Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Телемеханика для ТП

телемеханика для ТП

satec-global.ru

Коммерческая поликлиника

Портал коммерческой недвижимости

polyclin.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы утилизации медицинских отходов в России как важнейшего элемента системы экологической безопасности страны.С целью преодоления глубокого кризиса этой системы предложена конкретная основа совместных действий с Администрациями муниципальных образований и лечебно-профилактических учреждений.

Утилизация медицинских отходов в России. Кризис системы экологической безопасности страны и пути его преодоления.

А. Чарнецкий, Д. Кофман, Я. Биндер, М. Востриков, А. Гутников, С. Стомпель

Что такое медицинские отходы, они же «больничный мусор»?

Это использованные перевязочные материалы, одноразовые шприцы и системы, перчатки, халаты, рентгеновские пленки, инфицированные отходы пищеблоков, зараженная кровь, кожные лоскуты, иссечённые органы, просроченные, фальсифицированные и конфискованные лекарственные препараты и т.д., которые образуются в больницах, поликлиниках, диспансерах, хосписах, медицинских НИИ и учебных заведениях, ветлечебницах, аптеках, оздоровительных и санитарно-профилактических учреждениях, судебно-медицинских и др. лабораториях, на станциях скорой помощи и переливания крови и т.д.

В чём их особая опасность?

Врачам хорошо известно, что одной из причин возникновения внутрибольничных инфекций является обычная вентиляция, а уж когда на ветру горит свалка с обсеменённым патогенной микрофлорой медицинским мусором, возбудители опасных инфекций мгновенно распространяются на многие десятки километров вокруг. Не спасает и захоронение в землю. Опасные микроорганизмы вымываются грунтовыми водами, а когда биорганика неминуемо загнивает, то они попадают на поверхность с выделяемыми при этом газами.

Возможна ли их вторичная переработка?

Убеждены, что этого нельзя делать в принципе. Мировой опыт показывает, что риски слишком высоки и никакие доходы их не покрывают. Сегодня во всех цивилизованных странах опасные медицинские отходы только уничтожают и делают это исключительно высокотемпературным термическим способом. В этой связи, широко распространённая в России практика легальной (!) скупки в больницах использованных шприцев, капельниц, рентгеновских плёнок и т.д. с целью добычи пластика и серебра представляется занятием весьма сомнительным как для продавцов, так и для покупателей.

Краткая историческая справка.

Первые известные исследования больничного мусора относятся к 30-м годам ХХ века.

1962г. Изучен состав мусора Баумановской больницы в Москве. Обнаружилось его значительное отличие от обычного бытового мусора и высокая степень осеменения болезнетворными микроорганизмами.

1979г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отнесли медицинские отходы к опасным и заявили о необходимости создания специальных служб и методов их утилизации.

1992г. Базельская конвенция выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается медицинскими.

1999г. В России утверждены СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Кто и как их должен утилизировать?

В России нет специализированных служб, поэтому за утилизацию больничного мусора отвечает тот, кто его производит - больничный персонал. Согласно СанПиН 2.1.7.728-99, медицинские отходы следует собирать и сортировать, опасные и особо опасные – предварительно дезинфицировать и уничтожать в специальных установках термическим способом.

А кто и как их утилизирует на самом деле?

Читаем новости, они непредвзяты, а потому достоверны. Ленты российских информационных агентств пестрят сообщениями, напоминающими сводки боевых действий.

фрагменты новостных лент

Москва

Начальник Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления Леонид Федоров –

В городе нет предприятий по переработке медицинских отходов, весь мусор из больниц поступает на московские мусорные полигоны вместе с пищевыми и промышленными отходами. Условия для создания таких предприятий неблагоприятны.

Председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Владимир Катушенок -

Медицинские учреждения не могут оплачивать подобные услуги, при том что в структуру каждого медицинского полиса заложены средства на уничтожение медицинских отходов.

Ставропольский край

Областной комитет по охране окружающей среды –

Во всех проверенных больницах совместно хранятся отходы разного класса опасности, отсутствует одноразовая герметичная упаковка, отсутствуют лицензии на обращение с опасными отходами, места временного хранения отходов не соответствуют действующим нормам.

Архангельская область

Санитарно-эпидимиологическая служба –

До сих пор нет нормативно-правового документа, который определял бы ответственного за утилизацию медицинских отходов. Его отсутствие не позволяет нам наказывать виновных за беспорядок.

Тверская область

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура -

По итогам за 1-е полугодие 2004 года на территории Тверской области впервые внимание прокуратуры было уделено захоронению медицинских отходов. В результате ликвидировано десять несанкционированных свалок.

Республика Марий Эл

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России -

Специальные установки по переработке специфических отходов лечебно-профилактических учреждений в режиме сжигания в республике отсутствуют, отходы вывозят на свалки. Все это создает реальную угрозу здоровью населения.

Кировская область

Управление природных ресурсов области –

Централизованный сбор, переработка и захоронение медицинских отходов и препаратов с просроченным сроком действия не ведётся, что может привести к экологической катастрофе.

Иркутская область

Руководитель областного патологоанатомического бюро Людмила Гришина –

На Александровском кладбище Иркутска выделено место для захоронения медицинских отходов, однако на территории третьей Кировской больницы валяются ампутированные конечности, т.к. похоронное агентство «Ритуал» вывозит их только тогда, когда наберется не менее 50 килограммов, а холодильника в больнице нет и не предвидится.

Самарская область

Межрайонная природоохранная прокуратура -
В очередной раз, по причине неявки специалистов ряда служб, в Самарской облдуме отменено совещание по проблеме сбора, утилизации и захоронения медицинских отходов. Нарушения отмечены во всех ЛПУ. Договоры на захоронение биологических отходов отсутствуют.

В Борском районе послеоперационные отходы обнаружены на территории больницы на открытой площадке. Сотрудники одного из медучреждений вывезли на полигон в районе села Узюково послеоперационные человеческие останки. Пока проверка никаких результатов не дала, но если будет установлена больница и даже сотрудник, который это сделал, то спустя месяц доказать вину будет практически невозможно. В областном онкологическом диспансере не созданы условия для сбора отходов, а частные клиники не имеют лицензии на размещение отходов. Руководители учреждений-нарушителей, по постановлению прокурора, привлекались к административной ответственности, однако решить проблему так никто и не попытался. В Самаре неоднократно ставился вопрос об оборудовании печи по сжиганию трупов ВИЧ-инфицированных и поражённых гепатитом В и С, но конкретных шагов до сих пор власти не предприняли. В Самаре и муниципальных образованиях области отсутствуют нормативные акты, которые определяли бы меры по упорядочению обращения с медицинскими отходами. По результатам проверки прокуратура заключает, что практически 100% областных ЛПУ не имеют ни условий, ни оборудования для временного накопления и сбора отходов.

Новгородская область

Областной центр госсанэпиднадзора –

В лечебных учреждениях Новгородской области одноразовые пакеты для сбора отходов имеются не во всех ЛПУ, а специальные тележки для сбора и транспортировки таких отходов есть только в части больниц Великого Новгорода. Во многих ЛПУ отсутствуют холодильники для временного хранения пищевых отходов. На свалках нет секций для утилизаций отходов ЛПУ. На территории области нет ни одной установки по обеззараживанию отходов ЛПУ термическими методами.

Ямало-Ненецкий АО

Старший помощник природоохранного прокурора Галина Батурина –

Выявлены нарушения экологических и санитарных норм в большинстве лечебно-профилактических учреждений. В частности, установлено, что чрезвычайно опасные отходы фтизиатрических отделений не проходят обязательного термического обезвреживания и вывозятся на свалки совместно с неопасными отходами.

Проще говоря, медицинские отходы перед отправкой на свалку без разбора замачивают в чанах с дезинфицирующими средствами, а иногда и в попросту сливают канализацию, выбрасывают на помойку или продают «коммерсантам» для вторичной переработки.

Вывод – инструкции есть, а условий для их выполнения нет, и никакие прокурорские проверки делу не помогают. Да и врачей ли это дело?

Сколько их всего образуется в России?

По официальным данным - до 1 млн. тонн в год. Так ли это? Читаем новости.

фрагменты новостных лент

Калужская область.

По данным областного департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения ежегодно образуется свыше 999 тонн медицинских отходов.

Москва.

Ежегодно в городе образуется 240 тыс. тонн медицинских отходов, из них не менее 100 тыс. тонн опасных и особо опасных. Сейчас каждая лечебница ежедневно «производит» около 300-400 кг различного сора.

Ростовская область.

На свалках области ежемесячно оседает до 500 тонн медицинских отходов, это, примерно, семь доверху нагруженных железнодорожных вагонов, а ежегодно их образуется не менее 5 тысяч тонн, из них более 402 тонн опасных класса «Б» и около 1630 тонн чрезвычайно опасных класса «В».

Республика Татарстан.

В год в крупных городах республики образуется 7 тыс. тонн специфических отходов лечебно-профилактических учреждений.

Калининград.

По данным главного врача противотуберкулезного диспансера Евгения Туркина, на одного пациента регионального тубдиспансера приходится до 400 кг медицинских отходов в год, а в России эта цифра составляет 330 кг в год.

Екатеринбург.

Каждый день в городе образуется 7 тонн опасных медицинских отходов.

Сопоставляя эти сообщения с результатами переписи населения, несложно подсчитать, что официальные данные об образовании медицинских отходов в стране, а значит и степень их опасности, занижены, как минимум, в 3 раза. То же говорят и авторитетные специалисты. В 2001 г. д.м.н. П.С.Опарин в своей монографии «Гигиена больничных отходов» отметил, что …об образовании медицинских отходов в России можно судить только по данным 30-летней давности. В 1971 году Министерством ЖКХ СССР был определён следующий норматив: для больниц – 0,63 кг в сутки на койку при объёмном весе 330 кг на куб.м, для поликлиник – 0,1 кг на одно посещение при объёмном весе 190 кг на куб.м. По нашим исследованиям в 1999 году, накопление медицинских отходов, без учёта административных и пищевых, в стационарах смешанного профиля составляет 2,3 куб.м. на койку в год, что в 3 раза превышает показатель, на который до сих пор ориентируются государственные органы.

Вывод – официальные нормативы безнадёжно устарели и в России сегодня производится не менее 3 млн. тонн медицинских отходов в год.

А что с состоянием нормативно-правовой базы?

Федерального закона о медицинских отходах в России нет, но попытки его создания были.

Так, в 2002 г. депутат Госдумы РФ от Татарстана Михаил Рокицкий внес на рассмотрение российского парламента соответствующий законопроект, в котором было дано четкое определение понятия «медицинские отходы», содержались правила их сбора, транспортировки, захоронения и уничтожения в зависимости от вида, устанавливались карательные меры за нарушения. Проект активно обсуждался и на предварительных слушаниях был поддержан всеми, но принят не был. Причины очевидны – необходимость дополнительного бюджетного финансирования и отсутствие лоббирования со стороны большого бизнеса.

На федеральном уровне сегодня действуют только СанПиН 2.1.7.728-99, которые являясь регламентирующим документом системы санитарно-эпидемиологического нормирования, и сами нуждаются в пересмотре и корректировке многих своих требований с учётом более новых нормативных документов – Приказа Минприроды РФ от 02.12.200г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», Федерального Закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ и др., да и просто здравого смысла.

На этом фоне позиция Федерального центра в лице Главного санитарного врача России г-на Онищенко: …единственным на ближайшие годы способом борьбы с несанкционированными свалками медицинских отходов будут рейдовые проверки, по результатам которых к регионам-нарушителям будут применяться меры общественного и административного воздействия… тревожит, но не удивляет. Действительно, а что он ещё может сделать?

Звоните в конце года...

Исследуем состояние проблемы в органах власти на местах.

Вопрос о применяемой системе нормирования и фактических затратах на утилизацию отходов подведомственных ЛПУ застал врасплох 100% руководителей и специалистов департаментов (комитетов, управлений) здравоохранения и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в субъектах и муниципальных образованиях страны.

Стандартный ответ – целевые средства не предусмотрены, фактические затраты выясняйте непосредственно в ЛПУ или звоните в конце года, когда сведём их отчёты. Также выяснилось, что существует и готовится к принятию множество профильных программ и подпрограмм, однако из-за нехватки средств они практически не выполняются.

«Серые» схемы.

Выясняем непосредственно в ЛПУ.

Деньги больницам дают, ТФОМС – на зарплату и лекарства, местные бюджеты – на текущее содержание ремонт, кое-что зарабатывают и сами больницы. Но куда главный врач в первую очередь направит средства при нехватке лекарств? Конечно на лекарства.

В подавляющем большинстве российских больниц действуют «серые» схемы - больницы как бы предварительно дезинфицируют (стерилизуют) свои отходы, а фирмы-партнёры куда-то вывозят уже как бы обычные бытовые отходы, при этом ещё и приплачивая больницам за содержащиеся в них пластик и серебро. Финансовые аспекты договоров не разглашаются.

Правовая основа «серых» схем – всё те же СанПиН 2.1.7.728-99, которые п.8.7. предписывают опасные отходы сжигать в специальных установках, а п.8.8. разрешают их захоронение на обычных свалках.

Этим противоречием широко пользуются. Так в Москве «серые» схемы фактически узаконены письмом главного санитарного врача города г-на Филатова, прямо запрещающим применение на территории больниц специальных установок для термического уничтожения отходов по мотиву их экологической опасности (?!).

И всё же, закапывать или сжигать?

На самом деле вариантов больше. Так международным конгрессом по управлению отходами «WasteTech-2001» рассматривались следующие технологии: сжигание (озоление), стерилизация в автоклаве (паровая стерилизация), химическая дезинфекция, пиролиз, лазерная обработка, микроволновая дизинфекция, плазменная технология и др.

Каждый из перечисленных методов имеет свои недостатки. Так, химическая дезинфекция приводит к образованию хлорсодержащих отходов, а установки для сжигания (инсинераторы) при 100% гарантии экологически безопасного уничтожения отходов имеют высокую стоимость из-за наличия сложных систем газоочистки.

Читаем новости. Сегодня в России каждый регион самостоятельно выбирает стратегию и технологию утилизации медицинских отходов.

фрагменты новостных лент

Санкт-Петербург

Глава комитета по природопользованию и охране окружающей среды Петербурга Дмитрий Голубев -

Есть два пути решения проблемы, или установить в каждой больнице установку для переработки отходов, или делать это централизовано. Сейчас такая установка есть только в туберкулезной больнице (справочно: инсинератор «Турмалин ИН-50.02»). В течение 2004 года мы планируем установить несколько таких пилотных установок в больницах повышенного риска.

Тюменская область.

Главный санитарный врач г-н Устюжанин –

В настоящее время выделен участок земли по Ялуторовскому тракту, где будет располагаться полигон для медицинских отходов, которые вначале предполагается обеззараживать на местах, а потом закапывать.

Главное управление строительства Администрации области –

В Тюмени появится установка по утилизации медицинских отходов производительностью 250 килограмм в час. Из средств областного бюджета будет выделено 23 млн. 426 тыс. рублей.

Ханты-мансийский АО. Сургут.

Окружное отделение общероссийской партии «зеленых» –

В регионе отсутствует полигон для утилизации медицинских отходов. За помощью в приобретении современного оборудования для утилизации, «зеленые» обратились в Институт атомной промышленности Красноярского края. Часть финансирования даст город, а остальная часть поступит от частных лиц.

Новгородская область.

Специальные условия для утилизации и обеззараживания медицинских отходов будут предусмотрены на строящемся полигоне Боровичах и в Великом Новгороде в соответствии с проектом, разработанным Датским Агентством окружающей среды и фирмой «Кови» (Дания).

Новый Уренгой.

Санитарно-противоэпидемическая комиссия администрации города –

Запланировано рассмотрение целесообразности приобретения универсального промышленного утилизатора медицинских отходов и организации на базе МУП ЖКХ специальной утилизационной службы.

Калининградская область.

Стартовал пилотный проект утилизации опасных медицинских отходов. Сейчас они утилизируются старым способом - уничтожаются в муфельной печи городской многопрофильной больницы, мощности которой уже явно не хватает, но в скором времени будет приобретена установка, которая будет уничтожать отходы сразу нескольких медицинских учреждений, в частности, областного противотуберкулезного диспансера. В оборудование входят деструктор использованных игл и 2 печи для обезвреживания отходов класса В. Также закуплено 50 тыс. одноразовых мешков для сбора отходов, 300 больших контейнеров и 26 тыс. маленьких контейнеров. Проект полностью финансируется Европейским Союзом в рамках программы TASIC и правительством Дании. Его стоимость – 250 тысяч евро. Завершить работу над проектом планируется к середине 2005 года.

Москва.

Мосгордума приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы». В законе определен ряд новых понятий: «отходы медицинские», «отходы биологические». Предполагается создать единую систему утилизации медицинских отходов. Больничный мусор станут уничтожать прямо на месте при помощи специальных установок. За нарушения предлагается взимать с должностных лиц 50 МРОТ, с юридических – от 150 до 200 МРОТ.

Воронежская область.

Начальник экологической инспекции областной администрации А.И.Бородкин -

На территории Воронежской области практически не соблюдаются правила утилизации медицинских отходов, в связи с этим необходимо строительство термической установки по сжиганию биологических отходов, но меры нужно принимать программными методами.

Ростовская область.

Комитет по охране окружающей среды –

За нарушение правил обращения с медицинскими отходами в 2003 году было оштрафовано 10 медучреждений. Отходы операций просто закапывают в землю, а лекарства измельчают и выливают в канализацию. Спасти положение может экстренное приобретение на бюджетные деньги установок для термической утилизации медицинских отходов, оснащённых устройствами очистки дымовых газов. Сейчас ни в одном из лечебно-профилактических учреждении таких установок нет. И в первую очередь такой установкой необходимо оснастить областную противотуберкулёзную больницу. Её стоимость 13-15 млн. рублей.

Татарстан.

В Набережных Челнах в рамках «Программы первоочередных мероприятий по улучшению санитарно-экологической обстановки в городе» в 2004 году будет введена в эксплуатацию плазмохимическая установка по утилизации медицинских отходов. Постановление подписано главой администрации Набережных Челнов Ильдаром Халиковым.

Свердловская область.

Председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Людмила Васильева –

На Широкореченском полигоне строится центр по уничтожению медицинских отходов. Установка для высокотемпературного сжигания медицинских отходов (инсиниратор) закуплена в Санкт-Петербургской фирме «Турмалин» (!), уже смонтирована и начнет работу в ближайшее время.

Ямало-Ненецкий АО

В больнице г.Муравленко установлен утилизатор медицинских отходов стоимостью 4,5 миллиона рублей До настоящего момента отработанный материал для утилизации вывозился в Екатеринбург. Приобретение этой установки позволит сократить расходы городской больницы. По расчетам медиков аппарат окупит себя за полтора года.

Калужская область.

На средства региональной «Комплексной программы научных исследований в Калужской области» на паях с Министерством промышленности и науки РФ разработан радиационно-химический метод обеззараживания опасных медицинских отходов ионизирующим излучением или СВЧ-генератором, но из-за финансовых трудностей завершение работ пока тормозится.

Республика Чувашия.

На 50 тыс. долларов гранта Фонда Сороса МУЗ «Больница «Северная» закончило проект по утилизации отходов лечебно-профилактической деятельности. Это технология раздельного сбора, централизованный вывоз и утилизация отходов по разработанной технологии с единым использованием работы ЛПУ и ЖКХ города.

Великобритания.

Появились в продаже устройства, созданные в Департаменте микробиологии Научно-исследовательского центра в Индоре и предназначенные для уничтожения медицинских отходов солнечными лучами. Стоимость прибора - 22 фунта, это в 5-6 раз меньше, чем цена самого примитивного автоклава. Прибор представляет собой комплекс из зеркал, фокусирующих солнечные лучи на камере с полупрозрачными стенками. При нахождении на солнце в течение двадцати минут температура в камере повышается до 100-150 градусов, чего вполне достаточно для уничтожения большинства микроорганизмов. Создатели устройства считают, что оно найдет широкое применение в развивающихся странах, где нет никаких проблем с солнечной энергией, зато имеет место постоянная нехватка средств на нужды здравоохранения.

Вывод – медицинские отходы можно и нужно и закапывать и сжигать, но делать это надо правильно, но правильно пока получается лишь у тех, кому дали деньги западные фонды и правительства.

Что касается других способов утилизации, отмечая неприемлимость для России использования британских «солнечных автоклавов» по причине повсеместной облачности, они рассматриваются реже.

При этом дословно цитируем материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений» (XII, 2001г.): …отечественные учёные, предлагая конкретные установки, пишут об их неоспоримых достоинствах – они эпидемиологически, экологически безопасны и т.п. Однако практика показывает, что отечественные установки находятся в стадии экспериментальных разработок и не доведены до состояния возможной эксплуатации.

Тогда если сжигать, то в чём?

Категорически не согласимся с выводами уважаемой Конференции об отсутствии в России конкурентоспособных производителей отечественных инсинераторов.

Предприятиями участниками и партнёрами Инжиниринговой Ассоциации «Электромеханика», в частности, пока единственными на территории бывшего СССР серийно производится широкая гамма сертифицированных инсинераторов «Турмалин ИН-50», использующих экологически безопасную двухступенчатую схему сжигания отходов при температуре 850-9000С, дожигания образующихся газов при температуре 1100-12000С с их последующей очисткой.

Для уничтожения отходов ЛПУ выпускается специальная модель инсинератора «ИН-50.02», которая размещается в стандартном 20-тифутовом контейнере, имеет производительность 20 кг/час и требует только подвода электроэнергии. Подвод воды не нужен. Топливо – дизельное или природный газ. Остаточный материал – экологически безопасная зола. Одновременно могут уничтожаться и ТБО. Ценовой коэффициент импортозамещения - не менее 2.

Инсинераторы «ИН-50» успешно внедрены и стабильно работают в ряде ЛПУ страны, а именно: в Санкт-Петербургской городской туберкулезной больнице № 2, Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете, госпитале СКВО МО РФ (г.Ростов-на-Дону), госпитале МО РФ (г.Краснознаменск Московской обл.), бюро судмедэкспертизы Ленинградской области, гг.Новосибирска, Нижневартовска и др., Управлении экологической безопасности Минобороны РФ и т.д.

Инсинераторы «ИН-50» одобрены Институтом экологии человека и гигиены окружающей среды им. акад. А.Н.Сысина РАМН (экспертное заключение №5/79/02) и рекомендованы к применению как эффективное средство борьбы с внутрибольничными инфекциями Президентом РАМН акад. В.И.Покровским (инф. письмо РАМН от 10.09.03 №01-02/64).

Для российских больниц, особенно в сельской местности, особую значимость имеет применение в инсинераторах дополнительного теплообменного модуля, рекуперирующего тепло отходящих газов в источник теплоснабжения. Специально для применения в службах судебно-медицинской экспертизы и ветеринарии серийно производится кремационный модуль. В мобильном варианте инсинераторы «ИН-50» могут применяться в медицинской службе МЧС и в местах возникновения очагов эпидемий.

Откуда берутся деньги?

Практика показывает - внедрение инсинераторов «ИН-50» в конкретных ЛПУ страны всегда было связано с прямой финансовой поддержкой местных органов власти или ведомств-балансодержателей.

Таковы уж российские реалии – даже при отсутствии в бюджетах всех уровней целевых средств на утилизацию медицинских отходов, нужные средства находились и находятся, но только в тех случаях, где настойчивость врачей встречает должный уровень понимания проблемы и поддержки руководителями на местах.

Так было внедрено более 50 инсинераторов, хотя и понятно, что для России – это капля в море и постоянно просить у власти деньги, которых как бы нет – не выход. По нашему мнению, выход в продуманных совместных действиях власти и бизнеса.

Даёшь цивилизованный рынок услуг!

Нами предлагается к рассмотрению и поддержке Администрациями муниципальных образований и ЛПУ России возможная основа совместных проектов.

Бизнес:

Своими силами и за свой счёт гарантированно обеспечивает установку и бесперебойную работу нужного количества инсинераторов непосредственно на территории ЛПУ либо в местах централизованного уничтожения медицинских отходов.

Власть:

Оплачивает уничтожение фактического количества отходов по согласованным тарифам.

Фактически речь идёт о создании цивилизованного рынка услуг по термическому уничтожению опасных медицинских отходов, исключающего их вывоз на мусорные свалки. Наши расчёты показывают приемлимые экономические результаты сторон при базовом тарифе 17 руб./кг.

Для сравнения, а каковы цены на рынке?

Известно, что рынок – это спрос и предложение. Исследуем их.

Годовой объём рынка в части потенциального спроса рассчитать не сложно. Если всего в России производится 3 млн. тонн медицинских отходов, то из них опасных и особо опасных (подлежащих обязательному термическому уничтожению) примерно 20%, т.е. 600 тыс. тонн. Это натуральный объём рынка. Денежный объём (при тарифе 17 руб./кг) составит 10,2 млрд. руб., т.е. около 2$ на душу населения страны в год. Для сравнения, ныне действующая ставка по оплате вывоза мусора для жителей Москвы составляет 13,2 руб. в месяц, т.е 5,3$ в год.

Результаты исследования рынка Москвы в части предложения услуг по утилизации опасных медицинских отходов таковы. Стоимость услуг колеблется от 32 до 45 руб./кг и выше, при этом заказчикам предоставляются вполне достоверные справки об уничтожении отходов на единственном в Москве санитарно-ветеринарном заводе «Эколог» в Люберцах (Справочно: производительность завода - 3 тыс. тонн в год при общей потребности города не менее 100 тыс. тонн.) Эти услуги востребованы в основном ведомственными и частными больницами, а все остальные пользуются «серыми» схемами – тоже вывозят, но недорого и не в Люберцы и без всяких справок.

В других регионах России опасными медицинскими отходами специально не занимается ни одна компания, вернее занимается, и не одна, но исключительно по «серым» схемам. Есть ещё компании, которые совсем недорого (!?) вывозят просроченные лекарства, но не любые, а в соответствии с собственным перечнем, который у всех разный. Есть компании, которые бесплатно (!) вывозят трупы животных, но в чём заключается их бизнес, выяснить не удалось.

Вывод – цивилизованного рынка услуг по утилизации медицинских отходов в России не существует, при том, что существует возможность их продавать и вывозить на свалки под видом ТБО.

Заключение.

Авторы не ставили перед собой целей глубокого научного исследования проблемы, тем более, что многие специальные вопросы, особенно в последнее время, подробно освещены в целом ряде блестящих работ российских гигиенистов.

Эта статья – взгляд на проблему с позиции гражданского общества и бизнеса в нём, в обзорной части – квинтэессенции объективной информации, в части выводов – результат широких дискуссий со специалистами, в части предложений – искреннее желание жить и работать в стране с надёжной системой экологической безопасности.

Основной вывод таков, что в области обращения и утилизации медицинских отходов в России нарушения природоохранных норм повсеместны, а потому и безнаказанны. По нашему мнению, это глубокий кризис важнейшего элемента системы экологической безопасности страны и его основными причинами являются:

  • значительные пробелы в законодательной, неконкретность и противоречивость нормативной базы в области обращения и утилизации отходов в целом и медицинских отходов в частности;
  • серьёзные проблемы с выделением бюджетных средств на организацию системы раздельного сбора медицинских отходов и их утилизацию (особенно остро вопрос стоит для лечебных учреждений, финансируемых из муниципальных бюджетов);
  • отсутствие специализированных государственных служб и цивилизованного рынка услуг;
  • безосновательный расчёт на бескорыстную финансовую поддержку западных фондов и правительств.

Убеждены, что в этой ситуации крупный бизнес едва ли всерьез заинтересуется инвестициями в рынок услуг и оборудования по термическому уничтожению медицинских отходов, а сомнительный бизнес по их вывозу на мусорные свалки и/или вторичной переработке так и будет оставаться вне конкуренции по размаху и прибыльности.

Средний бизнес России, к которому авторы относят и себя, на сегодняшний день обладает ответственной гражданской позицией, высоким инновационным и достаточным финансовым потенциалом, импортозамещающими технологиями и оборудованием, и готов к совместным действиям с муниципальными властями по преодолению кризиса даже без прямой поддержки Федерального центра, хотя и ясно, что при наличии таковой, этот процесс пойдёт значительно быстрее.

Вопросы для дискуссии.

  1. Следует ли в соответствии с ратифицированной Россией ещё в 1995 году Базельской конвенцией на федеральном уровне:
  • юридически закрепить понятие «медицинские отходы» и ему сопутствующие;
  • скорректировать нормативно-правовую базу и вертикально выстроить жёсткую и прозрачную систему контроля за их оборотом;
  • переместить центр ответственности за их утилизацию с больничного персонала (мотив – несвойственные функции) на специализированные службы и государственные органы;
  • выделить на всё это целевые средства Федерального бюджета?
  1. Следует ли ввести уголовное преследование за куплю/продажу медицинских отходов и их вторичную переработку?

  2. Следует ли запретить «серые» схемы утилизации опасных и особо опасных медицинских отходов, признав безальтернативность методов высокотемпературного термического уничтожения?

  3. Существуют ли в России, кроме желания авторов, ещё какие-либо предпосылки для образования цивилизованного рынка услуг по термическому уничтожению медицинских отходов непосредственно на территории ЛПУ либо в местах их централизованного уничтожения?

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100