Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Поведенческие технологии мотивирования к лечению людей, зависимых от алкоголя

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Поведенческие технологии мотивирования к лечению людей, зависимых от алкоголя

Основная цель поведенческой мотивационной психотерапии – изменение поведения как критерия адекватности взаимодействия с окружающей средой. Теоретики и практики этого направления считают, что человек есть продукт обучения. В ходе такого обучения он может приобретать как позитивные, так и негативные навыки. Согласно этой теории необязательно изменять личность пациента, достаточно уменьшить негативные и усилить позитивные навыки.

Л. Эпов

Л. Эпов

Основная цель поведенческой мотивационной психотерапии – изменение поведения как критерия адекватности взаимодействия с окружающей средой. Теоретики и практики этого направления считают, что человек есть продукт обучения. В ходе такого обучения он может приобретать как позитивные, так и негативные навыки. Согласно этой теории необязательно изменять личность пациента, достаточно уменьшить негативные и усилить позитивные навыки. В основу этого психотерапевтического направления легли теория безусловных рефлексов Павлова И.П. (1927), теория обусловливания Уотсона Д.Б. (1921), теория оперантного обусловливания Скиннера Б.Ф. (1971). Используемые в наркологии аверсивные (запретительные) процедуры, при которых стимул «алкоголь» соединяется с неприятным стимулом («рвота» и др.), относятся к поведенческим.

Главный принцип поведенческой психотерапии – принцип обучения – предполагает ознакомление с основами адаптивного поведения и усиление такого поведения, ослабление и устранение патологических видов поведения.

Важным мотивирующим методом поведенческой психотерапии является сократический диалог. Он представлен несколькими методиками, которые могут быть использованы в каждом отдельном случае как вместе, так и изолированно (Ильин Е.П., 2000, С. 93 – 94).

«Фундаментальная методика» - классический вариант «сократического диалога» и представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят с информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого решения.

«Методика противоречия» - основана на выявлении противоречий в доводах убеждающего на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

«Методика извлечения выводов» - аргументы излагаются не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом шагу.

«Методика кусков» - аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные). Первых стараются избегать, а основной удар наносят по последним.

«Методика игнорирования» - если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут.

«Методика акцентирования» - расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводов («ты же сам говоришь…»).

«Методика двусторонней аргументации» - для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения проблемы. Лучше, если собеседник узнает о недостатках от убеждающего. Особенно эффективна методика при убеждении пациента с хорошим уровнем интеллекта. Больные с низким уровнем интеллекта лучше поддаются односторонней аргументацию.

«Методика бумеранга» - собеседнику возвращают его же аргумент, но направленные в противоположную сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия больных с зависимостью от алкоголя представляет собой процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории обучения (Концевой Ю.А., 1981; Гончарская Т.В., Мальков Н.Р., 1984). В отличие от аверсивных процедур, использующих стимуляцию субъективно тягостных и неприятных ощущений, возникающих в результате употребления алкоголя, в когнитивно-поведенческой психотерапии каждый шаг больного в нужном направлении подкрепляется положительным стимулом. В результате подобных изменений пациент устанавливает причинно-следственные связи между собственным поведением и поведением окружающих, что способствует снижению уровня собственной конфликтности и улучшению социальной адаптации.

Когнитивно-поведенческая психотерапия способствует овладению пациентами навыками, расширяющими их адаптационные возможности. Пациенты, участвующие в ней, обучаются навыкам борьбы с актуализацией патологического влечения к алкоголю, умению благополучно справляться с ситуациями и состояниями, ранее приводившему к рецидиву заболевания. Цель когнитивно-поведенческой психотерапии – заложить в пациента новую программу поведения, улучшающую процесс реабилитации в среде без алкоголя. Для этого используется многократное повторение и закрепление необходимых реакций.

В работе над информацией следует стремиться к отчетливой подаче небольшой по объему информации, упрощать, конкретизировать, структурировать высказывания, повышать их наглядность, по возможности повторять и уточнять их, избегая абстрактных формулировок (Hartwich P., 1983). Терапевт стремится охватить хаотичную когнитивную структуру больного, объяснить ее и снабдить больного образцами адекватного когнитивного функционирования, которыми пациент может в дальнейшем пользоваться самостоятельно (Вид В.Д., 1993).

Когнитивный анализ

Ellis A. (1962, 1974) предложил находить «патологические мысли» или «автоматические представления», которые находятся в подсознании и активизируются в процессе заболевания. Влияние патологических мыслей можно обнаружить, когда оценка человеком своих проблем наносит ему больший вред, чем сами проблемы. В этом случае восприятие проблемы и отношение к ней патологически искаженно посредством определенных искажающих («патологических») когнитивных установок (мыслей).

Согласно концепции Ellis A., в когнитивной сфере пациента выделяются три части: события, с которыми взаимодействует личность (область А), мысли и представления о возникшей ситуации (область В) и эмоциональное следствие этих размышлений – область С. Тогда причинно-следственную связь можно описать в виде схемы «события А – представления и размышления В – эмоции С».

При нарастании патологического влечения к алкоголю патологические мысли взаимодействуют с адекватными мыслями (В) и изменяют, искажают их. Вследствие подобного искажения изменяются и эмоциональные реакции С. Таким образом, схема «события А – представления и размышления В – эмоции С» меняется на «события А – измененные «патологической мыслью» размышления и представления В – измененные и неадекватные эмоции С». Если учесть, что патологические мысли находятся у пациента в подсознании, то в конечном итоге измененная цепочка выглядит таким образом – «события А – неадекватные эмоции С».

Цель когнитивно-поведенческой психотерапии состоит в обнаружении патологических мыслей. В результате подобного поиска патологическая цепочка «события А – неадекватные эмоции С» переформулируется в адекватную «события А – представления и размышления В – эмоции С». Пациенты в процессе подобных исследований обучаются умению наблюдать последовательность внешних событий и свои собственные реакции на них. Одновременно пациентами осознается неустойчивость, непригодность и негативное влияние своих патологических мыслей. Пациенты изменяют свое отношение к автоматическим представлениям и отдаляются от них. Отдаление возможно, если пациент оказывается способным проводить различия между «я предполагаю, что знаю» и «я знаю». Собственно в процессе подобного отдаления происходит осознанное разделение личности и болезни, начинает формироваться критика к болезни, снижается уровень анозогнозии.

На первом этапе мотивационной поведенческой терапии – инициальном – создавалась мотивация к поддержанию отношений с психотерапевтом и долгосрочному участию пациентов в психотерапии.

Психотерапия начиналась с проведения диагностической беседы. В ходе диагностической беседы происходило знакомство пациента и психотерапевта, психотерапевт получал необходимую информацию о болезни пациента. Главная цель этого этапа – за счет уменьшения уровня анозогнозии усилить мотивацию к отказу от алкоголя. Для уменьшения уровня анозогнозии использовались методики «сократический диалог», «адвокат дьявола» и «проверка гипотезы».

Во время сократического диалога психотерапевт все внимание фиксировал на патологической мысли пациента и доводил эту мысль до абсурда. Пациент начинал осознавать абсурдность своей идеи и становился способным к более объективному восприятию своего поведения.

Методика «адвокат дьявола» строится на полном принятии психотерапевтом патологического стиля поведения пациента. Психотерапевт демонстративно и активно поддерживает и защищает употребление алкоголя пациентом, указывая на возможные положительные последствия алкоголизма для пациента. Такое поведение психотерапевта способствовало объективному восприятию пациентом его проблем и болезни.

Методика «проверка гипотезы» позволяет оценить положительные и отрицательные последствия алкоголизма. Во время этой оценки строится «баланс плюсов и минусов».

Использование подобных методик позволяет продуктивно и безболезненно для пациента обсуждать его болезнь, собирать полную информацию о проблемах больного и намечать цели дальнейшего психотерапевтического воздействия.

На этом же этапе пациент начинал вести дневник, в котором каждый день отмечались его собственные чувства, мысли и поступки, связанные с алкоголем (напр. где, когда, при каких обстоятельствах возникло желание употребить алкоголь и т. д.). Эта информация обязательно зачитывалась перед началом следующей сессии и разбиралась вместе с психотерапевтом. В конце каждого занятия психотерапевт давал домашние задания. Домашние задания и ведение дневника способствовали структурированию времяпрепровождения пациента вне психотерапевтических занятий.

На втором, ориентировочном, этапе мотивационной терапии на базе поведенческой психотерапии основным инструментом мотивации был когнитивный анализ. Цель когнитивного анализа – обнаружение патологической мысли, ее осознание и изменение. Патологические мысли у пациентов, страдающих алкоголизмом, являются основой алкогольной анозогнозии. Основой когнитивного анализа являются следующие техники – «заполнение пустоты», «декатастрофизация», «реатрибуция», «позитивное переформулирование» и «децентрализация».

«Заполнение пустоты» - восстановление событий, мыслей, чувств, происшедших между неприятным событием (ссора с женой) и следствием (употребление алкоголя). Выявленную последовательность мыслей, чувств и событий анализируют, чтобы затем изменить. Э. Эллис (1975) считает, что при изменении внутренней последовательности мыслей и аффективной сферы изменяется следствие - поведение (употребление алкоголя). Подобное изменение осуществляется с помощью следующих техник. «Декатастрофизация» - обучение способности видеть реальные последствия проблемы. «Реатрибуция» - поиск альтернативных причин проблемы. «Позитивное переформулирование» - перевод общих фраз типа «я одинок» в конкретные и реальные мысли - «я должен общаться, тогда со мной кто-то рядом будет». «Децентрализация» - освобождение пациента от его стремления связывать себя с событиями, не имеющими к нему никакого отношения. Продолжается использование дневника и выполнение домашних заданий.

На третьем этапе мотивационной поведенческой терапии, этапе структурирования, используются различные поведенческие тренинги.

В ходе «тренинга умений» пациент отрабатывает полезные навыки (напр. навык отказа от употребления алкоголя в приятельской компании).

Тренинг «поведенческая репетиция» позволяет отработать комплексные навыки (напр. познакомиться с девушкой в трезвом состоянии).

Тренинг «ролевые игры» позволяет моделировать различные ситуации, провоцирующие обострение патологического влечения к алкоголю. После моделирования подобной ситуации пациенты ищут новые способы поведения, которые позволяют снизить патогенность провоцирующей ситуации.

Тренинг «представление ситуации срыва in vitro» представляет собой представление пациентом в своем воображении ситуации срыва. Пациент описывает подробно саму ситуацию, свои чувства и мысли. Одновременно пациент анализировал причины срыва и искал способы уменьшения вероятности возникновения подобной ситуации. Структурировать тренинги помогают прошлый опыт пациентов и информация, полученная из их дневников.

Таким образом, в ходе мотивационной поведенческой терапии достигались определенные изменения поведения пациента в отношении с самим собой и с окружающими значимыми людьми, что, в конце концов, приводило к изменению внутриличностных и межличностных отношений.


Список литературы

  1. Аусти Л. Мотивационная работа // Сб.: Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков. – Ярославль: «Добро». – 2002. – С. 84 – 103.
  2. Бокий И.В. Психотерапия в системе профилактики рецидивов при алкоголизме // 1-й съезд психиатров соц. стран. – М., 1987. – С. 420 – 424.
  3. Бокий И.В., Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Групповая психотерапия больных алкоголизмом // Вопросы психотерапии: тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. "Актуальные проблемы психиатрии и наркологии (психотерапевтический аспект)"- Харьков, 1977. – С. 289 – 292.
  4. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Алкоголизм и самосознание личности // Науч. конф. "Реабилитация больных нервно - психическими заболеваниями и алкоголизмом", 25 – 26 ноября 1986г.: Тез. докл. – Л., 1986. - С. 351 – 354.
  5. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях // Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях: Респ. сб. науч. тр. – Л., 1982. – С. 32 – 38.
  6. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Задачи и методы психотерапии больных алкоголизмом // Аффективные нарушения при алкоголизме: Сб. науч. тр. – Л., 1983. – Т. 105. – С. 108 – 116.
  7. Братусь Б.С. К вопросу о психологических основах психотерапии алкоголизма // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1974. – Т. 74. – Вып. 10. – С. 1863 – 1866.
  8. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. – С. 96.
  9. Братусь Б.С., Лишин О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1982. – № 1. – С. 12 – 20.
  10. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. – М.: Издательство МГУ. – 1988. – С. 14 – 26.
  11. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 144.
  12. Братусь Б.С., Сурнов К.Г. Методика формирование установки на трезвость у больных алкоголизмом // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1983. – № 3. – С. 53 – 63.
  13. Бринк Ван ден В. Эффективные вмешательства при алкогольных проблемах // Сб.: Стратегии лечения алкогольных проблем. – Киев: «Сфера». – 1999. – С. 68 – 69.
  14. Валентик Ю.В. Использование психотерапевтического режима при лечении больных алкоголизмом // Междунар. симпоз., «Новые подходы к лечению алкоголизма, наркоманий и токсикоманий», Гагра, 28-30 марта 1989г.: Тез. докл. – Гагра, 1989. – С. 113.
  15. Валентик Ю.В. К клинической характеристике вариантов патологического влечения к алкоголю // Алкоголизм (клиника, терапия, судебно-психиатрическое значение): Сб. науч. тр. / Под ред. Г.В.Морозова. – М., 1983. – С. 32 – 38.
  16. Валентик Ю.В. К клинической характеристике патологического влечения к алкоголю у больных алкоголизмом с преморбидными чертами характера неустойчивого круга // Клиника и патогенез алкогольных заболеваний. – М., 1984. – С. 35 - 41.
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – Киев: Народна наука, 1998. – С. 23-25.
  18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 65 – 77.
  19. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 1995. - № 2. – С. 35-36.
  20. Керими Н.Б. и др. Принципы мотивационного терапевтического вмешательства при опийной наркомании / Н.Б. Керими, Н.П. Генефико, А.А. Непесова, О.Р.Мамедова, Л.С. Ладыгина // Вопросы наркологии. – 1996. – № 3. – С. 23-38.
  21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. – М. – 1982. – Т. 2. – С. 251 - 261.
  22. Леонтьев А.Н. Современная психология. – М. – 1983. – С. 134-137.
  23. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. – Л.: Медицина, 1991. – С. 304.
  24. Лукомская М.И. Современные тенденции в лечении алкоголизма // Проблемы наркологии - 89: Сб. науч. тр. - М., 1989. - С. 76 – 83.
  25. Лукомский И.И., Энтин Г.М. Вопросы организации борьбы с алкоголизмом. – Москва: Медицина. – 1973. – С. 79.
  26. Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. – М.: МГУ. – 1986. – С. 199-230.
  27. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997.
  28. Чирко В.В. Алкогольная и наркотическая зависимость у больных эндогенными психозами. – М.: Медпрактика-М. – 2002. – С. 18 - 22.
  29. Чирко В.В. Закономерности течения и исходов наркоманий и токсикоманий, начавшихся в молодом возрасте (в свете отдаленного катамнеза). Дисс. докт. мед. наук. – М. – 2001. – С. 249.
  30. Чирко В.В. Психопатология ранних токсикоманий // Сб.: «Акт. Вопр. Наркоманий». – Омск. – 1982. – С. 198 - 200.
  31. Чирко В.В., Демина М.В. Очерки клинической наркологии (Наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия). – М.: Медпрактика-М, 2002. – С. 14-17.
  32. Юрченко Л.Н. Клинико-катамнестическое исследование эффективности психотерапии алкоголизма: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - Рязань, 1999. - С.
  33. Azrin N.H., Sisson R.W., Meyers R.W. Alcoholism treatment by disulfiram and community reinforcement therapy // J. of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 1982. – Vol. 13. – P. 105 – 112.
  34. Biernacki R., Pathways from Heroin Addiction. Recovery without Treatment // Philadelphia: Temple University Press. – 1986 – P. 56 – 58.
  35. DiClemente C.C., Prochaska J.O. Self-change and therapy change of drugs behavior. – N.Y.: Addictive Behavior, 1982. – P. 133 – 135.
  36. Ellis A. Rational-emotive therapy with alcoholics and substance abusers. – N.Y.: Pergamon, 1988. – P. 56 – 57.
  37. Foschungsprojekt Selbstheiler: Ausstieg aus der Drogensucht am Beispiel der Selbstheiler. – Hamburg, 1988. – S. 72 – 75.
  38. Foschungsprojekt Selbstheiler: Ausstieg aus der Drogensucht am Beispiel der Selbstheiler. – Hamburg, 1990. – S. 36 – 39.
  39. Fox R. A multidisciplinary approach to the treatment of alcoholism // Amer. J. Psychiatry. – 1967. – Vol. 124. – P. 769 – 778.
  40. Hunt G.M., Azrin N.H. A community reinforcement approach to alcoholism // Behavior Research and Therapy. – 1973. – Vol. 11. – P. 91 – 104.
  41. Klingemann H. Initiirung und Verlauf von Autoremissionsprozessen bei Abhängigskeitproblemen // Abschlussbericht / Schweizerische Fachstelle für Alkoholprobleme. – 1990. – S. 2 – 3.
  42. Marlatt G.A Cue exposure and relapse prevention in the treatment of addictive behaviors // Addictive behaviors. – 1990. –Vol. 15. – P. 395 – 399.
  43. Marlatt G.A. Cognitive factors in the relapse process. – Washington: Washington Press, 1985. – P. 48 – 53.
  44. Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse prevention. – N.Y.: Guilford, 1995. – P. 12 – 17.
  45. Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse prevention: maintenance strategies in the treatment of addictive behaviors. – N.Y.: Guilford, 1985. –P. 24 – 30.
  46. Miller W.R. Enhancing motivation for change in problem drinking: a controlled comparison of two therapist styles // J. of consulting and clinical psychology. – 1993. – Vol. 61. – P. 455 – 461.
  47. Miller W.R. Motivational enhancement therapy manual. – Washington / National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism. – 1992. – Vol. 2. – P. 167 – 178.
  48. Miller W.R. Motivational interviewing with problem drinkers, II. The drinkers check-up as preventive intervention // Behavioral Psychotherapy. – 1988. – Vol. 16. – P. 251 – 268.
  49. Miller W.R., Gribskov C.J., Mortell R.L. Effectiveness a self-control manual for problem drinkers with and without therapist contact // J. Addict. – 1981. – Vol. 16. – Nr. 11. – P. 1247 – 1254.
  50. Miller W.R., Rollnick S. Motivational Interviewing (Preparations People to Change Addictive Behavior). – N.Y.: Guilford Publications, 1991. – P. 112 – 115.
  51. Miller W.R., Sovereign R.G. The check-up: A model of early intervention in addictive behaviors // Addictive behaviors: prevention and early intervention, Amsterdam, 1989. – P. 219 – 231.
  52. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change // Psychotherapy: theory, research and practice. – N.Y. – 1982. – Nr. 19. – P. 276 – 288.
  53. Rieth E. Gruppentherapie von Alkoholikern in der stationären Behandlung // Suchtgefahren. – 1971. – Nr. 17. – Heft 3. – S. 12 – 13.
  54. Rogers C.R. Client-centered therapy: a helping process // The University of Round Table. – 1951. – Vol. 698. – P. 12 – 21.
  55. Rogers C.R. A personal formulation of client-centered therapy // Marriage and Family Living. – 1952. – Vol. 14. – P. 341 – 361.
  56. Rogers C.R. Client-centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1951. – P. 234 – 241.
  57. Rogers C.R. Counseling and Psychotherapy. – Boston: Houghton Mifflin, 1942. – P. 43 – 47.
  58. Rogers C.R. Dialogues. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. – P. 45 – 56.
  59. Rogers C.R. Divergent trends in methods of improving adjustment // Harvard Educ. Rev. – 1948. – P. 209 – 219.
  60. Rogers C.R. On becoming a person. A Therapist’s view of psychotherapy. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. – P. 294 – 297.
  61. Rogers C.R. On becoming Person. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. – P. 114 – 119.
  62. Rogers C.R. Psychotherapy and Personality Change. – Chicago: University of Chicago Press, 1954. – P. 12 – 24.
  63. Rogers C.R. Significant aspects of client-centered therapy // Amer. Psychologist. – 1946. – Vol. 1. –P. 415 – 422.
  64. Rogers C.R. Some implications of client-centered counseling for college personnel work // Educ. & Psychol. Meastmt. – 1948. – Vol. 8. – P. 540 – 549.
  65. Rogers C.R. The attitude and orientation of the counselor in client-centered therapy // J. Consult. Psychol. – 1949. – Vol. 13. – P. 82 – 94.
  66. Rogers C.R. The use of electrically recorder interviews in improving psychotherapeutic techniques // Amer. J. Orthopsychiatry. – 1942. – Vol. 12. – P. 429 – 434.
  67. Rogers C.R. Towards a more human science of the person // J. of Humanistic Psychology. – 1985. – Vol. 26 (3). – P. 7-24.
  68. Rollnick S. et al. Negotiating behavior change in medical settings: development of brief motivational interviewing // J. of mental health. – 1992. - Vol. 1. – P 24 – 37.
  69. Schippers G.M., Emst A., Bilsen H. Motivatie en probleemdrinken // Directieve Therapie. – 1988. – Vol. 8. – P. 135 – 140.
  70. Schlömer H. Hilfesstellung für qualifizierte Therapieevaluation oder Wegbereitung für ein Mehr an stattlicher Kontrolle? Die Katamnesestandarts der Deutschen Geselschaft für Suchtforschung und Suchttherapie // Wiener Zeitschrift für Suchtforschung. – 1986. – Band 1. – Teil 2. – S. 91 – 97.
  71. Smith J.E., Meyers R.J. The Community Reinforcement Approach // Handbook of alcoholism treatment approaches. Effective alternatives / Red. R.K. Hester, W.R. Miller. – N.Y.: Pergamon Press, 1995. – P. 251 – 267.
  72. Weber G., Schneider Wolfg. Herauswachsen aus der Drogensucht: Abschlussbericht. – Münster: Universität Münster Press. – 1992. – S. 12 – 14

Другие интересные материалы:
Призонизация по-российски
Направляя в тюрьмы все больше и больше...

Человечество во все времена пыталось...
Паника и изоляция или знание и помощь? Рост потребления наркотиков среди различных групп молодежи: стратегии общественного реагирования в региональном контексте социальных изменений
Доклад по проекту, проводимому молодыми...

Опыт исследований НИЦ "Регион" по...
Вы сами знаете ...


Вы знаете, просто нет уже сил писать об...
Работая с зависимостью: доктор Габор Мате объясняет почему доборота и любовь эффективнее наказания
Доктор Габор Мате (Gabor Mate) известен в...

Доктор Габор Мате -  Как вы...
Первый отчет о ходе работ по применению антиалкогольной стратегии Европейского Союза
Политика Европейского Союза в...

ПЕРВЫЙ ОТЧЕТ О ХОДЕ РАБОТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт