Ќовости
 ќ сервере
 —труктура
 јдреса и ссылки
  нига посетителей
 ‘орум
 „ат

ѕоиск по сайту
Ќа главную  арта сайта Ќаписать письмо
 
  абинет нарколога
 ’ими€ и жизнь
 –одительский уголок
 «акон сур-р-ов!
 —верхценные идеи
 —амопомощь
 ’ал€ва, please!






Ќазад   содержанию ¬перед

"Е¬ целом программа характеризуютс€ тем, что развернутые наборы целей и ожидаемых результатов в ней лишь в меньшей части содержат конкретные параметры состо€ни€ проблем или их изменени€. Ѕольша€ их часть носит общепожелательный характер или нацелена на создание организационных условий действий в соответствующих сферахЕ."

ѕрикладной бюджетный анализ целевых социальных программ —анкт-ѕетербурга с учетом выделени€ разделов, возможных дл€ исполнени€ Ќ ќ

¬ейхер ј.ј.

ѕрограмма У омплексные меры противодействи€ злоупотреблению наркотиками и их незаконному оборотуФ (в дальнейшем - УјнтинаркотизмФ) на 2002-2005 годы включает следующие группы меропри€тий:

1. ќрганизационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками, предусматривающие совершенствование законодательства —анкт-ѕетербурга в этой области.

2. ѕрофилактика злоупотреблени€ наркотиками, в состав которого вход€т меропри€ти€ по образованию и подготовке специалистов, занимающихс€ профилактикой наркомании, массова€ антинаркотическа€ профилактическа€ работа с целевыми группами и населением в целом, научно-исследовательские работы в области профилактики наркомании, организаци€ и развитие сети профилактических антинаркотических подразделений и учреждений в молодежной, образовательной среде, системе здравоохранени€, в военкоматах.

3. Ћечение и реабилитаци€ больных наркоманией, предусматривающа€ образовательную де€тельность в области лечени€ наркомании и реабилитации больных наркоманией, работу с целевыми группами, научно-исследовательскую работу в данной области и укрепление материально-технической базы.

3. Ѕорьба с незаконным оборотом наркотиков.

4. ћеждународное и межведомственное сотрудничество в области противодействи€ злоупотреблению наркотиками.

ќбъем финансировани€ за счет средств бюджета —анкт-ѕетербурга составл€ет 347958,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2002 год Ц 91694,4 тыс. руб.;

2003 год Ц 86563,9 тыс. руб.;

2004 год Ц 93831,9 тыс. руб.;

2005 год Ц 75868,4 тыс. руб.

ќбоснование выбора конкретных целей программы

¬ программе УјнтинаркотизмФ имеетс€ 10 основных целей программы и 10 ожидаемых результатов, которые не все совпадают с соответствующими цел€ми. Ѕолее того, если среди основных целей втора€ состоит в Усокращении масштабов распространени€ наркомании и св€занных с ней преступности и правонарушенийФ, то соответствующий ожидаемый результат предполагает лишь Уприостановление роста злоупотреблени€ наркотиками и их незаконного оборотаЕФ из которого должно проистекать УЕпоэтапное сокращение числа больных наркоманией и св€занной с ней преступности до уровн€ минимальной опасности дл€ обществаФ. ¬ тексте программы имеетс€ развернутый раздел Уќбоснование программыФ, в котором больша€ часть данных о распространенности наркопотреблени€ €вл€етс€ результатом социологических обследований, а данные диспансерного учета о численности страдающих наркоманией признаютс€ заниженными в 8-10 раз.

¬ целом программа характеризуютс€ тем, что развернутые наборы целей и ожидаемых результатов в ней лишь в меньшей части содержат конкретные параметры состо€ни€ проблем или их изменени€. Ѕольша€ их часть носит общепожелательный характер или нацелена на создание организационных условий действий в соответствующих сферах.

¬озможности оценки степени достижени€ целей программы

–ассмотрение разделов паспорта программы Уќжидаемые конечные результаты реализации ѕрограммыФ позвол€ет выделить 4 типа формулировок, отличающихс€ тем, как можно оценить степень достижение этих результатов:

  • конкретные цифровые показатели (типа Усокращение на столько-то % ЕФ, таких показателей программа не содержит);
  • характеристики тенденции (типа Уприостановление роста злоупотреблени€ наркотикамиФ), которые не имеют количественных оценок намечаемых изменений, но задают направление динамики величин показателей, характеризующих состо€ние проблемы, за период действи€ программы;
  • сформулированные качественно, в словесной форме, ожидаемые результаты действий по программе, факт достижени€ которых возможен (например: Уосуществление мониторинга фактических масштабов распространени€ наркомании, незаконного оборота наркотиков в —анкт-ѕетербургеФ и т.д.);
  • сформулированные в текстовой форме, проверка достижени€ которых представл€етс€ весьма проблематичной из-за отсутстви€ или нечеткости формулировки критериев оценки (например: Уоптимизаци€ затрат на профилактику, лечение наркомании и реабилитацию больных наркоманиейФ).

“аблица 1

ћеропри€ти€ программы —умма финансировани€ меропри€тий
тыс. рублей ѕроцентна€ дол€
ѕроверка возможна 239 252,8 69,0%
ѕроверка затруднительна (требуетс€ привлечение экспертов дл€ оценки полноты выполнени€ меропри€ти€ или дл€ оценки необходимых объемов финансировани€ на единицу объема) 107 705,8 31,0%
¬сего 346 958,6 100,0%

 ак трудно провер€емые в терминах Укаков полученный результата и почему на него нужно было затратить столько средствФ нами оценены меропри€ти€ типа У–азвитие взаимодействи€ и сотрудничества государственных и общественных структур в области противодействи€ наркомании, поддержка общественных организаций, занимающихс€ профилактикой наркомании и реабилитацией больных наркоманиейФ, Уѕоддержка локальных территориальных проектов, реализующих инновационные программы в области профилактики наркоманииФ (программа УјнтинаркотизмФ). ¬сего таких меропри€тий оказалось 12 из 46.

ќценка специфичности расходов по целевой программе

ѕрограмма УјнтинаркотизмФ предусматривает только бюджетное финансирование. — другой стороны значительное число основных меропри€тий ѕрограмм не предусматривает выделение дополнительных средств и выполнение меропри€тий должно осуществл€тьс€ в пределах текущего финансировани€ отраслевых органов јдминистрации города. ƒол€ таких меропри€тий по программе УјнтинаркотизмФ превышает четверть (12 из 46). ¬ результате реальные затраты бюджетных средств на реализацию программы превышают объемы, указанные в соответствующем разделе паспорта программы. “ем самым, общественный контроль за расходами бюджета по соответствующим направлени€м затрудн€етс€, сопоставить затраты даже с конкретными меропри€ти€ми становитс€ невозможным.

Ќаконец, по критерию специфичности (узко целевой направленности на решение задач, дл€ которых необходима программна€, а не отраслева€ форма финансировани€) при анализе разделов Уѕеречень основных меропри€тий ѕрограммы, и объемов их финансировани€Ф больша€ часть меропри€тий по содержанию логично раздел€етс€ на два типа:

  • тех, которые представл€ют новые методы, подходы, организационные формы де€тельности дл€ решени€ поставленных в ѕрограмме задач;
  • тех, которые должны посто€нно выполн€тьс€ дл€ поддержани€ отрасли или учреждений отрасли в надлежащем состо€нии и, по сути, лишь увеличивающих недостаточно выдел€емое бюджетное финансирование по социальным отрасл€м.

“аблица 2

ћеропри€ти€ программы —умма финансировани€ меропри€тий
тыс. рублей процентна€ дол€
ћеропри€ти€, нос€щие посто€нный характер и включенные в программу дл€ выделени€ дополнительного финансировани€ дл€ нужд отрасли 260334,4 75,0%
ћеропри€ти€, обуславливающие качественно новый подход к решению проблемы, ранее не осуществл€вшиес€ 25223,2 7,3%
ћеропри€ти€, нос€щие смешанный характер 61401,0 17,7%
¬сего 346 958,6 100,0%

ƒол€ затрат на меропри€ти€, которые практически не отличаютс€ от обычной де€тельности соответствующих отраслевых подразделений јдминистрации города, в программе УјнтинаркотизмФ. Ёто один из самых высоких показателей среди всех целевых программ.

 онечно, распределение меропри€тий по степени их Уновационности-рутинностиФ достаточно условно. ¬озможно, что специалисты в соответствующих сферах помен€ли бы оценки отдельных меропри€тий. ќднако трудно не отнести к дополнительному финансированию работы отраслевых комитетов такие меропри€ти€ как Уќбеспечение работы Ёкспертного совета при ћежведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному оборотуФ, Уƒальнейшее развитие сети государственных наркологических учреждений здравоохранени€ и совершенствование качества стационарной и амбулаторной наркологической помощиФ и т.п.

ќценка объема и целевого содержани€ средств по программе, которые могут быть использованы с участием Ќ ќ

“аблица 3

ћеропри€ти€ программы —умма финансировани€ меропри€тий
тыс. рублей процентна€ дол€
”частие Ќ ќ в меропри€ти€х возможно 89 597,0 25,8%
”частие Ќ ќ в меропри€ти€х не возможно 257 361,6 74,2%
¬сего 346 958,6 100,0%

ƒл€ практического использовани€ результатов ѕЅј целевых социальных программ важно знать, конечно, не только общие оценки объема средств по меропри€ти€м, в реализации которых возможно участие Ќ ќ, но и их распределение по конкретным видам де€тельности.

¬ таблице 4 представлены данные по меропри€ти€м, сгруппированным по основным видам де€тельности. Ѕольшой трудностью оказываетс€ то, что многие меропри€ти€ включают одновременно несколько видов де€тельности.

“аблица 4

–аспределение средств целевой программы УјнтинаркотизмФ по типам меропри€тий:

  “ип меропри€ти€ ‘инансирование меропри€тий программы
тыс. руб. дол€
ћеропри€ти€ УоднотемныеФ ћатериальное оснащение 161 177,6 46,5%
Ќ»– 2 420,0 0,7%
ќрганизационные 11 786,8 3,4%
ѕропаганда и просвещение населени€ 12 825,0 3,7%
”чебы 8 180,0 2,4%
≈диничных всего 196 389,4 56,6%
ћеропри€ти€ Ц УкомплексныеФ Ћечебные и профилактические 34 709,0 10,0%
ќрганизационные, методологические, лечебные, профилактические и материальное оснащение 46032,0 13,3%
ќрганизационные, методологические, материальное оснащение, лечебные и профилактические 58 220,0 16,8%
»ные сочетани€ 11 508,2 3,3%
 омплексных всего 150 569,2 43,4%
»того 346 958,6 100,0%

5. ¬ыводы

¬ сегменте бюджетного процесса, св€занного с формированием и осуществлением целевых социальных программ, Ќ ќ могут и должны участвовать по следующим направлени€м:

  1. ¬ формировании целей, ради достижени€ которых организуютс€ целевые программы. Ётот процесс включает разнообразные компоненты Ц от создани€ общественного мнени€ в —ћ», на различных публичных меропри€ти€х, слушани€х и т.п., до оппонировани€ предлагаемым вариантам решени€ социальных проблем, с которыми св€зано содержание де€тельности Ќ ќ. ¬ этом случае Ќ ќ €вл€ютс€ представител€ми соответствующих групп населени€, у которых есть специфические интересы, требующие внимани€ властей.
  2. ¬ общественном контроле, а при достаточном уровне организации Ц в мониторинге состо€ни€ социальных проблем, затрагивающих представл€емые социальные группы. “ака€ функци€ безусловно выполнима на качественном уровне, когда Ќ ќ аккумулирует практику столкновени€ с проблемой своих членов или подопечных, вы€вл€ет случаи ее обострений и успешных разрешений. ѕри некоторых дополнительных услови€х (навыках описани€ своей де€тельности с использованием показателей, делающих информацию сравнимой) Ќ ќ могут стать важным источником информации о количественной стороне проблем (ее массовости в разных социальных сообществах, распространенности ее вариантов и т.п.). ¬ наибольшем развитии эта де€тельность может превращатьс€ в объединение информации многих Ќ ќ по той или иной социальной проблеме в единых базах данных, как важнейших источниках информации дл€ прин€ти€ решений органами власти.
  3. ¬ общественном контроле за формированием и реализацией нормативов оказани€ социальных услуг и затрат на их оказание. ¬ наиболее полной степени эта направление де€тельности может про€витьс€ при проведении конкурсов на выполнение функций использовани€ бюджетных средств дл€ оказани€ социальных услуг гражданам. «десь Ќ ќ станов€тс€ реальными конкурентами существующим структурам.  ак минимум Ќ ќ могут и должны осуществл€ть экспертизу и качества оказани€ социальных услуг, и эффективности использовани€ выдел€емых дл€ этого бюджетных средств.
  4. –азвитием 1 и 3 направлений было бы участие Ќ ќ в проектировании социальных программ, прежде всего, в детализации программных меропри€тий, достижени€ прозрачности их содержани€ и расходов на их осуществление.

”частие Ќ ќ в ѕЅј предлагаемого типа возможно при минимальных услови€х:

  • доступе к проектам законов о намечаемых целевых социальных программах;
  • наличии контактов с профильными органами исполнительной (отраслевые подразделени€) и законодательной (соответствующие депутатские комиссии) власти;
  • готовности к освоению новой информации и диалогу с другими участниками взаимодействи€ властных структур и структур гражданского общества.

 омментарии www.narcom.ru:

1. Ќ ќ вполне может заниматьс€ Ћ≈„≈Ќ»≈ћ наркологических больных:
а) больных алкоголизмом - точно, этому нет никаких законодательных преп€тствий - получаешь соответствующую медицинскую лицензию и - вперед! ѕример такой действующей организации в ѕитере Ц Ѕлаготворительный некоммерческий фонд "Ќезависимость", одним из учредителей которого €вл€етс€ бывший главный нарколог города Ћ.—. Ўпилен€;
б) в перспективе, если будет реализовано предложение по изменению статьи 55 «акона "ќ наркотических средствах и психотропных веществах" (законопроект внесен членом —овета –‘ „ерных, см. http://www.narcom.ru/ideas/socio/55.html), не будет законодательных преп€тствий и де€тельности Ќ ќ по лечению больных наркомани€ми.

2. Ќ ќ вполне может заниматьс€ психологической –≈јЅ»Ћ»“ј÷»≈… наркологических больных. ѕример в ѕитере - Ѕлаготворительный некоммерческий фонд "«доровое будущее" (руководитель реабилитационной программы - к.пс.н., доцент ¬.¬. Ўабалина).  стати, во всем мире реабилитацией наркозависимых занимаютс€ именно негосударственные организации (по р€ду причин, см. http://www.narcom.ru/law/system/36.html).

3. Ќ ќ вполне может заниматьс€ и ѕ≈–¬»„Ќќ… ѕ–ќ‘»Ћј “» ќ… девиантного поведени€. ѕример в ѕитере - Ѕлаготворительный некоммерческий фонд "«доровое будущее", в структуре которого создано специальное подразделение - ѕодросткова€ кризисна€ психологическа€ служба (соруководители - член-корр. –јќ д.пс.н., проф. ј.ј. –еан, д.пс.н., проф. ».Ќ. √урвич, д.м.н., проф. ƒ.Ќ. »саев) уже 4 года осуществл€юща€ де€тельность в ѕриморском районе города.

4. Ќ ќ вполне может проводить достаточно серьезные —ќ÷»ќЋќ√»„≈— »≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я. “от же ‘онд "«доровое будущее" проводил совместно с »нститутом социологии –јЌ р€д исследований подростковой девиантности (соруководители исследований - д.ю.н., проф. я.». √илинский, д.пс.н., проф. √урвич, Ћ.≈.  есельман), по результатам которых ‘ондом были изданы книги "—оциальное пространство наркотизма" (Ћ.  есельман, ћ. ћацкевич) и "ƒевиантность подростков: теори€, методологи€, эмпирическа€ реальность" (я. √илинский и др..
 стати, это еще один вид де€тельности Ц »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌјя де€тельность. «десь хочетс€ отметить, что наш сайт http://www.narcom.ru Ц тоже продукт де€тельности Ќ ќ.

5. Ќ ќ вполне может заниматьс€ ”„≈ЅЌќ-ћ≈“ќƒ»„≈— ќ… де€тельностью.
ѕресловутый ‘онд "«доровое будущее" не только подготовил силами сотрудников и выпустил дес€ток книг дл€ Ћѕ–, психологов, педагогов и родителей (например, "«ависимое поведение школьников", "¬иртуальна€ мастерска€: подготовка волонтеров подростковой психологической службы" ¬. Ўабалиной), но и в течение р€да лет два-три раза в год проводит выездные трехдневные обучающие семинары-тренинги в –епино дл€ завучей по воспитательной работе школ ѕриморского района.

—ледовательно, в сфере де€тельности Ќ ќ могут быть практически все направлени€, обозначенные в городской антинаркотической программе (кроме правоохранительной де€тельности, естественно).

“аким образом, цифры в таблицах г-на ¬ейхера должны быть совсем другими.

¬ целом, думаю, было бы интересно провести сравнительный анализ де€тельности данного Ќ ќ и специализированных государственных организаций по критерию отношени€ затрат к результатам. »ли же Ц провед€ системный анализ функций выделить релевантные факторы, сформулировать критерии оценки, непротиворечивую систему предпочтений, провести анализ и дать интегральную оценку де€тельности. ƒумаю, результат получилс€ бы весьма забавным.

Ќазад   содержанию ¬перед
 
   наверх 
Copyright © "Ќар ом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru ƒизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100