Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Поведенческие технологии мотивирования к лечению людей, зависимых от алкоголя

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Поведенческие технологии мотивирования к лечению людей, зависимых от алкоголя

Основная цель поведенческой мотивационной психотерапии – изменение поведения как критерия адекватности взаимодействия с окружающей средой. Теоретики и практики этого направления считают, что человек есть продукт обучения. В ходе такого обучения он может приобретать как позитивные, так и негативные навыки. Согласно этой теории необязательно изменять личность пациента, достаточно уменьшить негативные и усилить позитивные навыки.

Л. Эпов

Л. Эпов

Основная цель поведенческой мотивационной психотерапии – изменение поведения как критерия адекватности взаимодействия с окружающей средой. Теоретики и практики этого направления считают, что человек есть продукт обучения. В ходе такого обучения он может приобретать как позитивные, так и негативные навыки. Согласно этой теории необязательно изменять личность пациента, достаточно уменьшить негативные и усилить позитивные навыки. В основу этого психотерапевтического направления легли теория безусловных рефлексов Павлова И.П. (1927), теория обусловливания Уотсона Д.Б. (1921), теория оперантного обусловливания Скиннера Б.Ф. (1971). Используемые в наркологии аверсивные (запретительные) процедуры, при которых стимул «алкоголь» соединяется с неприятным стимулом («рвота» и др.), относятся к поведенческим.

Главный принцип поведенческой психотерапии – принцип обучения – предполагает ознакомление с основами адаптивного поведения и усиление такого поведения, ослабление и устранение патологических видов поведения.

Важным мотивирующим методом поведенческой психотерапии является сократический диалог. Он представлен несколькими методиками, которые могут быть использованы в каждом отдельном случае как вместе, так и изолированно (Ильин Е.П., 2000, С. 93 – 94).

«Фундаментальная методика» - классический вариант «сократического диалога» и представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят с информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого решения.

«Методика противоречия» - основана на выявлении противоречий в доводах убеждающего на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

«Методика извлечения выводов» - аргументы излагаются не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом шагу.

«Методика кусков» - аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные). Первых стараются избегать, а основной удар наносят по последним.

«Методика игнорирования» - если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут.

«Методика акцентирования» - расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводов («ты же сам говоришь…»).

«Методика двусторонней аргументации» - для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения проблемы. Лучше, если собеседник узнает о недостатках от убеждающего. Особенно эффективна методика при убеждении пациента с хорошим уровнем интеллекта. Больные с низким уровнем интеллекта лучше поддаются односторонней аргументацию.

«Методика бумеранга» - собеседнику возвращают его же аргумент, но направленные в противоположную сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия больных с зависимостью от алкоголя представляет собой процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории обучения (Концевой Ю.А., 1981; Гончарская Т.В., Мальков Н.Р., 1984). В отличие от аверсивных процедур, использующих стимуляцию субъективно тягостных и неприятных ощущений, возникающих в результате употребления алкоголя, в когнитивно-поведенческой психотерапии каждый шаг больного в нужном направлении подкрепляется положительным стимулом. В результате подобных изменений пациент устанавливает причинно-следственные связи между собственным поведением и поведением окружающих, что способствует снижению уровня собственной конфликтности и улучшению социальной адаптации.

Когнитивно-поведенческая психотерапия способствует овладению пациентами навыками, расширяющими их адаптационные возможности. Пациенты, участвующие в ней, обучаются навыкам борьбы с актуализацией патологического влечения к алкоголю, умению благополучно справляться с ситуациями и состояниями, ранее приводившему к рецидиву заболевания. Цель когнитивно-поведенческой психотерапии – заложить в пациента новую программу поведения, улучшающую процесс реабилитации в среде без алкоголя. Для этого используется многократное повторение и закрепление необходимых реакций.

В работе над информацией следует стремиться к отчетливой подаче небольшой по объему информации, упрощать, конкретизировать, структурировать высказывания, повышать их наглядность, по возможности повторять и уточнять их, избегая абстрактных формулировок (Hartwich P., 1983). Терапевт стремится охватить хаотичную когнитивную структуру больного, объяснить ее и снабдить больного образцами адекватного когнитивного функционирования, которыми пациент может в дальнейшем пользоваться самостоятельно (Вид В.Д., 1993).

Когнитивный анализ

Ellis A. (1962, 1974) предложил находить «патологические мысли» или «автоматические представления», которые находятся в подсознании и активизируются в процессе заболевания. Влияние патологических мыслей можно обнаружить, когда оценка человеком своих проблем наносит ему больший вред, чем сами проблемы. В этом случае восприятие проблемы и отношение к ней патологически искаженно посредством определенных искажающих («патологических») когнитивных установок (мыслей).

Согласно концепции Ellis A., в когнитивной сфере пациента выделяются три части: события, с которыми взаимодействует личность (область А), мысли и представления о возникшей ситуации (область В) и эмоциональное следствие этих размышлений – область С. Тогда причинно-следственную связь можно описать в виде схемы «события А – представления и размышления В – эмоции С».

При нарастании патологического влечения к алкоголю патологические мысли взаимодействуют с адекватными мыслями (В) и изменяют, искажают их. Вследствие подобного искажения изменяются и эмоциональные реакции С. Таким образом, схема «события А – представления и размышления В – эмоции С» меняется на «события А – измененные «патологической мыслью» размышления и представления В – измененные и неадекватные эмоции С». Если учесть, что патологические мысли находятся у пациента в подсознании, то в конечном итоге измененная цепочка выглядит таким образом – «события А – неадекватные эмоции С».

Цель когнитивно-поведенческой психотерапии состоит в обнаружении патологических мыслей. В результате подобного поиска патологическая цепочка «события А – неадекватные эмоции С» переформулируется в адекватную «события А – представления и размышления В – эмоции С». Пациенты в процессе подобных исследований обучаются умению наблюдать последовательность внешних событий и свои собственные реакции на них. Одновременно пациентами осознается неустойчивость, непригодность и негативное влияние своих патологических мыслей. Пациенты изменяют свое отношение к автоматическим представлениям и отдаляются от них. Отдаление возможно, если пациент оказывается способным проводить различия между «я предполагаю, что знаю» и «я знаю». Собственно в процессе подобного отдаления происходит осознанное разделение личности и болезни, начинает формироваться критика к болезни, снижается уровень анозогнозии.

На первом этапе мотивационной поведенческой терапии – инициальном – создавалась мотивация к поддержанию отношений с психотерапевтом и долгосрочному участию пациентов в психотерапии.

Психотерапия начиналась с проведения диагностической беседы. В ходе диагностической беседы происходило знакомство пациента и психотерапевта, психотерапевт получал необходимую информацию о болезни пациента. Главная цель этого этапа – за счет уменьшения уровня анозогнозии усилить мотивацию к отказу от алкоголя. Для уменьшения уровня анозогнозии использовались методики «сократический диалог», «адвокат дьявола» и «проверка гипотезы».

Во время сократического диалога психотерапевт все внимание фиксировал на патологической мысли пациента и доводил эту мысль до абсурда. Пациент начинал осознавать абсурдность своей идеи и становился способным к более объективному восприятию своего поведения.

Методика «адвокат дьявола» строится на полном принятии психотерапевтом патологического стиля поведения пациента. Психотерапевт демонстративно и активно поддерживает и защищает употребление алкоголя пациентом, указывая на возможные положительные последствия алкоголизма для пациента. Такое поведение психотерапевта способствовало объективному восприятию пациентом его проблем и болезни.

Методика «проверка гипотезы» позволяет оценить положительные и отрицательные последствия алкоголизма. Во время этой оценки строится «баланс плюсов и минусов».

Использование подобных методик позволяет продуктивно и безболезненно для пациента обсуждать его болезнь, собирать полную информацию о проблемах больного и намечать цели дальнейшего психотерапевтического воздействия.

На этом же этапе пациент начинал вести дневник, в котором каждый день отмечались его собственные чувства, мысли и поступки, связанные с алкоголем (напр. где, когда, при каких обстоятельствах возникло желание употребить алкоголь и т. д.). Эта информация обязательно зачитывалась перед началом следующей сессии и разбиралась вместе с психотерапевтом. В конце каждого занятия психотерапевт давал домашние задания. Домашние задания и ведение дневника способствовали структурированию времяпрепровождения пациента вне психотерапевтических занятий.

На втором, ориентировочном, этапе мотивационной терапии на базе поведенческой психотерапии основным инструментом мотивации был когнитивный анализ. Цель когнитивного анализа – обнаружение патологической мысли, ее осознание и изменение. Патологические мысли у пациентов, страдающих алкоголизмом, являются основой алкогольной анозогнозии. Основой когнитивного анализа являются следующие техники – «заполнение пустоты», «декатастрофизация», «реатрибуция», «позитивное переформулирование» и «децентрализация».

«Заполнение пустоты» - восстановление событий, мыслей, чувств, происшедших между неприятным событием (ссора с женой) и следствием (употребление алкоголя). Выявленную последовательность мыслей, чувств и событий анализируют, чтобы затем изменить. Э. Эллис (1975) считает, что при изменении внутренней последовательности мыслей и аффективной сферы изменяется следствие - поведение (употребление алкоголя). Подобное изменение осуществляется с помощью следующих техник. «Декатастрофизация» - обучение способности видеть реальные последствия проблемы. «Реатрибуция» - поиск альтернативных причин проблемы. «Позитивное переформулирование» - перевод общих фраз типа «я одинок» в конкретные и реальные мысли - «я должен общаться, тогда со мной кто-то рядом будет». «Децентрализация» - освобождение пациента от его стремления связывать себя с событиями, не имеющими к нему никакого отношения. Продолжается использование дневника и выполнение домашних заданий.

На третьем этапе мотивационной поведенческой терапии, этапе структурирования, используются различные поведенческие тренинги.

В ходе «тренинга умений» пациент отрабатывает полезные навыки (напр. навык отказа от употребления алкоголя в приятельской компании).

Тренинг «поведенческая репетиция» позволяет отработать комплексные навыки (напр. познакомиться с девушкой в трезвом состоянии).

Тренинг «ролевые игры» позволяет моделировать различные ситуации, провоцирующие обострение патологического влечения к алкоголю. После моделирования подобной ситуации пациенты ищут новые способы поведения, которые позволяют снизить патогенность провоцирующей ситуации.

Тренинг «представление ситуации срыва in vitro» представляет собой представление пациентом в своем воображении ситуации срыва. Пациент описывает подробно саму ситуацию, свои чувства и мысли. Одновременно пациент анализировал причины срыва и искал способы уменьшения вероятности возникновения подобной ситуации. Структурировать тренинги помогают прошлый опыт пациентов и информация, полученная из их дневников.

Таким образом, в ходе мотивационной поведенческой терапии достигались определенные изменения поведения пациента в отношении с самим собой и с окружающими значимыми людьми, что, в конце концов, приводило к изменению внутриличностных и межличностных отношений.


Список литературы

  1. Аусти Л. Мотивационная работа // Сб.: Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков. – Ярославль: «Добро». – 2002. – С. 84 – 103.
  2. Бокий И.В. Психотерапия в системе профилактики рецидивов при алкоголизме // 1-й съезд психиатров соц. стран. – М., 1987. – С. 420 – 424.
  3. Бокий И.В., Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Групповая психотерапия больных алкоголизмом // Вопросы психотерапии: тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. "Актуальные проблемы психиатрии и наркологии (психотерапевтический аспект)"- Харьков, 1977. – С. 289 – 292.
  4. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Алкоголизм и самосознание личности // Науч. конф. "Реабилитация больных нервно - психическими заболеваниями и алкоголизмом", 25 – 26 ноября 1986г.: Тез. докл. – Л., 1986. - С. 351 – 354.
  5. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях // Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях: Респ. сб. науч. тр. – Л., 1982. – С. 32 – 38.
  6. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Задачи и методы психотерапии больных алкоголизмом // Аффективные нарушения при алкоголизме: Сб. науч. тр. – Л., 1983. – Т. 105. – С. 108 – 116.
  7. Братусь Б.С. К вопросу о психологических основах психотерапии алкоголизма // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1974. – Т. 74. – Вып. 10. – С. 1863 – 1866.
  8. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. – С. 96.
  9. Братусь Б.С., Лишин О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1982. – № 1. – С. 12 – 20.
  10. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. – М.: Издательство МГУ. – 1988. – С. 14 – 26.
  11. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 144.
  12. Братусь Б.С., Сурнов К.Г. Методика формирование установки на трезвость у больных алкоголизмом // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1983. – № 3. – С. 53 – 63.
  13. Бринк Ван ден В. Эффективные вмешательства при алкогольных проблемах // Сб.: Стратегии лечения алкогольных проблем. – Киев: «Сфера». – 1999. – С. 68 – 69.
  14. Валентик Ю.В. Использование психотерапевтического режима при лечении больных алкоголизмом // Междунар. симпоз., «Новые подходы к лечению алкоголизма, наркоманий и токсикоманий», Гагра, 28-30 марта 1989г.: Тез. докл. – Гагра, 1989. – С. 113.
  15. Валентик Ю.В. К клинической характеристике вариантов патологического влечения к алкоголю // Алкоголизм (клиника, терапия, судебно-психиатрическое значение): Сб. науч. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. – М., 1983. – С. 32 – 38.
  16. Валентик Ю.В. К клинической характеристике патологического влечения к алкоголю у больных алкоголизмом с преморбидными чертами характера неустойчивого круга // Клиника и патогенез алкогольных заболеваний. – М., 1984. – С. 35 - 41.
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – Киев: Народна наука, 1998. – С. 23-25.
  18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 65 – 77.
  19. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 1995. - № 2. – С. 35-36.
  20. Керими Н.Б. и др. Принципы мотивационного терапевтического вмешательства при опийной наркомании / Н.Б. Керими, Н.П. Генефико, А.А. Непесова, О.Р.Мамедова, Л.С. Ладыгина // Вопросы наркологии. – 1996. – № 3. – С. 23-38.
  21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. – М. – 1982. – Т. 2. – С. 251 - 261.
  22. Леонтьев А.Н. Современная психология. – М. – 1983. – С. 134-137.
  23. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. – Л.: Медицина, 1991. – С. 304.
  24. Лукомская М.И. Современные тенденции в лечении алкоголизма // Проблемы наркологии - 89: Сб. науч. тр. - М., 1989. - С. 76 – 83.
  25. Лукомский И.И., Энтин Г.М. Вопросы организации борьбы с алкоголизмом. – Москва: Медицина. – 1973. – С. 79.
  26. Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. – М.: МГУ. – 1986. – С. 199-230.
  27. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997.
  28. Чирко В.В. Алкогольная и наркотическая зависимость у больных эндогенными психозами. – М.: Медпрактика-М. – 2002. – С. 18 - 22.
  29. Чирко В.В. Закономерности течения и исходов наркоманий и токсикоманий, начавшихся в молодом возрасте (в свете отдаленного катамнеза). Дисс. докт. мед. наук. – М. – 2001. – С. 249.
  30. Чирко В.В. Психопатология ранних токсикоманий // Сб.: «Акт. Вопр. Наркоманий». – Омск. – 1982. – С. 198 - 200.
  31. Чирко В.В., Демина М.В. Очерки клинической наркологии (Наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия). – М.: Медпрактика-М, 2002. – С. 14-17.
  32. Юрченко Л.Н. Клинико-катамнестическое исследование эффективности психотерапии алкоголизма: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Рязань, 1999. - С.
  33. Azrin N.H., Sisson R.W., Meyers R.W. Alcoholism treatment by disulfiram and community reinforcement therapy // J. of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 1982. – Vol. 13. – P. 105 – 112.
  34. Biernacki R., Pathways from Heroin Addiction. Recovery without Treatment // Philadelphia: Temple University Press. – 1986 – P. 56 – 58.
  35. DiClemente C.C., Prochaska J.O. Self-change and therapy change of drugs behavior. – N.Y.: Addictive Behavior, 1982. – P. 133 – 135.
  36. Ellis A. Rational-emotive therapy with alcoholics and substance abusers. – N.Y.: Pergamon, 1988. – P. 56 – 57.
  37. Foschungsprojekt Selbstheiler: Ausstieg aus der Drogensucht am Beispiel der Selbstheiler. – Hamburg, 1988. – S. 72 – 75.
  38. Foschungsprojekt Selbstheiler: Ausstieg aus der Drogensucht am Beispiel der Selbstheiler. – Hamburg, 1990. – S. 36 – 39.
  39. Fox R. A multidisciplinary approach to the treatment of alcoholism // Amer. J. Psychiatry. – 1967. – Vol. 124. – P. 769 – 778.
  40. Hunt G.M., Azrin N.H. A community reinforcement approach to alcoholism // Behavior Research and Therapy. – 1973. – Vol. 11. – P. 91 – 104.
  41. Klingemann H. Initiirung und Verlauf von Autoremissionsprozessen bei Abhängigskeitproblemen // Abschlussbericht / Schweizerische Fachstelle für Alkoholprobleme. – 1990. – S. 2 – 3.
  42. Marlatt G.A Cue exposure and relapse prevention in the treatment of addictive behaviors // Addictive behaviors. – 1990. –Vol. 15. – P. 395 – 399.
  43. Marlatt G.A. Cognitive factors in the relapse process. – Washington: Washington Press, 1985. – P. 48 – 53.
  44. Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse prevention. – N.Y.: Guilford, 1995. – P. 12 – 17.
  45. Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse prevention: maintenance strategies in the treatment of addictive behaviors. – N.Y.: Guilford, 1985. –P. 24 – 30.
  46. Miller W.R. Enhancing motivation for change in problem drinking: a controlled comparison of two therapist styles // J. of consulting and clinical psychology. – 1993. – Vol. 61. – P. 455 – 461.
  47. Miller W.R. Motivational enhancement therapy manual. – Washington / National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism. – 1992. – Vol. 2. – P. 167 – 178.
  48. Miller W.R. Motivational interviewing with problem drinkers, II. The drinkers check-up as preventive intervention // Behavioral Psychotherapy. – 1988. – Vol. 16. – P. 251 – 268.
  49. Miller W.R., Gribskov C.J., Mortell R.L. Effectiveness a self-control manual for problem drinkers with and without therapist contact // J. Addict. – 1981. – Vol. 16. – Nr. 11. – P. 1247 – 1254.
  50. Miller W.R., Rollnick S. Motivational Interviewing (Preparations People to Change Addictive Behavior). – N.Y.: Guilford Publications, 1991. – P. 112 – 115.
  51. Miller W.R., Sovereign R.G. The check-up: A model of early intervention in addictive behaviors // Addictive behaviors: prevention and early intervention, Amsterdam, 1989. – P. 219 – 231.
  52. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change // Psychotherapy: theory, research and practice. – N.Y. – 1982. – Nr. 19. – P. 276 – 288.
  53. Rieth E. Gruppentherapie von Alkoholikern in der stationären Behandlung // Suchtgefahren. – 1971. – Nr. 17. – Heft 3. – S. 12 – 13.
  54. Rogers C.R. Client-centered therapy: a helping process // The University of Round Table. – 1951. – Vol. 698. – P. 12 – 21.
  55. Rogers C.R. A personal formulation of client-centered therapy // Marriage and Family Living. – 1952. – Vol. 14. – P. 341 – 361.
  56. Rogers C.R. Client-centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1951. – P. 234 – 241.
  57. Rogers C.R. Counseling and Psychotherapy. – Boston: Houghton Mifflin, 1942. – P. 43 – 47.
  58. Rogers C.R. Dialogues. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. – P. 45 – 56.
  59. Rogers C.R. Divergent trends in methods of improving adjustment // Harvard Educ. Rev. – 1948. – P. 209 – 219.
  60. Rogers C.R. On becoming a person. A Therapist’s view of psychotherapy. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. – P. 294 – 297.
  61. Rogers C.R. On becoming Person. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. – P. 114 – 119.
  62. Rogers C.R. Psychotherapy and Personality Change. – Chicago: University of Chicago Press, 1954. – P. 12 – 24.
  63. Rogers C.R. Significant aspects of client-centered therapy // Amer. Psychologist. – 1946. – Vol. 1. –P. 415 – 422.
  64. Rogers C.R. Some implications of client-centered counseling for college personnel work // Educ. & Psychol. Meastmt. – 1948. – Vol. 8. – P. 540 – 549.
  65. Rogers C.R. The attitude and orientation of the counselor in client-centered therapy // J. Consult. Psychol. – 1949. – Vol. 13. – P. 82 – 94.
  66. Rogers C.R. The use of electrically recorder interviews in improving psychotherapeutic techniques // Amer. J. Orthopsychiatry. – 1942. – Vol. 12. – P. 429 – 434.
  67. Rogers C.R. Towards a more human science of the person // J. of Humanistic Psychology. – 1985. – Vol. 26 (3). – P. 7-24.
  68. Rollnick S. et al. Negotiating behavior change in medical settings: development of brief motivational interviewing // J. of mental health. – 1992. - Vol. 1. – P 24 – 37.
  69. Schippers G.M., Emst A., Bilsen H. Motivatie en probleemdrinken // Directieve Therapie. – 1988. – Vol. 8. – P. 135 – 140.
  70. Schlömer H. Hilfesstellung für qualifizierte Therapieevaluation oder Wegbereitung für ein Mehr an stattlicher Kontrolle? Die Katamnesestandarts der Deutschen Geselschaft für Suchtforschung und Suchttherapie // Wiener Zeitschrift für Suchtforschung. – 1986. – Band 1. – Teil 2. – S. 91 – 97.
  71. Smith J.E., Meyers R.J. The Community Reinforcement Approach // Handbook of alcoholism treatment approaches. Effective alternatives / Red. R.K. Hester, W.R. Miller. – N.Y.: Pergamon Press, 1995. – P. 251 – 267.
  72. Weber G., Schneider Wolfg. Herauswachsen aus der Drogensucht: Abschlussbericht. – Münster: Universität Münster Press. – 1992. – S. 12 – 14

Другие интересные материалы:
Двойной диагноз как проблема психиатрии и наркологии
Модели коморбидности, принципы лечения...

Психотерапевтические компоненты и контексты реабилитационных программ, основанных на идее терапевтического сообщества
Подробно описывается основная идеология...

Первоначальная идея использования...
Общественные слушания по реформе уголовного антинаркотического законодательства. Октябрь 2019
Резолюция общественных слушаний

    Резолюция общественных...
Представляем Вашему благосклонному вниманию комментарии к Уголовно-Процессуальному Кодексу РФ.
Цель настоящих комментариев - разъяснить...

Представляем Вашему благосклонному...
Методические подходы к изучению наркопотребления в системе образования
Анализируются ключевые положения статьи...

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт