Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Деструктивные секты: методы вербовки и удержания новых членов

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Деструктивные секты: методы вербовки и удержания новых членов

Описан механизм манипулятивных технологий, применяемых в сектах, сделанное специалистом по пропаганде и информационным войнам..

Г. Почепцов

Деструктивные секты представляют на сегодня наиболее эффективные информационные кампании, причем ведущиеся «из уст в уста». Результаты их превосходят все мыслимые границы. Когда в начале девяностых годов появился Виссарион (С. Тороп), то люди, продавали квартиры в Москве и Ленинграде, переезжая к нему в Красноярский край, где строится его Город Солнца. Ни одна политическая партия или общественная организация не может похвастаться подобным результатом.

2 июля 2003 г. Виссарион давал пресс-конференцию в Киеве, его Церковь Последнего Завета также зарегистрирована и в Украине. Впечатление о нем как о коммуникаторе мы изложим ниже.

Внешне он сохраняет черты бывшего милиционера, но речь его оказалась сложной, интеллектуализированной. Среди документов на пресс-конференции раздавались обращения Виссариона В.В. Путину, генсеку ООН, патриарху Алексию, что как бы выводит его на иной уровень, иной статус.

Виссарион явно неагрессивен, он сидел в отработанной смиренной позе с опущенными глазами, легко отвечал на вопросы, имея приятный тембр профессионального проповедника. Виссарион удерживал внимание на спрашивающем, своей постоянной улыбкой в процессе разговора он доводил до такой же улыбки и того, кто задавал ему вопросы.

Виссарион обладает некоторыми профессиональными «уловками», позволяющими ему уходить от трудных случаев. Например: ответ на этот вопрос требует очень много времени. Или: о тонких сущностях невозможно говорить нашим языком. Содержательно текст его был системен, обладал новизной, практически на любой даже стандартный вопрос у него было что сказать.

Чаще вопросы задавали те журналисты, которые обращались к нему как к учителю, т.е. являлись его паствой, тем самым подобный формат как бы предлагался и остальным. То есть говорящие уже заранее задавали формат «учитель — ученики».

Эффективность подобных кампаний базируется на интенсивных методах трансформации мышления человека, иногда именуемыми «промыванием мозгов». Принципиально новым моментом сегодня, в отличие от прошлых периодов, становится то, что при этих технологиях нет нужды в наркотиках, пытках, физическом принуждении, которые дают только временный эффект. «Принудительная убеждающая программа представляет собой технологию изменения поведения, применяемую для достижения «обучения» (или «адаптации») набору поведений или идеологии в определенных условиях» (How does mind control works? A technical overview of mind control tactics // www.factnet.org ). При этом самым важным становится не просто изменение поведения, а изменение отношения, картины мира, в результате чего человек начинает сам делать то, от чего раньше мог отказываться.

Исторически распространение религиозных верований было всегда. С. Расторгуев попытался с точки зрения информационного воздействия проанализировать действия Иисуса Христа, получив в результате следующие составляющие такого воздействия:

  • входные данные, поступающие от разных источников (от Матфея, от Луки и др.) совпадают, что с точки зрения информационного аналитика очень грамотно;
  • общественное мнение обязательно готовится перед любой информационной атакой; соответственно возрастает эффективность проведенной операции;
  • Иисус корректирует модель мира окружающих с помощью: а) фактов-чудес, б) вопросов, в) готовых правил;

. — в речи Иисуса время от времени вкрапляются явные угрозы, направленные на сомневающихся (Расторгуев С.П. Информационная война. — М., 1998. — С. 291-292).

То есть принципиальным положением следует признать то, что технологии воздействия основаны на одних и тех же базовых принципах. Новизной сегодняшнего дня является попытка технологизировать эти процессы, что позволяет не «идти в потемках», а концентрироваться на апробированных методах воздействия.

Если посмотреть на инструкцию для Свидетели Иеговы «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (www.people.nnov.ru/volkov), то бросается в глаза системный характер заготовленных ответов. Можно привести следующие примеры. В ответ на фразу «Меня не интересует религия» предлагается набор ответов, один из которых носит следующий характер: «Я вас очень понимаю. Ведь церкви, по существу, не сделали мир безопаснее, не так ли? Однако верите ли вы в Бога?». Этот тип ответа демонстрирует не только переход в иную плоскость заложенного негатива, но и принципиальное моделирование позиции слушающего, что является залогом эффективности.

Или другая ситуация. В ответ на фразу «Меня не интересуют Свидетели Иеговы» в наборе ответом предлагается следующий, выдержанный по тем же параметрам: «Я вас хорошо понимаю, потому что в свое время я думал точно так же. Но, по правде говоря, — только ради справедливости, я решил послушать одного из них. И что же: оказалось, что у меня неправильное представление о свидетелях (Назови какое-нибудь распространенное превратное мнение и затем объясни, во что мы верим на самом деле)».

Все эти смоделированные беседы демонстрируют принципиальную сложность для любого человека, вступающего в диалог с подобным образом подготовленным человеком, выйти из него победителем. И это понятно, поскольку здесь происходит не диалог человек — человек, а диалог человек — система, что гораздо сложнее.

Разные этапы вовлечения человека в секту используют разные механизмы. Можно выделить три таких этапа: этап вовлечения, этап перекодировки и этап удержания.

Первый этап строится на так называемой «бомбардировке любовью», когда человеку кажется, что он не встречал еще большего внимания к своей персоне. При этом в качестве объектов воздействия избираются люди, находящиеся на определенном перепутье. Это может быть молодежь, люди, перенесшие горе, даже просто отдыхающие, поскольку они также находятся в этот момент в непривычной для себя социальной ситуации.

Этап перекодировки сознания строится на тотальном контроле информации. Чтобы мнение родных и близких не мешало в этом случае, они, как и масс-медиа, объявляются представителями дьявола. Тем самым любые их высказывания оказываются заранее ошибочными. Физиологического типа методы позволяют удерживать человека в пассивном состоянии. Это может быть вегетарианская еда, бесконечные моления, повторение разного рода мантр. Все это лишает человека реальных сил противиться вводимой в него информации.

Этап удержания строится на манипуляции страхом, когда человек уже не может существовать вне данной группы, ему внушается, что он погибнет, если захочет расстаться с нею.

Этап Основной инструментарий
Вовлечение «Бомбардировка любовью»
Перекодировка Контроль информации
Держание «Бомбардировка страхом»

Существенным элементом удержания члена секты являются запреты на «неправильные» вопросы. Тем самым секта сохраняет нужный тип своего информационного функционирования.

Маргарет Сингерс, наиболее авторитетный американский профессор, работающий в области анализа программирования мышления, осуществляемого в сектах, формулирует шесть основополагающих принципов этого процесса:

— держите человека неосведомленным в том, что происходит и как он меняется в течение времени;

  • контролируйте личное социальное и физическое окружение, особенно контролируйте личное время;
  • систематически создавайте чувство беспомощности в человеке;
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы подавлять поведение, отражающее прошлую социальную идентичность человека;
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы продвинуть групповую идеологию или систему представлений, а также поощряемое группой
    поведение;
  • работайте в закрытой системе логики и авторитарной структуры, не разрешающей обратной связи и неспособной к модификации без одобрения со стороны лидеров (Dr. Margaret T. Singers Conditions for thought reform // www.csj.org).

Предлагается также следующий набор тактик, которые используются в системе принудительного веления новых форм поведения (How does mind control works? A technical overview of mind control tactics // www.factnet.org):

  • индивид готовится к реформированию сознания путем увеличения внушаемости (например, повтор рутинной деятельности, ограничение сна, ограничение питания);
  • с помощью поощрения и наказания достигается значительный контроль над социальным контекстом индивида, его временем и источниками социальной
    поддержки
    (например, социальная изоляция, экономическая зависимость от группы и т.п.);
  • «разрушающая» группу комуникация запрещена;
  • делаются частые и интенсивные попытки, направленные на пересмотр личностью центральных аспектов его прошлого опыта;
  • делаются частые и интенсивные попытки, направленные на разрушение веры личности в себя;
  • используются виды нефизического типа наказаний (например, потеря привилегий, социальная изоляция и др.);

присутствуют определенные психологические угрозы (например, неприятие групповых норм может привести к физическим или душевным заболеваниям, повтору физической болезни, зависимости от наркотиков, разводу, экономическим потерям и т.п.).

