Национальный институт наркологии США
Национальный институт здоровья

Книга для учителя

Стимуляторы

Вспомогательная информация

Кокаин, крэк, амфетамин, кофеин – вещества, повышающие активность спинного и головного мозга. Это, в свою очередь, заставляет сердце биться быстрее, увеличивает кровяное давление и ускоряет метаболизм. Стимуляторы часто делают человека более разговорчивым и взволнованным, доставляют приятное возбуждение.

Употребление кокаина и других стимуляторов заставляет сердце работать очень интенсивно, сужает кровеносные сосуды, сокращая приток крови и кислорода к сердцу, что ослабляет сердечную мышцу. Даже профессиональные атлеты, чье тело было безупречным, становились жертвами кокаина, приводившего к отказу сердца. Ученые до сих пор не знают, как определить тех, кто более подвержен таким воздействиям.

Механизм воздействия

Попадая в кругооборот удовольствия, кокаин предотвращает возвращение медиатора дофамина в нервную клетку. Обычно, нейроны, являющиеся частью кругооборота удовольствия, выпускают дофамин, который пересекает синапс и стимулирует другой нейрон в этом кругообороте. Когда это произошло, дофамин забирается молекулярным перевозчиком и относится обратно в родной нейрон. Кокаин, прикрепляясь к перевозчику, не дает ему увозить дофамин. Происходит перенаполнение синапса дофамином, что и обусловливает огромное чувство удовольствия и даже эйфории. Избыток дофамина в синапсе приводит к тому, что нейроны начинают производить меньше дофаминовых рецепторов. Это называется непосредственное (прямое) регулирование (down regulation). После того, как кокаин более не принимается и уровень дофамина нормализуется (то есть снижается), меньшее количество дофаминовых рецепторов становится недостаточным для активирования нервной клетки. Возникает огромное желание, жажда принять наркотик (craving), что приведет к возвращению прежнего уровня дофамина. Кокаин также прикрепляется к перевозчикам других медиаторов, включая серотонин и норпинефрин, блокируя и их перевозку. Ученые до сих пор не владеют достоверной информацией об эффектах кокаинового воздействия на эти медиаторы.

Также обнаружено, что кокаин воздействует на предлобовую часть коры головного мозга и амигдалу, которые отвечают за память и способность запоминать. Установлена связь между амигдалой и эмоциональными аспектами памяти. Исследователи полагают, что часть нервной системы, включающая эти участки мозга, реагирует на внешние условия и активирует воспоминания, и это обусловливает биохимические изменения, ведущие к жажде кокаина.

Амфетамины, такие как метамфетамин, также воздействуют на кругооборот удовольствия путем изменения уровней определенных медиаторов, присутствующие в синапсе, но их механизм отличается от кокаинового. Химически метамфетамин схож с амфетамином, но он производит более сильные эффекты в мозге. Метамфетамин также химически близок к дофамину и другому медиатору норпинефрину. Он заставляет эти медиаторы выпускаться в синапс в нескольких областях мозга: nucleus accumbens, предлобовая часть коры и stiatum, область мозга, отвечающая за движение. Метамфетамин попадает в нервные окончания путем прямого проникновения через мембраны. Его также приносят перевозчики, которые обычно перевозят дофамин или норпинефрин. Далее метамфетамин проникает в пузырьки, содержащие дофамин и норпинефрин, и приводит к выпуску этих медиаторов. Излишек дофамина и норпинефрина обычно поглощается ферментами клетки, но метамфетамин блокирует это действие. Эти избыточные медиаторы выносятся транспортерами (перевозчиками) из нервной клетки в синапс. Там высокая концентрация дофамина обусловливает чувство удовольствия и эйфории. Избыточный норпинефрин может быть причиной тревоги и отсутствия усталости.

Метамфетамин может воздействовать на мозг и другими путями. Он может привести к церебральной эдеме (edema), кровоизлиянию в мозг, параное и галлюцинациям. Некоторые эффекты могут длиться довольно долго и даже сохраниться навсегда. Исследования с лабораторными животными продемонстрировали, что прием одной большой дозы метамфетамина или длительное использование низких доз разрушает до 50% нейронов, производящих дофамин, в некоторых частях мозга. Эффекты хронических потребителей метамфетамина продолжают изучаться. Хотя вред от длительного употребления метамфетамина может сразу и не проявиться у человека, ученые полагают, что прогрессирующее снижение числа нейронов, производящих дофамин, может привести к симптомам болезни Паркинсона.

Метамфетамин также оказывает широкое воздействие и на другие части организма: он повышает кровяное давление, является причиной аритмии, болей в груди, учащенности дыхания, тошноты, рвоты и диареи. Также может повыситься температура тела, что приводит к летальному исходу при передозировке.

Следующие занятия, использованные совместно с серией по стимуляторам, помогут объяснить студентам как эти вещества влияют на мозг и тело.

Цель

Стимуляторы. Занятие 1.

Студенты узнают как кокаин воздействует на нейротрансмиссию в мезолимбическо-дофаминовой системе, иногда называемой центром удовольствия.

Напомните студентам, что кокаин активирует центр удовольствия мозга, который включает ствол головного мозга, лимбическую систему, лобную часть коры головного мозга. Предложите студентам создать цветную диаграмму, пометив важные части и сделав краткие описания разных структур.

 Цель

Стимуляторы. Занятие 2.

Студенты узнают, как дофамин связан с чувством удовольствия и как стимуляторы влияют на возврат дофамина в нервную клетку.

Опишите, как кокаин в результате сокращает удовольствие, влияя на возврат дофамина. Разбейте студентов на группы. Предложите им написать сценарий, а затем разыграть этот процесс по ролям: нейроны, кокаин, транспортеры, рецепторы, дофамин, удовольствие и зависимость.

 Цель

Стимуляторы. Занятие 3.

Студенты узнают и поделятся интересной и необычной информацией о воздействии кокаина, амфетамина и кофеина на мозг и поведение.

Поделите студентов на три группы: кокаин, амфетамин и кофеин и предложите каждой группе задание по исследованию их наркотика для создания постера о нем “Знаешь ли ты?” Каждой группе нужно найти какую-то “удивительную” информацию. Попросите включить в каждый постер минимум 10 новых или необычных фактов. Студенты могут пользоваться библиотекой, интернетом, мультимедийными материалами и другими ресурсами. Затем они соберутся и оформят все это графически. Когда все будет готово, проведите презентацию.

Назад В начало Дальше

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100