Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

“Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру"”...

И. Финько, С. Кривцова

Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру".

Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны? "Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий" (Е.Л. Доценко. Манипуляция: психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993.№4.с. 137). В процессе конструирования определения автор указывает на необходимость выделения намерения как ядра манипу-лятивной попытки: "...стремление отправителя воздействия непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ" (там же).

Манипулятивное поведение рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др. Как правило, большее внимание уделялось вопросам классификации и определения, а также вариантам объяснения этого феномена, чем методическим аспектам обучения сопротивлению манипулирования.

Манипулирование в подростковой среде

В своей работе школьный психолог сталкивается с проблемами, которые связаны с неконструктивным поведением. Одним из них является манипулятивное поведение в подростковой среде.

Подростки используют достаточно жесткие манипулятивные приемы.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у них еще не достаточно сформированы, это может быть связано с тем, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Возрастные особенности тинэйджеров описаны в трудах Д.И.Фельдштейна, И.С. Кона, Э. Эриксона, X. Ремшмидта. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования.

Кратко опишем основные моменты, которые стоит учитывать при создании коррекционных программ, цель которых - научить подростков сопротивляться манипулированию собой.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я", т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный "образ Я", тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Другой фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер (Р. Берне, 1986. с. 35-37).

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.

В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие будет выглядеть в глазах окружающих.

Поскольку манипуляция - скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что не каждый взрослый может защитить себя и не испытывать негативных эмоций. Старшеклассники находятся в возрасте, основная особенность которого - повышенное стремление к необоснованному риску (В. Петровский, Б. Мастеров). Поэтому манипулирования друг другом несколько отличаются от манипуляций взрослых. Одним из жестких приемов является достаточно распространенный "а слабо", который можно расшифровать примерно так: "Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это...". Проблемными являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими: "С такой рожей, как у тебя, только на девочек засматриваться". Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизация, наркотики, сексуальные отношения. В этом возрасте также начинают проявляться и межполовые манипуляции, которые могут быть связаны с сексуальным принуждением, с давлением ("доказать любовь" и т. д.). Сильнее всего страдают от манипуляции отношения построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

Процесс группового давления

Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин "групповое давление".

Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих "сбежать": "Ты будешь предателем!", “Ты боишься! Ты трус!", "Ну ,что тебе трудно, что ли?", "Если ты настоящий друг...", и т.п. Или такой вариант - группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: "Ну ты что, слабак? Девчонка?" "Ты маменькин сынок!". Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: “Ну что ты ломаешься? " "Видишь, все общество тебя уговаривает", "Мы же всегда все делали вместе!", “Мы без тебя не можем, не хотим, не отрывайся от общества!", "Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!" и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой - подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: "И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода". Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Программы психологической помощи должны учитывать механизмы группового давления. Они могут стать предметом анализа и обсуждения в группе на занятиях с психологом.

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, подчеркнутое внимание, похвала и т. д. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: "Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать..." и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: "Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне". Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу “не такой, как все”) и свободное, осознанное отвер-жение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль "козла отпущения" или "аутсайдера". Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (Битянова М.Р.,1994). С социально-психологической точки зрения принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм - в общении со взрослыми. (Негативизм - это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, отрицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы. В действительности негативизм - это не противопоставление конформности, не подлинная независимость. Скорее, это "конформность наоборот", потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности.) Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание "быть как все".

Одна из разновидностей давления - подражание окружающим, психическое заражение ("стадное чувство"). Человек "заражается" эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.

На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

Программа “Как сказать “нет” и не потерять друзей” (сопротивление давлению группы сверстников)

Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивное поведения.

Цели программы:

  • научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях,
  • познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности;
  • обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.

Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и половым связям, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников.

Возраст учеников: 13-17 лет

Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно “разогретая”.

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания

Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения

Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим. Например, ситуации, когда подростки на “слабо” делают что-то опасное для жизни и здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, “уколоться”, “раскурить косячок”, пойти на сомнительную вечеринку и т.п. Темы конфликтов традиционные: СЕКС, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ.

Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными группой.

Ошибки спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя: смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения. Обсуждение проблемы.

Тема 2. Три базовых права личности

Три права каждого:

1. Право делать то, что для тебя лучше.

2. Право самому выбирать.

3. Право переменить решение.

Групповая дискуссия на данную тему.

Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав.

Тема 3. Пять техник конструктивного сопротивления

(Техники даются по мере усиления давления).

1. немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте “уважительных” причин;

2. повторяйте свое “нет” вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;

3. поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: “Почему ты на меня давишь?”;

4. откажитесь продолжать разговор: “Я не хочу об этом больше говорить”;

5. предложите компромисс или альтернативный вариант.

Выполнение упражнений на овладение навыками, проигрывание ситуаций с дублерами.

Тема 4. Решительное поведение в реальной жизни

Признаки решительного поведения. Позы и мимика, язык тела. Интонации, взгляды и жесты.

Просмотр видеофрагментов.

Дискуссия о широте применения данного метода. Обмен личным опытом участников.

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.,1988.
  2. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. - С.-Петербург, 1994
  3. Р. Берне. Развитие "Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.,1986. с. 35 - 37.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение, 1987.
  6. Добрович А.Б. Общение : наука и искусство. - М., 1978.
  7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. /Психологический журнал. Т14 N4, 1993., с.132-138
  8. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! - С.- Петербург, 1995.
  9. Кле М. Психология подростка. - М., 1989.
  10. Кон И. С. Открытие "Я". - М., 1978, с. 55 - 58, 72.
  11. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. - М., Знание, 1966
  12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1979
  13. Кузьмина Е.И. Психология свободы. - М., МГУ,1994
  14. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,1972
  15. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников./Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. - Ульяновск, 1997
  16. Мудрик А.В. Общение школьников. - М., Знание, 1987
  17. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979
  18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.,ЛГУ,1989
  19. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.,1987 с. 76-80.
  20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир,1994
  21. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983
  22. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. Т2 N2(4) 1994,с.25-32)
  23. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - М., Бахрах, 1996
  24. Трубицына Л. В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. - М.,1993.
  25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., Педагогика,1989
  26. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - Душанбе, 1973.
  27. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - под ред. Дубровиной И.В. - М., Педагогика, 1987
  28. Шостром Э. Человек-манипулятор. - М., 1994.

Другие интересные материалы:
Сценарии привлечения к потреблению наркотиков
"Подростка, не обладающего четкой...

Способы вовлечения подростков и молодежи...
Психопатология героического прошлого и будущие поколения
"Проблема социально-психологической...

Как известно, психическое развитие...
Наркопотребление и ВИЧ инфекция
Тенденции изменения структуры...

В настоящее время мир переживает...
Деструктивные социальные эпидемии: опыт системного исследования
Видеоматериалы Всероссийской...

Предлагаем вашему вниманию видеозапись...
Реальность междисциплинарного подхода к проблеме наркологических расстройств.
Доклад на Всероссийской...

Тут описание This text will be replaced var so =...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт