Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Табак 13 на развес развес табака.

Автор статьи - наш земляк, ныне работающий консультантом по зависимостям в медицинских центрах в Калифорнии. Представляется, что его опыт работы будет интересен отечественным специалистам.

Лечебные программы в калифорнии для водителей, задержанных в нетрезвом состоянии

А. Попович

Вождение автотранспортного средства в нетрезвом состоянии наиболее часто совершаемое преступление в Соединенных штатах. В 2001 году приблизительно 1,4 млн. водителей были арестованы за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это 1 из 137 водителей в США.

В 2002 году на дорогах Калифорнии погибло 4078 человек. 1612 смертей или 40% из них были связаны с употреблением алкоголя.

Каждый третий из 10 американцев будет так или иначе вовлечен в автоаварию с нетрезвым водителем в течение их жизни. Каждые 33 минуты кто-то в стране погибает и каждые 2 минуты кто-то получает ранение в авариях, виновником которой был нетрезвый водитель.

Немного истории

C тех пор, как на Земле появился автомобиль, человечество сталкивается с проблемой управления автотранспортным средством в нетрезвом состоянии. Огромные потери человеческих жизней и материальных ценностей вызваны пьяными водителями на дорогах. Когда эта проблема стала очевидной, законодатели разных стран пытались контролировать управление в нетрезвом состоянии с помощью юридических актов. Наказание за сам факт управления транспортным средством нетрезвым водителем было основой социальной политики контроля. Не было определения степени опьянения. Главным инструментом профилактики была попытка устрашения потенциальных нарушителей. Ранний опыт показал, что угроза значительного наказания за управление автомобиля в нетрезвом состоянии снизила количество автомобильных аварий, вызванных нетрезвыми водителями. Однако, со временем тяжесть этих проблем постепенно возвращалась на прежний уровень. Это был универсальный опыт, через который проходили все страны, которые пытались у себя вводить законы, направленные на запрещение вождения пьяными водителями.

В 1936 году Парламент Норвегии основал новый тип закона об управлении автотранспортным средством в нетрезвом состоянии. Одна из основных особенностей этого закона заключалась в том, что в нем вводились правила определения факта интоксикации. Теперь этот уровень интоксикации определялся по количеству содержания алкоголя в крови. Уровень алкоголя в крови больше, чем 50 миллиграммов в 100 миллилитрах крови рассматривался, как интоксикация. Нетрезвый водитель мог быть обвинен независимо от его поведения на дороге и того, совершил он аварию или нет. В результате определения научного легального стандарта интоксикации фокус внимания изменился. Вместо подтверждения факта интоксикации определялся уровень алкоголя в крови водителя.

Следуя Норвегии, Швеция в 1941 году также стала использовать уровень алкоголя в крови, как подтверждение факта интоксикации подозреваемого. В зависимости от уровня алкоголя в крови, были созданы две шкалы наказаний. Видя эффективность Скандинавской модели, другие Европейские страны после Второй Мировой Войны стали применять ее у себя. Великобритания (1967), Новая Зеландия (1967), Австралия (1968), Канада (1967) и США (1966) адаптировали Скандинавскую модель. Позднее к ним присоединились Нидерланды (1974), Франция (1978), Дания (1976) и Финляндия (1977).

Хотя наказание является важным аспектом криминально-правовой системы, реабилитация также находится в числе ее основных приоритетов. Выявление уровня зависимости от алкоголя нарушителей и, при необходимости, их лечение постепенно становится важным компонентом контроля проблемы пьяного вождения. В Германии водители, у которых уровень алкоголя в крови превышал 0,13 должны были пройти медицинское освидетельствование, чтобы восстановить свои водительские права. В Швеции права водителю также восстанавливались только при наличии у него специального медицинского сертификата. Любой водитель задержанный с уровнем алкоголя в крови более 0,15 считался проблемно выпивающим. После года лишения прав, он должен был проходить регулярное обследование еще в течение 18 месяцев. Лечение водителй, задержанных в нетрезвом состоянии претерпело немало изменений с течением времени. Сегодня европейский подход адаптирован во многих странах. Он включает в себя медикопсихологическое освидетельствование, подбор наиболее подходящей лечебной программы для нарушителя, с последующим амбулаторным наблюдением клиента.

В США серьезно этой проблемой стали заниматься с начала 60-х. В 1964 Боркенштейн с коллегами вывел соотношение между повышением уровня алкоголя в крови и вероятностью автоаварий. Это исследование открыло путь для классификации пьяных водителей по категориям: беспроблемный выпивающий, проблемный выпиающий, тяжелый социально-выпивающий и алкоголик. Психометрические результаты испытаний изучались на предмет разделения проблемно выпивающих и алкоголиков. Это привело к созданию теста Мортимера-Филкинса в Университете Мичигана в 1973 году (Мичиганский тест). Проводились исследования по определению водителей повышенного риска до совершения фатальной катастрофы, а также определения типологии потенциальных нарушителей.

Основы лечебных программ для водителей, задержанных в нетрезвом состоянии, в Соединненых Штатах были заложены в 1966 году в городе Феникс, штат Аризона. Первые американские программы проводили образовательные занятия и осуществляли направление лиц с алкогольными проблемами в лечебные программы. Эти программы проводили 2,5 часовые занятия раз в неделю в течение четырех недель. Занятия включали в себя групповые занятия, просмотр учебных фильмов, чтение соответствующей литературы, а также устные и письменные упражнения. Инструктор-консультант проводил занятия в присутствии офицера по испытательному сроку. Муниципальный судья был на первых занятиях групп и объяснял роль суда в этих программах. Те нарушители, которые успешно заканчивали эти курсы, не подвергались другим наказаниям.

Работа с нетрезвыми водителями в лос-анжелесе

По данным переписи населения 2000 года в Большом Лос Анджелесе ( город Лос Анджелес и 88 пригородных городов) проживает более 9,5 млн человек. Среди множества национальностей, населяющих этот мегаполис, есть немало и русскоговорящего населения. Здесь проживают около 116 тыс русских, 146 тыс армян, 18,6 украинцев и т.д.

В Калифорнии уровень алкоголя в крови 0,08 (80 миллиграмм алкоголя на 100 миллилитров крови) и выше является недопустимым для управления автомобилем и любым другим транспортным средством: мотоциклом, моторной лодкой, велосипедом и даже доской на роликах, которые очень популярны у подростков.

Чтобы лучше почувствовать, что представляют из себя эти нормы, ниже приведены две таблицы для приблизительного определения уровня алкоголя в крови у мужчин и женщин. Это уровень можно определить в зависимости от количества выпитого алкоголя и от веса тела. Для определения уровня потребляемого алкоголя вводится понятие – дринк. Один дринк- это примерно 35 миллилитров крепкого напитка (водка, коньяк и т.д.), либо 175 миллилитров столового (сухого) вина или 1 банка пива (355 миллилитров). Необходимо заметить, что уровень алкоголя в крови снижается на 0,01 каждые 40 минут после выпивки.

Мужчины

Дринки

Вес тела в фунтах (1 фунт - 0,454 кг)

100

120

140

160

180

200

220

240

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1

0,04

0,03

0,03

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

2

0,08

0,06

0,05

0,05

0,04

0,04

0,03

0,03

3

0,11

0,09

0,08

0,07

0,06

0,06

0,05

0,05

4

0,15

0,12

0,11

0,09

0,08

0,08

0,07

0,06

5

0,19

0,16

0,13

0,12

0,11

0,09

0,09

0,08

6

0,23

0,19

0,16

0,14

0,13

0,11

0,10

0,09

7

0,26

0,22

0,19

0,16

0,15

0,13

0,12

0,11

8

0,30

0,25

0,21

0,19

0,17

0,15

0,14

0,13

Женщины

Дринки

Вес тела в фунтах (1фунт-0,454 кг)

100

120

140

160

180

200

220

240

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1

0,05

0,04

0,03

0,03

0,03

0,02

0,02

0,02

2

0,09

0,08

0,07

0,06

0,05

0,05

0,04

0,04

3

0,14

0,11

0,10

0,09

0,08

0,07

0,06

0,06

4

0,18

0,15

0,13

0,11

0,10

0,09

0,08

0,08

5

0,23

0,19

0,16

0,14

0,13

0,11

0,10

0,09

6

0,27

0,23

0,19

0,17

0,15

0,14

0,12

0,11

7

0,32

0,27

0,23

0,20

0,18

0,16

0,14

0,13

8

0,36

0,30

0,26

0,23

0,20

0,18

0,17

0,15

Разумеется, для определения уровня алкоголя в крови реального нарушителя полицейский не пользуется подобными таблицами и вычислениями. Для этого существуют необходимые приборы и анализы. Однако аналогичные таблицы-напоминания вкладываются в конверт с необходимыми документами для перерегистрации автомобиля, которые направляются каждому владельцу автомобиля раз в год.

Делами нарушителей, виновных в управлении в нетрезвом состоянии (УНС) транспортным средством, занимаются в основном муниципальные суды. Суды высших инстанций ведут дела, связанные в четвертым и более нарушением УНС, а также дела УНС, связанные с автокатастрофами и наличием в них пострадавших.

Для работы с водителями, задержанными в нетрезвом состоянии в большом Лос Анджелесе работают 74 реабилитационные программы. В одной из старейших из них- Behavioral Systems Southwest- я работаю около двух с половиной лет. В нашей программе работают группы на английском, испанском, корейском и русском языках. Число клиентов колеблется, кто-то заканчивает программу, а кто-то только проходит зачисление, но в среднем у нас постоянно проходят реабилитацию около 500 человек.

В штате Калифорния существуют различные программы для первичных, вторичных и многократных нарушителей. Основными целями программ является:

Предоставить клиентам необходимые знания о различных негативных последствиях употребления/злоупотребления алкоголя.

  • Глубоко проанализировать взаимоотношения клиента с алкоголем.
  • Объяснить последствия недопустимого поведения в прошлом, связанного с употреблением алкоголя.
  • Привить навыки нового поведения, несовместимого с управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
  • Ведение мониторинга выполнения условий программы клиентом и информирование об этом суда и других официальных служб в указанные сроки.

Когда эти программы только вводились (1977 г.) около 75% первичных нарушителей становились вторичными. Теперь этот процент снизился до 25%. Основная масса нарушителей – это молодые мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, хотя немало среди них и представительниц прекрасного пола той же возрастной категории. Большая часть наших клиентов была задержана ночью. Может создаться впечатление, что после полуночи на дорогах Лос Анджелеса -только нетрезвые водители, хотя это конечно же не так.

Прежде всего происходит зачисление в соответствующую программу- для первичных, вторичных и т.д. нарушителей. Во время собеседования и специальных тестов происходит освидетельствование клиента и выясняется степень серьезности его проблем с алкоголем. Клиента знакомят с требованиями и правилами его программы, которые изложены в контракте. Разъясняются его права и обязанности, концепция трезвости в программе, расписание выплат, положение о пропусках и т.д. В конце зачисления клиент и консультант подписывают контракт, который юридически определяет взаимоотношения сторон.

Первичные нарушители обычно работают по 3-х месячной программе АВ-541. Ее полная стоимость - 502 доллара (до 25 августа 2003 стоимость была 412 дол.). Оплата полной стоимости программ производится самими нарушителями. Занятия проходят один раз в неделю в течение 12 недель. Продолжительность занятия 2,5 часа. Оно состоит из одного часа образовательного занятия, где участники слушают лекцию или смотрят учебный фильм. Остальные 1,5 часа – проходит групповое занятие, где под руководством консультанта, происходит обсуждение различных тем, так или иначе связанных с безопасностью на дорогах, всевозможные аспекты влияния алкоголя на здоровье, поведение и жизнь человека. Между занятиями обычно устраивается 15-минутный перерыв. Согласно требованиям программы АВ-541 каждый клиент должен посетить собраний 6 групп самопомощи (обычно А.А. – Анонимные Алкоголики). Для контроля каждому клиенту дается специальная карта, которая подписывается после собрания. Помимо этого первичный нарушитель проходит 3 индивидуальных консультации у консультанта по 30 минут каждая.

  • Первая обычно проводится в день первой явки на занятия. Ее цель – объяснить клиенту правила программы, ответить на его вопросы, зачитать ему заключение, составленное по результатам собеседования во время поступления в программу, а также проверяется наличие у клиента копии расписания занятий, контракта АВ-541, а также карты для посещения собраний групп самопомощи.
  • Вторая – в день посещения 6-го занятия. Это-середина программы. Во время этой консультации проверяется работа клиента по программе. Отмечаются явки/пропуски, посещение собрания групп самопомощи, оплата. Разъясняются положения программы, которые непонятны клиенту, даются ответы на все вопросы, проверяется мотивация клиента, визуально оценивается его физическое, психическое и психологическое состояние консультируемого.
  • Третья консультация (Заключительная). Она проводится только после посещения клиентом всех 12 занятий, 6 собраний А.А. и полной выплаты стоимости программы. На ней подводится итог 3-х месячной работы клиента в программе. Клиент также заполняет анкету самооценки полученных знаний и дает оценку различных аспектов работы школы.

После заключительной консультации-собеседования, клиент получает желанные свидетельства об окончании программы АВ-541 для суда и DMV (Department of Motor Vehicles – Управления Моторизованных Транспортных Средств), где выдаются водительские свидетельства.

Программа для вторичных нарушителей SB-38 длится 18 месяцев. Ее стоимость 1534 (1462 доллара до 25.8.03) оплачивается клиентом. В течение первого года в программе SB-38 занятия также проходят еженедельно. Одну неделю клиент приходит на групповое занятие, которое продолжается 2 часа, следующую-на индивидуальное консультирование продолжительностью 15 минут. Таким образом, по окончании первого года обучения, клиент проходит через 26 групп и 26 индивидуальных консультаций с консультантом. Помимо этого, клиент должен посетить 8 образовательных занятий по 1,5 часа и посетить 26 собраний групп самопомощи. После выполнения всех требований первого года обучения, клиент переводится в заключительную (выздоровительную) часть программы, которая продолжается 6 месяцев. В течение этой части, клиент должен посетить посетить 3 групповых занятия и 3 индивидуальные консультации. Они также чередуются друг за другом, как и в течение первого года, но теперь их периодичность – лишь раз в месяц.

Статистика свидетельствует

  • За последние 20 лет количество смертей на дорогах США, связанных с УНС снизилось более, чем на 37%.
  • Количество молодых людей, погибших в этих катастрофах снизилось на 62%. В возрастной группе от 15 до 20 лет это снижение составило 59%.
  • Количество смертей на дорогах Калифорнии снизилось на 21% с 1993 по 1996 годы.

За более чем два десятилетия действия программ в Калифорнии более 3,2 млн. водителей прошли в них обучение. Следует отметить, что на эти широкомасштабные программы не расходуются деньги налогоплательщиков. Широкая сеть этих программ в Калифорнии «пропускает» через себя более 130 тыс. человек ежегодно и дает возможность нарушителям задуматься о своем антисоциальном поведении, а многим из них стать на путь выздоровления от алкоголизма и наркомании.

Исследования убедительно показывают, что программы для водителей задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения являются важным компонентом в системе предотвращении рецидивизма пьяных катастроф на дорогах штата и страны.

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100