Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Профессиональная деятельность дерунова правительство москвы кадровый резерв.

«Раннее распознавание признаков физического, психологического и социального неблагополучия на этапах до возникновения нарушений поведения и личностных расстройств ребенка (подростка) крайне необходимо и возможно в ходе последовательного и непрерывного наблюдения за поведением со стороны специалистов различного профиля».

В. Мусин, А. Сырцев

Опыт психодиагностических измерений в программе профилактики нарушений поведения учащихся ОУ НПО: апробация технологии

Актуальные задачи (Мусин В.К.)

Возрастные и социальные особенности контингента обучающихся в ОУ НПО порождают множество неблагоприятных, часто неустойчивых состояний психики, влияющих на поведение и даже на установки их личности. Поверхностному наблюдателю может быть и незаметно, что внутренний мир учащихся полон драматизма. Сильно действующие, значимые для молодого человека внешние факторы, такие как отношения в коллективе и с родителями, окружающие социальные явления, состояние здоровья и пр., нередко выводя психику на предел (а он у молодежи весьма невелик), порождают у него отрицательные, в т.ч. недопустимые формы поведения. При этом у каждой личности устойчивость к возникающим стрессам различна. Выявление наличия состояния стресса, определение стрессоустойчивости или уже сложившейся у нее склонности к отрицательным формам реакции на стрессы представляет собой важнейшую задачу индивидуальной работы с учащимися. Успех ее решения может определить иногда всю биографию учащегося, не говоря уже о положительном влиянии своевременной помощи на само обучение.

Все личностные проявления и состояния учащихся развертываются в обстановке действующей внутри учебной группы атмосферы. Она оказывает очень сильное влияние на учащихся, на их поведение, на формирование их внутреннего мира. Изучение климата в учебных группах, влияния на него факторов и персон (влияния как положительного, так и отрицательного), также представляет собой важнейшую воспитательную задачу. Обстановка в каждой из учебных групп неповторима. Складывающиеся в группах стереотипы устойчивы, многие обладают сильным групповым действием. При этом они могут оказаться скрытыми от прямого наблюдения. Очень важно отслеживать и предупреждать недопустимые уровни возможных отрицательных влияний.

Какие именно формы нарушения поведения примет срыв при переходе порога стрессоустойчивости в рамках исследования определить затруднительно. Важно, что с помощью простых, доступных средств удается надежно распознать учащихся, предрасположенных пополнить собою т.н. "группы риска". Это позволяет в дальнейшем вести с такими учащимися индивидуальную воспитательную работу, адекватно выбирая методы и средства. Важно также то, что психодиагностические измерения позволяют мастерам и классным руководителям групп сориентироваться в выборе направлений работы по улучшению климата в группе. Все это вносит ощутимый вклад в работу училища по профилактике правонарушений и наркопотребления, дает возможность получения целого спектра персональных характеристик учащихся обследуемых групп. Многие из учащихся сами осознают какие-то неблагоприятные свойства и проблемы в своей психике, другие просто проявляют стремление «познать самого себя». На руках у исследователя-психолога в результате исследования имеется хороший материал, грамотная, тактичная интерпретация которого при проведении индивидуальных консультаций для учащихся может очень помочь им, вызвать у них искреннее доверие и стремление работать над самосовершенствованием.

Важно также, что для получаемых в училище специальностей, связанных с большой напряженностью работы и риском, такой материал позволяет обучающимся узнать о своих реальных особенностях и возможностях, что полезно для выработки ими индивидуального адекватного стиля в работе. Таким образом, результаты работают и на повышение профессиональной компетентности обучающихся.

Вменяемые образовательным учреждениям обязанности по профилактике безнадзорности, правонарушений и наркопотребления, а также значительный поток внешних предложений по оказанию помощи в этих направлениях побуждают проявлять активность и осмотрительность в выборе партнеров. После нескольких пробных шагов и их анализа выбор ПУ-96 остановился на "Центре современных наркологических технологий", обслуживающем расположенное рядом Муниципальное образование "Ржевка", являющееся нашим партнером в целом ряде направлений.

Центр имеет государственную лицензию, содержащую в номенклатуре работ и услуг неврологию, психиатрию, психотерапию, психиатрию-наркологию. Центр укомплектован квалифицированными специалистами, владеющими современными методиками работы с различными категориями населения, в т.ч. с молодежью. С Центром заключен договор, по которому в рамках совместной деятельности проводится работа по профилактике правонарушений, потребления психоактивных веществ, асоциального поведения и социальной дезадаптации. Договором предусмотрена также работа по повышению профессиональной компетентности и успешности профессиональной деятельности учащихся ПУ-96.

Измерения в изучении поведения (Сырцев А.В.)

Характеристики поведения учащихся — ценный источник информации для различных специалистов. Это утверждение тривиально. В отечественной науке и прикладных дисциплинах феномену "поведения" уделялось весьма пристальное внимание, особенно в начале ХХ века. Достаточно вспомнить имена А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, К.Д. Ушинского и др. Но на наш взгляд, к настоящему времени опыт наблюдения за поведением и его оценки, при всей своей значимости, перестает быть актуальным и в образовательном процессе все больше вытесняется мощной классической триадой — ЗУН (знания, умения, навыки).

Напротив, в академической психологии и медицине ("малой", "пограничной" психиатрии), но также с опережением реального положения дел в их прикладных отраслях, феномен "поведения" в иных случаях становится не только единственных диагностическим критерием, но и рассматривается в качестве системообразующего фактора риска развития психических и поведенческих расстройств.

Причины расхождения "академических основ" и "прикладных подходов" в отношении поведения в психологии, педагогике, медицине сложны и многообразны, тем более, этот процесс начался давно и характерен не только для нашей страны. Но, очевидно, что "современные требования" — успешность, профессиональная компетентность, социальная конкурентоспособность, эффективность и пр. — выдвигают на первый план (в частности, в образовательном процессе) задачи, для решения которых старомодное "гармоничное развитие личности" является скорее помехой, чем критерием.

Педагогам хорошо известно, какому компоненту в комплексе "научить—воспитать" в реальности отдается предпочтение в образовательных учреждениях. В психологии за последние лет двадцать невероятно возросло количество новых "тестов", ориентированных на "экспресс-диагностику" отдельных качеств, способностей, свойств, требуемых для нужд того или иного "заказчика". За исключением, пожалуй, экспертной практики (в комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе, где исследования строго регламентированы и ответственность за результаты весьма существенна), да некоторых отраслей человеческой деятельности, где требуется быстрый и ощутимый эффект (космос, военное ремесло и т.п.) психологи также по возможности стараются избегать "громоздких" классических методов диагностики личности и поведения. Поразительно, с какой щепетильностью и научной добросовестностью составлялся классиками психологии и психофизиологии измерительный психологический инструментарий! Например, напомним, — автор знаменитой методики определения интеллекта Д. Векслер считал, что если результаты измерения по его методу расходятся с реальностью, то ими можно пренебречь. Для сравнения оценим нашедшие широкое применение в современной практике "тесты по профориентации" из 10—20 вопросов и другие, аналогичные им.

Прикладная задача, обусловленная вышеописанной проблемой, заключается в необходимости найти практическое применение современных методов наблюдения, анализа, оценки феноменов "личность" и "поведение" с целью максимально эффективного влияния на нормальное формирование в процессе развития человека.

Основным препятствием на этом пути является, во-первых, принципиальная невозможность завершенного познания указанных феноменов, включая понятие "нормы", и как следствие, во-вторых, принципиальная относительность критериев оценки, несопоставимых с аналогичными в "точных науках". Тем не менее, в основу технологического пакета могут лечь консенсусные положения, которые, несмотря на всю "неуловимость" предмета в этой области все-таки существуют.

Поясним на реальном примере совместной работы в Профессиональном училище №96, близком, на наш взгляд, всем специалистам-практикам.

В настоящее время актуальность противодействия наркопотреблению и распространению наркотических веществ (и, в частности, среди несовершеннолетних) не вызывает сомнения. Для педагогических коллективов задача по выявлению наркопотребителей среди контингента учащихся вменяется в профессиональные обязанности, существуют также требования по организации и проведению профилактической работы.

Но вряд ли кто согласится, и это подтверждает накал общественных дискуссий, что подобную работу можно назвать удовлетворительной. Выделим, на наш взгляд, основные проблемы, имеющие отношение к сказанному.

Во-первых, многими экспертами отмечается невозможность использования строгих и стандартизированных медицинских критериев диагностики наркозависимости в педагогической практике. Во-вторых, возможности выявления наркопотребителей при помощи немедицинского тестирования, опросов, анкетирования и т.п., особенно в массовых исследованиях в условиях образовательного учреждения исчезающе малы. Из этого следует, что в реальности выявление возможно только в период явного употребления или злоупотребления (т.е. в момент или после случившегося), а работа в этой области, таким образом, почти целиком сводится к профилактической. Но, кроме того, учитывая, что наркопотребление никогда не бывает изолированной проблемой, а связано с целым комплексом поведенческих моделей, личностных и психофизиологических особенностей, социальных обстоятельств и пр., то в качестве предмета профилактики, более корректно следует определять нарушения поведения и развития личности в соответствии с принятыми критериями. Профилактике собственно наркопотребления, как крайне опасному фактору деградации, безусловно, следует уделять повышенное внимание, но только в рамках комплексного и системного подхода. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что выявление (диагностика) и профилактика, отнюдь не тождественные задачи, и тем более, не синонимы.

Кто может осуществлять такую профилактику? Профессиональные училища не являются субъектами ни ФЗ-120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ни ФЗ-3 "О наркотических средствах и психотропных веществах", ни Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", регламентирующей работу аналогичных Межведомственных комиссий на уровне субъектов Федерации. Деятельность училищ происходит в общеправовом поле и в соответствии с внутриведомственными нормативными актами. Следовательно, нет никаких оснований требовать от администраций училищ ответственности за выполнение положений вышеперечисленных законов, в частности отвечать за разработку программ, требующих медико-психологической, криминологической и иной квалификации, не соответствующей штатному расписанию и регламенту учреждения. Здесь следует вспомнить о том, что учреждения НПО не являются ни исправительными, ни сугубо воспитательными.

Учащиеся также не являются в полной мере объектами вышеперечисленных законов, но могут рассматриваться с позиций этих нормативных актов только как объекты профилактического наблюдения и в некоторых случаях, как объекты профилактического воздействия. К тому же, как теперь уже ясно, комплексная превентивная работа в отношении наркопотребления, или правонарушений, или других форм нарушенного поведения также требует специальной квалификации и не может быть осуществлена собственными силами образовательных учреждений. Очевидно, что до того как подросток стал беспризорным, наркоманом или правонарушителем (до выявления), он может быть только объектом профилактики этих состояний. Но для проведения направленной профилактики требуется оценка вероятности наступления указанных событий или состояний. Без такой оценки произвольное отнесение в ту или иную группу риска может привести к непредсказуемым результатам. Ведь и в ст. 1 ФЗ-120 на первом месте стоит "выявление и устранение причин и условий, способствующих…" и т. д.

С другой стороны, с момента наступления события или состояния подросток становится объектом воздействия со стороны организаций с соответствующей сферой компетенции и ответственности - органы социальной защиты, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы. И даже "пограничные состояния" (скажем, эпизодическое бродяжничество, нерегулярное потребление ПАВ или делинквентное поведение) относятся также и к сфере компетенции Комиссий по делам несовершеннолетних. Так возникает вопрос о межведомственном взаимодействии, имеющий решение, главным образом, в организационном подходе.

Профилактическая работа традиционно рассматривается как система мер. По содержанию мероприятий различают методы собственно профилактики и просветительской работы (пропаганды). Что на практике? По данным Аналитического информационного центра Правительства СПб на сегодня только зарегистрированных негосударственных организаций с заявленной задачей профилактики наркопотребления - 136. К их числу следует добавить кабинеты соответствующего профиля в Центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, консультативные кабинеты в учреждениях здравоохранения и другие. Но тщательный обзор деятельности этих организаций показал помимо прочего, применение преимущественно методов просветительской работы [8].

Чтение лекций, проведение выставок, спортивных мероприятий и конкурсов, психологические обучающие и развивающие тренинги - это, безусловно, хорошо, но это не составляет системы профилактики. Кроме того, на наш взгляд, сложность приемов просвещения и пропаганды в рамках профилактики также требуют крайней аккуратности и профессионализма. Педагогам, к примеру, особенно должна быть понятна абсурдность уроков заучивания с детьми списка матерных слов, которые они ни в коем случае не должны произносить.

Но современный отечественный опыт комплексных работ и, в частности, исследований достаточно обширен. Достаточно ознакомиться с практикой в таких городах как Самара, Новосибирск, Екатеринбург и др. Но едва ли не типичным для всех регионов является краткосрочность, нерегулярность деятельности, преобладание однократных "проектов". Характерен пример с уникальным опытом в г. Надыме по реализации в течение около 10 лет комплексной программы по профилактике алкоголизма и наркопотребления среди несовершеннолетних с привлечением высококвалифицированных специалистов, объединенных в одну хорошо координируемую деятельность. Эта программа закончилась со сменой персон в Администрации Округа [10; 11].

Если рассматривать отдельно психологический компонент комплекса, то настоящую ситуацию можно описать следующим образом. Неразработанность нормативно-правовой базы, отсутствие стандартов в области психологии (в частности, педагогической) с неизбежностью ведет к факультативности применения специальных знаний, смежных (но не идентичных) по своему предмету и методологии с педагогикой. В условиях необязательности использование "психологического инструментария" перестает быть независимой (самостоятельной) процедурой и производится избирательно и бесконтрольно. Все это на практике вносит свой вклад в девальвацию "психологического сопровождения" и подрывает доверие к результатам деятельности специалистов. Проблема стандартизации в психологии давно перезрела, и, на наш взгляд, не столько по причине методологических разногласий, сколько из-за нерешенности организационных вопросов. На сегодняшний день относительно лучшим образом профессиональная деятельность психологов организована в упомянутой экспертной практике, наиболее полно обеспечена методологической базой и регламентирована в соответствии с внутриведомственными актами.

Понятно, что в условиях образовательного учреждения применить медико-психологическую модель не получится, да и не нужно. Но в случае с нарушениями поведения (в психологическом понимании), нам неизбежно придется опираться на медико-психологическую методологию, по меньшей мере, в диагностике.

Наибольшей сложностью на практике представляется применение принципа комплексности. Умаление же этого принципа может обесценить самый тщательный труд. В общем виде чаще всего рекомендуется использовать приблизительно следующую схему (на примере программ по противодействию наркопотребления).

  1. Сбор разносторонних данных о наркоситуации, анализ, оценка
  2. Комплексные исследования на контингенте целевой группы
  3. Выделение факторов риска и факторов защиты
  4. Выделение групп риска и дифференциация системообразующих факторов
  5. Построение и реализация программ профилактики, коррекции, терапии, выработка и применение мер социального контроля
  6. Сбор данных с целью оценки динамики наркоситуации и оценки эффективности работ

При осуществлении мониторинга последовательность этапов 1—4; 6 подразумевает непрерывную цикличность.

Опыт показывает, что основная трудность в осуществлении данной схемы, как правило, возникает уже на первом этапе — этапе сбора данных. В известных случаях удавалось реализовать всю последовательность, но однократно (в виде, например, проекта). Такой опыт важен, так как позволяет использовать полученные результаты и выводы в качестве образца, модели или дает дополнительную информацию для понимания природы явления, тогда как для более эффективного решения актуальных задач в непрерывно меняющихся условиях требуется также и непрерывность наблюдений.

В связи с этим мы считаем крайне важной задачу организации, как минимум, последовательного и непрерывного сбора данных о поведении учащихся, прежде всего, с целью распознавания ранних признаков (предикторов) нарушений поведения и развития личности. Кроме этого в ходе наблюдений неизбежно извлекается та самая искомая информация, о ценности которой для педагогов мы говорили в самом начале. Современный психологический инструментарий достаточно обширен, существуют возможности выбора для применения в соответствии с теми или иными поставленными задачами. В этом случае важен не столько "методический комплект", сколько регулярность и последовательность осуществляемых наблюдений. Кроме этого, роль педагогов в этом процессе является поистине незаменимой. Непосредственные наблюдения в "естественных условиях" с учетом знания среды — это неоспоримое преимущество, которым не обладают ни стационарная, ни амбулаторная экспертиза.

Из этого следует важный организационный момент. Качество оценки изучаемых феноменов, составленной любой из сторонних организаций, без участия в "полевой исследовательской работе", без тесного взаимодействия с педагогами, принципиально не может быть полной.

Предметом нашей совместной работе в ПУ-96 стали организация, апробация и внедрение в виде технологии регулярных психодиагностических измерений среди контингента учащихся в образовательном учреждении, направленных на раннее распознавание признаков (предикторов) нарушений поведения и развития.

Ниже коротко перечислим основные положения совместной программы.

Основные методические принципы

  • Используемые методики должны быть стандартизированными и верифицированными и проводимыми по строго определенной схеме
  • Результаты должны поддаваться независимой проверке и сравнению с аналогичными исследованиями, проведенными на других выборках
  • Использование стандартизированных методик при повторном проведении позволит сравнивать результаты не только между группами обследуемых, но и оценивать динамические показатели.

В нашей программе учитываются различные формы нарушения поведения и личностных расстройств. Наркопотребление и правонарушения мы рассматриваем как формы нарушенного поведения.

Нарушенное поведение - это устойчивые (не эпизодические или преходящие) формы поведения, отклоняющегося от нормативного:

Формы:

  • нарушения социального поведения:
  • антисоциальная форма (активное противодействие социальным нормам)
  • асоциальная форма - пассивное или активное уклонение (избегание) социальных взаимодействий.
  • расстройства и нарушения поведения, имеющие биопсихосоциальные основы и психофизиологические предпосылки:
  • делинквентное поведение (поведение правонарушителя)
  • криминальное (преступное)
  • виктимное (поведение жертвы)
  • аддиктивное (поведение зависимого от потребления ПАВ - наркотиков, алкоголя и пр.)
  • дезадаптивное (поведение, приводящее к психической и социальной дезадаптации)

Цель - предупреждение развития нарушений поведения, поддержка и развитие адаптивных форм поведения.

Основные задачи в схеме работы

Задачи первого этапа:

Изучение, определение и выделение грубых признаков (симптомов) расстройств поведения и личности, изучение физиологических, психологических, средовых факторов риска и факторов защиты.

Формирование целевых групп для дополнительных (уточняющих) обследований.

Определение и интерпретация индивидуальных и групповых профилей для рекомендаций педагогам, администрации и специалистам

Определение коррекционных и профилактических мишеней и разработка программ индивидуальной и групповой профилактики нарушенного поведения.

Задачи второго этапа:

Проведение уточняющих исследований по выделенным группам риска

Целенаправленная коррекционная работа с группами риска и профилактическая работа с нормативными группами.

Программа в целом не является оригинальной и имеет традиционную структуру с некоторой спецификой, адаптированной под нужды учреждения. Исследования контингента учащихся профессиональных училищ проводились, и к настоящему времени накоплен достаточно обширный эмпирический материал, который тем более ценен в использовании, так как проведенный по стандартным процедурам может быть подвергнут проверке и сличению с современными данными. В наши задачи не входило разработка новых методик или подходов, скорее напротив, мы стремились использовать классическую методологическую базу и проверенный инструмент. Ядро программы и ее основа - организация и осуществление наблюдения за поведением учащихся по специально организованной схеме и с использованием специальных методов регистрации различных поведенческих характеристик.

Повторимся, что поведение - важнейший диагностический критерий в медицине и психологии. Это интегративный феномен, в формировании которого участвуют и отражаются различные факторы - биологические, психологические, социальные.

С учетом того, что современные диагностические методы позволяют дифференцировать параметры поведения важные для диагностического заключения и прогностической оценки, а, кроме того, при включении в анализ дополнительных данных, например, данных о средовом окружении, социальном фоне развития и, конечно, клинических данных, становится возможным определить, по крайней мере, грубые нарушения, и более точно, чем при произвольном описательном подходе.

Признавая, что даже наиболее мощно оснащенная длительная стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза личности и поведения ограничена в возможностях прогноза, что лишний раз подчеркивает сложность природы человека, мы считаем, что метод наблюдения за поведением в рамках медико-психологического подхода, может дать такую информацию, которая недоступна даже при стационарной экспертизе.

Данные можно получать как в параметрическом виде, так и в непараметрическом (описательном, интерпретационном). Параметрические данные играют важную роль в структурно-динамическом анализе поведения и пригодны для проверки, сравнения, и независимой экспертизы.

Здесь следует отметить, что обработка этих данных позволяет выделить признаки нарушений также в параметрическом виде и дифференцировать их по классам расстройств. Для педагогов и специалистов важную роль играют любые данные, характеризующие учащихся. Но для целей профилактики благодаря этому мы можем обоснованно выделять группы риска с целью, определяемой логикой работы. Группы риска могут быть включены в дополнительные обследования, в отношении их могут быть даны специальные рекомендации, необходимые в учебном и воспитательном процессе. И, по крайней мере, этим группам будет уделено повышенное внимание со стороны педагогов и администрации.

На сегодняшний день проведен первый этап выборочных измерений, в ходе которых отрабатывалась процедура взаимодействия с педагогами, учащимися, администрацией. В методики в ходе работ внесены некоторые изменения. Полученные результаты на 98% достоверны и пригодны для интерпретации. Получены данные об уровнях психической адаптации (индекс Ф.Б. Березина), являющегося показателем стрессоустойчивости. На основании этих данных для педагогов сформулированы рекомендации в отношении учащихся, выделены множественные групповые характеристики.

В центре следующего этапа нами ставится выделение предикторов нарушенного поведения, характерных для целевой группы. И в этом незаменимую помощь мы получили со стороны заинтересованных и увлеченных своей профессией педагогов и мастеров (Монцева В.Я., Давыдова М.И., Крючков И.А., Михайлов Х.К., Вайно Л.А.). Любая технология включает помимо прочего и организационный компонент. В условиях отсутствия стандартов активная позиция администрации училища в лице директора ПУ № 96 Власовского А.Н. является реальным вкладом в совместную работу.

По нашему мнению, раннее распознавание признаков физического, психологического и социального неблагополучия на этапах до возникновения нарушений поведения и личностных расстройств ребенка (подростка) крайне необходимо и возможно в ходе последовательного и непрерывного наблюдения за поведением со стороны специалистов различного профиля. В решении этой комплексной и многоуровневой проблемы образовательные учреждения в кооперации со специализированными организациями призваны играть существеннейшую роль.

Литература

  1. Барабанова С.А. Опыт реализации профилактической программы «Семьи и дети группы риска». — «Мир детства» №2. — М. — 2003
  2. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в меняющейся России. — СПб.: Сударыня, 1999. — 242 с.
  3. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность/Гилинский Я.И., Гурвич И.Н, Русакова М.М. и др. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 200 с.
  4. Инвестиции в лечение наркомании: документ для обсуждения на уровне лиц, ответственных за разработку политики. — ООН, Нью-Йорк, 2003 год, — 38 с. (http://www.unodc.org/odccp/treatment_toolkit.html)
  5. Информационно-просветительский журнал "Туберкулез, ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания". - СПБ, 2006, № 14, 15
  6. Коростелев С.А., Реан А.А. Комплексная социальная и психолого-педагогическая программа «Защита детства». — «Мир детства» №1. — М. — 2002
  7. Лисов В.И. Экспериментальная работа в Москве // Новые педагогические исследования, под ред. акад. И.П. Смирнова в "Профессиональное образование", №3, 2006 -- М. ИСОМ, 2006. — 120 с.
  8. Федорова Н. М./ Материалы для общественной дискуссии. Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге. — СПб.: Центр РНО. — 2004. — 208 с.
  9. Наркология и аддиктология (№2) // сб. научных трудов, под редакцией проф. В.Д. Менделевича. — Казань. — 2004.
  10. Наркомания и регион (вып. 2-й) // Департамент информации и социально-политических исследований, Комитет по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации ЯНАО, Научно-исследовательский центр "Горизонт-М", Исследовательская группа "Циркон", под общ. ред. к.с.н. А.В. Стожарова. — Надым.: Чароид. — 2005. — 240 с.
  11. Система профилактики наркотизма // Управление общим и профессиональным образованием мэрии муниципального образования г. Надым и Надымский район, Научно-исследовательский центр "Горизонт-М". — Надым, 2004 г., 80 с.
  12. Наркотизм. Наркомании. Наркополитика. // Сб. статей под ред. проф. А.Г. Софронова. — СПб.: Медицинская пресса. — 2006., — 532 с.

Об авторах:

Мусин Владимир Константинович, заместитель директора Профессионального училища № 96 по учебно-воспитательной работе.

Сырцев Алексей Витальевич, медицинский психолог МУ "Центр современных наркологических технологий", к.псх.н.

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100