Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Купить документы для кредита

Система поиска по кредитам и вкладам. Онлайн-анкета на получение кредита

spravki-dokumenty.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
УПРАВЛЕНИЕ ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Краткий обзор итогов работы 1999 - 2003

1. Краткий обзор наркоситуации в России

С начала 90-х годов быстрый рост масштабов злоупотребления наркотиками и эпидемии ВИЧ/СПИД среди лиц, употребляющих наркотики внутривенно, превратился в одну из наиболее серьезных проблем в области социального развития Российской Федерации. В этот период правоохранительными органами было отмечено резкое увеличение объемов незаконного оборота наркотиков в большинстве российских регионов. Стало очевидно, что территория страны активно используется преступными группировками для транспортировки героина из Афганистана и Средней Азии в страны Центральной и Западной Европы.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние семь лет число пациентов, проходящих лечение в медицинских учреждениях с диагнозом наркомания, увеличилось более чем в два раз и к началу 2002 года составило более 322 тысяч человек. Число лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, официально зарегистрированных в медицинских учреждениях, по данным МВД РФ, к началу 2002 года превысило 506,8 тысяч человек. По оценкам экспертов МВД и Министерства здравоохранения реальное число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, составляет от 2,5 до 3 миллионов человек . Некоторые неправительственные организации, работающие в области профилактики, лечения и реабилитации наркозависымых, основываясь на данных социологических опросов, полагают, что эта цифра занижена, по крайней мере с 2-2,5 раза.

Количество лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях, зарегистрированных в медучреждениях России, 1996-2002 г.г.

На общем неблагоприятном фоне распространения наркомании среди населения особую тревогу вызывают следующие обстоятельства:

  • Резкое снижение среднего возраста лиц, употребляющих наркотики и заразившихся вирусом иммунодефицита человека. По данным МВД РФ , 67,3% наркоманов в Российской Федерации составляют лица в возрасте до 30 лет;
  • Несмотря на то, что марихуана по-прежнему остается наиболее популярным наркотиком в России, в последние несколько лет отмечен устойчивый рост употребления героина и других сильнодействующих и опасных видов наркотиков, в том числе синтетического происхождения;
  • Рост популярности внутривенного употребления наркотиков сопровождается лавинообразной эпидемией ВИЧ/СПИД среди наркоманов.

Вместе с тем, в 2002-2003 г.г. в развитии наркоситуации в России наметились некоторые положительные тенденции. Так, по данным НИИ наркологии Минздрава России, на ряду с общим незначительным снижением числа зарегистрированных наркоманов, существенно сократилось количество подростков, официально зарегистрированных с диагнозом наркомания с 9062 человек в 2000 году до 7368 в 2001 и 3945 в 2002году (46 и 53,2 процента соответственно). Снизилось также и число подростков с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" с 6122 человек в 2000 году до 1305 человек в 2002 году.

На фоне общего роста злоупотребления наркотическими и психо-активными веществами в России отмечается значительное увеличение количества преступлений, связанных с наркотиками. Если в 1985 году в стране было всего пять регионов, в которых было совершено более одной тысячи преступлений, связанных с наркотиками, то в 2000 году количество таких регионов увеличилось до 43. За последнее десятилетие число преступлений, связанных с наркотиками, совершенных в течение одного года увеличилось более, чем в 14 раз. И хотя в 2001-2002 годах, по данным МВД РФ, отмечено некоторое снижение общего уровня наркопреступности с 243 тысяч до 189 тысяч наркопреступлений в год, многие эксперты склонны полагать, что данное обстоятельство не в последнюю очередь связано с изменением системы отчетности в органах внутренних дел и введением в силу нового уголовно-процессуального Кодекса РФ, который ужесточил требования к возбуждению уголовных дел.

Тем не менее, на протяжении последних пяти лет в России зафиксировано снижение удельного веса несовершеннолетних среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками с 8,6% до 4,2%. В то же время, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за сбыт наркотиков, возросло на 18%.

В 2002 году правоохранительными органами России (включая группу ФПС РФ дислоцированную в Таджикистане) конфисковано более 117 тонн наркотиков, в т.ч. почти 3,4 тонны героина.

