Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Немного "фактуры"

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Технология группы > Немного "фактуры"

Эту главу, в принципе, можно и не читать - разве что для самопроверки и дополнительного общего развития. Нам же текст ее кажется интересным тем, что, во-первых, он как бы вбирает в себя материал всех предыдущих глав, но, если в них мы препарировали жизнь группы, здесь дается попытка более целостной ее экспозиции и тут же - попытка анализа, что называется, осмысления ее. Во-вторых, материал, как нам кажется, отличается узнаваемостью и может показаться "родным".

Собственно, это не что иное, как пример из столь милой нашему сердцу практики. Основан он на наблюдениях авторов за жизнью реальной группы, однако не является достоверным и точным ее описанием. Исходя из жанра настоящей работы, многие вещи мы упрощаем, описываем очень приближенно, а из этических соображений вынуждены о чем-то умалчивать, а что-то изменять. Поэтому просим рассматривать его не как историческую хронологию, а как демонстрационный макет.

В начале 80-х годов познакомились и подружились несколько молодых семей, живущих в одном микрорайоне одной из российских столиц. В каждой семье было по двое или больше детей возрастом до 2 лет. Сначала они случайно встречались на улице, гуляя с подрастающим поколением, а потом стали собираться и беседовать о нем в квартире одной из семей.

С этого момента можно говорить о неформальной группе, так как у них появился центр объединения, в данном случае - квартира как место сборов. Эту группу можно классифицировать так: Х - педагогика, педология, педиатрия; Y - общественное объединение, управление коллегиальное, либеральное, Z - "клуб общения", Int-группа.

В их встречах стал участвовать знакомый одной из семей, спортивный врач и ученый. Назовем его Виктором. Он поделился с группой своими идеями о приобщении детей к физической культуре с раннего возраста, и члены группы решили воспитывать свое потомство по его методикам. Но для этого было необходимо специальное оборудование: домашний гимнастический комплекс и домашний бассейн для обучения плаванию, нечто вроде очень большой ванны. Группа занялась кустарным изготовлением таких приспособлений для своих квартир.

Она осталась Int-группой, но стала уже не "клубом общения", а гибридом "клуба любителей" и "творческого клуба", так как стала заниматься деятельностью. Это очень характерный момент, на основании которого можно строить прогноз: группа развивается в направлении удовлетворения высших потребностей своих членов. Она может впоследствии стать Ext-группой. Поскольку деятельность в сфере материального производства почти невозможна без управления, в группе стали складываться демократические процедуры и проявились лидеры. Таким образом, классификация ее на третьем месяце жизни стала такой: X - педагогика, физическая культура, педология, педиатрия, столярное и слесарное дело; Y - общественное объединение, управление коллегиальное, демократическое; Z - "клуб любителей - творческий клуб", Int-группа.

Когда в квартирах членов группы появились гимнастические комплексы, об этом узнали соседи и друзья семей, многим из которых настолько понравилась методика Виктора, что они захотели к ней приобщиться. Тогда группа составила график, по которому каждая семья, имеющая комплекс, принимала у себя детей из других семей и проводила с ними занятия. Кроме того, группа стала изготавливать и размножать чертежи гимнастических комплексов и бассейнов и раздавать их желающим. Все это, естественно, делалось бесплатно.

Итак, у нее появилась внешняя деятельность, которая пока занимает небольшой процент группового времени (Ext=15%), так что группу мы по-прежнему классифицируем как Int-тип. Но этот момент очень важен для прогноза: энергетика группы растет, она движется к осуществлению деятельности на благо других людей. Необходимо заметить, что в подсчетах мы учитываем только групповое время, то есть, время ее членов, проведенное ими в "штатном" помещении или координируемое органами ее управления. Например, если кто-то из членов группы получил от ее руководителя задание изготовить чертежи, то время, затраченное им на это, мы относим к групповому. Очевидно, что у каждого члена группы есть основная работа, семейные обязанности, личные дела, и групповое время занимает лишь часть его досуга.

Через полтора года после первой встречи на квартире группе удалось получить для своей деятельности помещение в доме культуры и статус "семейного клуба", то есть, она стала легальной. Она организовала информационно-методический центр, в котором были данные о семьях, желающих воспитывать детей по методике Виктора. Когда в той или иной семье дети подрастали и надобность в оборудовании отпадала, оно передавалось другой семье; координировал же его распределение информационный центр. Также было налажено кустарное производство комплексов, причем, бедным семьям оборудование предоставляли в пользование бесплатно. Члены группы организовали специальный театр, в котором играли и дети и родители. Они ездили с этим театром и пропагандировали здоровый образ жизни, демонстрируя в спектаклях физическое и нравственное здоровье детей6 развивающихся по методикам, принятым в клубе. По примеру этой группы стали возникать и другие семейные клубы. Это приняло характер небольшого общественного движения, координирующим центром которого стала описываемая нами группа.

Теперь внешняя деятельность занимает до 90% группового времени, и ее можно классифицировать как группу действия - Ext-группу.

Через три года после первой встречи на квартире группа решила заняться реорганизацией своей структуры и форм деятельности для того, чтобы все это усовершенствовать и улучшить. Члены клуба стали подолгу обсуждать новую структуру, формировать органы демократического управления, придумывать новые виды будущей деятельности. Обсуждались также вопросы методики Виктора, так как у членов группы появились идеи по ее совершенствованию.

Часть группового времени, используемого ранее для внешней деятельности, теперь расходуется на внутреннюю, и хотя мы по-прежнему классифицируем ее как Ext-группу, новый коэффициент Ext=70% характеризует тенденцию к свертыванию внешней деятельности.

К сожалению, группа не смогла выработать общую политику и прийти к единым взглядам на методику Виктора. Более того, часть ее стала считать и методику, и деятельность группы в целом вредной для здоровья детей, по поводу чего возник конфликт. В течение нескольких месяцев группа занималась выяснением отношений. Поскольку члены ее утратили возможность взаимодействия, все прежние работы оказались блокированными.

Внешняя деятельность прекратилась полностью. На этом этапе группу можно классифицировать следующим образом: X - педагогика, физическая культура, педология, педиатрия; Y - общественная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z - "клуб общения", Int-группа.

Клуб распался на несколько групп, одна из которых осталась в прежнем помещении. Именно ее мы условно считаем правопреемницей клуба и продолжаем наблюдать.

Прошло семь лет с момента первой встречи на квартире. Сферы интересов группы не изменились, однако, внешней деятельности стало на порядок меньше, по сравнению с третьим годом жизни. Например, тогда представлений театра было около 25, причем, более половины на выезде; теперь же - 5, и все - "дома". Группа помногу обсуждает методические вопросы, планы работы и другие проблемы. В частности, воспоминания о былом конфликте поглощают не менее 25% группового времени.

Внешняя деятельность существует, но занимает не более 20% группового времени. На этом этапе мы классифицируем группу так: X - педагогика, физическая культура, педология, педиатрия; Y - общественная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z - "клуб общения", Ext=20% .

Помнится, в гл. V-й мы писали, сколь осторожно надо обращаться с ярлыками. Здесь очень хорошо видно, как менялась группа на протяжении непродолжительного вроде бы периода, что вызывало эти изменения, насколько закономерны, объективны и предсказуемы были трансформации. Если бы мы добавили к этому результаты социометрических и др. замеров, можно было бы с большей точностью определять, скажем, степень влияния на группу того или иного ее члена, наблюдать за формированием новых лидеров, предсказывать, какие (и поименно, и ментально) группы могут образоваться в результате раскола, квалифицировать назревающие конфликты и известными способами снижать их остроту.

Будем надеяться, дорогой практик, что наш скромный опус помог тебе лучше систематизировать твои богатые жизненные наблюдения, и уж твоя-то группа будет непременно благополучной.


Другие интересные материалы:
Уровень и модели употребления наркотиков подростками.
"Представленные материалы получены на...

Проблема подростковой девиантности в...
Биопсихосоциальная модель шизофрении
Автор, рассматривая шизофрению как...

А. Коцюбинский Отнесение шизофрении...
Состояние наркологической помощи в Российской Федерации, учтенная распространенность и первичная заболеваемость населения Российской Федерации психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением употреблением психоактивных веществ, в 2016-2017 годах
Наркологическая статистика Российской...

Кодекс профессиональной этики психиатра
Более 10 лет назад был принят Кодекс...

Принят на Пленуме Правления Российского...
Методы оценки эффективности лечения героиновой зависимости, на опыте Финляндии (и других стран)
Доклад на международной конференции,...

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт