|
|
Представлены три крупномасштабных обследования, которые на постоянной основе проводятся в школах: Европейский проект обследования школ по проблеме потребления алкоголя и наркотиков (ЭСПАД); исследование "Мониторинг будущего", которое ежегодно проводится в странах Северной Америки; Межамериканская система унифицированных данных о потреблении наркотиков в странах Центральной Америки и в Доминиканской Республике. Б. Хибелль и Б. Андерссон В большинстве стран большую обеспокоенность вызывает распространенность среди молодежи курения, употребления алкоголя и наркотиков, и в этой связи для более глубокого изучения моделей потребления проводится множество исследований. Представлены три крупномасштабных обследования, которые на постоянной основе проводятся в школах. В рамках проводимого раз в четыре года Европейского проекта обследования школ по проблеме потребления алкоголя и наркотиков (ЭСПАД) осуществляется сбор данных во многих странах Европы, в рамках исследования "Мониторинг будущего", которое ежегодно проводится с 1975 года, осуществляется сбор данных по учащимся стран Северной Америки, а в рамках Межамериканской системы унифицированных данных о потреблении наркотиков каждые два года осуществляется сбор данных прежде всего в странах Центральной Америки и в Доминиканской Республике.Европейский проект обследования школ по проблеме потребления алкоголя и наркотиковДля обсуждения уровней потребления алкоголя и наркотиков в какой-либо стране требуются сопоставимые данные по другим странам. Несмотря на то, что во многих странах проводятся многочисленные исследования, составить полную картину и сравнить распространенность употребления алкоголя и наркотиков в различных странах весьма непросто. Это объясняется прежде всего тем, что исследования проводятся в разных возрастных группах, на основе отличающихся друг от друга вопросников и в разное время. В середине 80-х годов в восьми странах Европы была опробована анкета для проведения обследований в школах. По различным причинам методологического характера, включая объем выборки и охват географических районов и возрастных когорт, полученные данные были непригодны для прямого сопоставления. Однако было доказано, что этот метод обследования является обоснованным и надежным, что и было основной целью этого экспериментального проекта[1] В 1993 году Шведский совет по информации об алкоголе и наркотиках (САН) на основе консультаций с Группой Помпиду Совета Европы и исследователями из большинства европейских стран выступил с инициативой по проведению совместного европейского проекта с целью изучить возможность одновременного проведения обследований в школах по проблеме курения табака и употребления алкоголя и наркотиков. В результате был создан проект ЭСПАД, в рамках которого в 1995 году было проведено первое обследование, в 1999 году - второе обследование и в 2003 году - третье обследование. Основой для получения максимально сопоставимых данных является стандартизация таких элементов, как обследуемая совокупность, планы национальных проектов, выборка, порядок работы на местах, анкета и форма представления основных результатов. В плане ЭСПАД содержится много практической информации о порядке проведения обследований в каждой участвующей стране[2]. Цель, планы национальных проектов и региональные семинарыОсновной целью ЭСПАД является сбор сопоставимых данных об употреблении учащимися наркотиков, алкоголя и табака по возможности в наибольшем числе европейских стран. Другой долгосрочной задачей является отслеживание тенденций, связанных с привычками употребления алкоголя и наркотиков среди учащихся в Европе, и сопоставление тенденций в различных странах. Информация об изменениях в какой-либо одной из стран Европы затем может использоваться для улучшения понимания характера тенденций и для повышения готовности к осуществлению стратегий предупреждения в других странах. Еще одной задачей является получение данных, которые можно использовать для оценки осуществления Плана действий Европейского союза по борьбе с наркотиками (2002-2004 годы) и Декларации "Молодежь и алкоголь", которая была принята на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения на уровне министров "Молодежь и алкоголь", проведенной в Стокгольме 19-21 февраля 2001 года. Эти обследования планируется повторять каждые четыре года, с тем чтобы иметь информацию о том, где и когда происходят изменения в употреблении алкоголя и наркотиков. В этом проекте могут участвовать все европейские страны. Каждая страна отвечает за составление плана национального проекта в стандартизированном формате. Затем планы проектов подробно обсуждаются на региональных семинарах, в рамках которых исследователи из стран-участниц стараются решить любые возникающие проблемы и готовят рекомендации. После семинаров переписанные планы национальных проектов направляются координаторам по проектам. Обследуемая совокупность и выборкаВ рамках ЭСПАД обследуемой совокупностью являются учащиеся в возрасте 15-16 лет на момент сбора данных. Таким образом, обследованиями, которые были проведены в 1995, 1999 и 2003 годах, были охвачены учащиеся, соответственно, 1979, 1983 и 1987 годов рождения. Эта возрастная группа выбрана, в частности, потому, что в большинстве европейских стран молодежь этого возраста, как правило, охвачена системой обязательного школьного образования. Обследуемая совокупность ограничена учащимися, которые присутствуют на занятиях в день сбора данных. Следовательно, результаты возможных последующих исследований, которые охватывают отсутствовавших учащихся, не включаются в международные доклады по ЭСПАД. В обследуемую совокупность не входят учащиеся, которые не способны понять или по другим причинам самостоятельно заполнить вопросник, в частности учащиеся с задержкой умственного развития, психическими расстройствами или серьезными физическими недостатками. В рамках ЭСПАД группой, подлежащей обязательному обследованию, являются школьники 15-16 лет. Если какая-либо страна желает охватить дополнительную возрастную группу, рекомендуется выбирать учащихся в возрасте 17-18 лет (таким образом, в сборе данных в 1995, 1999 и 2003 годах, соответственно, могли участвовать учащиеся 1977, 1981 и 1985 годов рождения). Репрезентативную в общенациональном масштабе выборку формируют методом гнездового отбора, единицами которого являются школьные классы. В рамках ЭСПАД исследователи могут использовать разные методы отбора, включая отбор непосредственно из генеральной совокупности, простой гнездовой отбор, двухступенчатый гнездовой отбор или типологический гнездовой отбор. Подробная информация о процедурах выборочного обследования содержится в публикации Guidelines for Sampling Procedure in the School Survey Project on Alcohol and Other Drugs[3]. Рекомендуется, чтобы в исследовании участвовало более 2400 учащихся. Это позволяет, в частности, представлять данные в таблицах в разбивке по полу и другим переменным. На практике, для того чтобы набрать 2400 участников, требуется более широкая выборка. Можно ожидать, что некоторые отобранные классы не смогут принять участие и что 10-15 процентов учащихся будут отсутствовать во время сбора данных. Таким образом, для получения рекомендуемого минимального числа ответов выборка должна включать не менее 2800 учащихся, которые относятся к обследуемой совокупности. Если дополнительной целью участия страны в ЭСПАД является сравнительное исследование подгрупп, например различных регионов, то выборка должна охватывать более, чем 2800 учащихся. Если в обследуемую совокупность входят учащиеся двух или более лет обучения, отбор должен производиться среди классов всех соответствующих уровней. Средства и практические процедуры сбора данныхВ анкете ЭСПАД содержатся основные вопросы, а также модульные и факультативные вопросы. Ответы на основные вопросы являются обязательными для всех стран. К их числу относятся некоторые вопросы справочно-биографического характера, почти все вопросы, касающиеся алкоголя, табака и наркотиков, а также некоторые методологические вопросы. В анкете содержатся также модульные вопросы и три факультативных вопроса. Модуль представляет собой набор вопросов по конкретной теме. В анкету ЭСПАД 2003 года включены четыре модуля, озаглавленные "Интеграция", "Основное направление", "Социально-психологические показатели" и "Отклонение от нормы". Странам рекомендуется полностью использовать один или два модуля, хотя некоторые страны выбирают вопросы из всех четырех модулей. Страны могут дополнять основные, модульные и факультативные вопросы вопросами, представляющими особый интерес для конкретной страны. Однако вопросы, представляющие особый интерес, не должны перегружать анкету или каким-либо иным образом ослаблять готовность учащихся давать честные ответы. Странам, присоединяющимся к проекту, настоятельно рекомендуется опробовать анкету в реальных условиях. Это рекомендуется делать также в том случае, если страна добавляет вопросы, не применявшиеся в предыдущих исследованиях. Стандартная анкета ЭСПАД написана на английском языке. В каждой стране окончательный вариант анкеты должен быть переведен на соответствующий язык, а затем вновь переведен на английский другим переводчиком, с тем чтобы исключить расхождения с оригинальным текстом. С директорами отобранных школ устанавливается связь, и им сообщается о запланированном исследовании. В свою очередь они должны довести информацию до учителей выбранных классов, но ничего не сообщать учащимся, с тем чтобы не вызвать обсуждений между ними, способных повлиять на их ответы. Классному руководителю поручается запланировать проведение обследования в течение одного учебного часа в том же порядке, в каком проводятся письменные контрольные работы. Даже если сбор данных проводится не школьным персоналом, важно, чтобы об этом были информированы учителя обследуемых классов. Неделе, в которую проводится сбор данных, не должны предшествовать какие-либо праздники, с тем чтобы, отвечая на вопросы, учащиеся описывали "обычную" неделю. Школы, не имеющие возможности провести обследование в назначенную неделю, могут перенести его на следующую неделю. Желательно, чтобы обследование в школе по возможности проводилось в одно и то же время во всех участвующих классах. Тем самым удастся избежать обсуждений на переменах, которые могли бы повлиять на ответы учащихся, еще не участвовавших в исследовании. Весьма важно, чтобы обследование проводилось под руководством человека, которому учащиеся доверяют. Поэтому каждый исследователь в рамках ЭСПАД сам решает, поручить ли сбор данных в его стране учителям или научным сотрудникам. Заполнение анкет проводится анонимно, т. е. в них не должно быть никаких опознавательных номеров, и учащиеся не должны проставлять на них свою фамилию. Чтобы усилить ощущение анонимности, каждому учащемуся следует выдать чистый конверт, в который запечатывается заполненная анкета. В рамках ЭСПАД руководителю обследования предоставляются письменные инструкции относительно порядка заполнения анкеты в классе. Пока школьники отвечают на вопросы, руководитель обследования должен составить стандартную справку по классу. Представление докладов и другой информацииПосле завершения сбора данных информация от каждой страны сводится в стандартизованный национальный доклад, называемый "страновым докладом", который отсылается координаторам и используется в качестве основы международного доклада по ЭСПАД. В страновых докладах помимо стандартных таблиц содержится описание выборочной совокупности, процедуры отбора и порядка сбора данных, а также указывается число отсутствовавших учащихся, причины их отсутствия и т. д. Цель международного доклада состоит прежде всего в том, чтобы описать явление, а именно сопоставить распространенность употребления учащимися алкоголя и наркотиков в участвующих странах и рассмотреть изменения в привычках. При этом отнюдь не предполагается, что этот общеописательный доклад станет единственным международным докладом. Напротив, имеющихся данных достаточно для подготовки многих докладов, в том числе посвященных анализу четырех модулей. В 1995 году сбор данных был проведен в 26 странах. В 1999 году в рамках второго исследования ЭСПАД уже 31 страна представила данные[4]. В настоящее время ожидается, что в сборе данных 2003 года примут участие около 35 стран. В 1999 году в обследовании приняли участие следующие страны и территории: Беларусь, Болгария, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Гренландия (Дания), Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Украина, Фарерские острова (Дания), Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония. Дополнительная информация о проекте ЭСПАД содержится в докладах и на веб-сайте ЭСПАД по адресу: www.espad.org. Кроме того, дополнительную информацию могут предоставить координаторы проекта Бьёрн Хибелль (bjorn.hibell@can.se) и Барбро Андерссон (barbro.andersson@can.se) в Шведском совете по информации об алкоголе и наркотиках (САН) (can@can.se), P.O. Box 70412, S-107 25 Stockholm, Sweden; телефон Исследование "Мониторинг будущего"Ллойд Д. Джонстон Проект "Мониторинг будущего" - это проводимое на постоянной основе общенациональное исследование по вопросу употребления психоактивных веществ среди подростков, учащихся колледжей и бывших выпускников школ в Соединенных Штатах. Этот проект, организованный по инициативе группы социологов из Мичиганского университета в середине 70-х годов, охватывает ряд ежегодно проводимых национальных обследований среди учащихся средних школ. Кроме того, по методу так называемого когортного продольного анализа с помощью рассылаемых по почте анкет проводятся дополнительные обследования репрезентативных выборок выпускников средних школ на протяжении многих лет после завершения ими учебы в школе. Самую раннюю когорту, которая охвачена последующим исследованием, составляют лица в возрасте 45 лет. Национальный институт по изучению проблем наркомании - один из Национальных институтов здравоохранения - оказывает поддержку этому долговременному проекту в виде серии учреждаемых по инициативе исследователей и выплачиваемых на конкурсной основе пятилетних возобновляемых субсидий на проведение исследований. ЗадачиПроект "Мониторинг будущего" направлен на решение целого ряда исследовательских задач. Наиболее значимой для Модуля 3 Инструментария является задача по отслеживанию и количественному определению изменений в практике употребления множества разрешенных и запрещенных психоактивных средств среди подростков, учащихся колледжей и совершеннолетней молодежи в целом, а также среди людей, не достигших среднего возраста. Поскольку используется метод когортного продольного анализа, следующая задача состоит в том, чтобы попытаться провести различие между тремя типами возможных изменений: долгосрочные эффекты (происходящие на протяжении лет изменения, общие для всех когорт и возрастов), возрастные эффекты (происходящие с возрастом изменения, общие для всех когорт) и когортные эффекты (различия между когортами, сохраняющиеся на протяжении большей части или всего жизненного цикла). Третья задача состоит в определении и отслеживании изменений в многочисленных факторах риска и защитных факторах, влияющих на употребление наркотиков. Опыт показывает, что к числу наиболее важных из этих факторов относится отношение к наркотикам и их восприятие, в частности, осознание опасности употребления определенного наркотика и степень личного осуждения употребления наркотиков в целом. И наконец, групповой характер исследования позволяет изучить потенциальные причины и следствия употребления различных типов психоактивных веществ посредством анализа динамики отношений между переменными у одних и тех же единиц совокупности. К числу наиболее важных определяющих факторов относятся перемены доминирующего окружения (например, колледж или военная служба) и роли (например, супружество, статус родителя и развод). Более подробное описание всего комплекса задач и получаемых в ходе их решения результатов содержится в публикации Джонстона и др. (2001 год) [5]. Исследование охватывает, в частности, такие вещества, как табак, алкоголь, ингалянты, многие из запрещенных наркотиков (марихуана, кокаин, метилендиоксиметамфе-тамин ("экстази"), галлюциногены и героин), психотерапевтические препараты, используемые в немедицинских целях (амфетамины, седативные средства, транквилизаторы и различные наркотические средства), некоторые лекарственные препараты, которые могут продаваться без рецепта (диетотерапевтические, стимулирующие и снотворные препараты), и анаболические стероиды. Обследуемая совокупность и выборкаЕжегодно проводится обследование крупных независимых выборок из учащихся восьмых, десятых и двенадцатых классов. В последние годы обследованием ежегодно охватывается 45 000-50 000 учащихся примерно в 430 средних школах. Восьмой, десятый и двенадцатый классы почти точно соответствуют возрастным группам, соответственно, 13-14, 15-16 и 17-18 лет. Обследования в двенадцатых классах впервые стали проводиться в 1975 году, ас 1991 года ежегодно проводятся также обследования в восьмых и десятых классах. Поскольку до 16 лет посещение школы