Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Наркология (учебник для студентов высших медицинских учебных заведений)

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Наркология (учебник для студентов высших медицинских учебных заведений)

В учебнике отражены основные разделы наркологии. Подробно описана наркологическая семиотика и феноменология аддиктивных (наркологических) расстройств. В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра (МКБ-10) приведены описания наркологических расстройств в результате употребления различных психоактивных веществ. Учебник содержит главы, посвященные алкогольной, опиоидной, никотиновой и других зависимостям, в которых приводятся данные об эпидемиологии, этиопатогенезе, клинике и терапии. Учебник предназначен для студентов высших медицинских заведений.

В. Менделевич, Ю. Сиволап

http://s014.radikal.ru/i326/1609/e6/99fba8d0de95.jpg

Приобрести  учебник  можно,  например,  здесь:

http://www.labirint.ru/books/544791/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМИОТИКА НАРКОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ГЛАВА 4. АЛКОГОЛИЗМ (АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ) И АЛКОГОЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ

ГЛАВА 5. ОПИОИДНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ОПИОИДАМИ

ГЛАВА 6. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (В СОАВТОРСТВЕ С А.С. ГАРНИЦКОЙ)

ГЛАВА 7. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ПАВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение студентом-медиком наук о поведении человека становится насущной необходимостью. Все большее количе­ство пациентов имеет коморбидную патологию, возрастает число наркологических расстройств, психосоматических нарушений, учащаются пограничные психические расстрой­ства, снижающие адаптацию пациента к условиям болезни и терапии. Без целостного взгляда на пациента, его заболевание и комплексность лечебно-реабилитационного процесса невоз­можно стать эффективным врачом-специалистом.

В современной медицине происходит глобальный переход от нозоцентрического к личностноцентрическому взгляду на этиопатогенез заболеваний, их профилактику, терапию и реабилитацию. Вследствие этого знания в области психиче­ских и поведенческих расстройств и заболеваний становятся крайне важными для врача не только в узкопрофессиональ­ном смысле, поскольку многие соматические заболевания сопровождаются психопатологическими, наркологическими и поведенческими отклонениями.

Кроме того, в психиатрии в последние годы произошло видоизменение структуры расстройств — все чаще врачам приходится сталкиваться с последствиями употребления ал­коголя и наркотиков. Несмотря на то, что наркология является частью психиатрии, значимость изучения данного раздела возрастает в связи с высокой частотой коморбидности. По­явилась новая специальность — аддиктивная медицина.

Изучение дисциплины наркологии в рамках получения об­разования по психиатрии подразумевает освоение студентом знаний и навыков в области диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств, свя­занных с употреблением психоактивных веществ; профилак­тики, лечения и реабилитации больных с наркологическими расстройствами (заболеваниями); правовых и этических основ взаимодействия врача и наркологически больного.

В соответствии с требованиями выпускник высшего меди­цинского учебного заведения по специальностям: 040100 — лечебное дело, 040200 — педиатрия, 040300 — медико-про­филактическое дело, 040400 — стоматология, имеющий квалификацию врача, должен:

—          знать систему организации психиатрической помощи;

—          знать медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

—          знать причины, клинические проявления, принципы лечения психических заболеваний;

—          уметь оказать помощь при неотложных психических состояниях.

Учитывая вышеперечисленные требования, в учебник включены все разделы, соответствующие Государственному образовательному стандарту 2014 года высшего медицинского образования. Особый упор сделан на наркологической про­педевтике, позволяющей врачу стать квалифицированным феноменологическим диагностом, способным точно и свое­временно распознавать наркологическую патологию.

Учебник представлен несколькими разделами. Один из них посвящен семиотике наркологической патологии; дру­гой — описанию концепции зависимой личности, без которой невозможно формирование наркологических расстройств; третий — частной наркологии, описывающей расстройства, возникающие в результате употребления различных психо­активных веществ. В отдельной главе описаны принципы профилактики и реабилитации. Терапия наркологических рас­стройств описана в соответствующих разделах, посвященных тем или иным психоактивным веществам (ПАВ). Студенту для освоения материала по частной наркологии необходимо обращаться к основополагающим и профильным главам.

В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы для самостоятельной работы.

 

Цель освоения дисциплины (модуля): освоение студентами способов распознавания, основных методов лечения и про­филактики наркологических расстройств и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

 

Задачи:

—          знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включающих наркологический раздел;

—          знаггь организацию наркологической службы в России;

—          знать основные используемые для терапии нарколо­гических расстройств лекарственные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты;

—         знать методы исследования, применяемые в наркологии, диагностические возможности, показания к проведению;

—          знать основные симптомы и синдромы наркологиче­ских расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной тактики;

—         знать данные об этиологии и патогенезе, распространен­ности, важнейших проявлениях, течении, терапии, прогнозе важнейших наркологических расстройств, о возможности со­циальной адаптации и реабилитации при этих расстройствах;

—          знать медицинские манипуляции, психологические и социальные факторы, которые могут являться причиной воз­никновения у человека наркологических расстройств;

—          знать принципы профилактики наркологических рас­стройств;

—          уметь собирать субъективные и объективные анамне­стические сведения о наркологическом статусе больного и проводить их предварительный анализ;

—          уметь своевременно выявлять наиболее острые нарко­логические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

—          уметь формулировать предварительное заключение о состоянии наркологически больного и грамотно составлять направление в наркологическое учреждение;

—         уметь оказывать неотложную наркологическую помощь;

—          владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными наркологического профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.

 

Обучающийся должен обладать следующими компетен­циями, в том числе:

общекультурными компетенциями:

способностью и готовностью осуществлять свою де­ятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). В резуль­тате освоения ОК—8 обучающийся должен:

—          знать основы медицинской этики в наркологии, юри­дический порядок освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;

—          уметь применять их на практике;

—          владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, ос­ведомленности и ведущих мотивов;

 профессиональными компетенциями:

способностью и готовностью проводить и интерпретиро­вать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных ис­следований, морфологического анализа биопсийного, опера­ционного и секционного материала, заполнять медицинскуюкарту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5).

В результате освоения ПК-5 обучающийся должен:

—          знать методы исследования, применяемые в нарко­логии, их диагностические возможности, показания к про­ведению;

—          уметь собирать субъективные и объективные анамне­стические сведения о наркологически больном и проводить их предварительный анализ;

—          владеть навыками сбора анамнеза наркологического расстройства, выявления основных наркологических симпто­мов и синдромов, интерпретации наиболее распространенных инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов обследования;

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные наркологические симптомы и синдромы, исполь­зуя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организму в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различ­ных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующе­го, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17).

В результате освоения ПК-17 обучающийся должен:

—          знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включая раздел «Психические и поведенческие расстройства при употреблении ПАВ»;

—          уметь своевременно выявлять наиболее острые нарко­логические расстройства, представляющие непосредствен­ную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

—         владеть навыками составления предварительных за­ключений о состоянии наркологически больных и грамотного оформления направлений в наркологическое учреждение;

способностью и готовностью анализировать и интер­претировать результаты современных диагностических тех­нологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно­профилактической деятельности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18). В результате освоения ПК-18 обучающийся должен:

—          знать инструментальные и лабораторные методы ис­следования, применяемые в наркологии, их диагностические возможности, показания к проведению;

—          уметь правильно назначать их и интерпретировать их результаты;

способностью и готовностью назначать больным адек­ватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозой терапии больным (ПК-20). В результате освоения ПК-20 обучающийся должен:

—          знать основные используемые в наркологии лекарствен­ные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты и возможности социальной адаптации и реабилитации при этих заболеваниях;

—          уметь определить показания к каждому классу пси­хотропных препаратов и небиологических средств лечения;

—          владеть навыками оказания неотложной наркологической помощи.

Кроме того, предполагается, что в процессе обучения студент должен освоить перечисленные ниже разделы кли­нической наркологии.

—         Организация наркологической помощи населению. Принципы работы и устройства наркологического диспансера.

—         Острая интоксикация алкоголем. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Лечение острой алкогольной интоксикации. Патологическое опьяне­ние, диагностика и судебно-психиатрическая оценка.

—          Алкоголизм. Определение. Распространенность.

—          Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы.

—          Стадии алкоголизма. Абстинентный синдром (синдром отмены).

—          Лечение, его этапы. Организация помощи на каждом из них.

—          Метаалкогольные психозы: острые (алкогольный дели­рий, алкогольный параноид, острый алкогольный галлюциноз) и хронические (хронический галлюциноз, алкогольный бред ревности, энцефалопатические психозы). Принципы лечения.

—          Определение понятия наркомании как заболевания, связанного с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам.

—          Общая характеристика. Эпидемиология.

—          Признаки наркомании: психическая и физическая зависи­мости от наркотика, повышение и изменение толерантности.

—          Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами, клиника аб­стинентного синдрома.

—          Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации.

—          Кокаиномания, психические нарушения при однократном приеме кокаина и при хронической интоксикации.

—          Барбитураты, отнесенные к наркотикам; психические и соматические нарушения при хронической интоксикации.

—          ЛСД и другие галлюциногены.

—          Сравнительно-возрастные особенности наркомании.

—          Терапия наркомании. Роль общественных и медицинских организаций в профилактике наркомании и реабилитации больных.

—         Токсикомании[i]. Общая характеристика и распространен­ность. Основные группы веществ и лекарственных средств, вызывающих зависимость: транквилизаторы, психостимуля­торы, летучие растворители, М-холинолитические препараты центрального действия, никотин.

—          Сравнительно-возрастные особенности токсикомании. Лечение и профилактика токсикомании.

—          Борьба с курением. Лечение никотиновой абстиненции. 


 

[i] Термин «токсикомания» в мировой наркологии признан устаревшими не используется. В настоящее время употребляется термин «зависимостьот психоактивных веществ».

 

 

 


Другие интересные материалы:
Противодействие вслепую
Повышению эффективности...

В текущем году заканчивается...
Подросток как объект социального недоверия
«В высокотиражных СМИ создается...

Доверие определяется как способность...
Как «горячие» финские парни построили экономику знаний
Финны, знакомые нам по анекдотам, медленно...

Материал на основе обзора «Finland as a...
Самоповреждающее поведение детей и подростков с психическими расстройствами
В данном теоретическом исследовании...

Война с наркотиками - проиграна?
Полемика между социологом Львом...

From: Lev Levinson...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт