Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




факультет режиссуры . В России купить двигатель БМВ http://vse-dvigateli.ru
Назад К содержанию Дальше

Не прошло и полгода, как мы вывешиваем обещанную статью о связи между наркотиками и творчеством. Автор - Ольга Сиделева, студентка 4-го курса психфака СПбГУ. Ольга провела самостоятельное интересное исследование среди представителей питерской богемы (точнее, той ее части, которая не только тусуется, но и действительно творит), результаты которого перед Вами.

Социокультуральные факторы распространения наркотизма в творческой среде

Ольга Сиделева

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Культуральный смысл употребления
    2.1. Кто и зачем принимал наркотики в древние времена?
    2.2. Примеры социально значимого употребления наркотиков
  3. Формирование современной культуры потребления
    3.1. Эксперименты интеллектуалов
    3.2. Изобретение синтетических наркотиков
    3.3. Эксперименты Т. Лири
    3.4. Резюме
  4. Творческая личность
    4.1. Концепция Абрахама Маслоу
    4.2. Концепция Карла Роджерса
  5. Эффекты воздействия
    5.1. Эффекты воздействия опиатов
    5.2. Эффекты воздействия седатиков
    5.3. Эффекты воздействия препаратов индийской конопли
    5.4. Эффекты воздействия психостимуляторов
    5.5. Эффекты воздействия галлюциногенов
    5.6. Резюме
  6. Наше исследование
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ВЫВОДЫ
  9. ЛИТЕРАТУРА

1. ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема наркомании принимает угрожающие размеры, и беда не только в том, что мы имеем дело с тактически неизлечимой болезнью, но и в том, что сознание современного общества постепенно принимает наркотическую "окраску"...

Принимать наркотики, к сожалению, становится модным, является атрибутом современного свободного человека. Множество самых культовых и "стильных" фильмов, отражающих идеологию поколения 90-х, выполнено с использованием наркоманской эстетики - “Криминальное чтиво”, “Доберман”, “ Страх и ненависть в Лас-Вегасе”, или гимн современного молодого человека - “На игле” и другие.

Во многом это происходит благодаря тому искусственно созданному ореолу привлекательности, риска и романтизма, что неизменно сопровождает наркотик - во всех современных клипах, кино и модных журналах. Понятно, что естественным желанием человека является стремление идти в ногу со временем, быть похожим на своих героев.

Выбранная проблематика не случайна. Мне кажется, творческая среда, являясь примером для подражания, во многом формирует вкусы, пристрастия и ценности современной молодежи. Так же я считаю, что часто мы являемся заложниками хорошо прижившихся "социальных мифов". Например, слова “творчество” и “наркотики”, часто воспринимаются нашим сознанием как понятия очень близкие.

В своей работе мне хотелось проверить, так ли это на самом деле.

Для меня с наркотиками связано несколько историй, которые потрясли меня и, пожалуй, подтолкнули к написанию данной работы - на моих глазах скололся и буквально пропал, молодой парень, интересный талантливый, подающий надежды искусствовед. Девочка, которая пробовала грибы всего два сезона, родила ребенка - совершенно больного и слепого альбиноса.

Моя одноклассница, умная, светлая девочка, чьи сочинения были лучшими в школе, после того как связалась с наркотиками, превратилась в старуху, попала в тюрьму за разбой так как денег на наркотики не хватало.

Целью исследования - является изучение особенностей наркотизма в творческой среде.

Задача №1 - изучение биографии творческого человека, употребляющего наркотики, когда и почему он начал употреблять наркотики, что он достиг в профессиональном плане, то есть, составление, по возможности максимально приближенной к объективной картины его жизни.

И Задача №2 - понять, что он сам думает по поводу употребления, какие субъективные причины повлияли на такой выбор, какое значение это имело для его жизни; понять его оценку роли наркотиков в творчестве, то есть, исследовать его субъективное отношение.

Методом данного исследования было выбрано глубинное клиническое интервью, как методика, позволяющая произвести качественное исследование, раскрыть содержательные стороны субъективного восприятия наркопотребляющими окружающего мира и себя.

2. КУЛЬТУРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ДРЕВНОСТИ

2.1. Кто и зачем принимал наркотики в древние времена?

Еще на заре человеческой истории людей привлекала возможность изменить мир вокруг себя хотя бы посредством изменения своего сознания

Измененные состояния сознания были распространены во многих человеческих сообществах и имели большое культурное значение, отвечая удовлетворению определенных индивидуальных и общественных потребностей.

Хотя измененные состояния сознания могут достигаться разными психотехническими приемами, такими как, медитация, голодание, самоистязание, тренинг, ритмический танец, вхождение в "транс" и тому подобное, употребление наркотиков являлось наиболее быстрым и надежным способом достижения результата.

Существует несколько классификации типов наркотиков

Самая общая выделяет три основные группы наркотиков.

Первая - успокоительные, включая снотворные, барбитураты и транквилизаторы.

Вторая - психические стимуляторы (средства, улучшающие настроение).

И третья - средства, вызывающие психические отклонения, часто называемые галлюциногенами (это и некоторые растения, и выделенные синтезированные химические вещества - ЛСД, псилобицин, мескалин и т.д.)

Поскольку в ходе предварительного исследования выяснилось что галлюциногены преобладают в творческой среде, рассмотрим эту группу наркотиков подробнее.

Употребление галлюциногенных растений имело наиболее древнюю историю и оказало серьезное влияние на эволюцию человека.

Многолетние антропологические исследования галлюциногенов и культуры говорят о том, что эти растения играли важную роль в организации жизни, становлении веры, надежд, и ценностей большого числа людей.

Представители многих доиндустриальных обществ включали их в сферу своей повседневной деятельности. Так, например, поведение в сфере экономики и социальная организация некоторых народов всегда находились под влиянием использования таких растений.

Очевидно, что и концепции шаманства и анимистические верования во многом зависели от свойств воздействующих на сознание растений.

Что очень важно - потребление наркотика всегда было связано с традицией. В основном это была прерогатива шаманов и жрецов, или же употребление наркотиков происходило с определенной целью и при непосредственном ими руководстве.

2.2. Примеры социально значимого употребления наркотиков

Известно несколько причин [1], по которым древние люди обращались к наркотикам.

Например, австралийские аборигены использовали растение под названием питури, для того чтобы облегчить межличностное взаимодействие, преодолеть страх и жажду, предсказать будущее, справится с неблагоприятными обстоятельствами.

Коренные народы Сибири использовали мухомор при ворожбе, для обеспечения связи со сверхъестественными силами.

У древних рыбаков наска (обитателей южного побережья Перу) растительные галлюциногены использовались местными религиозными и политическими лидерами для осуществления власти в политической, психологической и социальной сферах при помощи силы, заключенной в измененных под действием галлюциногенов состояниях сознания.

Исключением из правил, пожалуй, был опыт обитателей гор Новой Гвинеи, которые, используя воздействующие на сознание грибы, совершенно отличались в этом от других жителей Земли, употреблявших галлюциногены. Эти туземцы пребывали в полубезумном состоянии под действием грибов на протяжении определенного периода ежегодно, не проводя при этом никаких ритуалов и церемоний.

Жители Новой Гвинеи - показательный пример яркой аномалии в их неритуальном употреблешш галлюциногенов.

Основными мотивами употребления остальных исследованных культур [1] были магико-религиозные, церемониальные цели (это делалось для вступления в контакт со сверхъестественным), для исцеления болезни, или установления ее причины, предсказания будущего или укрепления сплоченности общества.

Исследователи данной проблемы [1] пришли к выводу, что неосознанный по сути прием галлюциногенов опасен для человеческой сущности, так как в отсутствие режиссуры, которую традиционно выполняет шаман, человек дезориентируется изменениями, которые происходят в структуре его собственного “Я”, чувством страха, тревогой и телесным дискомфортом, вызванными действием галлюциногена.

Исследователь Блум [1], изучивший более 247 традиционных обществ, не заметил в них сколько-нибудь значительного злоупотребления наркотиками.

В традиционном обществе злоупотребление галлюциногенами принимало форму колдовства, которое совершалось за определенную плату колдуном, чтобы причинить вред врагу его клиента. Так называемые “гедонистические аспекты” употребления галлюциногенных средств обычно приводили к усилению взаимопонимания между чужаками или членами одной социальной группы.

Блум обнаружил, что в 144 обществах охотников и собирателей подобные средства использовались для ухода от действительности менее чем в одном проценте случаев.

Как правило, с употреблением галлюциногенов были связаны другие социальные и межличностные установки. Употребление галлюциногенов всегда сопровождалось специальным ритуалом, который регулировал все происходящее.

Интересно заметить, что во всех случаях, где члены традиционного общества использовали эти растения только для получения удовольствия, можно обнаружить влияние европейцев, разрушение культуры, проблемы алкоголизма и умопомешательства.

Коли говорить о других наркотиках, то большинство психоактивных веществ, открывалось и создавалось человеком отнюдь не во имя саморазрушительного поведения, как способа жизни.

Например, опиум, о снотворном действии которого упоминается в шумерских таблицах, был известен еще шесть тысяч лет назад. В медицинских целях он употреблялся греками и арабами. Гиппократ, который широко применял целебные свойства различных растений для лечения больных, был убежден в эффективности опиума как сильного снотворного и болеутоляющего средства.

Выдающийся швейцарский врач, естествоиспытатель и философ Парацельс своими трудами открыл новые пути для исследования наркотических средств, создав первый лекарственный препарат на базе опиума [5].

О гашише как лекарстве от кашля и поноса говорится в 2737г. до н.э. в лечебнике китайского императора Шен-Нуна [2]. В древнем Китае и Индии гашиш использовался как обезболивающее средство при хирургических операциях. По свидетельству Марко Поло [2], воины-арабы употребляли гашиш перед боем для усиления бесстрашия.

Таким образом, за употреблением психоактивных веществ в древности всегда стояли определенные цели.

3. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

История появления современной культуры потребления наркотиков прослеживает три основных "идеологических" этапа.

3.1. Эксперименты интеллектуалов

Первая - это массовое употребление наркотиков в Европе, которое началось в девятнадцатом веке, в период, когда группа интеллектуальных авантюристов начала экспериментировать над собственным сознанием, употребляя наркотики, привезенные из Египта и Индии.

Все началось в тот день, когда французский врач Моро де Тур по возвращении из Алжира предложил своим друзьям попробовать "давамеску" - печенье из гашиша. Эффект был ошеломляющим, особенно для группы .литераторов, среди которых был Шарль Бодлер и Теофил Готье [2]. Вскоре был организован несколько необычный клуб, известный как "Клуб любителей гашиша"

Члены этого клуба регулярно встречались и употребляли гашиш в огромных количествах. Бодлер еще раньше пробовал опиум. Два великих поэта увековечили свои интимные переживания с гашишем и опиумом. В частности, Бодлер написал свой "Искусственный рай" и поэму о гашише.

Следствием такого влияния было то, что чуть позже, во время Парижского восстания в 1848 году, смутьяны из студенческой среды прошли по улицам с плакатами, требуя свободной продажи конопли.

Еще ряд фактов указывает нам на постепенное проявление интереса к наркотикам.

Так в начале двадцатого века американский писатель Ф. Ладлоу пропагандирует употребление марихуаны и описывает собственные впечатления от ее действия. Выдающийся американский психолог Уильям Джеймс одно время был уверен в том, что химические вещества могут вызывать в сознании человека мистические состояния и сделать духовную жизнь человека богаче. Зигмунд Фрейд в 1884г., будучи молодым неврологом, считал кокаин "чудодейственным лекарством" до тех пор, пока один из его пациентов не впал в психоз и не подвергся кошмарным галлюцинациям

3.2. Изобретение синтетических наркотиков.

Вторая волна интереса к наркотикам относится к 1938 году, когда швейцарскому химику Альберту Хоффману [2] удалось синтезировать лизергиновую кислоту, что явилось началом развития массового употребления наркотиков в размерах, которые до этого не имели прецедента в истории человечества. В 1943 году, совершенно случайно Хоффман первым испробовал действие нового вещества на себе. Так после выделения мескалина из мексиканского кактуса в мире галлюциногенных наркотиков прибавился еще один.

В 50-х годах после разочарования использования наркосодержащих препаратов на ниве психиатрии они нашли почву для своего развития в несколько другой сфере.

Известный писатель Альдус Хаксли [2] одним солнечным майским утром проглотил сорок граммов растворенного в воде мескалина. Свои многочасовые впечатления Хаксли отразил в коротком эссе "Врата восприятия", где представил вещество как открытие нового духовного таинства.

И хотя Хаксли сомневался в том, что наркотик может помочь людям лучше понять друг друга, но авторитет писателя, а также необычная тематика, основанная на подлинности пережитых впечатлений, способствовали тому, что книга вскоре стала популярной среди молодых людей, постепенно подготавливая их к психоделической революции, наступившей в 1960 году.

3.3. Эксперименты Т. Лири

Третьей судьбоносной вехой в становлении современной культуры потребления наркотиков, является опыт гарвардского психолога Тимоти Лири [2], который во время пребывания в Мексике съел несколько галлюциногенных грибов, полученных им от какого-то местного колдуна. Этот опыт, по его словам, оказал решающее влияние на его дальнейшую жизнь и научную деятельность.

Книгу Хаксли "Врата восприятия" а также некоторые произведения Германа Гессе он трактует как пособия, помогающие ему идти по психоделическому пути к бессознательному. С той же самой целью Лири переводит и комментирует тибетскую "Книгу мертвых", где находит поразительные совпадения с собственными психоделическими переживаниями.

Он начинает безгранично верить в преображающую силу наркотиков, в их способность изменить не только личности отдельных людей, но и влиять на становление более справедливых общественных отношений. Кроме грибов он употребляет ЛСД, псилобицин, мескалин и курит марихуану. Используя все доступные средства коммуникации, Лири пропагандирует свои идеи прежде всего среди молодых людей.

Эффект превосходит самые смелые ожидания - начинаются массовые эксперименты с наркотиками, изменяющими состояние сознания.

В период с 1960 и 1965 гг. Лири увлек своими идеями воображение молодежи по всему миру. Для 1965 года характерно употребление наркотиков в основном в студенческой среде, что являлось формой социального протеста студенчества. Открытое употребление наркотиков вместо алкоголя, было своего рода протестом, отказом от средства снятия стресса старшего поколения

Первым следствием массовых экспериментов с наркотиками была зависимость и психическое истощение многих миллионов молодых людей во всем мире. Наркотики принадлежали молодежи и становились символом нового видения мира.

Трагические последствия массового злоупотребления наркотиками среди молодежи явились для Лири тревожным предостережением. Он все чаще утверждает, что "трансцендентальное эго", являющееся конечной целью психоделического культа можно постичь и без наркотиков, а также что молодым людям без жизненного опыта и необходимых знаний в медицине, психологии и философии, невозможно правильно воспринять и осмыслить эффекты, производимые наркотиками.

Но, несмотря на это, наркотики уверенно вошли в современную жизнь, а в сознании молодых Тимоти Лири до сих пор остается гуру психоделического культа...

3.4. Резюме

Как мы видим, сила авторитетов действовала на молодежь безотказно. Люди, творческие по своей сути, относившиеся к интеллектуальной элите своего времени, обладали в глазах молодежи невероятным ореолом привлекательности и примером для подражания. Беда была лишь в том, что последователи не до конца понимали цель всех этих экспериментов. Терялся первоначальный смысл, присущий древним культурам и традициям потребления.

На протяжении всей истории считалось неоспоримым фактом, что сила воздействующих на сознание средств принадлежит особым реальностям, которые регулируются определенными табу и ритуалами. Человек, который решился войти в мир этих реальностей, должен быть специальным образом подготовлен, прежде чем пуститься в путешествие. Сегодняшние страшные последствия - расплата за бессмысленное употребление наркотиков.

4. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Что же стояло за подобными смелыми экспериментами? И почему именно эти люди явились проводниками наркотиков в жизнь? Для начала разберемся, что же такое творческий человек...

4.1. Концепция Абрахама Маслоу

Пожалуй, самой значительной концепцией гуманистического направления в психологии является признание приоритета творческой стороны в человеке. Абрахам Маслоу описывает творчество как неотъемлемое свойство природы человека, рассматривает его как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. По Маслоу [4] способность к творчеству заложена в каждом из нас и не требует специальных талантов или способностей.

Это универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. То есть и ди-джеи, и программисты, бизнесмены и продавцы, клерки и профессора колледжей могут быть творческими людьми.

4.2. Концепция Карла Роджерса

Другой представитель, гуманистического направления, Карл Роджерс, выдвигал идею полноценно функционирующего человека, то есть человека, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний.

Для такого человека характерны пять основных личностных черт [4]:

1. Открытость переживанию

2. Экзистенциальный образ жизни

3. Организмическое доверие

4. Эмпирическая свобода

5. Креативность

Такие качества, как открытость переживанию, организмическое доверие и эмиирическая свобода вполне подходят для объяснения той смелости, с которой творческие люди осваивали новые неизведанные пространства и ощущения. Бунтовщики общепринятого, они пытались найти в наркотиках ответ на глубинные внутренние вопросы.

Для Лири "путешествие" было самым глубоким религиозным переживанием его жизни. Хаксли, философ и мистик по натуре с помощью наркотика прояснил свои уже устоявшиеся религиозные и философские убеждения.

Как говорил Хаксли [7], -"то, что все остальные видят только под воздействием мескалина, художник но природе своей с рождения видит постоянно. Его восприятие не ограничено тем, что полезно биологически или социально. Частичка знания, принадлежащая Всемирному разуму, просачивается помимо ограничительного клапана мозга и "эго" художника в его сознание.

Творческий поиск, эксперимент, риск, безусловно, являются составляющими любой творческой личности. Наркотики - это в какой-то степени всегда выход за пределы обыденности, обыденности форм и смыслов. Поэтому и тяга людей творческих к наркотикам имеет сущностный характер. Однако подобные эксперименты часто приводят к летальным исходам, более того часто это тупиковый путь превращающий действительно "творящую" личность в "человека-растение".

5. ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Для того, чтобы лучше понять, в чем притягательная сила наркотиков, рассмотрим, как они воздействуют на человека.

По Международной классификации все наркотики разделяются на следующие группы [З].

1. Препараты опия (героин, морфин, кодеин и т.д.)

2. Снотворные и седативные средства

3. Препараты индийской конопли (гашиш, марихуана и т.д.)

4. Кокаин и психостимуляторы

5. Галлюциногены

Эффект воздействия зависит и от способа употребления, поэтому данное описание будет самым обобщенным.

5.1. Эффекты воздействия при опийном опьянении

Для первой фазы опийного опьянения характерна эйфория - чувство необыкновенного душевного и телесного комфорта. Сознание сужено, человек целиком сосредоточен на своих переживаниях. Это состояние наркоманы сравнивают с оргазмом.

Вторая фаза (3-4 часа) характеризуется состоянием нирваны, тихого покоя, истомы и довольства, отсутствием всех желаний, стремлением побыть одному. Хотя при приеме кодеина эта фаза иная - появляется двигательное и психическое оживление, смешливость, неусидчивость, оживленная жестикуляция, частая смена темы разговора.

Третья фаза - чуткий поверхностный сон.

Иногда наблюдается четвертая фаза - плохое самочувствие, тревожность, тоска, возможны тошнота, рвота, головокружение.

Для опийного опьянения характерны быстрая речь, ускорение мышления и смены ассоциаций, легкое благодушное настроение, снижение объема внимания.

Считается, что опийный абстинентный синдром один из наиболее тяжелых по сравнению с абстиненциями других форм наркомании. От самоубийств, передозировок, несчастных случаев или острой сердечно-сосудистой недостаточности в состоянии интоксикации опиумом погибли Мерлин Монро, Джимми Хевдрикс, Элвис Пресли, Роми Шнайдер, Дженис Джоплин, Джимми Моррисон, Брайан Джонс и многие другие.

5.2. Эффекты воздействия при употреблении седатиков

Для снотворных и седативных средств характерны две фазы, первая -активизирующая, вторая - снотворная. В целом это очень напоминает алкогольное опьянение, но гораздо более тяжелое, выражены нарушения координации и движения. Речь смазанная и нечеткая. Опьяневший не способен осмысливать происходящее и свое поведение, легко отвлекается, перескакивает с темы на тему, забывает то, что говорил.

Восприятие искажено, настроение неустойчиво - то весел и смеется, то - раздражение, злость и гнев.

5.3.Эффекты воздействия при употреблении стимуляторов

При введении стимулятора на первой фазе происходит переживание чувства "озарения", острого блаженства, необыкновенной легкости, полета

Вторая стадия - эйфория, все внимание сосредоточено на собственных переживаниях.

Третья стадия - обострение ясности сознания и восприятия окружающего. Восприятие яркое, четкое, контрастное, с мельчайшими подробностями. Краски сочные, насыщенные.

Мысли текут легко и быстро, ощущается необычная четкость и ясность мышления. Появляется избыточная двигательная активность, нарушена координация. Человеку кажется, что у него появляются безграничные возможности, возникает стремление заниматься творчеством. Удовольствие доставляет сам "процесс", а не результат, кажется, что он испытывает необычайное вдохновение, обнаруживает в себе таланты.

Возникает усиление восприятия при одновременном воздействии различных раздражителей - музыка усиливает цветовое восприятие, зрительные раздражители усиливают восприятие речи. В состоянии опьянения стимуляторами у человека появляется потребность в общении, доходящая до навязчивости. Ассоциации и мышление ускорены. Мышление носит поверхностный, разорванный характер.

В четвертой фазе опьянения - эйфория сменяется подавленностью, раздражительностью, стремлением к одиночеству. Возникает светобоязнь, непереносимость громких звуков, головная боль, озноб, общая обессиленность.

Один из "популярных" наркотиков стимулирующей группы - эфедрой, популярности которого среди молодежи способствовала легенда о том, что на ранних этапах своего творчества, производное эфедрона под названием "джеф" использовали музыканты группы "Deep Perpl"

5.4. Эффекты воздействия при употреблении препаратов индийской конопли

При опьянении гашишом возникает легкое головокружение, легкость беззаботность, расслабленность и благодушие. Возникает стремление к движению. Болтливость, течение мыслей ускоряется. Также происходят расстройства восприятия- пространства, цвета, звуков, времени и собственного тела. У всех это происходит по-своему: одни воспринимают цвета яркими, насыщенными, другим, наоборот, все кажется тусклым и расплывчатым. Искажается оценка расстояния, восприятия собственного тела.

Мышление отражает эмоциональные переживания. Эмоции легко передаются от одного наркомана к другому, будь то смех или слезы.

5.5. Эффекты воздействия при употреблении галлюциногенов

Применение галлюциногенов вызывает нарушения восприятия галлюцинации и иллюзии.

Галлюцинации чаще всего бывают зрительными в виде различных форм, цифр, цветовых вспышек, образов, бывают и слуховые галлюцинации. Галлюцинации необычайно яркие и интенсивные, цвета имеют богатые оттенки, контуры образов четкие.

Обостряется восприятие звуков, запахов и вкусовых ощущений. Возникают синестезии, например, музыка вызывает яркие цветовые ощущения, а цвета воспринимаются как звуки. Эмоции необычайно интенсивны, меняются резко и часто. Может быть одновременное существование двух противоположных чувств, например, страха и восторга. Из памяти высвобождается информация, которая прежде существовала на бессознательном уровне. Человеку кажется, что он стал понимать глубокий смысл сложных философских и религиозных проблем, это понимание приходит внезапно как озарение.

Часто происходит деперсонализация, то есть нарушение самосознания личности, сопровождающееся отчуждением ее психических свойств. В состоянии интоксикации человек ощущает, как его собственное "Я" отделяется от тела, сливается с внешним миром, что вызывает у него мистический экстаз.

5.6. Резюме

Какова же плата за это удовольствие?

Через некоторое время у людей, принимающих наркотики возникает психическая зависимость - способность испытывать психический комфорт только в состоянии наркотического опьянения.

Физическая зависимость возникает на второй стадии наркомании, когда наркотическое вещество становится необходимым для нормальной жизнедеятельности организма.

Прекращение приема наркотического вещества приводит к тяжелому состоянию называемому синдромом отмены или абстиненцией. Это состояние, которое не могут выдержать большинство наркоманов [З].

Наркомания [6] - тотальное поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое собственное тело.

Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она, как хроническое заболевание в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате употребления наркотиками, остаются с ним навсегда.

Для лучшего понимания причин стремления человека к наркотику, представляется важным понимать причины распространенности наркотизма в творческой среде, как в среде людей думающих, осмысляющих свою жизнь и поведение.

6. ИНТЕРВЬЮ

Что же сами творческие люди думают о наркотиках?

В исследовании участвовало 7 человек, люди разных творческих профессий, разных судеб и возрастов. Им были предложены два блока вопросов.

Первый блок предполагал строгую форму ответов:

1. Имя, возраст

2. Профессия

3. Образование

4. Семейное положение

5. Семья родителей

6. Первый опыт употребления

Второй - ответы в форме свободного размышления:

7. Последущий опыт, мотивы

8. Какую роль играют (ли) в творчестве, смысл наркопотребления

9. Отношение к разным видам наркотиков, смысл каждого

10. Имена "знаменитых" наркоманов, их значимость

11. Жизненный, стиль, друзья

ПАВЕЛ, 31 год

Разнообразные творческие занятия

Незаконченное высшее психологическое

Его девушка погибла во время передозировки наркотиками, после того как они приняли совместное решение покончить жизнь самоубийством, погибла вместе с будущим ребенком

Интеллигентная семья. Папа - профессор математики, мама-музыкант

До 14 лет рос "примерным мальчиком", потом вдруг стал пить, курить, обитал в самых хулиганских компаниях Два года служил, в 20 лет попал в тюрьму - за соучастие в преступлении - дали два года, поступил в Университет, бросает его на третьем курсе, в плане творчества занимается многим - рисует, пишет стихи.

В 27 лет уехал в Израиль, где впервые и попробовал наркотик, по его словам - "просто так". На сегодняшний день уже 4 года как употребляет, перепробовал всевозможные наркотики.

Считает, что "наркотик - это преодоление страха". А "творчество - это и есть свобода полета, и свобода от страха". Творческие люди для него всегда маргиналы, им мало окружающей действительности: "Люди желают больше, еще и еще..."

Эффекты - "обычно под наркотиком происходит всплеск - и человек много, много чего делает, а потом быстро выдыхается, становится пустым" "Пегас обычно появляется еще до наркотиков, а когда все закашивается, куда-то улетает".

Отношение: героин - это грусть, печаль; кокаин - эйфория, грибы - думы. По поводу роли наркотиков в творчестве говорит, что "Серебрянный век" был бы невозможен без кокаина, что все декаденты сидели на нем - Брюсов, Хлебников и т.д. Типичное кокаиновое творчество у Маяковского, у футуристов вообще, имажинистов. Из современных - называет Дж. Моррисона - кислота, Цоя - стимуляторы, "Битлз" - трава, кислота.

Говорит, что подобные примеры для него никакой роли не сыграли. Сами по себе наркотики, для него, не есть признак творческой натуры - "В ПТУ - тоже торчат". Главное, для творческого человека все-таки познание себя, преодоление страха и расширение границ существующей действительности.

Считает что сейчас ситуация с наркотиками в корне изменилась из-за денег. Раньше кокаин был наркотиком поэтов, стоил недорого. Атмосфера литературных кафе начала века - поэты, споры, кокаин и навеянное юд творчество. Сейчас, наоборот, кокаин - большие деньги и теперь это стиль детей богатых родителей. Это может быть модно, богемно, но совершенно бессмысленно.

Считает, что наркотик - это большое зло, беда. С наркотиками в жизни Павла связана самая серьезная трагедия. Он говорит, что художник, начавший употреблять, постепенно теряет цель, разрушает себя. Также это свойственно людям, несостоявшимся, несчастным.

Причина употребления часто бывает в том, что в больших городах люди живут как в муравейнике, каждый в своей келье, и есть иллюзия, что наркотик дает возможность свободы, которая социально невозможна. И поэтому человек идет не в мир, а как бы ныряет в себя.

Его друзья, своя "тусовка" - люди разные, есть художники, музыканты, люди которые употребляют наркотики достаточно давно.

Через несколько дней после интервью, от наркотиков умер друг Павла, интервью с которым должно было быть следующим.

АЛЕКСАНДР, 26 лет

Музыкант, достаточно известный и талантливый гитарист

Среднее образование, но чрезвычайно начитанный и эрудированный молодой человек

Живет с девушкой в гражданском браке

Родители - инженеры

В первый раз попробовал марихуану в 15 лет, считает это несерьезным опытом. В 18 лет сознательно стал экспериментировать с ЛСД. Мотив - "хотел поправить голову". С детства задавался вопросом "Откуда пошли знания", и через наркотики хотел по-иному увидеть законы, которые существуют, почувствовать новое мировосприятие - "насколько ко мне относится".

Компания была такая же. Считает, что для них такой опыт был "религиозным исследованием наркотиков". Героин считает грубой физикой и не пробовал его. Употреблял СПИД, кокаин, грибы. К грибам - "особая тема" - уважительное отношение.

Смысл употребления видит в том, что "голова становится другой", меняется отношение к разным вещам. И с этим новым отношением ко всему, человек начинает жить. НО! Это происходит только для людей "знающих", "продвинутых", так как нужно иметь подготовленное сознание.

Саша подчеркнул, что грибы для него эзотерический опыт, а героин не интересен именно в силу своего "тупого кайфа".

Сидел на кислоте с 18 лет до 22 лет, был совершенно безумным, "вытащили" друзья - музыканты.

Говорит, что "может быть я и делал количественно больше, но не лучше - это точно". На сегодняшний день давно уже ничего не употребляет, только очень редко грибы. Для него грибы могут дать понимание "сути вещей", "осознание тонких моментов". Однажды "под грибами ", увидел людей вокруг себя "такими, какие они есть". После этого со многими перестал общаться вообще.

Как говорит Саша, "не от кайфа пляшу, а от смысла". Ключевое слово, связанное с грибами, - "развитие"

Пример известных "наркопотребляющих" - совершенно не значим. Единственный человек, который как-то повлиял, - пожалуй, Карлос Кастанеда. Считает, что главный мотив распространения наркотиков в творческой среде - это тяга к новым, особенным переживаниям. Но для того чтобы "дверца открылась" надо быть Личностью. И нужно понимать и осознавать, для чего ты это делаешь. По его мнению, творческие люди спокойно могут обходиться без наркотиков. И масса примеров, людей гениальных, без каких-нибудь специальных стимуляторов. Его друзья - музыканты, играющие альтернативную музыку, художники, тусовщики, достаточно авангардный народ.

ДМИТРИЙ, 26 лет

Рекламщик, дизайнер

Закончил СПХУ им. Серова

Живет с родителями

Родители - техническая интеллигенция

Служил в армии, в 23 года "подсел" на стимуляторы - экстези, СПИД, грибы. Употреблять стал буквально в ответ на "заказ общества". Считает, что сейчас новая молодежная культура, клубная культура во многом сформирована "кислотой" и по сути своей психоделична. А так как заказы они делают в основном для клубов - дизайн, флайерсы, плакаты, то приходится соответствовать этой же эстетике.

К тому же "потребитель" этого труда в момент поглощения зачастую находится в определенном состоянии, поэтому дизайнер, должен это состояние знать или испытывать. Еще одна причина, заставляющая употреблять стимуляторы - трудоголизм и бешеный ритм, в котором он живет.

Грибы считает интеллектуальным наркотиком. Но опять же не для всех, так как, по его мнению, есть 2 типа людей - одни, которые во время "путешествия" способны дотянуться до настоящей реальности и осознавать, что с ними происходит; другие, которые этого не могут и поэтому боятся. Во втором случае употребление грибов просто опасно.

Для него тип наркотика как разница в жизненной позиции - "я так не живу".

Героин - "уют запечного таракана", "бытовуха", наркотик беззащитных и беспомощных людей. Гашиш - поднимает "крылья творческого вдохновения". Кокаин - дорогой наркотик, на котором в основном "сидят" бандиты.

Дмитрий считает- что наркотики могут "привнести новые нюансы в жизнь", или же дать "пищу для воображения", но не принципиально -употреблял ты их или нет. Убежден, что обратная сторона такого вдохновения - "выхолащивание", так как сначала "возрастающий, интенсивный накал в творчестве, потом все перекипает и ничего не остается". Пошутил про вдохновение: "Оно улетает".

Его компания - молодые люди, рекламщики, ведущие ночной образ жизни, любители клубов, рейв - вечеринок, авангардной музыки и кино.

МИХАИЛ, 32 года

Звукорежиссер, работает на радио, участвует в различных проектах

Закончил институт Культуры им Крупской

Родители - "простые" люди

Женат, имеет сына

Был один опыт с героином, все остальное - перепробовал; употребляет наркотики с 19 лет.

Говорит, что с раннего детства чувствовал, что есть что-то другое, другой мир, хотел познать его. Жил полгода в пустыне, в Монголии - один, в вагоне, с пакетом марихуаны. Считает, что это было самое счастливое время. Сейчас основное место в его жизни занимает сын,

Считает, что существует НЕВЕДОМОЕ. И искусство - кусочки этого неведомого, которое невозможно потрогать, но очень хочется прикоснуться. По его мнению, именно за этим ощущением люди и отправляются в "путешествия". И либо имеют возможность "войти", если они - Личность, .либо сходят с ума. Почти невозможно что-то принести оттуда, так как во время "путешествия" что-то понимаешь, а когда выходишь, забываешь, что там было – “очень трудно удержать”. В "сталкеров" не верит.

Говорит, что любой наркотик помещает в другое состояние, но для каждого дает индивидуальное представление. Если говорить словами Кастанеды - "меняется точка сборки".

Героин - не творческий, "тянет в густую немоту", экстези - больше творческого потенциала, ощущения более позитивные, разнообразнее воспринимается мир, более животное как и героин (обострение сексуальных желаний). Грибы - честнее, и вообще "люди делятся на тех, кто еще не съел грибы и тех, кто их съел". Он подчеркнул, что "много правды в этих словах". Картина мира меняется, а для кого-то лучше не надо бы этого знать - 90 процентов людей меняются после такого опыта

Грибы - зрительный наркотик, особой популярностью пользуется у мультипликаторов, кинематографистов, художников. Это - "творчество природы над человеком", "урок (потребления) особенно персонален и не всегда позитивен"

Гашиш, марихуана - акустический наркотик; для тех, кто работает со звуком, музыкантов. Обостряется звуковосприятие, можно услышать низкие колебания, меняется скорость восприятия. "Я не сажусь за пульт, не выкурив косяк, когда выкуришь, меняется глубина - появляются нюансы, которые не услышать в обычном состоянии".

Кокаин - "естественный" наркотик для людей, которые принимают решения, его употребляют люди действия - промоутеры, бизнесмены. Удовольствия особенно нет - просто отпущение "здесь и сейчас". Кокаин - средство воплощать, так как сочинять под кокаином нельзя, он дает энергию, мобильность работы разума.

СПИД-синтетика, аналог кокаина, масса соматических переживаний. ЛСД - искусственный наркотик, неприятный, так как по ощущениям - это "пластмасса, пластиковый мир"

Михаил считает, что творчество и наркотики неотделимо, но не необходимо и "история подтверждает это". Из известных наркопотреблявших называет - Бодлера, Эдит Пиаф, Владимира Высоцкого, Гофмана, Эдгара По, Джека Лондона, Булгакова и т.д. Но говорит, что авторитеты не важны, а важно быть человеком собственной судьбы. Говорит, что наркотик - это своеобразная индульгенция. Наркотики не дают прямого творческого посыла, просто меняется личность и, соответственно, меняется творчество.

Отношение сейчас: "Все перепробовал, и уже все это скучно. Я знаю, что будет, если съем таблетку, и что я получу", считает, что можно всего этого достичь медитацией, если систематически заниматься. Убежден, что вред наркотиков в том, что почти всегда происходит подмена - не средство ради творчества, а просто сам становишься певцом наркотиков, творишь для них. Для него наркотик - псевдореальность

Его "тусовка" - люди, работающие на радио, ведущие ночной образ жизни, ди-джеи, журналисты, разный творческий народ.

АНДРЕЙ, 25лет

Ди-джей, рисует по шелку, занимается цветами

Закончил музыкальную школу, СПГПУ им. Герцена, биолого-почвенный факультет

Родителей нет в живых, были музыкантами

Живет с девушкой в гражданском браке

Первый раз попробовал травку в 15 лет, "было интересно". Перепробовал многие другие наркотики. Сейчас иногда курит, употребляет грибы. Любитель экстремальных ощущений - увлекается скейтбордом, участвовал в восхождении на Эверест.

Очень абстрактный взгляд на творчество - он считает, что все, что человек делает - это творчество, и сам по себе человек тоже является творчеством. А наркотик для него - и телевидение и алкоголь, все без чего человек не может жить.

Считает, что наркотики - это от безделья. И если человеку нечего делать, то наркотик через некоторое время становится основным занятием, становится основой, вокруг которой и складывается вся остальная жизнь человека. Наркотик становится частью человека уже даже на генетическом уровне, на уровне ДНК.

Так же причиной распространения наркотиков называет то, что в обычной жизни мозг человека используется всего на 3 процента, а возможность расширить сознание, это возможность увеличить его возможности. Правда есть опасность "реально сойти с ума".

Героин, по его мнению - выжигает душу, разрушает личность. У Андрея несколько друзей погибло от героина, "нес гроб на своих плечах - никогда не забуду"

Грибы - для того, чтобы познать себя: "Не познал себя - невозможно понять других". Грибы расширяют сознание, дают увидеть кое-что еще. Рассказывал, как под грибами разговаривают деревья, и как он общается с ними. Но говорит, что не может курить во время работы, так как знает, что "спорет косяк", то есть ошибется, и это будет видно. Также под грибами не смог бы рисовать.

Говорит, что из-за наркотиков сделал несколько серьезных жизненных ошибок, которые не может простить себе до сих пор.

Его "тусовка" - спортсмены, ди-джеи, различный творческий народ.

ВАЛЕРА, 31 год

Рекламщик, PR-мен, участвует в разработке творческих проектов

Заканчивает финансово-экономический институт

Живет с девушкой в гражданском браке

Родители - инженеры

Первый раз заинтересовался наркотиками в 12 лет, когда прочитал книжку американских исследователей наркотиков, с подробным описанием опытов. Первый раз попробовал в 16 лет травку, было "интересно". Вообще, пробовал все. Считает, что это происходит потому, что человек по природе любопытен, а творческие люди в особенности.

Делит наркотики на три группы.

Первая - легкие наркотики (травка), не считает это серьезным,

Вторая - тяжелые (оплаты, героин), в основном их употребляют люди из низких классов. Относится к этой группе крайне негативно. Говорит, что это страшно, и люди, употребляющие такие наркотики опасны, и их необходимо изолировать от общества.

Третья - дорогие, элитные синтетические наркотики, которые распространены в творческой среде и сфере бизнеса. К ним практически не бывает привыкания, но последствия для организма очень плачевны. Например, кокаин - больше для бизнесменов, ЛСД - для творческих людей.

Как говорит Валера, "каждый наркотик - своя определенная культура". Дорогие может позволить себе только определенный класс людей, и один из мотивов употребления - это престиж.

Считает, что наркотики помогают измениться, стать другим, познать иную сторону сознания.

Считает, что авторитеты влияют на употребление, разве что в 16 лет, когда молодежь убеждена в том, что жизнь коротка, и можно успеть повеселиться лет до 25, не задумываясь о том, что будет дальше.

О роли наркотиков в творчестве говорит, что, может быть, функция "наркотических" писателей как раз и состоит в том, чтобы передать свои ощущения, заставить пережить то же, что и они, но через литературу, не "принимая" непосредственно. Называет целый ряд таких писателей, появившихся на гребне психоделической волны в 60-е года в Америке. Это - Берроуз, Гинзбург, Керлак, Миллер. Говорит, что, несмотря на галлюциногенную природу такой литературы, она стала классикой.

Его компания - рекламисты, с которыми он работает. Они изредка употребляют, так называемые "элитные" наркотики. Мотив - "интересные переживания". По его мнению, это люди сознательные и ответственные, и они понимают, что делают.

Говорит, что наркотики не социальное зло, а личный выбор самого человека, он должен сам знать: продолжать ему или нет. Но бывают ситуации, когда человеку необходимо много работать, или все вокруг "сидят" на наркотиках, и тогда выбора практически не остается. Но плата за это - то, что наркотик высасывает человека всего без остатка.

АЛЕКСЕЙ, 37 лет

Дизайнер, рекламщик. участвует в авангардных проектах, писал стихи, рисует картины.

Незаконченное высшее (театральный институт)

Был женат, постоянно живет с девушками в гражданском браке

Родители: мама-художник,

Курил марихуану в течение 6-7 лет, перепробовал все наркотики. Сейчас практически ничего не употребляет, иногда покуривает травку. Считает это этапом, который проходят многие. Все идеи, говорит он, придумываются на "чистую голову", так как, чтобы что-то делать, надо иметь ясное сознание.

Говорит, что то, что делается под наркотиками, интересно только "под кайфом". И что нет ничего такого из эффектов, которые дают наркотики, чтобы невозможно было бы придумать просто так. И, как правило, наркотики являются просто стимуляторами, после того как идея уже придумана. Причем стимулятор, ничем не отличающийся от других стимуляторов, знакомых человечеству - секс, телевидение, кофе и другие.

Считает, что люди, которые уверены в том, что открывают какую-то истину или что-то сверхъестественное, просто находятся в иллюзии, так как нет никаких критериев того, что это так (ни интеллектуальных, ни экономических). Рассказал про тусовку потребляющих ЛСД, которые были уверены в своей исключительности. Говорит, что для него "это просто смешно".

Уверен в том, что если человек, застревает на этом этапе, то это признак инфантильности. Такой человек постепенно деградирует и не может выдать ничего интересного в плане творчества: "нет никакого там познания и развития" - говорит Алексей. Просто, если человек из себя что-то представляет, то курит он или нет, употребляет или не употребляет - не важно, все равно свое слово скажет. И наоборот, никакой наркотик не поможет, если ты никто...

Романтизм наркотизма относит к молодости. Считает, что зрелые люди среди людей творческих отказываются от этого. Многие из "знаменитых людей" употребляли наркотики на определенном этапе, впоследствии отказываясь от этого. "Бандиты тоже все на наркоте", - говорит Алексей, "ну и где прогресс?.., где развитие?..".

Его "тусовка" - рекламщики, художники, бизнесмены, сфера шоу-бизнеса.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

То отношение к наркотикам которое лично я вынесла из общения с творческими людьми - музыкантами, актерами, художниками - можно выразить как: "это уже не серьезно", "уже не интересно"

Художник (будем называть так любую творческую натуру) - человек ищущий, ломающий стереотипы, стремящийся преодолеть рамки существующей действительности. И, если случается наркотический опыт, то он зачастую бывает этапом становлении, поиска, этапом взросления Позже, когда человек ответит себе на какие-то вопросы, что-то поймет, позиция становится такой: "Это было, и это понятно".

Человек идет дальше... "Остаются" лишь те, кто не может находить источник вдохновения в себе, те, кто уже исчерпал себя и ищет искусственные стимулы

Но такая ситуация порочна и чревата совершенно определенными последствиями. Часто, творческие люди, употребляющие наркотики, становятся объектом неявных насмешек, поскольку уже не могут вести себя адекватно и вписываться в обычные нормы поведения.

Человек, который творит, стремится сохранить свою голову ясной. Среди людей, достигших настоящего успеха я не видела наркоманов, поскольку творческая среда очень конкурентна и человек, который "садится" автоматически выпадает из обоймы.

Причем "кайф" от признания, который человек может испытать на сцене, по словам самих же музыкантов, переживается несравнимо сильнее...

8. ВЫВОДЫ

В ходе исследования были выявлены следующие закономерности.

1. Субъективная картина.

Основным мотивом употребления наркотиков в творческой среде является мотив познания и развития, расширение рамок действительности. В творческой среде не приняты тяжелые наркотики, такие как героин, чаще всего это галлюциногены. Наркотик не помогает творить, а лишь может стимулировать воплощение идей. Плата за употребление - "выхолащивание", "сгорание", что, по-видимому, является своеобразным проявлением "синдрома психологического сгорания".

2. Профессиональная социализация.

Употребление наркотиков зачастую связывается с определенным этапом личностного развития, чаще всего это происходит в молодые годы. Зрелые люди отказываются от употребления сильнодействующих наркотиков. По мнению наших респондентов, для того чтобы быть готовым к такому опыту, надо быть Личностью, понимать для чего ты это делаешь, осмыслять происходящее.

Причина употребления - определенная стадия профессиональной социализации в творческой профессии, когда требуется или просто необходим новый взгляд на социально-типичные ситуации. Когда, в силу специфики профессиональной деятельности, опыт "расширенного сознания" является опытом профессиональной успешности. Как сказал один из опрашиваемых, это требование – “заказ общества на расширение чувственного опыта, преодоление стереотипов с помощью подручных средств, в том числе и наркотиков”.

3. Жизненный Путь.

Существует очень тонкая грань между просто экспериментом, творческим поиском и наркотической зависимостью, болезнью, т.е. моментом, когда это превращается в жизненную потребность. Известно, что средняя продолжительность жизни наркомана с начала употребления - 4 года. Творческие люди, в этом смысле, не являются исключением, и мир наших интервьюеров, в связи с этим в достаточной степени наполнен трагическими переживаниями, связанными с потерей близких людей.. Субъективно эти ощущения сформулированы очень по-разному - от полного отрицания возможности дальнейшего употребления до "собственного выбора". Мы видим четыре возможных пути развития темы "творчество и наркотики" в жизни отдельно взятого человека:

первый - полный отказ и обессмысливание любого варианта наркопотребляющего поведения,

второй - органическая интеграция такого опыта и жизнь вне окружающей реальности, внутри новых смыслов и других измерений,

третий - полная или частичная потеря собственного "Я" и "растительная" жизнь в царстве наркотического опьянения,

и последний вариант - летальный исход.

Как говорится, "выбор за Вами... "

ЛИТЕРАТУРА

1. Марлин Добкинс де Риос "Растительные галлюциногены"

2. Энциклопедия преступлений и катастроф "Наркотики и яды"

3. Д. Еникеева "Популярные основы психиатрии"

4. Л. Хьелл Д. Зинглер "Теории личности"

5. И.А.Феденев Дипломная работа выпускника кафедры медицинской психологии СПбГУ "Особенности отношения потребителей психоактивных веществ и их родителей к наркологическим проблемам"

6. С.Б. Белогуров "О наркотиках и наркоманиях"

7. Т. Маккенна "Пища богов"

Дополнительная литература

8. Т. Маккенна "Истые галлюцинации"

9. С. Гроф "За пределами мозга"

10. Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д. Г. Роберте, С.Е. Хайман "Наркология"

11. А.Н. Лук "Психология творчества"

12. В.Е. Семенов "Искусство созидающее, искусство разрушающее"

13. Л. Кесельман "Социальные координаты наркотизма"

14. Л. С. Выгодский "Психология искусства"

15. Ж. Годфруа "Что такое психология"

16. Д.В. Колесов "Эволюция психики и природа наркотизма"

17. Д. Бабаян "Путевка в ад"

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100