В этой же области лежит работа с женщинами-шахидками, террористические акты которых вовсю проявились в Москве летом 2003 г. Эти женщины исчезали из места своего жительства на 4 - 5 месяцев, в рамках которых подвергались интенсивной обработке. Как правило, у них была травма в виде гибели близкого или потенциальная травма в виде изъятого ребенка, чтобы заставить их подчиняться. К месту взрыва их доводит «контролер», который не дает уйти в сторону.

«Коммерсантъ-Власть» (14 - 20 июля 2003) приводит другие подробности этого воздействия. Девушек забирают в школу, где они изучают ислам. Тех, кто пытается бежать, убивают. «Девушек, которых собираются использовать в качестве живых бомб, сразу делят на две категории: тех, кого необходимо запугивать, и тех, кто добровольно идет на смерть. Первых, помимо запугиваний, сажают на сильнодействующие препараты». Произошла также героизация шахидок в Чечне, что, несомненно, будет облегчать подготовку новых сил.

Как видим, механизм «промывания мозгов» во многих случаях сходен. В результате человек теряет собственную волю, подчиняясь манипуляторам. При этом он проходит тот же путь, о котором мы говорили. Сначала имеет место коррекция картины мира, затем наступает необходимость удержания введенной картины мира. При этом во всех вариантах интенсивной работы подключают не только информационные, но и чисто физиологические механизмы, облегчающие воздействие. В случае наркотиков это происходит следующим образом: «Они знают необходимую дозу наркотиков, чтобы у девчонки наступила эйфория и ей показалось, что она в раю. Ее сначала запутают, потом дадут наркотик. А потом говорят: попадешь в рай, который ты чуть-чуть видела, если выполнишь свой долг. Ну и, разумеется, перед самой «операцией» ей для смелости еще вспрыскивают что покрепче. Это целая индустрия, где работают специалисты с точным знанием человека, с точным знанием химии» (Там же).

Современные исследования психологов в Сингапуре (2003 г.) продемонстрировали, что подобные самоубийцы очень сильно зависят от своих харизматических лидеров (Psychologists not surprised by mental and social profile of JI members // www.rickross.com). Также подчеркивается четкое отделение «других», тех, кто не принадлежит данной группе. Важно и интересно и то, что Дж. Саймон в своей книге «В овечьей шкуре» называет среди прочего и технику «жертвы», приняв которую можно получить от манипулируемой особы желаемое (Simon G.K. Dealing with manipulative people// www.rickross.com).

В работе Г.-А. Галанти подчеркивается, что программирование человека, «промывание мозгов» осуществляется на эмоциональном уровне, в то же время депрограммирование ведется на рациональном уровне, когда ему демонстрируются логические несоответствия между доктриной культа и применяемыми там практиками (Galanti G.-A. Cult conversion, deprogramming and the triune brain // www.csj.org). Такого рода «нестыковка», несомненно, снижает эффективность техник депрограммирования.

За последнее время человечество занялось очень серьезными методами воздействия на сознание. Несомненно, что этому способствует и определенное ощущение кризисного периода, которое начало наиболее активно проявляться после 11 сентября. В современном обществе также возрастает число людей, находящихся в депрессивном состоянии. Так, 18 июня 2003 г. в ведущих американских газетах «Нью-Йорк Тайме» и «Вашингтон Пост» появились данные, раскрывающие серьезность проблемы депрессии. 16 % американцев, что составляет 35 миллионов человек, страдают от депрессии настолько серьезно, что требуют лечения. В прошлые годы эта цифра составляла только 13—14 миллионов. Перед нами возникает большой объем людей, живущих в ситуации неудовлетворенности, что и создает необходимую почву для любого рода целителей и спасителей.

Одновременно следует подчеркнуть, что Дж. Колеман в своей книге «Комитет 300. Тайны мирового правительства. — М., 2000» рассказывает о работах Тэвистокского института и Курта Левина, выведшего формулу, что если 65%жилья немцев будет разрушено в период Второй мировой войны, то моральный дух гражданского населения будет подавлен. Речь идет о введении нестабильности, в рамках порождаемого стресса легко может происходить выработка новых правил поведения, новой идентичности. Первая фаза реакции — поверхностная. Вторая — фрагментация, распад. Третья — население наконец входит в состояние «самореализации».

Приводимая цитата К. Левина во многом отражает ситуацию, в которой находятся многие страны СНГ: «Один из главных методов подавления морального духа посредством стратегии устрашения состоит в точном соблюдении следующей тактики: нужно держать человека в состоянии неопределенности относительно его текущего положения и того, что его может ожидать в будущем. Кроме того, если частые колебания между суровыми дисциплинарными мерами и обещанием хорошего обращения вкупе с распространением противоречивых новостей делают когнитивную структуру ситуации неясной, то человек теряет представление и уверенность в том, приведет ли его какой-либо конкретный план к желаемой цели, или же, наоборот, отдалит от нее. В таких условиях даже те личности, которые имеют четкие цели и готовы пойти на риск, оказываются парализованными сильным внутренним конфликтом в отношении того, что следует сделать».

По сути объектом для вербовки в случае деструктивного культа всегда является человек в состоянии нестабильности. Его модель мира или находится в состоянии создания (молодежь), или претерпевает изменения (человек в кризисной ситуации). Он, несомненно, нуждается во внешней «структурной поддержке» которую и предоставляет ему секта.

Помимо сект не меньшую озабоченность должны вызывать и техники воздействия, практикуемые в группах тренингов. В шестидесятые годы Запад наводнили группы LGAT (large group awareness trainings) и семинары Эрхарда est (Erhard seminars training), которые мы сегодня получили в виде школ лидерства и т.п. (Langone M.D. Large group awareness trainings // www.csj.com ; Large group awareness training programs // www.skepdic.com; est and Werner Erhard // www.skepdic.com; Pressman S. Enlightment in two weekends // www.rickross.com ). Тогда сквозь этот тип обучения прошли миллионы американцев. Оценки психологов показывают, что реальная результативность подобных обучений сомнительна, но что они одновременно демонстрируют клиентам, что те не зря потратили свои деньги. Но одновременно происходит смена социальной идентичности, последствия которой на сегодняшний день не всегда ясны.

Предшественником этих групп был Александр Эверетт, создатель направления Mind Dynamics (Mind Dynamics — Alexander Everett // www.perso.wanadoo.fr). Параллельная ей группа Leadership Dynamics вышла из-под контроля по применяемым ею методам, а ее инструкторы разошлись по ряду новых направлений этого же рода (Life Dynamics, Pesonal Dynamics и под.), включая и самого В. Эрхарда. Но в любом случае подобные интенсивные методы требуют большего внимания со стороны общества и государства.

Тоталитарные секты (другой термин — деструктивные культы) характеризуются двумя опасными характеристиками. С одной стороны, человек становится лишенным возможности выбора, он следует за умело поставленной пропагандой. Это принципиальный дефект тоталитарной секты на индивидуальном уровне. С другой, — и это уже со стороны общества и государства, человек «исчезает» в социальном измерении, он уходит в «социальную тень», которую создают подобные культы. Причем этот уход настолько силен, что он разрывает даже более сильные связи — семейные.


Другие интересные материалы:
Криминологическая характеристика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами
Широко распространенное представление о...

Широко распространенное представление о...
Работа районного кабинета хронических вирусных инфекций на примере Колпинского района Санкт-Петербурга
Представлена модель работы районного...

 С 2011 года на базе СПб ГБУЗ...
Виртуальная группа


Работа по программе "12 шагов"...
Программа психотерапевтической помощи несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств
В статье представлены результаты...

О психопатологизации проявлений наркологических заболеваний
Проведенный...

В течение последнего десятилетия в...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт