Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Временное неумение объяснить многие природные явления и процессы, феномены жизни и сознания, их взаимосвязь и т.д. не должно порождать иррациональных представлений и выдумок. Достаточно, если человек приобретет независимость суждений и эмоций, исходя только из рациональных соображений, научится критически относиться к внушаемым или стереотипным представлениям и говорить слова «пока не знаю» во всех случаях, когда не сможет найти естественного объяснения своим наблюдениям, представлениям и чувствам.

Мифы религии

В. Цаплин

...Возможно, что человечество уже стоит
на пороге золотого века; но если это так,
то сначала необходимо будет убить дракона,
охраняющего вход, и дракон этот — религия.
Бертран Рассел

Религиозность это не принадлежность к какой-либо конфессии или секте, а прежде всего архаический стиль мышления. Происхождение религии у всех народов связано с верой в загробную жизнь и бога, способом примирить разум с неизбежной смертью. Монотеизм обеспечивает более эффективное управление религиозными людьми, и этим исчерпывается его отличие от политеизма. Религия насаждает невежество, нерассуждающее послушание, служит для управления человеческой массой в своих целях и собственного воспроизводства, прививает жесткую стереотипность и иррациональность стиля мышления. Проводится различие между верующими (людьми косными и запрограммированными, лишенными способности к сомнению) и верящими (людьми с критическим мышлением и убежденными в эффективности научного стиля мышления), а также приводятся данные о распространенности религиозности в мире и мнения классиков религиоведения.

Показывается тождественность тоталитарных и религиозных принципов. Разоблачается одно из распространенных заблуждений о том, что диктатуры были или могут быть атеистическими.

Заключает главу оценка затрат на религию в целом. Сделан вывод, что это наиболее опасный, бессмысленный и расточительный вид расходования колоссальных средств, которые могли бы помочь решить действительные проблемы, стоящие перед человечеством.

Тождественность армейского и религиозного воспитания

Естественно спросить: чему, помимо показа силы, служат военные парады, где солдаты в четких шеренгах демонстрируют машинную синхронность движений и умение немедленно выполнять команды? Почему всех людей обрядили в одинаковую и странную одежду, навешали каких-то побрякушек, заставляют выполнять бессмысленные в обычной жизни приказы? Ведь это не спортивное выступление, где яркость, сила, ловкость и слаженность уместны, а демонстрация военной силы! Зачем весь этот маскарад?

Потому что главная сила армии — в готовности солдат к беспрекословному подчинению и выполнению любых приказов! Любых!!! Подняться в штыковую атаку, броситься под танк с гранатой, ползти в холодной и зловонной жиже, уничтожить беззащитных людей или убирать урожай картошки. Обсуждение приказа или неподчинение вышестоящему по званию считается самым большим преступлением в этой системе. Свобода воли максимально подавляется, люди деперсонифицируются, им не оставляют времени на размышления и сомнения, превращая в послушный механизм. Именно достижению этих целей и подчинены все стороны армейского воспитания — обязательность выполнения бесчисленных ритуальных требований и регламентирующих правил: присяга, строевая муштра, дисциплина, жесткий режим, казарменный уклад жизни, зубрежка уставов, форма одежды, иерархия званий, символика, наказания, наряды, гауптвахты, штрафные батальоны и, в том числе, механический автоматизм хождения строем и умение «печатать шаг» на парадах! Количество и сверхпреувеличенное значение подобных требований (бессмысленных в нормальной жизни) столь велики, что они целиком заполняют сознание и вытесняют способность сомневаться, критически и рационально мыслить, свободу воли, гуманные представления и даже инстинкт самосохранения. Подавление психики дополняется жестокими наказаниями за непослушание, предельным ограничением свободы выбора, максимальной регламентацией всех сторон жизни и единоначалием. Одновременно с этим прививается ненависть к условному врагу, якобы намеревающемуся вероломно напасть, уничтожить привычный строй жизни и культурные ценности и поэтому не заслуживающему снисхождения. Люди, подвергнутые такой обработке, деперсонифицируются и превращаются в материал, готовый для любого управления их поведением. Короче говоря, без превращения людей в марионеток и роботов, готовых убивать или пожертвовать своей жизнью по приказу, боеспособная армия существовать не может. Технология подавления психики разработана в деталях, и во всех армиях мира она одинакова.

...Было время на «пробы» — по оценкам за последние 5 тысяч лет насчитывается около 15 000 войн, в которых погибло 3,5 миллиарда человек! Не случайно Леонардо да Винчи называл войны «самым зверским сумасшествием».

Схожесть с религией просто поразительна. Религиозные требования предполагают полную управляемость и также воспитывают мышление, основанное на подавлении психики, подчинении и манипуляции. Для этого религия насаждает страх вечных мучений за непослушание и старается максимально заполнить сознание своими догмами, требуя выполнения огромного количества ритуалов: регулярного посещения церкви, костела, мечети, синагоги и т.п., причащения, постов, воздержаний, омовений, соблюдения религиозных праздников, поклонения «святыням», целования икон и руку попов, исповедей и покаяний, молитв, сопровождаемых однообразными и бессмысленными движениями рук и тела. Для этой же цели религия требует знания и периодической зубрежки священных книг, жизнеописаний религиозных персонажей и «святых», создает религиозные учебные заведения, программы религиозного «образования», ритуальные сооружения, иерархию санов, свою мифологию... Она регламентирует поведение в быту, вводит нелепые требования к пище и одежде, требует ношения внешних символов веры (бороды, пейсы, платки, кипы, кресты, магендоведы) и т.д. Религия стремится придать божественный статус сколько-нибудь заметным событиям жизни: рождению, смерти, совершеннолетию, женитьбе, — запрещая подвергать сомнению их толкование, обряды и ритуалистику. Внушается острая ненависть к «врагам» — иноверцам, т.е. людям, поклоняющимся другим богам и следующих другим ритуалам. У религии есть и свои казармы — монастыри. Религия отполировала технологию подавления психики, и во всех конфессиях она одинакова (полная аналогия с армейской дисциплиной!).

Религию сближает с армией даже монотеизм, обеспечивая создание такой идеологии, которая «многоначалие» заменяет «единоначалием», т.е. политеизм монотеизмом. Попы хорошо знают, что единоначалие (монотеизм) несравненно эффективнее в любой среде, где требуется безусловное послушание и нерассуждающее подчинение, поэтому и говорят о «прогрессивности» монотеизма. Однако очевидно, что религиозное противопоставление монотеизма и политеизма является чистой схоластикой, оба учения равно ложны и унизительны для разума человека. С точки зрения здравого смысла монотеизм столь же мифологичен, как и политеизм, лишь усиливая тот же запрет на сомнение, воспитывая такое же нерассуждающее послушание и иррациональный стиль мышления. В XIX веке религиовед Корнелис Петер Тиле в одном из своих трудов писал: В действительности тот и другой образ мыслей (политеизм и монотеизм. — В.Ц.) не так уж резко противостоят друг другу, как обычно думают, и в абсолютно чистом виде их не находят нигде.

Жить нормально в таких условиях невозможно, поэтому человек непрерывно «грешит» («бегает в самоволку»), а церковь, чтобы не потерять свое влияние и материальную поддержку, вынуждена эти грехи «отпускать»! В средневековой Европе церковь даже продавала индульгенции, заранее отпускавшие грехи, т.е. позволявшие человеку согрешить!

Т.е. религия теми же, по сути, армейскими методами: запретом на сомнение в своих догмах, требованием выполнения бесконечного количества ритуалов и максимальной регламентацией поведения человека, совершенно бессмысленной с точки зрения здравого смысла и норм обычной жизни, — добивается превращения людей в марионеток и роботов.

Поэтому реакционность религии не столько в распространении сказок о сотворении мира и предназначении человека, в которые верят только самые наивные и малообразованные люди, сколько в том, что религия деперсонифицирует личность, убивает способность к критическому мышлению, насаждает невежество, манипулирует сознанием и поведением верующих, чтобы превратить их в армию, послушную любой воле отцов церкви.

Происхождение религии

Кажется удивительным, как вообще в человеческом обществе могла укрепиться религиозная система, не имеющая ничего общего с реальными ценностями и проблемами повседневной жизни человека? Убедительный ответ на этот вопрос был дан достаточно давно. Природа, «создав» человека, т.е. наделив мозг животного разумом — самым мощным из когда-либо «изобретенных» природой приспособительных механизмов, не дала «мыслящему животному» ни одного байта информации ни о нем самом, ни об окружающем мире. Человеку приходилось все постигать с нуля и учить потомков накопленному пониманию реальных связей в природе и, к сожалению, предрассудкам. По понятным причинам последние долго превалировали, и поэтому мысли о целесообразности гуманизма, справедливой общественной системе и научные представления появились относительно недавно. Крайний недостаток знаний и достоверной информации в течение последних десятков тысяч лет выливался в фантастические идеи о появлении и сути разумной жизни, а вера в особую жизнь после смерти оказалась единственным путем разрешения противоречия между субъективной неограниченностью сознания и конечностью физического существования. Об этом убедительно говорил российский знаток античной мифологии Яков Голосовкер: Убегая от смерти, не понимая ее, и чем дальше, тем все сосредоточенней, мучительней и трагичней мысля о ней и тем самым все более не понимая ее (ибо никакая наука не поняла смерти и не примирила с нею мысль), человек, борясь за существование, за свою жизнь, за свою мысль, устремлялся к вечной жизни, к бессмертию. Иначе он не мог, иначе мысль не могла. Он жизни не выдержал бы без мысли о вечной жизни.... А классик религиоведения Карл Христиан Клемен (1865—1940), основываясь на этнографических исследованиях, в своей книге «Жизни мертвых в религиях человечества», писал: ...Веру в Бога, как и веру в вечную жизнь, обосновывали полным согласием всех народов в этих вопросах. ...Нет ни одного народа и ни одного племени, которому не была бы присуща вера в то или иное божество, некую посмертную жизнь.

Таким образом, вера в индивидуальное бессмертие и сверхъестественную высшую силу, которая обеспечивала «жизнь после смерти», привела к созданию мистических представлений, приобретавших у каждого народа свои частные случайные черты. Позже эта вера оформилась в развитые идеологические и мировоззренческие системы — современные религии, которые сделали веру в бессмертие лишь обязательной и базовой частью своей идеологии, утверждая, что вся земная жизнь человека должна быть подчинена этой цели и ее толкователям-посредникам — служителям церкви, которых люди же и должны содержать. Таким образом, есть все основания полагать, что генезис религиозных представлений не во «врожденной религиозности», не в поиске «высшей справедливости» и покровительства со стороны высшей силы и не в попытках объяснить явления природы — это все прикладное и побочное, а в попытках совместить возможность самосознания с неизбежностью физической смерти и, следовательно, с непредставимым исчезновением самосознания. Поэтому ясно также, что стремление к знанию истинных связей в природе и рациональному мышлению несовместимы с «религиозным» мышлением.

Но, может быть, параллель между армейским и религиозным мышлением неправильна и на самом деле суть религиозных представлений заключена в следующем отрывке: Религия есть божественное знание, знание человека о боге и знание себя в боге. Это есть божественная мудрость и область абсолютной истины... Религия есть знание высшей истины, и эта истина в ее более точном определении есть свободный дух; в религии человек свободен перед богом, поскольку он приводит свою волю в соответствие с божественной волей, он не противостоит высшей воле, но обретает в ней самого себя; он свободен, поскольку он достиг в культе снятия раздвоения! Увы! Кроме бессмысленных и эмоциональных словосочетаний о «знании себя в боге», «высшей истине», «слиянии с богом», утверждения, что «истина... есть свободный дух» (?!) и т.д., в этом «определении» религии вообще ничего нет. Какая-то эмоциональная белиберда. Бертран Рассел писал, что церковникам выгодно ...чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление. Неважно, что приведенный отрывок принадлежит Гегелю и взят из написанной им «Философии религии».

Стабильность общества и религия

Упор на эмоциональность и подавление критического мышления подтверждается и «более весомыми» аргументами адептов религии.

Религия есть только то, что говорит о вечной жизни, предуготовляет человека к этому, а вера облегчает бренность жизни на Земле. Это делается и с помощью ритуалов, и с помощью соблюдения определенных моральных норм, здесь будет и суббота, и кошерность, и посты, и покаяние...

Религия удерживает общество от распада, потому что, если в человеческом обществе не абсолютизировать нормы нравственности, если не будет представления о высшей справедливости, то такое общество обречено на полное вырождение и гибель.

Значение религии и в том, что человек не может смириться с тем, что его жизнь не имеет смысла и значения... Он хочет думать, что его сознание, его душа имеют какое-то глубокое предназначение, что его существование не бессмысленно и не безразлично для Вселенной10.

Рассуждения о «вечной жизни», «царстве божьем», «душе», «предуготовлении к вечной жизни» и т.д. — сказочно-мифические и не несут иной нагрузки. Поэтому их бесполезно обсуждать. Отметим лишь, что, как показывают данные опросов, в наименьшей степени «переселения» в тот мир (смерти) боятся очень религиозные люди. На втором месте — убежденные атеисты! А наибольшие опасения испытывают те, кто находится между двумя полюсами, — «умеренно религиозные», но именно таких заметно больше 80% от общего числа верующих! Таким образом, именно для них эти сказки оказываются наиболее травмирующими! Вот вам и «успокаивающая» роль религии!

Из осмысленных «аргументов» можно принять, что в некоторых случаях религиозные мифы заменяют верующему человеку посещение психотерапевта. Это разновидность временного успокоения, вопреки бьющей в глаза реальности. Поэтому вселяемая «надежда» оправдывает существование религии, но лишь до тех пор, пока не осознаётся, что разрушительный побочный эффект подобной «психотерапии» многократно превышает лечебный. Ведь есть, например, масса фармакологических средств, убивающих злокачественную опухоль, но одновременно они убивают и весь организм, не оставляя никакой надежды на спасение. В медицине такие «лекарства» запрещены к использованию, а в религии — нет!

За неизбежное несоответствие религиозных сказок действительности расплачиваться приходиться самим «утешаемым». Кроме того, «успокаивая», религия дополнительно способствует ограниченности и подавлению психики и так религиозных людей, не способных самостоятельно противостоять ударам судьбы, что является не оправданием, а еще одним отрицательным следствием религиозного мышления. Подчас людям не хватает просто чувства юмора, чтобы увидеть, что религиозное «утешение», обеспечивая, казалось бы, психическую уравновешенность, ничем принципиально не отличается и от сюжета известного фильма начала XX века, в котором Чарли Чаплин играет роль стекольщика, впереди которого бежит мальчишка, выбивающий стекла из рогатки! Точно так же религия сначала воспитывает поколения, не умеющие думать, сомневаться и противостоять обстоятельствам, а потом «вселяет надежду»!

Аналогично с желанием справедливости и собственной значимости, что по-человечески тоже можно понять. Но утверждения о какой-то «высшей» цели появления разумной жизни просто являются повторением мифа о божественном сотворении человека и поэтому не требуют дополнительных комментариев72. А для осмысленности личной жизни существуют более достойные пути! Правда, требуются собственные усилия, знания, труд и самоуважение, но что тогда останется религии, которая подсовывает костыль веры вместо воспитания способности ходить на собственных ногах?

Утверждение, что представления религии о существовании «высшей справедливости», абсолютности нравственных представлений и миролюбии удерживают общество от распада, также противоречит здравому смыслу и повседневному опыту. Достаточно напомнить, что пик ведовской истерии в Европе пришелся на XV—XVI века, когда из 100 тысяч ведовских процессов 50 тысяч закончились казнью, а практически все разрушительные конфликты XX века, как и всегда ранее, имели и имеют либо скрытую, либо откровенно религиозную подоплеку. Как могла просвещенная Европа поддаться такому мракобесию? Еще Эрнест Ренан — а это XIX век! — писал: Не будь борьбы между религией и критикой, религии боролись бы между собой за главенство; если бы все религии сошлись бы в одну, различные фракции этой религии взаимно проклинали бы одна другую... А ведь в мире насчитывается почти пятьсот конфессий, течений и сект, а число последователей и, следовательно, единомышленников многих религиозных направлений исчисляется десятками миллионов! Не удивительно, что «конкуренция» вынуждает религии и их фракции бороться за верующую массу (за покупателей их «товара»!), приводя к войнам и ожесточенным стычкам, непрерывной вражде и спорам между представителями разных конфессий и их приверженцами. Таким образом, вражда неизбежно сопутствует религиозному мышлению и порождает религиозных фанатиков-камикадзе, способных надеть пояс шахида и превратить себя и окружающих неверных в разорванные взрывом трупы. Религиозные фанатики привели к самоубийству почти тысячу человек в Гайане, распылили смертоносный зарин в токийском метро, взорвали административное здание в Оклахома-Сити, жилые дома в Москве и других городах, уничтожают в воздухе самолеты с пассажирами или захватывают их для разрушения Торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона — символов неверных, взрывают себя в толпе, автобусах и поездах с пассажирами, захватывают в качестве заложников сотни детей в школах, приводя к убийству тысяч мирных, ничего не подозревающих и не понимающих, в чем их вина, людей и поставив человечество в условия мировой войны с террором. Эта война является источником многочисленных трагедий, вынуждает ограничивать свободы в демократических странах и требует вложения колоссальных средств. Надеяться когда-нибудь все это прекратить — нереально, не поняв, что религия не стабилизирует общество, а непрерывно провоцирует горячую фазу противостояния людей. О какой «нравственности» религии и «удержании общества от распада» можно говорить?! Да и вообще представления о морали и нравственности родились отнюдь не в недрах религии и имеют вполне прозаическую природу, о чем уже писалось выше. Эти понятия возникли, как средство стабилизации общества, представляя собой систему внутренних ограничений человека в ответ на противоречие между растущей численностью человеческих сообществ и нестабильностью, порождаемой этим ростом, что не имеет никакого отношения к религии.

Войну с религиозным террором невозможно выиграть, если продолжать призывать к религиозно-национальной терпимости, не препятствовать религиозному обучению и воспитанию в семье, не бороться с религиозным стилем мышления. Если не исключить преподавание религии в любых общеобразовательных учебных заведениях и не внедрять вместо этого основы рационалистического мышления. Надо понять, что нет различия между так называемыми миролюбивыми и воинственными религиями, «своими» и «чужими», «новыми» и «старыми», поэтому эти меры должны касаться всех конфессий без исключения. «Миролюбивых» религий не существует! Все религии, традиционные и новоиспеченные, теистические и политические, их направления, секты и т.д. являются одинаковыми институтами, обладающими совершенно определенными общими чертами, вне зависимости от того, образовались они сегодня, вчера или три тысячелетия назад, потому что формируют один и тот же, архаический и иррациональный стиль мышления. Поэтому понимать под религией только ее наиболее известные и распространенные воплощения и отрицать воспроизводство религиозного мышления в более поздних или современных формах — наивно.

Вопреки религиозному взгляду на человека, не существует ни изначальной порочности, ни изначальной добродетельности человека. Сознание пробуждается только в человеческом окружении, поэтому изначально оно не может быть ни плохим, ни хорошим.

Религия узурпировала и присвоила многие общечеловеческие ценности, чтобы, спекулируя на них, усилить свое влияние на людей. Поэтому для стабильности и прогресса общества необходимо, чтобы религиозное мышление, фанатизм и агрессивное невежество встречали резкое и неприкрытое противодействие. Это должно выражаться в жестком противопоставлении рациональных суждений религиозным и девальвации религиозных стереотипов мышления, а не в разжигании вражды и не в попытках переубедить верующих, что невозможно. Подчеркивая различие между религиозным и рациональным мышлением, Ю. Ефремов в статье «В защиту научной рациональности и этики цитирования» пишет, что недискутабельная истина, явленная верующему в Откровении, несовместима с разумом и не нуждается в его контроле и проверке исследованием. Вера отнюдь не «тоже разум». При этом деликатность и учет «религиозных чувств» не просто неуместны, а выхолащивают суть антирелигиозной позиции и даже поощряют фанатизм, который воспринимает деликатность как слабость.

Не будучи в силах противопоставить что-то рациональное атеизму, религия довольно часто утверждает, что атеизм ничем не отличается от религиозности, потому что атеисты тоже веруют в парадигмы или постулаты науки, которые они тоже не могут ни обосновать, ни объяснить, ни связать. Такое утверждение лишь кажется логичным, потому что атеисты, в отличие от религиозных людей, верят в принципы, доказавшие свою справедливость многочисленными технологическими свершениями и реализованными прогнозами, сознательно выбирают рациональный стиль мышления, утверждающий право докапываться, сомневаться и ничто не принимать на веру. У атеиста, в отличие от религиозного человека, всегда остается и принципиальная возможность самому практически проверить любое утверждение, без привлечения иррациональных суждений и сверхъестественных сил. Поэтому, чтобы быть атеистом (верЯщим в рациональные умозаключения), совершенно не обязательно знать подробности технологических решений или конструкций — достаточно понимать рациональную логичность научных выводов и гипотез.

В отличие от этого, в понятие «верУющий» заложено главное и подлое условие: верить без понимания, сомнений, колебаний и возможности беспристрастной практической проверки. Быть верующим — значит ощущать собственную ничтожность и приниженность перед лицом какой-нибудь высшей и неумолимой силы, верить в фатальность всего происходящего, независимо от занимаемого положения, без колебаний подчиняться высшей воле, власти и судье в последней инстанции, стоящим над человеком и выражаемым церковниками. Даже в пресловутых десяти заповедях, в их главной и действительно религиозной части, диктуется требование(!) любви, почитания, безусловного подчинения богу и беспрекословного выполнения его воли! Поэтому же налагается запрет на перетряхивание и критическое переосмысление религиозных понятий, традиций и обычаев, оказывающихся при трезвом рассмотрении набором нелепостей, предрассудков и бессмысленных требований, носящих ритуальный характер.

В противоположность этому философия верящего в силу научного мышления основана на понимании способности каждого отдельного человека и человечества в целом перейти из фазы шизофренического раздвоения между мифом и знанием на путь рационального развития цивилизации в реальном мире. Это обеспечит и действительное уважение к человеческой личности, в основе которого лежит жесткое требование ответственности каждого за свою судьбу, за последствия принятых решений и совершенных поступков, наряду с гуманным, щедрым и милосердным отношением к нуждающимся в поддержке. Атеист, или верящий, отвергает право кого бы то ни было накладывать запрет на знание и сомнение. Естественно, он не перестраивает и не разрушает материальные памятники старины и недавнего прошлого, даже если они символизируют или служат религиозным целям, справедливо полагая, что они так же важны, как и любые исторические документы. Быть верящим означает и убеждение в глубокой лживости религиозных теорий о неисправимости и порочности человеческой природы. Следовательно, между верУющим в религиозные догмы и верЯщим в силу рационального мышления существует принципиальная разница.

Диктатура и религия

С непониманием армейской сути религиозного мышления связано существование еще одного устойчивого мифа: об атеистичности тоталитарных режимов XX века. Причина появления этих мифов также в том, что престиж церкви пусть медленно, но неуклонно слабеет, поэтому церковники, желая укрепить свои позиции, объяснили бесчеловечность диктатур, их поражение и катастрофические экономические последствия тем, что был «забыт» Бог. На самом деле причина падения диктаторских режимов не имеет ничего общего с отрицанием религии, т.к. тоталитарный и религиозный стили мышления — практически одно и то же. Для понимания этого тождества необходимо проанализировать наиболее характерные проявления диктатуры и религии, опуская не имеющие значения частности.

Как большевистский, так и фашистский тоталитарный режим стремились вытеснить из сознания людей образ традиционного бога, наделив божественным авторитетом и абсолютной властью пришедшего к власти диктатора. Каждый из режимов создал свое вероучение и ввел свои священные книги, обязательные для всеобщего изучения. Трагическая судьба сомневающихся или несогласных общеизвестна и также типична для любой религии. Повседневная цель — управлять сознанием и добиться беспрекословного подчинения — также не отличалась от религиозной.

Проиллюстрируем эти утверждения конкретными примерами. Казалось бы, в СССР, борясь с религией, преследовали, притесняли, ограничивали все традиционные конфессии, подавляли верующих, репрессировали религиозных деятелей, конфисковывали церковные ценности и разрушали храмы. Но если называть режимы атеистическими только за преследование иных конфессий, то с таким же успехом можно называть атеистами участников Крестовых походов, т.к. они с первобытной жестокостью противостояли религиозной массе, состоявшей из представителей других религий. Атеистической станет и Римская католическая церковь, убивавшая всех заподозренных в ереси, а протестантов подвергавшая массовым репрессиям. Религиозными преследованиями просто перенасыщена история народов, и на этом основании никто никогда не говорил об атеизме преследователей! Но вроде бы разница в том, что сами партийные идеологи громогласно заявляли об атеизме советской системы. Однако советские лидеры много чем называли СССР: и государством рабочих и крестьян, и строем самой передовой демократии, и страной всеобщего равенства, братства и гуманизма... Это были просто спекулятивные декларации, направленные на то, чтобы скрыть свои экономические провалы. Декларативный атеизм советской системы стоял в том же ряду. Атеизм — это не столько отрицание существующих конфессий и сект и противодействие их деятельности, сколько неприятие религиозного стиля мышления, который и материализует религию. Большевики не отказались от религиозного стиля мышления, они, в соответствии с законами борьбы за власть, лишь меняли одних богов на других, по сути утверждая новую религию. Религия, подобно диктатуре — это примитивный способ мышления, оскопляющий мозг, насаждающий жесткую стереотипность и невежество и формирующий нерассуждающую массу послушных и легко управляемых людей, что практически отождествляет религию и тоталитаризм. Поэтому только благодаря религиозному стилю мышления, а не сторонникам действительно атеистического коммунистического мировоззрения в бывшем СССР царствовал беспощадный террор, погибли миллионы невинных людей и страна оказалась экономически несостоятельной.

«Безбожным» принято считать и гитлеровский режим, шокировавший весь христианский мир заявлениями о том, что Гитлер — новый мессия, посланный на Землю, чтобы спасти мир от евреев, что Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и откровенной декларацией: «или у нас будет германский Бог, или не будет никакого». Эклектика только усиливала непоследовательность и невежество диктатуры. Гитлер закрыл протестантские церковные школы, конфисковал церковную собственность, были арестованы многие пасторы и богословы. Во многом схожая судьба постигла и католиков. Новое вероучение вбивалось в головы теми же методами и приемами, которые неоднократно практиковались в течение многих столетий в рамках борьбы между традиционными конфессиями. Если раньше вешали и сжигали во имя Господа на небесах, то диктаторские режимы расстреливали во имя своей религии, облаченной в другую словесно-идеологическую оболочку. Придерживаться иной точки зрения аналогично, например, подчеркиванию принципиального различия между бомбами с лазерным наведением и террористами, применившими пассажирские самолеты в качестве высокоточных ракет.

Поэтому это был не атеизм диктатур, не борьба с религией как явлением и способом мышления, а насаждение нового религиозного учения, т.е. обычная религиозная воинственность, которая старалась уничтожить конкурентов и полностью овладеть сознанием паствы, называвшейся «великим советским народом» или «великим немецким народом». И не очень важно — отдавали ли и они себе в этом отчет сами.

Подтверждением насаждения диктатурой религиозного стиля мышления является и тот факт, что среди сотен тысяч человек, эмигрировавших в США из СССР до 1991 года и позже из бывших республик, оказалось очень много людей, склонных к религиозно-националистическим предрассудкам и охотно сменивших свое мнимое безбожие на хождение в синагоги и субботнее безделье. Подтверждает религиозный характер диктатуры и факт заигрывания с церковью, поддержка религиозной традиции мышления вожаками и вождями в сегодняшней России, воспитанными, казалось бы, в атеистических представлениях. Они сквозь пальцы смотрят на вторжение религии в детские учреждения, посещают торжественные богослужения, отбивая в нужные моменты поклоны, осеняя себя крестами и приглашая попов разных рангов и конфессий на приемы и заседания государственных органов. Заигрывание дошло до того, что попы освящают космические ракеты перед стартом и благословляют космонавтов! Этот ярмарочный балаган не может вызвать ничего, кроме отвращения. По телевидению показывают крестящегося и целующего иконы президента страны, бывшего офицера КГБ! Он или действительно религиозен, во что почти невозможно поверить, либо продолжает относиться к народу, следуя принципу: чем лучше мы относимся к животным, тем они вкуснее, что гораздо более вероятно.

Сообщается, что многие миллионы долларов вколочены в церкви — учреждения для промывания мозгов! И это при голодающих стариках и детях, недоступности эффективных лекарств, хронической невыплате зарплаты, безработице, отсутствии достойного финансирования науки, современного производства и т.д. Как только язык поворачивается утверждать, что все кошмары советской и постсоветской России — это результат ухода от религиозных ценностей!

Перечислим признаки, сближающие диктатуру и религию:

  • Обязательность априорной непререкаемости некоторого авторитета — либо бога в любом воплощении, либо божественного авторитета диктатора.
  • Обязательность быть верующим в догмы, которые не нуждаются в доказательствах, несмотря на их очевидную нелепость.
  • Сомнение и критика всегда трактуются как покушение на святыни, оскорбление бога, диктатора, основоположников, предков, верующих сограждан и т.д.
  • Ересь, любое инакомыслие или просто отклонение от священного писания в форме Торы, Библии, Корана, трудов ленинизма—сталинизма—гитлеризма—хомейнизма—хуссейнизма—буддизма—талмудизма и проч., всегда выкорчевывались и, как правило, вместе с носителями.
  • Претензия на освящение авторитетом бога или диктатора каких-то идей, их законченность и незыблемость, идей, объективно либо ложный, либо фантастический, либо, в лучшем случае, конъюнктурный и банальный характер.
  • Обыкновенные житейские нормы, правила повседневного поведения жестко регламентируются наряду с требованием выполнения бессмысленных или абсурдных бытовых ритуалов, освященных якобы древней традицией или высшим авторитетом.
  • Любая религиозная и тоталитарная философия — это всегда философия сплочения, требование единомыслия и враждебность к иномыслию. Единоверцам прививается психология принадлежности единому, но изолированному организму во враждебном окружении, личность деперсонифицируется, сознанием манипулируют, а индивидуальная жизнь ценится пренебрежимо мало.
  • Сознание специально заполняется заботами об обязательности выполнения многочисленных и регулярных ритуальных действий, не оставляющих времени для размышлений и сомнения.
  • Насаждается невежество, а объективное научное знание и анализ подменяются мифологией, предрассудками, фантомами и откровенной ложью.

После разгрома фашизма и крушения большевистской диктатуры закономерен ренессанс придавленных ранее политических течений и конфессий, возрождается национализм и фашистская идеология. Произошел резкий перегиб в сторону иррациональности и религиозного мракобесия под личиной свободы слова. И основной причиной этого явилось то, что крушение этих диктатур не сопровождалось разоблачением массового невежества и религиозного стиля мышления. Поэтому необходимо понять, что достижение всеобщего высокого уровня жизни, реальной справедливости и равноправия, гармоничного и динамичного прогресса отдельных сообществ и человечества в целом, как и эффективная борьба с терроризмом, принципиально невозможны до тех пор, пока в людях будет культивироваться религиозный стиль мышления.

Религиозность и рождаемость

Слова о власти религии над людьми оправданны и сегодня, как показали данные опроса. Вопрос о религии был задан по Интернету в рамках проекта PLANET PROJECT. Инициатором выступила корпорация 3Com, одна из крупнейших компаний в области сетевых технологий. Вопросы были разработаны аналитиками компании Harris Interactive, специализирующейся на организации социологических опросов в интернете. Метод опроса предполагал, что в нем примут участие достаточно обеспеченные и продвинутые люди, т.к. доступом и соответствующими умениями обладают только владельцы компьютеров.

За 23 дня было опрошено беспрецедентное для любых социологических исследований число людей — более миллиона двухсот тысяч человек из двухсот пятнадцати стран мира, включая Свазиленд, Гибралтар, Йемен, Туркменистан и даже Гренландию!

Результаты оказались удручающими. 70% опрошенных говорят, что верят в бога! Меньше всего европейцы — 47%, россияне — больше 50%; в Азии верят в бога 66% ответивших, еще больше африканцев — 69%. Но самые религиозные люди живут в Северной и Центральной Америке — почти 80% опрошенных.

Последний результат оказался самым поразительным и настораживающим: каждые 8 из 10 человек, живущих «в самой передовой стране» мира, в США, оказались религиозными?! И это несмотря на то что официально религиозная обрядовость и преподавание религии запрещены в государственных школах. Как совместить стадную управляемость и веру в сверхъестественное со светскими школами, демократией, передовой техникой и наукой? Это доказательство примитивности школьного образования, показатель реального отставания американцев в своей массе от фундаментальных знаний и превращения их в тупых потребителей и исполнителей. Акцент делается на всеядности, алгоритмизации мышления и лживой политкорректности, столь пропагандируемой в США, а формированию разностороннего, независимого и современного мышления вообще не уделяется внимания. Этому способствует и расползание жителей США по национально-религиозным углам, а не слияние «в одном котле», как повсюду декларируется. Упомянем, что в США полторы тысячи только мечетей и больше 100 медресе, а ведь это не мусульманская страна! Можно представить, каким количеством ритуальных сооружений и религиозных учебных заведений представлены основные для Америки конфессии — католицизм и протестантство.

Результаты опроса показали и невысокую эффективность борьбы мнений, поставив вопрос о ее существовании в США и мире вообще. Если не будет противодействия, то и размышлений на эту тему не будет. Борьба мнений, взглядов, подходов, науки и лженауки не обязательно должна быть борьбой за жизнь индивидуумов. Более того, кровавые формы борьбы более вероятны со стороны религиозной массы.

В любом случае распространение религиозности является серьезнейшим симптомом больного общества.

Несмотря на различия в ритуалах, христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие верования по вопросу рождения проявляют единодушие: все они поощряют рождение детей, но только традиционное, накладывая запрет на аборты и контрацепцию. Например, в некоторых исламских странах за аборт полагается смертная казнь, поскольку аборт приравнивается к убийству новорожденного человека. Рассматривают аборт как убийство человека и православные христиане, и буддисты, и иудеи. Заметьте, не ампутация, не имплантация какого-нибудь органа, а именно аборт считается вмешательством в человеческую жизнь, нарушением «божьей воли» и приравнивается к убийству человека, совершенному с особой жестокостью! Эта проблема смыкается с пагубным влиянием предрассудка на прагматические соображения об оптимальной численности народонаселения, потому что с глобальной точки зрения Земле в целом грозит перенаселение! Теперь уже и клонирование, выращивание, исследование и применение стволовых клеток в медицине запрещаются или осуждаются религиозными фанатиками от президента США до папы римского!

Неприемлемость убийства ЧЕЛОВЕКА действительно относится к одному из завоеваний гуманизма. И, казалось бы, в этом вопросе религия и гуманизм говорят об одном и том же. Но, как всегда, забывается «деталь», превращающая религиозные мнения в реакционные. Эту деталь следовало бы знать: даже новорожденный, еще не человек, а человекообразный! Чтобы стать человеком, надо не только родиться, но и воспитываться один-два года в человеческом окружении! А ведь аборт делается задолго до рождения!

Повторить еще раз?

Человеком не рождаются, а становятся и только в человеческом окружении. Таким образом убийства Человека ни при каком аборте нет! Не говоря уже о зародышевых клетках. А религия поддерживает и утверждает в сознании дополнительно несколько мифов о человеке:

  • первый, о сути аборта;
  • второй, что зачатий человек — уже человек;
  • третий, что человеком рождаются, т.е. с человеческой психикой.

Остается интерпретировать настойчивость, с какой внедряется «мнение религии», как обыкновенное невежество! А ведь эти мифы вызывают целые общественные движения против абортов, взрывы бомб, убийства и демонстрации у клиник, которые продолжают делать аборты, и споры среди высокопоставленных чиновников, которые решают (!) вопрос: запретить аборты и клонирование или все же подождать?! Причем основа обсуждений сводится к утверждению, что жизнь человеку дается высшей силой и никто не вправе вмешиваться в ее решения! Выразимся прямолинейнее — обсуждаются мифы, вместо того чтобы разобраться в давно известных вещах! Что же мы хотим от «простых» людей, если даже в конгрессе США идут дебаты? Содержание дебатов — демонстрация того, что такое «просвещенное» невежество! Вывод: не голосовать за кандидатов, если они религиозны, читай — не знают и не понимают элементарных истин! Во всяком случае, не голосовать на выборах за таких деятелей, хотя бы из чувства самосохранения.

Демографические диспропорции еще более осложняют проблему, потому что считается, что чем более религиозно общество, тем выше в' нем рождаемость, и пока существует религиозность, проблемы недостаточного прироста населения, как их видит национальное (!) правительство, не будут иметь фатальных последствий. В частности, в Израиле наиболее высокая рождаемость у хасидов-ортодоксов, редко имеющих меньше 5 детей в семье. Полагают, что в будущем только благодаря их детям Израиль сохранится как еврейское государство. Приходиться вновь напомнить, что разговор об этнической чистоте — бессмысленно-нацистский (странно особенно для Израиля), т.е. нелепый с научной точки зрения, потому что нация, этнос и т.д. — понятия культурологические, а не биологические. Впрочем, чего ждать от ортодоксов, т.е. от самой религиозной и, следовательно, малообразованной части населения!

Высокий прирост населения в мусульманских странах также объясняется высокой религиозностью населения, а не следствием полигамии: лишь 0,25% мусульман имеет четырех жен, и всего 25% мусульман имеет более одной жены. То же в христианских сообществах, где сохранилась высокая религиозность, демонстрирующих не меньший, чем в мусульманских странах, прирост населения.

Объяснить такое отношение религии к деторождению просто. Идеологами религии руководят невежетво, боязнь потерять контроль над массой и непонимание сложности демографических проблем. Они наполняют простой акт размножения каким-то фантасмагорическим смыслом — вселением души (?!) в момент зачатия (!), «забывая», что факт деторождения лежит в компетенции самих людей и если может регулироваться из вне, то только государством в рамках понимания общих проблем экономики и демографии. Кроме того, религии проще формировать сторонников, убивая сомнение в зародыше, чем рекрутировать, новообращать и заниматься миссионерством.

Нетрадиционные религиозные организации демонстрируют и нетрадиционный взгляд на вопрос воспроизводства населения. Одни секты, как, например, кришнаиты, призывают максимально ограничивать -половые контакты и рождение детей, другие (Дети Бога, разлиты, раджнишисты) пропагандируют разнообразные половые извращения, включая ритуальную проституцию. Апогеем нетрадиционного взгляда на мораль стала доктрина Церкви эвтаназии, которая устранила существующие двойные стандарты, полагая, что если разрешены аборты и использование их результатов в медицинских целях, то также допустимо умерщвлять и пожилых людей, которые уже принесли всю возможную пользу обществу и стали для него обузой! Тела их предлагается использовать в пищевой промышленности, для чего эвтаназисты призывают снять запрет на каннибализм!

...При наличии общей иррациональности религии эта «частная» иррациональность уже не кажется шокирующей.

Восприятие религии

В газете «Взгляд», издававшейся в Нью-Йорке в 1993—2000 годах на русском языке, темы религии оказались одними из ведущих. На статью «Религиозное мракобесие — вызов цивилизации», опубликованную в этой газете, пришел целый ряд отзывов. Они позволили высветить отношение к религии и некоторые стереотипные заблуждения читателей, имеющие непосредственное отношение к роли религиозного мышления.

Так, один из респондентов писал, что цель любой религии заключается в том, чтобы развить любовь к Богу и тем достичь ...освобождения души от круга рождения и смерти. В соответствии со временем, местом и обстоятельствами Богом предлагаются одни и те же религиозные принципы, которые требуют от людей милосердия, чистоты, аскетизма и правдивости. Поскольку люди повсеместно их нарушают и используют религию в своих корыстных целях, то религия становится бесполезной...

Излишне подчеркивать, что слова о «цели» религии тождественны утверждению, что религия либо была дана свыше в уже готовом виде, либо была сознательно создана. И то, и другое — абсурдные предположения, религия развивалась постепенно и, как показано выше, в основе лежали весьма прозаические причины. Впрочем, никто из «верующих» и не рассматривает религию как цель. Для малообразованных людей, отшельников, юродивых, камикадзе, немногих священнослужителей, верующих в бога искренне и глубоко, религия является СУТЬЮ существования. Для большинства околорелигиозных деятелей и служащих религиозных учреждений — это СПОСОБ благополучно жить, не прикладывая заметных усилий ума и тела для добывания хлеба насущного. Для политиканов — это готовый и удобный ИНСТРУМЕНТ для манипулирования человеческой массой в своих целях. А для «верующей» массы — это привычный СТИЛЬ жизни, привитый с детства, обеспечивающий внутренний комфорт и уважение в глазах окружающих. Для слабых людей религия является СРЕДСТВОМ психологической самозащиты в стрессовой ситуации, т.е. тоже не является ЦЕЛЬЮ. Таким образом, если рассматривать религию как ЦЕЛЬ, то естественно сделать вывод, что религия внесена в человеческое общество откуда-то извне, а все остальные нелепости религии просто следуют из этого фантастического предположения.

Заблуждением является и разделение бога и религии — понятие бога является составной частью любой ^лигии (как буква является неотъемлемой частью слова). Корнелис Петер Тиле, которого мы уже упоминали, в одном из своих трудов писал: Нет религии без Бога. В фундаменте каждой религии лежит представление, называемое теологией в узком смысле, — ни одна религия немыслима без веры в одну или множество сверхчеловеческих сил. ...Нравственное учение, не имеющее метафизической основы, не может быть названо религией. Понятие беспрекословного авторитета — бога — сообщает статус непреложной истины всем тем несуразностям, нелепостям или банальностям, которые и составляют содержание всех религиозных вероучений.

Уже отмечалось, что религия в лице Бога не «предлагает» нормы стабильной жизни, а узурпирует многие общечеловеческие моральные ценности и правила общежития, назвав их «заповедями». На самом деле эти ценности и правила сначала инстинктивно, а затем сознательно исповедовались и соблюдались просто из элементарной необходимости поддержания условий, обеспечивающих совместное сосуществование. Они гораздо разнообразнее и их много больше, чем почему-то «кодифицировало» священное писание. Эти «правила поведения» были сформулированы независимо и всеми сообществами, скорее всего, многие тысячи лет назад, т.е. их возраст сравним со сроком существования разумного человечества, и поэтому они столь же повсеместны и стары, как и необходимость добывания пищи, сооружения жилья и заботы о родителях, и, как уже неоднократно говорилось, никакого отношения к религии не имеют.

Другой респондент, признаваясь, что он нерелигиозный человек, но хочет сохранить объективность, писал, что мракобесие, фанатизм, крайняя нетерпимость к чужим убеждениям и взглядам, беспощадность к инакомыслящим не имеют ничего общего с ...религиями... Все они проповедуют терпимость, всепрощение, уважительность к себе подобным, призывают не убивать, не красть, не прелюбодействовать, любить ближнего и другим добродетелям. В Библии нет призывов к сжиганию людей на кострах...

Пришлось напомнить и ему, что почти все перечисленное — обыкновенные правила общежития, узурпированные религией. Но ведь одновременно с этими «житейскими» вещами рождалась и масса поведенческих предрассудков (потому что в целом процесс происходил бессознательно и хаотически), которые впоследствии также приобрели характер религиозных предписаний. Конкретные причины возникновения предрассудков теряются во тьме тысячелетий, но они приобретали ту же весомость, что и действительно необходимые житейские нормы, и неудивительно, что наказание за их нарушение было еще более жестоким, чем за нарушение «нормальных» правил общежития.

Вот как бог, в соответствии со священным писанием (!), предписывает «пожурить» тех, кто вопреки его высочайшему распоряжению берет на себя смелость добывать хлеб насущный по субботам. В Ветхом Завете написано: Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу; всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти. (Исход, 35, 2)

Такая же «терпимость к нарушению правил общежития» и призыв «не убивать» следуют и из другой библейской цитаты: Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами (Левит, 20, 14).

Комментарии излишни! Вообще говоря, эти указания «естественны» для сборника древних разновременных текстов, что собой в действительности и представляет Библия, отражая представления людей полупервобытных, когда подобное было в порядке вещей. Ужас в том, что подобные вещи освящены божественным авторитетом, т.е. не обсуждаемым в рамках религии и не вызывают протеста у религиозных людей.

Далее читателем было написано, что такие чудовищные преступления, как воспитание готовности к убийству ценой самопожертвования, не имеет отношения к религиозному мышлению. В качестве примера были приведены японские камикадзе: ...Формирование корпуса юношей-камикадзе во время 2 Мировой войны целая подлая и преступная «наука» подавления и уничтожения в человеке силой и жестокостью всего того, что отличает его от растения... Эти жертвы, убивая вместе с собой ни в чем не повинных людей, ничего общего с религией не имели.

Само название этих идейных убийц-самоубийц, КАМИКАДЗЕ, переводится как «БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕТЕР». Камикадзе были в военной Японии не единственной группой добровольных смертников. Другая группа готовила человеко-торпеды и называлась КАЙТЕН — «ПУТЬ В РАЙ». Названия, полагаю, даны были не случайно и комментариев по поводу их очевидной религиозной направленности не требуют. Воспитание смертников основывалось на культе императора, который считался богоравным. Отдать жизнь за императора считалось высшей честью. Убывающие на последнее боевое задание упаковывали личные вещи для отправки родственникам с надписями «Предан Его Величеству навечно» или «Япония — навечно страна богов». Создать в течение короткого времени такой психологический комплекс поклонения, отсутствия способности к сомнению, безусловного подчинения и исполнительности у нормальных взрослых людей невозможно (первые отряды камикадзе стали формировать в 1943 году, а в октябре 1944 года состоялся их первый вылет) без длительного промывания мозгов в течение всей предшествующей жизни. Без подавления способности к критическому анализу и сомнению, т.е. без воспитания религиозного стиля мышления, сформировать такой корпус не удалось бы. Таким образом, кроме «полировки» религиозных представлений и религиозного зомбирования уже религиозных людей там вообще ничего не присутствовало. Кстати, даже это не гарантировало уничтожения у камикадзе инстинкта самосохранения. Самолеты, на которых они отправлялись в свой последний путь, были не только устаревших конструкций, но и без систем ориентации, а горючим заправлялись только «в одну сторону»! То же относится практически ко всем современным «мстителям»-самоубийцам.

Трагично, что сознание мифологизируется с детства. Подчас появляется ощущение какого-то театра абсурда, когда по неведомым правилам вроде бы вполне зрячие люди должны днем ходить на ощупь, всем своим видом показывая, что кругом непроглядная тьма. Все манипуляторы человеческим сознанием исходили из того, что там, где начинаются сомнение и критический анализ, религия заканчивается. Поэтому промывка мозгов религиозными деятелями ведется непрерывно и использует одинаковые приемы такой обработки. Одинаковы и результаты.

Некоторые читатели, не будучи религиозными людьми, уверены тем не менее, что религиозные заповеди дали человечеству значительно больше, чем все уголовные кодексы и другие многочисленные установки. Но и это утверждение противоречит тому факту, что цивилизованные страны существуют и сохраняют стабильность только благодаря соблюдению именно уголовных и других светских кодексов, а не религиозных уставов. Светские кодексы появились значительно позже религиозных установлений именно потому, что без них оказались невозможными развитие и стабильность общества. Немыслимо даже предположение об обществе, тем более современном, в котором было бы позволено следовать — не всем! — а всего лишь двум библейским установлениям, которые процитированы выше!

Религия и образование

Представьте, что вы пользуетесь машиной, но даже не подозреваете, что периодически надо наполнять бак бензином. Скоро машина начнет дергаться, работать с перебоями и полностью остановится. Если водитель элементарно не обучен и в его представлениях не нашлось места для знания принципов работы двигателя внутреннего сгорания и понимания, что возможно только последовательное преобразование энергии горючего в механическую энергию движения, то он может начать делать все что угодно — от принесения жертв и молитв «богу машин» до попыток изгнать из нее злой дух, однако машина без горючего останется неподвижной. Религиозное мышление подобно представленной картине, но именно такое «мышление» как норма воспитывается у детей в религиозных семьях. Т.е. людям, у которых нет знаний и опыта, которым нечего и не с чем сравнивать, легковерным и не понимающим возможности наступления трагических последствий и для себя лично, и для окружающих людей, прививается такой стиль мышления. Поэтому подобное воспитание является преступным и, следовательно, преступным является любое вторжение религии в детские и школьные учреждения, а лояльность к церкви политических деятелей в странах, где дошли до понимания, что церковь должна быть полностью отделена от государства, крайне недальновидна.

В рамках прошедшего в Москве (в октябре 2001 года) Международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные явления» была принята резолюция, в которой содержался пункт, относящийся к религии: Мы не можем умолчать и о вреде, наносимом обществу политикой церковно-государственных отношений. Идеологическое возрождение религий — это мина замедленного действия, грозящая расколоть общество по принципу: верующий — неверующий, правоверный неверный. Дело дошло до того, что церковь повела наступление на государственные учреждения, армию, систему школьного образования. И это в светской стране, где формально государство отделено от религии!

Попы, однако, утверждают, что религиозное воспитание — единственный путь вырастить моральное и законопослушное поколение, как будто вся история не свидетельствует об обратном. Очевидно, что вместо самостоятельных и рационально мыслящих людей будет взращиваться армия невежественных обывателей, ханжей и нерассуждающих роботов. На такую «армию» и рассчитывают проходимцы, провозглашающие себя пророками или мессиями, якобы явившимися в нашу юдоль печали, чтобы оповестить человечество о грядущих событиях, а легковерные и невежественные последователи позволяют себя убедить в божественном происхождении своих кумиров, хотя никто так не обнажал уродливой сути религии, как эти лжесвятые, лжепророки и лжемессии. Фактически мы имеем дело с лицами, утратившими всякое чувство меры и объявляющими себя именно «мессиями» или «Иисусами Христами» в теологическом смысле слова. Достаточно ознакомиться с их биографиями: бандиты, насильники, лжецы, шарлатаны, стяжатели или полуграмотные юродивые и сумасшедшие. Как и их адепты.

