости.

С одной стороны, на наше общество воздействует хорошо организованная система наркопреступности, стремительно вовлекающая в круг потребителей наркотиков подрастающее поколение. По данным социологических исследований около 40% детей, подростков и молодежи уже имеют опыт употребления наркотиков. С другой стороны, в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социально опасной проблемы. Следует особо отметить крайне низкую, не превышающую 5%, эффективность лечебных мероприятий. Вместе с тем Санкт-Петербург располагает уникальным научно-методическим потенциалом, способным внести реальный вклад в общую систему антинаркотической работы.

Предлагаемая целевая программа "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы" предусматривает создание целостного комплексного подхода, включающего реализацию мероприятий по важнейшим стратегическим направлениям: организация механизма контроля за потреблением наркотических средств, совершенствование системы лечебно-реабилитационной помощи наркозависимым, широкомасштабная просветительская работа с подрастающим поколением, создание единой системы сбора и анализа информации, научно-исследовательская деятельность.

Стержневым моментом решения всего круга поставленных задач должен стать Городской центр профилактики и экспертизы наркозависимости. Его финансирование должно быть прописано отдельной строкой бюджета. Только подобное решение обеспечит максимальную интеграцию усилий, направленных на борьбу с распространением наркозависимости, а концентрация финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников позволит не только максимально эффективно их использовать, не распылять на другие виды деятельности структурах заинтересованных Комитетов, но и обеспечит жесткий контроль за их расходованием.


Другие интересные материалы:
Этнические, конфессиональные и религиозные факторы наркотизации подростков
В работе сделана попытка выявить связь...

Эта статья написана в рамках...
Легализация наркотиков: кому выгодно?
В настоящее время в нашей стране...

Время от времени в различных странах...
Анализ правовой модели предупреждения наркотизма
"Тщательно взвесив все pro et contra...

Правовая модель профилактики наркотизма...
Вместо предисловия


Для кого эта книжка? Для практиков....
Этические вопросы клинической наркологии


 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт