Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Ланч боксы

Удобные ланч боксы! Качественные герметичные ланч боксы. Доставка

товаромания.рф

Утилизация машины без документов

Оборудование утилизации вторсырья. Утилизация отходов

lomovozoff.ru

Статья публикуется в порядке обсуждения.

Л. Тимофеев

Наркобизнес и коррупция – двойная криминальная угроза: стратегии преодоления

1. Десять миллионов наркоманов заставят нас забыть о демократии
Наркомания распространяется по России со скоростью лесного пожара в сильный ветер. Три года назад мы говорили, что число наркоманов в стране подбирается к миллиону, сегодня уже три миллиона человек, - в основном, люди совсем еще юные, "сидят на игле". Медицинские последствия этой эпидемии хорошо всем известны, однако экономические и политические как-то оказываются вне общественного внимания. Между тем, уплачивая, казалось бы, невеликие деньги за "чек" героина или за дозу какого-нибудь там амфитамина или эфедрона, потребители наркотиков по всей стране ежегодно дают возможность наркомафии (по самым скромным подсчетам) получать по пять-шесть миллиардов долларов прибыли.
Наркотики распространяются в открытую. Безнаказанность наркобизнеса легко покупается все теми же миллиардами. Специалисты, изучающие проблему, утверждают, что значительное количество милицейских чинов и других должностных лиц постоянно работают "в доле" с наркомафией или, точнее, находятся у нее на содержании. Репрессивные усилия имеют скорее формально-демонстративный характер и направляются, в основном, против тех, кто приобретает и хранит наркотики "без цели сбыта", - то есть против потребителей. Между тем даже мелкие розничные торговцы, садятся на скамью подсудимых куда реже, дельцы же оптового рынка практически никогда не привлекаются к ответственности. Что же касается крупных менеджеров нелегального рынка, то о них вообще ничего не известно общественности, и мы не знаем, известно ли о них что-либо правоохранительным органам.
Вместе с тем, представляя себе общий размах наркорынка в стране, можно с большим основанием предполагать, что люди, его контролирующие, значительно более могущественны, чем те, кто контролирует легальные рынки, – скажем, рынок нефти, газа или алюминия (если это уже не одни и те же люди). При российском размахе коррупции и теневых экономических отношений нет даже необходимости специально "отмывать" грязные деньги. Не выводя капиталы в легальный оборот, на них можно купить и заводы, и нефтяные компании, и рудные месторождения, и, что самое важное (а для нас – самое тревожное), купить участие в законодательных и исполнительных органах, в управлении регионами, экономическими отраслями, армией и т.д. То есть, в конечном счете, купить участие в решении судеб страны в целом.
России угрожает оккупация наркомафией. Мы можем согласиться, что представление о единой криминальной организации, контролирующей весь наркорынок, весьма условно и вряд ли соответствует действительности. Но оттого, что мафия не одна, а их пять-шесть, и контролируют они не только рынок наркотиков, но еще и другие нелегальные и легальные рынки, нам не легче. Более существенно значение других чисел: если темпы развития наркобизнеса в России в ближайшие пять-семь лет сохранятся, то количество тяжелых наркоманов в стране достигнет десяти миллионов, а прибыли наркобизнеса превысят уровень госбюджета. При таком развитии событий не следует относить к разряду фантастических антиутопий вероятность, что государственная власть (а вместе с ней – армия и прочие силовые ведомства), окажется под контролем тех сил, которые сейчас распоряжаются рынком наркотиков.
О том, каким окажется политический облик тех, кто воспользуется результатами полной наркотизации страны (или кто ее спровоцирует), оставим размышлять политологам или специалистам по мировой геополитике. Но одно очевидно: в политике восторжествуют уголовные порядки, которые впрочем, могут (и обязательно будут!) прикрываться какими-нибудь популярными лозунгами (может быть, даже с решительной антинаркотической фразеологией). Нет сомнения, что в стране с десятью миллионами наркоманов любому безумному диктатору, поддержанному наркомафией, гарантирован политический успех.

2. Специалисты в растерянности
Все, о чем сказано выше, хорошо известно и ученым, и политикам, и работникам правоохранительных органов. Не известно только, что надо делать, чтобы спасти страну. Все сколько-нибудь конструктивные идеи, которые высказываются на различных (впрочем, весьма редких и узких) совещаниях и конференциях, сведены к трем основным: первая - ужесточить наказание (вплоть до смертной казни); вторая – увеличить штаты правоохранительных органов и создать специальные подразделения по борьбе с коррупцией вообще и наркокоррупцией, в частности; и третья – направить больше бюджетных денег на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и на антинаркотическую пропаганду. Меры, казалось бы, полезные. Однако в других выступлениях на тех же конференциях и совещаниях выясняется, что ни одна из них или не даст результата, или в принципе не может быть реализована.
Действительно, ужесточение наказания может быть эффективно только, если наказание будет неотвратимо и направлено против тех, кто играет ключевые роли в общей системе наркобизнеса. Если же сейчас наркоделец даже среднего уровня может откупиться от угрозы тюремного заключения, то затратив чуть больше денег (а их у него – не меряно), он и от смертной казни откупится. Ну, разве что милиция и судьи "заработают" несколько больше, чем сегодня. Впрочем, этого дельца еще и не поймают никогда, да и ловить не будут. Законы можно изменить, но милиция-то еще годы и десятилетия останется та же, напоминают скептики… Чтобы увеличивать штаты и создавать специальные подразделения, во-первых, в бюджете нет денег, а во-вторых, опять-таки нет никаких гарантий, что и эти специальные подразделения не будут куплены наркомафией, которая уже сегодня способна тратить на подкуп должностных лиц по всей стране два-три миллиарда долларов в год (то есть значительно больше, чем из бюджета тратится на зарплату работникам правоохранительных органов)… И уж, конечно же, правительству неоткуда взять деньги на расширение антинаркотической пропаганды.
Людей, предлагающих крутые меры, нельзя обвинить в незнании дела. Все их предложения вполне соотносятся с мировым опытом борьбы с наркобизнесом. Например, близкая по сути политика реализовывалась в последние годы в США, - и, вроде бы, рост числа наркоманов там приостановился и спрос на наркотики несколько снизился. Еще даже и смертной казни вводить не потребовалось. Но то, что хорошо в Америке, невозможно повторить у нас в стране: у нас нет тех пятнадцати-семнадцати миллиардов долларов, которые тратятся там ежегодно на антинаркотические программы. Нет и тех правоохранительных и судебных органов с их высоким общественным престижем. А значит, для того, чтобы страна не погибла, мы обязаны рассмотреть какие-то иные подходы к решению проблемы – и такие подходы есть.

3. Если нелегальный рынок нельзя подавить, его следует легализовать
Экономическая наука знает: чем круче репрессии, тем выше норма прибыли в запрещенном бизнесе, тем больше денег могут подпольные миллиардеры вкладывать в инновации в своей отрасли, сводя эффективность запретительных мер к минимуму. (Кстати, знание этого парадоксального закона позволяет некоторым специалистам скептически оценивать даже и нынешние американские успехи, считая их временными, а потому и неоправданно дорогими.)
С точки зрения экономической теории, наиболее простой способ покончить с наркобизнесом – снять запрет с рынка наркотиков. В этом случае наркотики низводятся до уровня, скажем, табачной продукции, - соответственными будут и цены, и прибыли производителей. Считается, что хотя легализация, по крайней мере, на первых порах, не снизит число наркоманов, но зато значительно сократит общественные потери и сильно ударит по могуществу наркомафии. Дискуссия о возможности легализации продолжается на Западе уже не первое десятилетие. Однако нигде в мире идеи эти пока не реализованы (если не считать робких, половинчатых и потому малоэффективных экспериментов в Голландии). Возможные последствия легализации все еще плохо просчитаны, и пока у западных государств есть возможность противостоять наркобизнесу силовыми методами, люди предпочитают не рисковать.
В России же, хотя силовые методы не дают и, видимо, не дадут ощутимого результата, об отмене запрета вообще не говорит никто нигде и никогда. Надо полагать, что дело не только в характерной для большинства наших сограждан приверженности к морально-репрессивном методам решения общественных проблем. Дело еще и в том, что политика легализации в том виде, как она предлагается на Западе, для нас заведомо не приемлема. Западными приверженцами легализации она понимается как синоним либерализации, как разрешение свободного, конкурентного рынка. К чему может привести конкурентный рынок подобного товара в России, мы хорошо видели (да и теперь еще продолжаем наблюдать) на примере рынка алкоголя, с его миллионами декалитров нелегальной, "паленой" водки и миллиардами рублей черного нала.
Вместе с тем исторический опыт государственных манипуляций с рынком алкоголя, неэффективность различного рода ограничительных мер и "сухих законов" (включая сюда и приснопамятную "антиалкогольную кампанию") как раз и не позволяет напрочь отвернуться от идеи легализации наркотиков. Если наиболее эффективной политикой в отношении рынка алкоголя считается не запрет, но строгий государственный контроль, то, может быть, в этом же направлении стоит искать и спасительную программу действий в отношении рынка наркотиков?

4. Государственная монополия как средство спасения
Похоже, сегодня для государства российского есть только одна возможность не подпасть под полное влияние хозяев наркобизнеса: для этого следует снять запрет с рынка наркотиков и взять его под свой, государственный контроль, самому стать его полным хозяином. Политика подобного рода не означала бы легализации наркобизнеса, как она понимается западными либералами. Речь, собственно, идет лишь о снятии запрета с права покупать и потреблять наркотики. Но монопольное право производить и продавать этот гибельный "товар" государство должно оставить за собой.
Не трудно предвидеть, что уже с первых же слов это предложение вызовет бурю нравственного протеста: как это государство будет само (и по ценам ниже нынешних) отдавать наркотики в руки гибнущих детей и подростков. Понимая всю трагедию тех, кого трясина засасывает у нас на виду, и прямо глядя в глаза их близким, мы все-таки должны иметь мужество признать, что легализация и государственный контроль - это как раз единственная сегодня возможность спасти детей и подростков.
Экономические интересы наркомафии являются весьма существенной, если вообще не основной причиной нынешней наркотизации России. Дельцы от наркобизнеса заботливо выращивают наркоманов, не только снабжая их первыми бесплатными дозами, но и формируя определенный пропагандистский фон в молодежной среде. Одно только пресечение этого агрессивного маркетинг способно, если и не остановить, то значительно замедлить рост числа наркоманов. Однако, мало этого, вытеснение нелегального бизнеса с рынка наркотиков может дать государству значительные ресурсы и для расширения сети лечебных и профилактических учреждений, и для организации широкой антинаркотической пропаганды, и для усиления репрессий против той же наркомафии, которая, понятное дело, будет до последнего драться за место под солнцем и за сохранение собственных прибылей. Заметим, что при коррумпированном государственном аппарате это, видимо, будет удаваться ей еще достаточно долго, тем более, что от имени государства-монополиста на рынке будут действовать все те же коррумпированные чиновники.
Однако, напомним еще раз, что речь идет не о легализации наркотиков как таковой, а о комплексной программе мер, в которую должны войти:
- легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков (включая героин, кокаин и т.д.);
- ведение государственной монополии на производство и продажу наркотических средств;
- всемерное ужесточение санкций против незаконного оборота наркотиков;
- расширение и укрепление подразделений правоохранительных органов, предназначенных для борьбы с незаконным оборотом наркотиков (и прежде всего значительное, в десятки, если не в сотни раз увеличение финансирования);
- решительная активизация антинаркотической пропаганды с широким привлечением общественности;
- создание и поддержка широкой сети лечебных и реабилитационных учреждений для наркоманов;
- активизация научных исследований с целью поиска лекарственных и других медицинских средств для борьбы с наркоманией;
- организация исследований социальных причин и последствий наркомании.
Деньги для реализации этой программы как раз и должен дать государственный контроль над рынком наркотиков, государственная монополия. И стоит еще раз подчеркнуть, что речь идет о комплексной программе, каждый пункт которой может быть эффективно реализован только, если будут приняты к исполнению и все остальные. Понятно, что перед нами лишь начальные подступы к выработке комплексных мер против наркомании и наркобизнеса в России, и уже сейчас очевидны значительные трудности в их реализации (а трудностей, по всей вероятности, значительно больше, чем видно на первый взгляд). Но как бы ни была сложна задача, такая программа в кратчайшие сроки должна быть выработана специалистами и подвергнута широкому общественному обсуждению.

Об авторе:
Лев Михайлович Тимофеев
(letim@rsuh.ru) - директор Центра по изучению нелегальной экономической деятельности (РГГУ, Москва)

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100