Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Аддикция к покупкам (компульсивный шопинг)

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Аддикция к покупкам (компульсивный шопинг)

В обзоре рассматриваются место аддикции к покупкам в классификации нехимических зависимостей и факторы риска ее возникновения. Приводятся сведения о распространенности данной зависимости (от 1% до 10% населения развитых стран). Описываются особенности нейробиологии, клинических проявлений и коморбидности рассматриваемой аддикции. Анализируются современные подходы к ее терапии и коррекции. Сделан вывод, что существующие факты дают основание для отнесения компульсивного шопинга к аддиктивным расстройствам в силу общей нейробиологии, клинических проявлений, коморбидности, а также подходов к терапии. Дальнейшие исследования должны помочь в определении ее места в классификациях психических и поведенческих расстройств, а также выработки адекватных и обоснованных подходов к лечению.

А. Егоров

Аддикция к покупкам (компульсивный шопинг) относится к нехимическим формам аддиктивных расстройств.

Нехимическими называются аддикции, при которых объектом зависимости становится тип поведения, а не психоактивные вещества (ПАВ). В зарубежной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин «поведенческие» или «нефармакологические» аддикции. Cледует отметить, что актуальность изучения нехимических форм аддиктивных расстройств в наше время оказалась настольно высокой, что поведенческие аддикции были включены в классификацию DSMV [1] в раздел «Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ и аддиктивные расстройства» (Substance Use and Addictive Disorders). В этом случае речь идет в первую очередь о гемблинге, т.е. зависимости от азартных игр. Активно дискутируется вопрос о включении в этот раздел других нехимических зависимостей: сексуальной аддикции, интернетаддикций и аддикции к покупкам.

Единой классификации нехимических аддикций в настоящее время не существует. Согласно нашей классификации [2—4], последняя версия которой приведена ниже в таблице, аддикция к покупкам относится к группе «социально приемлемых» форм нехимических зависимостей. «Социально приемлемые» формы аддиктивных расстройств представляют особый интерес для аддиктологии в плане проведения профилактических и лечебнореабилитационных мероприятий для химических аддиктов. Вместе с тем очевидно, что социальная приемлемость различных форм нехимических аддикций в значительной степени условна и зависит от ряда факторов (культуральный, национальный, социальный и др.).

Классификация нехимических зависимостей

Группы нехимических зависимостей

Гемблинг

Эротическая аддикция

Социально приемлемая аддикция

Технологическая аддикция (гаджет-аддикция)

Пищевая аддикция

 

Патологическое влечение к азартным играм

Любовная аддикция

Сексуальная аддикция

Любовно-сексуальная аддикция

Работоголизм

Спортивные аддикции (аддикция упражнений)

Аддикция отношений

Аддикция к покупкам (компульсивный шоппинг)

Религиозная аддикция

Интернет-аддикция

Зависимость от видеоигр

Аддикция к мобильным телефонам

Другие технологические аддикции (телевизионная аддикция, тамагочи-аддикция и другие гаджет-аддикции)

Аддикция к перееданию

Аддикция к голоданию

 

Ониоманьяки, или маньяки покупок, стали предметом исследования психиатров со времен E. Kraepelin, который первым предложил этот термин в 1909 г. E. Bleuler [5] классифицировал ониоманьяков вместе с пироманами, клептоманами и алкоголиками под рубрикой «Импульсивные психозы Крепелина». Описания ониомании классиками психиатрии базировались на концепции J.Esquirol о мономаниях. В своем «Руководстве по психиатрии» E. Bleuler описывает ониоманию следующим образом: «Покупки совершаются импульсивно и ведут к нелепым долгам, пока крах на некоторое время выясняет положение, но лишь до некоторой степени, ибо больные никогда не признают всех долгов... имеем всегда дело с женщинами... Существенным является импульсный момент, то, что больной иначе не может... больные не в состоянии ни о чем думать, не в состоянии представить себе последствия своих нелепых поступков и решить, что этого можно не делать» [5].