Общий объем наркотиков, изъятых российскими правоохранительными органами (тонн).

Больше всего изъятий контрабандного опиума и героина осуществляется на Таджикско-Афганской границе, которая в соответствии с соглашением между Россией и Таджикистаном охраняется российскими пограничниками. В течение 1999-2003 годов здесь изъято более 14 тонн наркотиков, в т.ч. более 6,5 тонн героина.

Объемы героина конфискованного российскими правоохранительными органами, включая группу ФПС России в Таджикистане(кг), 1995-2001 гг.

Анализ материалов по конфискации наркотиков показывает, что среднеазиатские государства по прежнему играют лидирующую роль в экспансии наркотиков на российскую территорию и далее в Европу. В 1998-2000 гг. 53 % марихуаны, 60 % опиума, 84 % гашиша и 90 % героина, конфискованных на территории России, были доставлены из центрально-азиатского региона.

В самой России наркобизнес приобретает все более и более организованный характер. За последнее десятилетие число организованных преступных группировок, занимающихся транспортировкой и распространением наркотиков возросло на 85%. Только с января по сентябрь 2000 года российскими правоохранительными органами выявленоено 89 крупных организованных групп наркодилеров, среди которых 28 группировок имели устойчивые международные связи. По данным МВД РФ в Москве и Московской области наркобизнесом занимаются более 30 преступных организаций, построенных по этническому принципу .

Ограниченные финансовые возможности Правительства России не позволяют резко активизировать правоохранительную деятельность в области контроля за наркотиками, в следствие чего объем конфискованных наркотиков, по самым оптимистичным оценкам, не превышает 10-15 % от их реального оборота.

2. Эпидемия ВИЧ/СПИД

Существенный рост числа наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно, крайне негативно отражается на распространении эпидемии ВИЧ/СПИД в России. Количество лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в 2002 г. по сравнению с 1999 г. возросло почти в 8 раз. В настоящее время больные, зараженные вирусом ВИЧ/СПИД, зарегистрированы в 87 из 89 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество ВИЧ инфицированных зарегистрировано в Москве и Московской области, Санкт Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске и др. По данным Федерального Центра по борьбе и профилактике ВИЧ/СПИД Министерства Здравоохранения более 50% ВИЧ инфицированных употребляют наркотики внутривенно. По оценкам специалистов число наркоманов, употребляющих наркотики с помощью шприцов, составляет около 1,5 млн. человек. При этом большинство из них являются молодыми людьми в возрасте до 25 лет.

Рисунок 1: Динамика развития эпидемии ВИЧ.СПИД в Российской Федерации (количество инфицированных)

3. Деятельность Регионального Представительства УКНПП в России и Беларуси

3.1. В области сокращения поставок наркотиков

В декабре 2000 г. совместно с МВД и Министерством здравоохранения РФ завершено выполнение проекта RUS/D46 "Неотложная техническая помощь Российской Федерации в области контроля за наркотиками и связанной с ними организованной преступностью".

  • В рамках этого проекта в МВД РФ был создан и оснащен необходимым оборудованием Межведомственный центр по противодействию незаконному обороту наркотиков, имеющий 15 региональных отделений.
  • Разработана и введена в действие современная Телекоммуникационная Автоматизированная Информационная Система (ТАИС), призванная обеспечить доступ к необходимой информации сотрудников всех ведомств, ведущих борьбу с наркотиками. В координации с Региональным Представительством УКНПП ООН в Средней Азии, МВД РФ осуществлена презентация системы в Узбекистане и Таджикистане.
  • 600 сотрудников правоохранительных органов, судов и прокуратуры прошли дополнительную подготовку и повысили свою квалификацию на специальных курсах тренинга персонала.

В 2001 г. во взаимодействии с Федеральной Пограничной Службой России завершена работа над второй фазой проекта RER/Е23, направленного на укрепление потенциала ФПС России, дислоцированного в Таджикистане. Для российских пограничников закуплено и доставлено специальное техническое оборудование, средства связи, радио-контроля и видео-наблюдения общей стоимостью более 1,5 млн. долларов США. По оценке ФПС РФ и международных экспертов указанные мероприятия позволили почти в 10 раз увеличить объемы перехвата контрабанды наркотиков на таджикско-афганской границе. Так, если в 1999 г. российскими пограничниками в этом районе было изъято 569 кг наркотиков, то в 2001 г. уже 5480 кг, в том числе 2455 кг героина и более трех тонн опиума.

Рисунок 2: Рост изъятий героина, произведенных группировкой ФПС РФ в Таджикистане (кг)

В 2002 году совместно с МВД России, Представительством подготовлен проект RUS/F18 "Создание международного центра подготовки кадров для подразделений по контролю за наркотиками правоохранительных органов стран СНГ на базе Института МВД РФ в г. Домодедово", финансируемый Европейским Союзом.

Помимо этого разработана документация нового проекта RER/F59 "Усиление потенциала анти наркотических подразделений российских правоохранительных органов в регионах, прилегающих к российско-казахстанской границе". В настоящее время этот проект находится в стадии согласования с правительствами России и Казахстана. Ключевым компонентом этого проекта является создание и развертывание сети, состоящей из шести региональных межведомственных анти-наркотических центров и взаимодействующих с ними территориальных подразделений по обеим сторонам границы с целью усиления возможностей по предотвращению контрабанды наркотиков.

3.2. В сфере сокращения спроса на наркотики

В 2000-2001 годах в рамках RER/F03 "Подготовка специалистов по лечению и реабилитации наркоманов в России, Беларуси и Молдове" Итальянской неправительственной организацией "Association Casa Famiglia Rosetta" проведено шесть семинаров по повышению квалификации сотрудников наркологических центров и специалистов, работающих в области разработки стратегии профилактики наркомании. В ходе семинаров дополнительную подготовку получили более 450 специалистов - врачи, медицинские сестры, работники социальных служб, руководители муниципальных и региональных наркологических центров России, Беларуси и Молдовы.

В области профилактики наркомании с 2000 года Представительством ведется работа по проекту GLO/Е96 "Глобальная инициатива по первичной профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами". Этот проект предусматривает оказание консультативной и финансовой поддержки неправительственным организациям (НПО), работающим в сфере первичной профилактики. В ходе работы проведены следующие мероприятия:

  • Осуществлен анализ деятельности и отбор неправительственных организаций, работающих с молодежью;
  • Проведено первичное исследование ситуации в области злоупотребления наркотиками в трех городах России и двух городах Белоруссии;
  • Проведено два семинара в России и один в Белоруссии по обучению местных и региональных НПО разработке проектов первичной профилактики;
  • Оказана техническая помощь по разработке проектных инициатив 70 НПО. Более 50 из них уже получили выделенные для них гранты и приступили к реализации своих профилактических программ.

С учетом лавинообразного распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в России, в 2001- 2003 годах Представительством реализован проект RUS/G04 "Снижение спроса на наркотики и профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Московской области". В рамках этого проекта при содействии неправительственной организация "Возвращение к жизни" на территории одного из районов Московской области созданы специализированные центры по оказанию консультационных услуг, первой медицинской помощи и психологической поддержки для наркозависимых с целью профилактики наиболее опасных инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, и склонения их к отказу от употребления наркотиков.

С февраля 2001 года Представительством осуществляется серия подготовительных мероприятий по разработке и согласованию нового крупного регионального проекта RUS/F77 в области сокращения спроса на наркотики. Проектом предусматривается оказание финансового и технического содействия учреждениям здравоохранения России, Беларуси, Молдовы и Украины в развитии и укреплении лечебной и реабилитационной базы наркологических служб и профилактике ВИЧ инфекции среди лиц злоупотребляющих наркотиками.

4. Источники финансирования

Деятельность УНП ООН в целом, и его Регионального Представительства в России и Белоруссии в частности, финансируется за счет добровольных вкладов стран - доноров, взносов частных коммерческих организаций международных общественных организаций и благотворительных фондов.

С 1999 года общий бюджет проектов УНП ООН реализованных в России составил около 6 миллионов долларов США.

5. Ближайшие планы

В последнее время РП УНП ООН подготовлен ряд новых инициатив. В их числе:

  • "Создание централизованной базы данных о наркозависимости и связанных с нею проблемах в Российской Федерации";
  • "Оказание технического содействия Министерству образования РФ в подготовке специалистов по профилактике наркомании и реабилитации несовершеннолетних наркоманов в образовательной среде";
  • "Повышение осведомленности общества о негативных последствиях злоупотребления наркотиками (дополнительная профессиональная подготовка журналистов, освещающих проблемы наркомании в СМИ)"
  • "Диверсификация профилактики ВИЧ/СПИД и лечения наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно (бюджет 1,3 млн. долларов США)";
  • "Снижение потребности в наркотиках среди ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков, и профилактика ВИЧ-инфекции в Челябинской области"
  • "Создание Центра по консультированию, оказанию первой медицинской помощи и профилактике ВИЧ инфекции среди наркозависимых в Санкт Петербурге"

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ УКНПП В РОССИИ

Текущие проекты

Индекс и название проекта
Основные цели
Источник финансирования

GLO/E96 - Глобальная инициатива по первичной профилактике злоупотребления психоактивными и наркотическими веществами
Мобилизация общества в предотвращении злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи
Норвегия

RER/F76 - Подготовительные мероприятия к диверсификации профилактики ВИЧ/СПИД и лечения наркоманов в Беларуси, Молдове, Российской Федерации и Украине
Разработка регионального проекта, направленного на улучшение результатов деятельности по профилактике ВИЧ/СПИД и лечению наркоманов в четырех странах
ЮНЭЙДС

RUS/G04 "Снижение спроса на наркотики и профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Московской области"
Повышение доступности услуг по консультированию и лечению потребителей инъекционных наркотиков в г. Мытищи, Московская область
ЮНЭЙДС

RUS/F18 - Повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов стран СНГ по контролю за наркотиками и организованной преступностью
Обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в России и странах СНГ
Европейский Союз

Перспективные проекты

Индекс и название проекта
Основные цели
Источник финансирования

RUS/R14 - Создание банка данных по организованной преступности в Российской Федерации - 1 фаза
Оказание содействия Федеральной Службе Безопасности России и Министерству Внутренних Дел в организации единого банка данных по контролю за организованной преступностью в странах СНГ
Не определен

RUS/F58 - Создание централизированной базы данных о наркозависимости и связанных с нею проблемах в Российской Федерации
Определение и разработка стандартизированного единого подхода, отвечающего нуждам регионов, разработка и создание достоверной базы данных о наркозависимости в России и Средней Азии
Не определен

RUS/F59 - Усиление потенциала анти-наркотических подразделений российских правоохранительных органов в регионах, прилегающих к российско-казахстанской границе
Усиление возможностей МВД, ФСБ, ФПС, ГТК России по противодействию незаконному перемещению наркотиков из стран Ближней Азии через российско-казахстанскую границу, создание межведомственных анти-наркотических подразделений
Не определен

RUS/F61 - Дневной центр оказания помощи больным наркоманией в С. Петербурге
Оказание медицинской и социальной помощи людям, страдающим наркозависимостью в С.Петербурге
Не определен

RUS/01/F68 - Разработка и внедрение системы лечения наркомании и профилактики ВИЧ/СПИД в исправительно-трудовом учреждении ОМ- 216/8 в Калининградской области
Реабилитация, лечение и программа пост стационарного наблюдения, внедрение лучших методик в исправительно-трудовых учреждениях Калининградской области.
Не определен

RUS/G06 Оказание технического содействия Министерству образования РФ в подготовке специалистов по профилактике наркомании и реабилитации несовершеннолетних наркоманов в образовательной среде
Профессиональная подготовка педагогов, социальных работников в области первичной профилактики наркомании и реабилитации наркоманов, работающих в учреждениях системы образования
Не определен

RUS/G40-Дополнительная профессиональная подготовка журналистов, освещающих проблемы наркомании в СМИ
Повысить осведомленность общества и его способность противостоять угрозе роста наркомании
Франция (50%)

RER/F77 - Диверсификация профилактики ВИЧ/СПИД и лечения наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно
Улучшение результатов деятельности по профилактике ВИЧ/СПИД и лечению наркоманов в четырех странах
ЮНЭЙДС

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100