Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Купить брекеты

Купить отбеливающий карандаш для зубов Bright White, доставка, супер цена

treemed.com.ua

Проверка зрения тольятти

Простые онлайн тесты для проверки зрения. Читайте на сайте

zrenie-63.ru

Назад К содержанию Вперед

"Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни".

Опыт жизнедеятельности школьника как основание для анализа, рефлексии и оказания своевременной помощи

Шабалина В.В.

Употребление наркотиков подростками и молодежью представители различных психологических концепций связывают со стремлением убежать от реальности, а точнее, на какое-то время убегать от объективной реальности в субъективную. Значит, объективная реальность чем-то не устраивает потребителя наркотиков, и причины нужно искать в индивидуальном опыте жизни человека. Для школьников это, прежде всего, опыт в трех общностях: семья, сверстники, школа. Согласно концепции Колеченко А.К., социальные, биологические и духовные факторы воздействуют на психику человека, которая внешне проявляется в форме поведения. Но поведению предшествует работа психики: в ней оформляются мотивы (опредмечиваются потребности, за которыми часто стоят эмоции, такие как любопытство, интерес, скука, отчаянье и др.), мотив сопоставляется с ценностями, нормами и правилами. Мотив может не иметь своего воплощения в поведении, если оно вступает в конфликт с усвоенными ценностями, так как в этом случае мотив тормозится волей, т.е. личность проявляет ответственный выбор. Но мотив может реализоваться, в этом случае, допуск к совершению поступка дает установка, в основе которой лежат не только ценности, но и все то, что составляет личный опыт человека, в том числе и его предшествующее поведение.

Изучая социально-педагогические факторы, способствующие инициации употребления наркотиков школьниками, внимание, прежде всего, обращалось на опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации и его опыт жизнедеятельности в трех общностях: семьи, школы, круга друзей (в соответствии с направлениями психопрофилактики, выделенными С.А.Кулаковым) и на оценку этого опыта. Под опытом понимаетcя совокупность знаний, умений, навыков, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. В философском понимании опыт – вся совокупность чувственных восприятий в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу знаний о материальном мире.

Ниже представленные материалы являются результатом факторного анализа историй приобщения людей к наркотикам. Анализ был проведен, на основании данных интервью, опросников, писем подростков, находящихся в заключеиии, дневников школьников, отражающих путь вовлечения в наркотизацию, ранних воспоминаний пациентов клиник по лечению наркомании, сеансов психологического консультирования по проблеме употребления наркотиков детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет (N = 146).

Социально-педагогические факторы

Семья

  • Опыт наблюдения за употреблением членами семьи легальных психоактивных веществ (0.85).
  • Опыт семейной традиции изменять свое психическое состояние при помощи психоактивных веществ (0.79).
  • Опыт наблюдения за несоблюдением членами семьи социальных норм и правил (0.53).
  • Опыт проживания в неполной семье (0.53).
  • Опыт “холодных” отношений с родителями или одним из них (чаще с матерью) (0.38).
  • Опыт гиперопеки (0.29).
  • Опыт завышенных ожиданий родителей (родителя, чаще матери) по отношению к академическим успехам ребенка (0.44).
  • Опыт разрешения семейных конфликтов при помощи алкоголя или наркотиков (0.23).
  • Опыт вседозволенности (0.46).
  • Оценка опыта. Личный опыт пробы и дальнейшего употребления легальных психоактивных веществ, а затем наркотических.

Школа

  • Опыт академической неуспеваемости (0.22).
  • Опыт нарушения дисциплины (1).
  • Опыт неудовлетворительных взаимоотношений с учителями и администрацией школы (0.23).
  • Опыт неудовлетворительных взаимоотношений с одноклассниками (0.199).
  • Опыт наблюдения за учениками школы, употребляющими наркотики (0.49).
  • Опыт неэффективного разрешения конфликтов с педагогами школы и одноклассниками (0.157).
  • Оценка опыта и себя лично. Личный опыт пробы и употребления наркотиков, снижение мотивации к учению, потеря контроля над ситуацией школьной жизни.

Круг друзей

  • Опыт нарушений социальных норм и правил совместно с группой друзей (0.767).
  • Опыт наблюдения за друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики (0.93).
  • Опыт наблюдения за проявлениями одобрения друзьями и знакомыми наркотизации (0.89).
  • Опыт неэффективного разрешения межличностных конфликтов в среде сверстников (0.32).
  • Оценка опыта. Личный опыт пробы и употребления наркотиков

Но точно такой же опыт есть у школьников, которые по-другому его оценивают и принимают другие, конструктивные решения в соответствии со сформировавшимися установками. Как одно из направлений предупреждения употребления подростками и молодежью наркотиков выступает психологической консультирование, позволяющее человеку пересмотреть свои взгляды на индивидуальный негативный опыт, сделать его источником развития, сформировать негативное отношение к наркотизации.

Любая установка является сложным явлением, представляющим собой единство чувства, мысли и побуждения к действию. Это всегда готовность к определенному поведению, фактор предрасположенности субъекта по отношению к какому-либо объекту. Установка организуется на основе предшествующего опыта, под воздействием совокупности факторов реальной социальной среды, в которой формируется и функционирует личность. Однако, установка обладает свойством ситуативности, которое проявляется в том, что при резких изменениях социального окружения возможна не только перестройка, но и разрушение сложившейся установочной структуры. В превентивных целях необходимо учить детей выбору социального окружения, определению границ своей безопасности.

Жизнь связана как с опытом страданий, так и опытом радости. “Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни” (Орлов Ю.М.)

Назад К содержанию Вперед
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100