является обязательным, показатель выбытия учащихся в восьмом классе является ничтожно малым, а в десятом классе - весьма небольшим, около 5 процентов. В системе всеобщего государственного образования в Соединенных Штатах двенадцатый класс - это последний год учебы и, согласно данным Бюро переписи Соединенных Штатов, его заканчивают около 85 процентов каждой возрастной когорты. Для формирования выборки учащихся на каждом из вышеуказанных трех годов обучения используется процедура многоступенчатого случайного отбора. Сначала отбираются конкретные территориальные единицы (часто округа) во всей стране, которые коллективно должны содержать репрезентативную национальную выборку всей генеральной совокупности. Эти территориальные единицы отбираются из числа переписных участков с разделением по таким переменным, как местонахождение территории и плотность населения, с тем чтобы обеспечивалась пропорциональная представленность этих переменных при проведении каждого исследования. На второй ступени от каждой из этих территориальных единиц отбираются одна или несколько школ, причем вероятность их отбора должна быть пропорциональна размеру школы, определяемому по расчетному количеству учащихся в соответствующих классах. В этом случае количество школ, попадающих в выборку, является пропорциональным количеству обучаемых там школьников, что исключает перепредставленность в выборке небольших школ. Третья ступень - внутришкольный отбор учащихся на году обучения, охваченному обследованием. В больших школах (насчитывающих более 350 подходящих учащихся) случайно отбираются несколько классов. В небольших школах обследованием обычно охватываются все учащиеся. Взвешивание полученных данных дает поправку на неравновероятность попадания в выборку. Итоговые веса нормализуются до среднего значения 1,0, с тем чтобы взвешенное число случаев равнялось фактическому числу, что упрощает представление результатов. Более подробная информация о порядке проведения и результатах исследования "Мониторинг будущего" содержится в трех монографиях, которые ежегодно публикует исследовательская группа[6-8]. С этими и всеми другими публикациями об исследовании, которые цитируются в настоящей работе, можно ознакомиться на веб-сайте проекта "Мониторинг будущего" (www.monitoringthefuture.org). После проведения обследования в школах среди учащихся, попавших в выборочную совокупность по годам обучения, ежегодно из числа учеников двенадцатых классов производится случайный отбор 2400 человек в подвыборку, которая будет изучаться в последующие годы. Их обследование проводится путем рассылки анкет по почте раз в два года, пока им не исполнится 30 лет, и раз в пять лет, пока им не исполнится 45 лет, а, возможно, и в последующий период. Средства и практические процедуры сбора данныхВо всех исследованиях "Мониторинг будущего" используются самостоятельно заполняемые анкеты. Масштабность выборок позволяет в качестве инструментария наблюдения использовать различные формуляры и таким образом охватывать гораздо более широкий круг вопросов существа. В восьмых и десятых классах используются четыре таких формуляра, а в двенадцатых классах - шесть формуляров. Во всех формулярах для классов одного уровня имеются два общих раздела: раздел данных о семье и демографических данных и раздел данных об употреблении психоактивных веществ. Таким образом, во всех формулярах имеются ключевые зависимые переменные (отражающие употребление наркотиков) и ключевые управляющие переменные (биографические и демографические данные). Хотя за прошедшие годы инструментарий обследования неоднократно пересматривался с учетом изменения реалий (появление новых наркотиков и принятие новых мер сдерживания), однако исследователи старались не изменять формулировки вопросов и ответов, а также контекст, в котором задаются эти вопросы. Такое постоянство призвано обеспечить, чтобы любые изменения в практике употребления психоактивных веществ, которые могут быть выявлены по истечении ряда лет, отражали реальные изменения в сути явления, а не были обусловлены лишь сменой методов. Благодаря столь осмотрительному подходу к изменению методов исследование "Мониторинг будущего" считается наиболее надежным источником информации о тенденциях в области употребления наркотиков среди молодежи в Соединенных Штатах. За многие годы собран значительный объем данных, свидетельствующих о достоверности и обоснованности показателей наркотизма, которые используются в исследовании, и эти показатели стали применяться другими исследователями как в Соединенных Штатах, так и в других странах. Наилучшим источником информации относительно надежности, возможно, является анализ данных трех раундов продольного обследования [9]. Краткая информация о другого рода различных свидетельствах содержится в главе III монографии Джонстона, О`Малли и Бэчмана (2002 год) [7] или в любом предыдущем томе этой серии публикаций. Организацией анкетирования занимаются сотрудники Мичиганского университета, которые объезжают все вошедшие в выборку школы. Путевые расходы являются минимальными, поскольку у университета имеется штат интервьюеров, проживающих в различных районах страны, которые проводят разнообразные национальные обследования. Сотрудники центрального офиса договариваются со школами об их участии в обследовании, подбирают школы взамен тех, которые отказались участвовать, по почте и телефону договариваются о времени и процедуре анкетирования и направляют в соответствующие школы местных интервьюеров. Более подробная информация об этих и других процедурах, связанных с проведением исследования, содержится в монографии Бэчмана, Джонстона и О`Малли (2001 год) [10]. В настоящее время среди учащихся восьмых и десятых классов проводится анонимное анкетирование, тогда как анкетирование среди учащихся двенадцатых классов проводится на конфиденциальной основе, поскольку фамилии и адреса школьников необходимы для последующих обследований той их части, которая войдет в соответствующую подвыборку. Тщательный анализ последствий замены анкетирования в младших классах с конфиденциального на анонимное свидетельствует о том, что это никак не повлияло на процесс анкетирования в десятых классах и имело весьма незначительные последствия в восьмых классах [11]. Однако в других странах этот результат может быть иным. Оптическое сканирование заполненных анкет проводит по контракту компания, которая специализируется в этой области. Представление докладов и другой информацииВполне естественно, что столь масштабное и длительное исследование, как "Мониторинг будущего", служит источником многочисленных публикаций. Все они перечислены на веб-сайте этого проекта; некоторые из них представлены в полном виде, а другие - в виде резюме. Основные результаты этого эпидемиологического исследования обнародуются прежде всего в серии трех ежегодно публикуемых монографий [6-8]. Результаты всех обследований, проведенных в двенадцатых классах, полностью описаны в серии томов, изданных в твердом переплете. Кроме того, существует серия специальных публикаций, число которых достигло почти 60, и публикуется множество статей и глав монографий. Результаты исследования широко использовались при определении политики правительства, при этом исследователей приглашали консультировать различные ведомства и более десяти раз свидетельствовать в конгрессе Соединенных Штатов. Результаты анализа существующих в стране тенденций ежегодно передаются средствам массовой информации в форме двух тщательно подготовленных пресс-релизов, один из которых посвящен распространенности курения среди молодежи, а другой - употреблению запрещенных наркотиков и алкоголя среди молодежи. С этими пресс-релизами можно ознакомиться на веб-сайте проекта, который содержит также информацию о том, как связаться с организаторами исследования, и ссылки на ряд других источников. Обследования в школах в рамках Межамериканской системы унифицированных данных о потреблении наркотиковХулиа Асбун Одной из областей исследования для всех государств - членов Организации американских государств является употребление разрешенных и запрещенных наркотиков среди молодежи. В 2000 году в странах Центральной Америки и в Доминиканской Республике было проведено исследование ПАКАРДО, которым были охвачены учащиеся средних школ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди школьников широко распространена практика употребления наркотиков и что по сравнению с предыдущими исследованиями происходит снижение возраста, в котором впервые пробуют наркотик. Был сделан вывод о том, что всем государствам-членам необходимо проводить анализ распространенности, структуры и динамики употребления наркотиков и признать эту проблему приоритетной областью исследований. Решать эти задачи было предложено на основе проведения обследований в школах в рамках Межамериканской системы унифицированных данных о потреблении наркотиков (СИДУК) под эгидой Межамериканской комиссии по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами (СИКАД). Сотрудничество в рамках СИДУК свидетельствует о том, что наличие стандартной методологии, разработанной на основе совместных международных усилий, позволяет проводить сравнение между странами и разрабатывать региональные стратегии и стратегии для групп стран. В 1987 году в странах Центральной Америки и Доминиканской Республике было проведено пробное анкетирование в школах. На основе результатов этого обследования и исследования ПАКАРДО ученые составили краткую анкету для определения распространенности, структуры и динамики употребления наркотиков и злоупотребления ими среди учащихся средних школ. Цель и процесс планированияОсновными целями проведения обследований в школах в рамках СИДУК являются: ● многолетний мониторинг тенденций в области употребления наркотиков и злоупотребления ими; ● сбор сопоставимых данных об употреблении наркотиков среди учащихся средних школ в различных странах; ● разработка и применение сопоставимых методов с целью устранения трудностей и проблем в проведении обследований по наркотикам; ● разработка недорогостоящих процедур и средств для проведения исследований в странах-участницах. Обследования в школах в рамках СИДУК проводятся раз в два года, однако государства могут проводить обследования ежегодно. В целях стандартизации процедур исследователи провели множество семинаров, на которых обсудили определение обследуемой совокупности, порядок отбора, процедуры обследования на местах и, самое важное, содержание анкеты. В ходе этого процесса к СИДУК присоединились новые страны. Каждая страна отвечает за подготовку национального доклада в стандартном формате. Для определения и совершенствования общих стратегий планируется проводить совещания и практикумы национальных ученых-исследователей из разных государств. Обследуемая совокупность и выборкаВ рамках проводимого СИДУК анкетирования обследуемой совокупностью являются учащиеся восьмых, десятых и двенадцатых классов частных и государственных средних школ. В год сбора данных этим школьникам исполняется 13, 15 или 17 лет. Обследование этих возрастных групп дает обзор положения в подростковой среде и позволяет не проводить обследования всех классов средней школы. Процесс отбора является двухступенчатым. Сначала отбираются школы из числа государственных, частных и публичных школ; при этом в некоторых странах на этой ступени должны подтверждаться списки и количество учащихся в соответствующих классах. Затем отбираются годы обучения и классы (единицы выборки). В выборку входят все школьники отобранного класса. Учащиеся, которые в день анкетирования отсутствуют в классе, считаются не ответившими на анкету. Минимальной территориальной единицей, рекомендуемой для отбора школ, является муниципальный район; при желании государства могут проводить отбор на национальном уровне. Если это необходимо, в выборку могут включаться и другие классы, при условии, что в нее входят заранее определенные классы. Государства-участники отвечают за обеспечение основы выборки. В каждой стране в выборку включается около 2000 учащихся школ. Средства и практические процедуры сбора данныхВ школьной анкете СИДУК содержится минимальный базовый набор переменных, который все государства-участники должны включать в обследование и обрабатьшать по стандартной методике. Эти наборы вопросов являются закрытыми по форме и заранее кодированными, т. е. для каждого вопроса предлагаются конкретные варианты ответов. Государства могут включать в анкету и другие переменные. Респонденты заполняют анкеты самостоятельно и без указания своих фамилий. Прежде чем приступать к процессу сбора данных, государствам необходимо провести пробное исследование с целью апробации анкеты. Анкета имеется как на английском, так и испанском языках, учитывая, что большинство государств-участников являются испаноязычными. Интервьюеры договариваются с директорами и классными руководителями отобранных школ о дне, времени и порядке проведения обследования. Школьники заполняют анкеты в отсутствие своих учителей в аудитории. За поддержание дисциплины в ходе анкетирования отвечают интервьюеры. Рекомендуется использовать молодых интервьюеров, которые не слишком сильно отличаются от респондентов. Придерживаться стандартных процедур государствам-участникам помогает изданное с этой целью руководство. Представление докладов и другой информацииСИКАД проводит анализ собранных данных и представляет полученные по каждой стране результаты в региональных докладах. Вместе с тем каждая страна отвечает за подготовку собственного доклада по конкретным национальным проблемам и потребностям. Помимо статистических данных описательного характера, представляются результаты двумерного и многомерного анализа. Информация об этих результатах включается в письменные доклады, а также размещается на веб-сайтах всех участвующих учреждений. Некоторые показатели, которые используют национальные информационно-аналитические центры по наркотикам - общие механизмы представления информации по наркотикам, созданные для стран СИДУК, - берутся из этого исследования. С 2002 года в некоторых государствах стала применяться стандартная процедура обследований. Ожидается, что в 2003 году к их числу присоединятся все государства - члены СИДУК и проведут обследование в школах. Государствами - членами СИДУК являются Белиз, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Соединенные Штаты, Уругвай, Чили и Эквадор. Дополнительную информацию можно получить на веб-сайте СИКАД (www.cicad.oas.org). БиблиографияL. D. Johnston, F. Driessen and A. Kokkevi, Surveying Student Drug Misuse: A Six-Country Pilot Study (Strasbourg, Council of Europe, 1994). B. Hibell and B. Andersson, European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs (ESPAD 03): Project Plan (Stockholm, Swedish Council for Information on Alcohol and Other Drugs, 2002). T. Bjarnason and M. Morgan, Guidelines for Sampling Procedures in the School Survey Project on Alcohol and Other Drugs (Stockholm, Swedish Council for Information on Alcohol and Other Drugs, 2002). B. Hibell, B. Andersson, S. Ahlstrцm, O. Balakireva, T. Bjarnason, A. Kokkevi and M. Morgan, The 1999 ESPAD Report: Alcohol and Other Drug Use Among Students in 30 European Countries (Stockhom, Swedish Council for Information on Alcohol and Other Drugs, 2000). L. D. Johnston, P. M. O`Malley, J. Schulenberg and J. G. Bachman, "The aims and objecti ves of the Monitoring the Future study and progress toward fulfilling them", third ed., Moni toring the Future occasional paper No. 52 (Ann Arbor, Michigan, Institute for Social Research, 2001). L. D. Johnston, P. M. O`Malley and J. G. Bachman, Monitoring the Future National Survey Results on Adolescent Drug Use: Overview of Key Findings, 2001, National Institutes of Health publication No. 02-5105 (Bethesda, Maryland, National Institute on Drug Abuse, 2002). L. D. Johnston, P. M. O`Malley and J. G. Bachman, Monitoring the Future National Survey Results on Drug Use, 1975-2001: Volume I: Secondary School Students, National Institutes of Health publication No. 02-5106 (Bethesda, Maryland, National Institute on Drug Abuse, 2002). L. D. Johnston, P. M. O`Malley and J. G. Bachman, Monitoring the Future National Survey Results on Drug Use, 1975-2000: Volume II: College Students and Adults Ages 19-40, National Institutes of Health publication No. 02-5107 (Bethesda, Maryland, National Institute on Drug Abuse, 2002). P. M. O`Malley, J. G. Bachman and L. D. Johnston, "Reliability and consistency of self-reports of drug use", International Journal of the Addictions, vol. 18, No. 6 (1983), pp. 805-824. J. G. Bachman, L. D. Johnston and P. M. O`Malley, "The Monitoring the Future project after 27 years: design and procedures", Monitoring the Future occasional paper No. 54 (Ann Arbor, Michigan, Institute for Social Research, 2001). P. M. O`Malley, L. D. Johnston, J. G. Bachman and J. Schulenberg, "A comparison of confidential versus anonymous survey procedures: effects on reporting of drug use and related attitudes and beliefs in a national study of students", Journal of Drug Issues, vol. 30, No. 1 (2000), pp. 35-54. Другие интересные материалы:
|
|