Впрочем, приставка «лже» является излишней, потому что религиозные пророки и мессии всегда останутся невежественной выдумкой и данью суеверию. Поэтому они все — «лже».

Религия, как и все остальные виды архаического мышления и мировосприятия, должна оставаться личным делом каждого человека и не поддерживаться авторитетом власти. Пока же этого не происходит, потому что власть продолжает держаться на манипуляции человеческим сознанием и поведением и религия щедро предоставляет в распоряжение власти весь арсенал своих приемов и институтов. И это происходит несмотря на то, что религиозное мышление всегда способствовало утверждению невежества, двоедушия и ханжеской морали, а охвативший мир терроризм и локальные конфликты приобретают все более отчетливый религиозный характер и становятся практически неуправляемыми.

Религиоведение о религии

Ниже приведены выдержки из предисловия к религиоведческой работе «Очерки по истории религии» Эрнеста Ренана, оказавшего огромное влияние на интеллектуальный климат Европы XIX века, как пишут авторы предисловия цитируемого сборника. Выводы смогут сделать сами читатели, поэтому ограничимся лишь констатацией того факта, что Э. Ренан, оставаясь религиозным человеком, был настроен радикально в вопросе о месте религии и ее влиянии на человека.

Существеннейшей стороной религии является требование безусловной веры, а из него вытекает требованиепри обсуждении религиозных тем руководствоваться от
личными от общеупотребительных правилами Религии, чтобы поддержать свои притязания на непогрешимость, приходится иметь особую систему философии истории, основанную на вере в чудесное вмешательство Божества в человеческие дела...

...История была бы вообще уничтожена: ведь требования различных сект противоположны и, чтобы не нанести оскорбления ни одной из них, следовало бы хранить молчание об основной части развития человечества.

...Религии по природе своей воспринимают всякое, даже уважительное выражение разногласия за враждебность… …масса систем приписывает себе обладание абсолютной истиной, а ведь не могут же они все владеть ею одновременно. Ни одна из этих систем не предъявляет таких прав, которые бы свели на нет притязания остальных...

...Если бы все религии сошлись бы в одну, различные фракции этой религии взаимно проклинали бы одна другую; и даже если предположить, что все секты пришли бы к признанию некоего согласия, то внутренние разногласия, в двадцать раз более оживленные и пылкие, чем те, что разделяют соперничающие религии и церкви, питали бы вечную потребность индивидуальной мысли — размышлять над тем, как на свой лад создать божественный мир.

...Узость и обособленность каждой религии, являющиеся слабой ее стороной, составляют также и ее силу: ибо посредством узких мыслей люди смыкаются гораздо теснее, чем посредством широких.

Высокое умственное развитие останется всегда уделом немногих... То, что имеется в установленном догмате мелочного и даже опасного, для народа не существует, ибо призвание народа — отнюдь не критика...

Пищу, которую просвещенному человеку дают наука, искусство, высшая деятельность всех умственных способностей, человеку необразованному дает одна только религия. Это начальное воспитание ...часто приводит к снижению интеллектуального потенциала умов, оказавшихся в его власти.

...Наука не общедоступное занятие: она предполагает долгое интеллектуальное воспитание, целые годы исследовательской работы и особые мыслительные навыки — на все это способно очень мало людей ... простой человек находит в своих естественных инстинктах полное вознаграждение за то, чего ему недостает в смысле рассудочной деятельности.

И т.д.

Большинство людей, по признанию Э. Ренана, нуждается в религии как альтернативе способности к полноценному мышлению, которое в них не воспитано. Кроме того, религия и особенно взаимная вражда конфессий — всегда источник нестабильности общества хотя бы потому, что они принципиально не могут примириться друг с другом.

Не лучшая характеристика и самой религии, и людей в период жизни Ренана, настоящем и в будущем, если ничего не изменится!

Естественно желание избавить людей от религиозной «пищи», исключить этот источник вражды между людьми и привить способность к рациональному мышлению, чтобы изменить эту странную и ненормальную цивилизацию.

Оценка стоимости религии

Религия со всей своей инфраструктурой — многочисленными и многослойными организациями, требующими армии людей, предполагает вложение огромных средств. Ведь должна она на что-то существовать и на что-то жить составляющие ее люди?! Ничего общеполезного они не производят и делать не умеют, а заставить себя содержать можно, только если убедить людей в своем величии, в своей необходимости, одновременно стараясь уничтожить конкурентов — другие религии или атеистические движения.

Для этой цели создаются многочисленные ритуальные сооружения, которые должны потрясти воображение людей и привлечь максимальное число сторонников. Акцент делается на эмоциональном воздействии, требовании соблюдения совершенно бессмысленных ритуалов и на подавлении любой попытки рационального подхода. А желая привлечь молодых людей, современные богослужения чередуются с развлечениями типа дискотек и исполнением популярной музыки в помещениях церквей, воскресными бесплатными школами и благотворительностью. Церкви организуют и бесплатные курсы для эмигрантов по изучению языка страны пребывания и под этим предлогом вводят в программу обязательное изучение религиозных предметов, занимающих заметно больше половины времени занятий. Используются любые рекламные приемы и идут на любые расходы, лишь бы увеличить число своих адептов.

В древние времена расходы на ритуальные сооружения и религиозные войны составляли решающую часть расходов практически любой страны, почти не оставляя средств на все остальное. Достаточно вспомнить египетские пирамиды, в которые вкладывался труд поколений и практически все материальные ресурсы страны и вассалов. А ведь это ритуальные сооружения, которые должны были обеспечить жизнь фараонов в загробном царстве. Дань религиозным воззрениям представляют собой и истуканы острова Пасхи, требовавшие невероятного труда людей каменного века, в каменных толщах вырубались и обставлялись храмы и т.д. Вот краткое описание одного из храмов древнего Йемена, который был родиной царицы Савской: Среди бесчисленных колонн и стен выделялся своим великолепием старый легендарный храм Харам Билкис, вблизи Мериба. Это было овальное строение с прекрасным порталом, к которому вели каменные ступени, выложенные бронзой. Многочисленные колонны и пилястры, а также фонтаны на обширном дворе дают полное представление о былом великолепии храма.

Легко представить, сколько труда было в него вложено! А ведь ритуальные сооружения составляют только часть средств, которые человечество приносит на алтарь религии.

Сколько же сегодня стоит цивилизации вся религия? Т.е. во что ежегодно обходится человечеству строительство и оборудование всех ритуальных сооружений, религиозных учреждений и институтов, производств, организаций и людей, обслуживающих или служащих религии, а также попов всех рангов со своей прислугой, которые образуют огромную армию. Эксплуатация культовых сооружений, воспитание и содержание священнослужителя, религиозная литература и религиозные средства массовой «информации и образования». Сколько стоит время, которое верующие проводят в церквях и молениях, добровольные и вынужденные пожертвования, ежегодные истерические торжества, сопровождающие пасхальные, рождественские и другие религиозные праздники, прокатывающиеся по всем частям планеты. Какова цена разрушений и убийств, которые совершаются от имени бога, религиозных поддакиваний, которыми политические деятели во многих странах сопровождают свою деятельность. Какова цена времени и материалов всех художников, проектантов и строителей, которые создают и оформляют здания или мероприятия, служащие религиозным целям или носящие религиозную окраску, вынужденного противодействия всему этому бедламу и т.д. и т.п.

Все явления в мире можно оценить, и при оценке стоимости сегодняшней религии нет оснований применять методику, отличную от других сфер человеческой деятельности. Например, относительно легко подсчитать сколько тратят все страны на образование или на науку, или на здравоохранение, или на оборону... Для этого складываются декларируемые цифры соответствующих бюджетов, вводится некий поправочный коэффициент между 1 и 2, и картина как на ладони. (Поправочный коэффициент будет ближе к 1, если вы учли все расходы и с доверием относитесь к приведенным в прессе данным, если пессимистично — к 2. Но с точностью до двойки вы эти расходы получите.) Ведь почти все вложения открыты и опубликованы, поэтому задача сводится лишь к сложению правильно вычисленных цифр.

Казалось бы, можно пытаться оценить и то, какую долю своего дохода тратит сегодняшнее человечество на все, что связано с религией. Однако, в отличие от многих других видов человеческой деятельности, вы не найдете «религиозных» расходов! Церковь никогда или почти никогда не говорит о размерах своих капиталов вслух, придерживаясь афоризма Павла VI: Церковь не только должна быть бедной, но и выглядеть таковой. Даже внешние наблюдения заставляют сделать вывод, что завет Павла VI остался не более, чем благим пожеланием, и об истинных расходах приходиться лишь догадываться!

...Догадываться о стоимости одного из наиболее распространенных явлений!?

Для оценок мы использовали некоторые цифры, просачивающиеся в прессу, и описание религиозных институтов, общая стоимость содержания или создания которых неизвестна, но она очень значительна. Пример одного из таких описаний вы найдете ниже. Речь пойдет о Ватикане — наиболее крупном и известном религиозном учреждении мира.

В связи с этим короткая информация: Ватикан представляет собой самое маленькое в мире государство, но на его территории живет высшая в мире духовная власть. Фундамент Ватикана, камень, на котором он был построен, — это якобы могила святого апостола Петра, прибывшего из Палестины. Своим именем Ватикан обязан древнему поселению этрусков, находившемуся в этом месте, которое тогда называлось «аджер Ватиканус». Позже, в I веке н.э., там был сооружен цирк императора Калигулы, а затем сады и парки другого римского императора — Нерона. Сейчас град Ватикан занимает 44 гектара, из них 26 покрыты зданиями, а 18 — дорогами и садами. Это резиденция папы Римского, международный центр римско-католической церкви. Ее адептами являются более миллиарда христиан-католиков. Папа римский — глава католической церкви — весьма активно участвует в политико-религиозной жизни мира. Папа выбирается пожизненно коллегией кардиналов. Правительство — комиссия понтификов, назначается Папой. Официальные титулы папы:

Епископ Рима;

Викарий Иисуса Христа;

Преемник Князя Апостолов;

Верховный Первосвященник Вселенской Церкви;

Патриарх Запада;

Примас Италии;

Архиепископ и Митрополит Римской Провинции;

Глава государства Града Ватикан;

Раб рабов Божьих.

Предпоследний папа, скончавшийся в апреле 2005 года, был выходцем из Польши, совершил более 30 выездов за границу, посетил более 100 стран и почти 500 человек возвел в ранг святых (больше, чем все остальные папы, вместе взятые).

Нужно еще раз напомнить, что ничего сколько-нибудь полезного Ватикан не производит, а если под его эгидой и появляется что-то ценное, то это не благодаря религиозному характеру этого заведения, а вопреки! Чтобы последнее утверждение стало более ясным, напомним, что в концлагерях тоже зачинались и рождались дети, но это происходило не потому, что обстановка концлагеря способствовала появлению новой жизни, а вопреки.

Поэтому сделанные в этом разделе выводы о зловещей роли религиозности, религиозного стиля мышления и невежества, насаждаемых церковью, ни на йоту не изменились, и на приведенном примере читателю рекомендуется задавать себе только один вопрос: сколько ЭТО стоит человечеству в чисто материальном плане.

Продолжим, используя информацию интернета. Ватикан печатает собственные деньги, выпускает газету, имеет свой вокзал и дипломатические представительства за рубежом, свою электростанцию, собственное центральное отопление и телефонную станцию, телеграфное и почтовое бюро, Ватиканское радио, книжный магазин, Ватиканский телецентр и музеи, Папскую библиотеку, Секретный архив, Академию наук, Обсерваторию, свою приходскую церковь Святой Анны, свою епархию. Ватиканским гражданством обладает около 70 духовных лиц, 54 швейцарских гвардейца, на которых возложена охрана Ватикана и церемониальные функции, 150 папских жандармов и примерно столько же гражданских лиц. Остальные жители Ватикана итальянцы. Для охраны правопорядка в Ватикане в 2002 году на службу было принято 608 полицейских. Между прочим, согласно сообщениям 2003 года, Ватикан назван самым криминальным государством мира — каждый третий турист, приехавший в Италию, обворовывается в Ватикане.

Ватикан имеет три главных источника доходов: Институт религиозных дел (фактически Ватиканский банк, основанный в 1887 г.), «Грош святого Петра» (пожертвования верующих лично папе римскому), свои предприятия.

Ватикан расположен в западной части Рима на холме Монте-Ватикано, где храмы, дворцы и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового искусства. Это грандиозный архитектурный комплекс. Высокие стены Ватикана возводились для защиты папского престола от политических противников вплоть до первой половины XVII века — даты создания сегодняшних стен Ватикана.

Для полноты картины несколько слов об архитектуре Ватикана.

Колоннады ведут к собору Святого Петра — крупнейшему католическому храму мира. Грандиозный купол собора, проект которого разработал, но не смог довести до конца Микеланджело, выполнен Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта в 1590 году. Высота купола составляет 136 метров, диаметр 42 метра. Собор — место паломничества католиков и службы папы по большим праздникам, вмещает несколько тысяч верующих. Над папским алтарем, где папа ведет богослужения, сооружен удивительной красоты бронзовый балдахин. Этот шедевр был создан Джаном Лоренцо Бернини. Бронза для балдахина была взята из римского Пантеона. Площадь, на которую выходит собор Св. Петра, сама по себе является произведением искусства. С двух сторон от собора площадь опоясывают два крыла колоннады середины XVII века работы того же Бернини. В колоннаде 284 дорических колонны, расположенные в четыре ряда. В центре площади установлен египетский гранитный обелиск высотой 25 метров, датируемый I веком до н.э.

За собором располагается обширный дворцовый ансамбль XV—XVI веков: капелла Николая V, апартаменты Борджиа, Сикстинская капелла с фресками Микеланджело и Боттичелли, Лоджии и Станцы, расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворцы Бельведера и Сан-Дамаццо, Священные Гроты, где похоронены многие папы ранних веков христианства.

Папский дворец состоит более чем из тысячи комнат, нескольких часовен, музеев и папской библиотеки. Дворец с древнейших времен является хранилищем множества шедевров мирового искусства. Здесь также сохранены скульптуры и живописные полотна эпохи Ренессанса, коллекция древних географических карт и многое другое. Музеи Ватикана это примерно 7 км анфиладных залов. В ватиканских садах Казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV—XVII веков.

Если проанализировать всю доступную информацию такого рода и сложить все опубликованные оценки расходов религии и на религию, от Гималаев и Урала до Скалистых гор и Килиманджаро, от берегов Нила и Ганга до берегов Миссисипи и Амазонки, от столиц Австралии и Китая до столиц России и США, от Индии, Франции и Италии до Танзании, Канады и Бразилии и т.д. и т.п., то естественно предположить, что сумма получится астрономическая, минимально сравнимая с объемом годового валового продукта США, т.е. с почти десятком триллионов долларов!

...Неужели человечеству некуда девать материальные ресурсы и все задачи уже решены?! Неужели потакание предрассудкам и архаике стоит того, чтобы пренебречь нищетой миллиардов людей, развитием науки, исследованиями, медициной и производством продуктов питания!? Неужели кому-то выгоднее продолжать манипулировать человеческим сознанием и поведением, консервировать невежество и иррациональность мышления огромных человеческих масс, чем вкладывать средства в развитие современного и бесплатного образования?!

...Понятно, что подобные недоумения могут занять целые страницы.

…Странная цивилизация!

Как мог заметить читатель, «Мифы цивилизации» представляют собой и в буквальном смысле иррациональные представления или предрассудки, и упрощенные, временные или неправильные обобщения, и, в не меньшей степени, традиционные или стереотипные подходы к реальным явлениям, но в любом случае «мифы» требуют критического переосмысления, чтобы не стать непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития человечества.

Кроме того, может сложиться ошибочное впечатление, что автор с пренебрежением относится к эмоциональной стороне жизни человека. Требование материалистичности, рациональности и причинности всех явлений неживой и живой природы, в том числе общественной жизни и психики, действительно безусловно. Однако это никак не умаляет значения эмоций, которые гармонизируют и насыщают жизнь, при безусловном сохранении универсального характера аналитических качеств мышления.

Временное неумение объяснить многие природные явления и процессы, феномены жизни и сознания, их взаимосвязь и т.д. не должно порождать иррациональных представлений и выдумок. Достаточно, если человек приобретет независимость суждений и эмоций, исходя только из рациональных соображений, научится критически относиться к внушаемым или стереотипным представлениям и говорить слова «пока не знаю» во всех случаях, когда не сможет найти естественного объяснения своим наблюдениям, представлениям и чувствам.

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100