Тем не менее аддикция к покупкам (компульсивный шопинг) стала привлекать широкое внимание исследователей в последние десятилетия, поскольку такая аддикция могла приобрести массовый характер только в созревшем обществе потребления, которое представляют собой современные развитые страны и к которому неуклонно, по крайней мере в крупных городах, движется и Россия (в обществе тотального дефицита развитие аддикции к покупкам как массовое явление являлось бы проблематичным). Большинство исследователей сходятся во мнении, что аддикция к покупкам чаще всего встречается среди представителей среднего класса. Среди других социальных факторов, способствующих развитию этой аддикции, называют рекламу в средствах массовой информации, легкий доступ к кредиту в магазинах, оплату покупок с помощью кредитных карт и по Интернету [6].

О месте аддикции к покупкам среди других психических расстройств до сих пор ведутся споры. Часть авторов относят компульсивный шопинг наряду с гемблингом, клептоманией, синдромом Туретта, пищевыми расстройствами к обсессивнокомпульсивному спектру расстройств [7]. Некоторые исследователи считают поведение лиц с компульсивным шопингом лишь частью спектра так называемого аномального поведения потребителя, которое включает в себя патологические азартные игры, воровство в магазинах, а также мошенничество с кредитными картами [8]. D. Black [9] не согласeн с этой точкой зрения и считаeт, что ни компульсивный шопинг, ни гемблинг не относятся к обсессивно-компульсивному спектру. По его мнению, необходим новый диагноз в МКБ и DSM — «компульсивный шопинг».

Безусловно, факторы, способствующие положительному настроению (например, изысканный аромат, красивые цвета, приятная музыка), могут вызвать стремление сделать покупки. Однако компульсивный шопинг чаще формируется в контексте отрицательных эмоций (напряжение, связанное с тягой к покупкам) и является, подобно другим аддикциям, способом бегства от них. Психологические факторы развития аддикции к покупкам, составляющие своеобразный «шопинговый цикл», представлены на рисунке [10].

Из факторов риска развития аддикции выделяют также различные формы психотравмы в детском возрасте (до 12 лет): физическое пренебрежение, физическое насилие, сексуальное насилие и, особенно, пребывание в качестве свидетеля насилия, эмоциональное насилие. Установлено, что перечисленные обстоятельства коррелируют с последующим развитием компульсивного шопинга [11].

Интересные данные о роли наследственной отягощенности в развитии аддикции к покупкам были получены D. Black и соавт. [12]. Проводилась оценка 137 родственников первой степени родства у 31 человека с компульсивным шопингом. Оказалось, что у родственников аддиктов значительно чаще, чем в группе сравнения, отмечаются депрессия, алкоголизм, наркомания, «любое психическое расстройство» и «более одного психического расстройства». Аддикция к покупкам была выявлена у 10% родственников первой степени родства, и этот показатель вдвое превышает популяционный уровень.

 

Психологические факторы развития аддикции к покупкам.

Нейробиология компульсивного шопинга изучена недостаточно. Одно из исследований было проведено B. Knutson и соавт. [13] с помощью функциональной магнитнорезонансной томографии (МРТ). Оказалось, что в ситуации до принятия решения о покупке выбор того или иного продукта активирует прилежащее ядро, а ситуация завышенных цен сопровождается активацией перешейка и снижением активации префронтальной коры. Данные этого исследования свидетельствуют об общих нейробиологических механизмах компульсивного шопинга и других поведенческих аддикций.

Впервые подробно аддикция к покупкам была описана P. Slater [14] под названием «аддикция к богатству» (wealth addiction) почти 30 лет назад. R. Faber и O'Guinn [15] характеризовали компульсивный шоппинг как «хроническое, повторяющееся совершение покупок, которое становится первичным ответом на негативные события и чувства».

Хотя диагностические критерии компульсивного шопинга появились почти 30 лет назад [16], он до сих пор не представлен в качестве самостоятельного психического расстройства ни в МКБ, ни в DSM.

R. Seater и Т. O'Guinn [15, 17] сообщают, что рассматриваемым видом аддикции страдают 1,1% населения. Средний возраст лиц, которые страдают компульсивным шопингом, составляет 39 лет. Аддикция к трате денег начинается обычно в возрасте 30 лет, ею страдают преимущественно женщины (92% из всех аддиктов). R. Miltenberger и соавт. [18] сообщают, что аддикция к покупкам начинается в более молодом возрасте, средний возраст обследованных ими женщин составил 17,5 года. D. Black

[19] приводит данные, что эта аддикция встречается у 2—8% в общей популяции, из которых женщины составляют 80—95%. A. Benson [20] сообщил, что аддикцией к покупкам страдает от 1% до 10% населения США.

Более современные исследования говорят, что порядка 5% населения США имеет аддикцию к покупкам [10]. L. Koran и соавт. [21] в результате телефонного интервью с 2513 взрослыми американцами установили распространенность аддикции в 5,8%. Среди студентов колледжей (молодежь) болезненность компульсивным шопингом составила 3,6%, причем лица женского пола достоверно преобладали над мужчинами: 4,4% против 2,5% [22].

R. Faber и T. O'Guinn [15] предложили шкалу из семи пунктов для выявления данной аддикции. Аддикция к покупкам была описана и типизирована также в соответствии с диагностическими критериями DSMIIIR для обсессивно-компульсивного и аддиктивного расстройств в 1990х годах [16]. В этой классификации было предложено четыре ее критерия, причем для диагностики достаточно наличия одного из них: 1) часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы чтолибо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные; 2) регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось; 3) озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или банкротство); 4) чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды гипомании или мании.

Аддикция к покупкам проявляется повторным, непреодолимым желанием совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом, характерен широкий спектр негативных эмоций, свойственных аддиктам, положительные эмоции вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки [18]. У этой категории аддиктов растут долги, возникают проблемы во взаимоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция реализуется через интренет-покупки, которые совершаются не в супермаркетах, а в виртуальных магазинах.

Нередко аддикция к покупкам сочетается с компульсивным накопительством (compulsive hoaring), которое определяется как приобретение и неспособность отказаться от бесполезного или имеющего ограниченную ценность имущества [23]. Ряд исследователей выделяют компульсивное накопительство в качестве самостоятельной аддикции. В российской психопатологии патологическое накопительство описывалось в рамках «синдрома Плюшкина» и чаще рассматривалось как проявление расстройств инволюционного и старческого возраста. На наш взгляд, компульсивное накопительство в молодом и среднем возрасте (при отсутствии выраженных органических изменений головного мозга) феноменологически близко к компульсивному шопингу и может рассматриваться как вариант данной аддикции. Эти формы часто сочетаются. Было показано, что среди пациентов, отвечающих критериям компульсивного накопительства, у 61% отмечалась аддикция к покупкам, а 85% сообщили, что в их жизни нередки эпизоды чрезмерных приобретений

[24]. Что касается синдрома Плюшкина, то очевидно, что он не имеет отношения к аддиктивным расстройствам, а отражает наличие органических (часто атрофических) нарушений мозговой ткани.

В ряде клинических исследований была отмечена высокая коморбидность аддикции к покупкам и других психических расстройств [25]. Так, аффективные расстройства встречаются в 21—100% случаев, тревожные расстройства — в 41—80%, химическая зависимость — в 21—46% и расстройства пищевого поведения — в 8—35% [9].

В исследованиях 1990х годов [12, 26] было показано, что аддикция к покупкам часто сочетается с тревожным расстройством (50%), химической зависимостью (45,8%), в том числе алкоголизмом (20%) и пищевыми аддикциями (20,8%), депрессией (18%). Специально проведенное в этой области исследование [15] показало, что при аддикции к покупкам часто отмечаются пищевые расстройства (анорексия и булимия). В свою очередь, у лиц с пищевыми расстройствами часто отмечается аддикция к покупкам. Было высказано мнение [27], что аддикция к трате денег на покупки может быть включена в семейный (возможно, генетический) «клинический спектр» расстройств, куда относятся аддиктивные и аффективные расстройства. Подтверждением могут служить данные о том, что 38 из 119 больных депрессией (31,9%) сообщили об эпизодах неконтролируемой траты денег для совершения покупок, причем все эти больные оказались женщинами. Кроме того, у таких женщин достоверно чаще встречается риск рекуррентной депрессии, клептомании, булимии и химические зависимости: злоупотребление бензодиазепинами [28].

Исследовав коморбидные нарушения 20 компульсивных покупателей, отвечавших критериям аддикции к покупкам, S. McElroy и соавт. [16] обнаружили, что у 19 из них (95%) в течение жизни ставился диагноз аффективного расстройства, у 16 (80%) — тревожного расстройства, у 8 (40%) — расстройства привычек и влечений, у 7 (35%) — расстройства приема пищи. Их ближайшие родственники часто имели аффективные расстройства. Авторы также отмечают, что у 9 (69%) из 13 пациентов, получавших лечение тимолептиками, отмечалось снижение частоты или полная ремиссия в отношении эпизодов, связанных с неконтролируемыми покупками.

В более позднем исследовании [29] приводятся следующие случаи психиатрической коморбидности у 22 аддиктов к покупкам: 64% — социальная фобия; 45% — большая депрессия; 41% — обсессивно-компульсивное расстройство; 32% — посттравматическое стрессовое расстройство; 32% — генерализованное тревожное расстройство; 32% — расстройства приема пищи; 27% — специфические фобии; 27% — паническое расстройство; 23% — злоупотребление ПАВ. Женщины с компульсивным шопингом имели более высокие показатели распространенности аффективных, тревожных расстройств, а также расстройств пищевого поведения по сравнению с контролем. В этой группе отмечались высокие показатели, характерные для разных форм личностных расстройств (избегающее, депрессивное, обсессивно-компульсивное и пограничное расстройства личности) наряду с высокими показателями расстройств импульсного контроля.

На связь пограничного расстройства личности и аддикции к покупкам указывали и другие авторы [30, 31].

Проанализировав 46 случаев, S. Schlosser и соавт. [32] описали усредненный портрет аддикта к покупкам начала 1990х годов: это женщина в возрасте 31 года, у которой расстройство началось в возрасте 18 лет. В качестве покупок чаще всего приобретаются одежда, обувь, компакт-диски. Средний долг составляет 5422 долл. США при среднем годовом доходе — 23 443 долл. США. С вероятностью более чем в 66% в течение жизни ей выставлялся психиатрический диагноз, чаще всего тревожное расстройство, злоупотребление ПАВ или аффективное расстройство. С вероятностью около 60% она отвечает критериям DSMIIIR расстройства личности (обсессивно-компульсивного, пограничного или уклоняющегося типов).

Аддикция к покупкам часто сопровождается негативными последствиями. Так, G. Christenson и соавт. [26] обращают внимание на то, что это расстройство приводит к накоплению больших долгов (58,3%), неспособности погашать задолженность (41,7%), негативной реакции окружающих (33,3%), судебным и финансовым последствиям (8,3%), криминальным проблемам с законом (8,3%), чувству вины (45,8%).

Предпринимаются попытки лечения аддикции к покупкам с помощью психотропных препаратов.

S. McElroy и соавт. [33] сообщают, что антидепрессанты флуоксетин, бупропиан и нортриптилин могут быть полезны в лечении этой аддикции. D. Black и соавт. [34] с этой целью использовали флувоксамин и констатировали улучшение у 9 из 10 аддиктов. В двух плацебоконтролируемых исследованиях [35, 36] был обнаружен одинаковый эффект при приеме флувоксамина и плацебо аддиктами к покупкам. Предварительное исследование с использованием циталопрама показало, что этот СИОЗС эффективно снижает компульсивный шоппинг [37]. В недавнем открытом и двойном слепом исследовании новой формы циталопрама (эсциталопрам) в дозе 20 мг/сут [21] также была показана его эффективность в лечении компульсивного шопинга.

Следует учесть, что успешность терапии в отношении аддикции к покупкам могла иметь и вторичный характер, так как антидепрессанты имеют доказанную эффективность в отношении аффективной и обсессивнокомпульстивной симптоматики, которая практически всегда сопутствует ей. Далеко не все исследователи считают необходимой медикаментозную коррекцию аддикции к покупкам при отсутствии коморбидной патологии. Некоторые [6] предлагают проводить терапию лишь в особо тяжелых случаях.

Были попытки для лечения аддикции к покупкам применить и другие препараты. Так, есть данные [38], что в открытом 10недельном исследовании мемантина (доза от 10 до 30 мг / сут) для лечения 9 участников 8 (88,9%) из них его завершили. По шкале Иейла-Брауна для компульсивного шопинга отмечалось достоверное снижение показателей. Средняя эффективная доза мемантина составила 23,4±8,1 мг/сут. Терапевтический эффект мемантина выражался уменьшением количества покупок, затраченных денег, а также улучшением выполнения связанных с импульсивностью когнитивных задач. Кроме того, препарат хорошо переносился, и были получены [39] предварительные результаты об успешном применении опиоидного антагониста налтрексона у пациентов с аддикцией к покупкам.

Имеются сообщения об эффективности применения программы «Анонимные должники» (Debtors Anonymous), созданной на основе 12-шаговой программы для анонимных алкоголиков [40]. J. Mitchell и соавт. [41] недавно опубликовали сообщение об успешном применении групповой когнитивно-поведенческой психотерапии при коррекции аддикции к покупкам, которая в течение 10 недель проводилась 28 пациентам; по данным 6месячного катамнеза позитивный эффект терапии был достаточно продолжительным.

A. Mueller и соавт. [42] провели рандомизированное исследование сравнительной эффективности групповой когнитивно-поведенческой терапии в 31 случае. Лечение было специально нацелено на прекращение компульсивных покупок и контроль за проблемным поведением, реструктуризацию неадекватных мыслей и отрицательных чувств, связанных с покупками, а также на приобретение и формирование в этом отношении здоровых навыков. Улучшение после проведения терапии сохранялось в течение 6месячного наблюдения. Меньший эффект отмечался у лиц, которые редко посещали групповые занятия.

В качестве коррекционных мероприятий предлагают [9] также библиотерапию, финансовое консультирование, семейную терапию.

Получены [43] единичные данные (два наблюдения) об эффективном сочетании при лечении лиц с компульсивным шоппингом когнитивно-поведенческой психотерапии с флувоксамином. Та же группа исследователей сообщила об успешном использовании флувоксамина в сочетании с психодинамической психотерапией в случаях коморбидности аддикции к покупкам и булимии.

В заключение отметим, что компульсивное стремление к покупкам, безусловно, относится к аддиктивным расстройствам в силу общей нейробиологии, клинических проявлений, коморбидности, а также подходов к терапии. Дальнейшие исследования должны помочь в определении места аддикции в классификациях психических и поведенческих расстройств, а также выработке адекватных и обоснованных подходов к лечению.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed (DSM V). 2013; http://www.dsm5.org

2. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор). Аддиктология 2005; 1: 65—77.

3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПбРечь 2007; 190.

4. Egorov A.Y. New classification and psychopathology of nonchemical addictions. J Behavioral Addictions 2013; 2: Suppl 1: 1st International Conference on Behavioral Addictions. P. 14.

5. Блейлер Е. (Bleuler E.) Руководство по психиатрии. Берлин: Изд. товарищества «Врач» 1920.

6. Lee S., Mysyk A. The medicalization of compulsive buying. Social Science & Medicine 2004; 58: 9: 1709—1718.

7. Hollander E. Obsessivecompulsive spectrum disorders: An overview. Psychiatric Annals 1993; 23: 355—358.

8. Budden M.C., Griffin T.F. Explorations and implications of aberrant consumer behavior. Psychol Marketing 1996; 13: 739—740.

9. Black D.W. Compulsive buying disorder: a review of the evidence. CNS Spectrums 2007; 12: 124—132.

10. Lejoyeux M., Weinstein A. Compulsive buying. Am J Drug Alcohol Abuse 2010; 36: 5: 48—53.

11. Sansone R.A., Chang .J, Jewell B., Rock R. Childhood trauma and compulsive buying. Int J Psychiatry Clin Pract 2013; 17: 1: 73—76.

12. Black D.W., Repertinger S., Gaffney G.R., Gabel J. Family history and psychiatric comorbidity in persons with compulsive buying: preliminary findings. Am J Psychiatry 1998; 15: 960—963.

13. Knutson B., Rick S , Wimmer G.E., Prelec D., Loewenstein G. Neural Predictors of Purchases. Neuron 2007; 53: 147—156.

14. Slater P. Wealth Addiction. New York, NY 1980.

15. Faber R.J., O'Guinn T.C. A clinical screener for compulsivie buying. J Consumer Res 1992; 19: 459—469.

16. McElroy S.L., Keck P.E. Jr., Pope H.G. Jr., Smith J.M.R., Strakowski S.M. Compulsive buying: a report of 20 cases. J Clin Psychiatry 1994; 55: 242— 248.

17. O'Guinn T., Faber R. Compulsive buying: A phenomenological exploration. J Consumer Research 1989; 16: 147—157.

18. Miltenberger R.G., Redlin J., Crosby R., Stickney M., Mitchell J., Wonderlich S., Faber R., Smyth J. Direct and retrospective assessment of factors contributing to compulsive buying. J Behavioral Therapy and Experimental Psychiatry 2003; 34: 1: 1—9.

19. Black D.W. Compulsive buying: A review. J Clinical Psychiatry 1996; 57: 50—54.

20. Benson A. (Ed.) I shop, therefore, I am. Northvale, NJ: Jason Aronson Inc 2000.

21. Koran L.M., Faber R.J., Aboujaoude E., Large M.D., Serpe R.T. Estimated prevalence of compulsive buying in the United States. Am J Psychiatry 2006; 163: 10: 1806—1812.

22. Harvanko A., Lust K., Odlaug B.L., Schreiber L.R., Derbyshire K., Christenson G., Grant J.E. Prevalence and characteristics of compulsive buying in college students. Psychiatry Res 2013; pii: S0165—1781(13)00508—8. doi: 10.1016/j.psychres.2013.08.048. [Epub ahead of print].

23. Frost R.O., Gross R.C. The hoarding of possessions. Behaviour Research and Therapy 1993; 31: 367—381.

24. Frost R.A., Tolin D.F., Steketee G., Fitch K.E., SelboBruns A. Excessive acquisition in hoarding. J Anxiety Disorders 2009; 23: 632—639.

25. Mueller A., Muehlhans B., Silbermann A., Mueller U., Mertens C., Horbach T., Mitchell J.E., de Zwaan M. Compulsive buying and psychiatric comorbidity. Psychother Psychosom Med Psychol 2009; 59: 8: 291—299 [Article in German].

26. Christenson G., Faber R.J., DeZwaan M., Raymond N.C., Specker S.M., Ekern M.D. et al. Compulsive buying: descriptive characteristics and psychiatric comorbidity. J Clin Psychiatry 1994; 55: 5—11.

27. Lejoyeux M., Loughlin M.M., Adès J. Epidemiology of behavioral dependance: literature review and results of original studies. European Psychiatry 2002; 15: 2: 129—134.

28. Lejoyeux M., Tassain V., Solomon J., Adès J. Study of compulsive buying in depressed patients. J Clin Psychiatry 1997; 58: 169—173.

29. Mueller A., Silbermann A., KadeggeSchindler M., Student S. Compulsive buying: Descriptive characteristics and psychiatric comorbidity of 22 cases. J Psychosomatic Research 2004; 56: 581—673.

30. SaintMartin C., Chabrol H. Contribution of psychopathic traits to delinquent behaviors in a sample of highschool male students. Encephale 2010; 36: 155—158.

31. Sansone R.A., Chang J., Jewell B., Sellbom M. Relationships among shoplifting, compulsive buying, and borderline personality symptomatology. Innov Clin Neurosci 2011; 8: 7: 10—11.

32. Schlosser S., Black D.W., Repertinger S., Freet D. Compulsive buying: Demography, phenomenology, and comorbidity in 46 subjects. General Hospital Psychiatry 1994; 16: 3: 205—212.

33. McElroy S.L., Satlin A., Pope Jr.H., Keck Jr.P., Hudson J. Treatment of compulsive shopping with antidepressants: A report of three cases. Annals of Clinical Psychiatry 1991; 3: 199—204.

34. Black D.W., Monahan P., Gabel J. Fluvoxamine in the treatment of compulsive buying. J Clinical Psychiatry 1997; 58: 159—163.

35. Black D.W., Gabel J., Hansen J. Schlosser S. A doubleblind comparison of fluvoxamine versus placebo in the treatment of compulsive buying disorder. Annals of Clinical Psychiatry 2000; 12: 205—211.

36. Ninan P., McElroy S., Kane C., Knight B., Casuto L., Rose S., Marsteller F., Nemeroff C. Placebocontrolled study of fluvoxamine in the treatment of patients with compulsive buying. J Clinical Psychopharmacology 2000; 20: 362—366.

37. Bullock K., Hartston H., Elliott M., D'Andrea V., Koran L. Citalopram treatment of compulsive shopping: An openlabel study. The annual meeting of the American College of Neuropsychopharmacology, December 10—14, 2000. San Juan, Puerto Rico 2000.

38. Grant J.E., Odlaug B.L., Mooney M., O'Brien R., Kim S.W. Openlabel pilot study of memantine in the treatment of compulsive buying. Ann Clin Psychiatry 2012; 24: 2: 119—126.

39. Grant J.E. Three cases of compulsive buying treated with naltrexone. International. J of Psychiatry and Clinical Practice 2003; 7: 223—225.

40. Brazed L. Psychoeducational group therapy for money disorders. I shop, therefore, I am. A. Benson (ed). Inc, Northvale, NJ: Jason Aronson 2000; 398—427.

41. Mitchell J.E., Burgard M., Faber R., Crosby R.D., de Zwaan M. Cognitive behavioral therapy for compulsive buying disorder. Behaviour Research and Therapy 2006; 44: 12: 1859—1865.

42. Mueller A., Mueller U., Silbermann A., Reinecker H., Bleich S., Mitchell J.E., de Zwaan M. A randomized, controlled trial of group cognitivebehavioral therapy for compulsive buying disorder: Posttreatment and 6month followup results. J Clinical Psychiatry 2008; 69: 1131—1138.

43. Marčinko D., Karlovič D. Oniomaniasuccessful treatment with fluvoxamine and cognitivebehavioural psychotherapy. Psychiatr Danub 2005; 17: 97—100.


 

Buying addicition (compulsive shopping)

A.Y. EGOROV

St. Petersburg State University, St. Petersburg; Mechnikov NordWest State Medical University, St. Petersburg; Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry Russian Academy of Sciences, St. Petersburg

The review examines the place of buying addiction in the classification of nonchemical addictions and other mental disorders, and risk factors for its occurrence. The data on the epidemiology of dependence (from 1% to 10% of the population in developed countries) is observed. The characteristics of neurobiology, clinical manifestations and features of addiction comorbidity are described. Modern approaches to therapy and correction are analyzed. It is concluded that buying addiction, of course, refers to the addictive disorders because of the similarity of their neurobiology, clinical manifestations, comorbidity, and approaches to therapy. Further studies should help to define its place in the classification of mental and behavioral disorders, as well as in the development of adequate and reasonable treatment approaches.

Key words: nonchemical (behavioral) addictions, buying addiction, compulsive shopping, socially acceptable dependences.


 

Источник: Журнал неврологии и психиатрии, 5, 2014; Вып. 2, С. 9-14



Другие интересные материалы:
Как становятся СПИД-диссидентами
Почему растет число людей, которые...

В России, по  данным  Федерального...
Социокультурные параметры корпуса политиков и государственной бюрократии
Российские политики и чиновники – люди,...

Социокультурный массив процесса принятия...
Ранняя диагностика


Способы распознавания и подтверждения...
Вместо предисловия


Для кого эта книжка? Для практиков....
СПИД в России и в мире
Директор Федерального центра СПИД,...

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт