Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Что такое бред?
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





www.pirotehnika.spb.ru

Интернет-магазин фейерверков. Проведение фейерверков

pirotehnika.spb.ru

Сдам в аренду место

Продажа и аренда квартир, новостроек, коттеджей и др

shopdental.ru

Триггеры к употреблению ПАВ и методы психотерапии

 


> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Триггеры к употреблению ПАВ и методы психотерапии

В данной статье представлена концепция влияния триггеров на аддиктивное влечение к употреблению ПАВ в рамках когнитивно-поведенческого подхода. Описаны методы работы с наркозависимыми пациентами, приведены образцы специальных таблиц и бланков облегчающих реализацию данного подхода на практике. Ключевые слова: наркотическая зависимость, триггер, аддиктивное влечение, методы психотерапии.

Д. Автономов, Т. Дегтярева

Понятие «триггер» (англ. «trigger» в значении существительного «собачка, защёлка, спусковой крючок – в общем смысле, приводящий нечто в действие элемент»; в значении глагола «приводить в действие») имеет несколько смыслов. В данной статье мы рассмотрим это понятие в контексте употребления психоактивных веществ (ПАВ) и зависимости от них.

К счастью, наркотическая зависимость не является неизбежным результатом употребления наркотиков. Употребление наркотиков необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы стать «наркоманом». Согласно анализу данных, полученных Warner L.A. с коллегами (1995), среди американцев в возрасте от 15 до 54 лет распространенность употребления нелегальных наркотиков (марихуаны/гашиша, кокаина/крэка, героина, галлюциногенов) и не медицинского использования рецептурных психотропных препаратов (снотворных, транквилизаторов, стимуляторов, анальгетиков) оставляет 51,0%. Больше половины респондентов в выборке являлись наркопотребителями, то есть употребляли хотя бы один из вышеуказанных препаратов, в какой-либо момент своей жизни. А 15,4% употребляли психоактивные вещества в течение последних 12 месяцев. В среднем, менее чем у 20% потребителей запрещенных наркотиков развивается наркотическая зависимость, и они переходят в категорию «проблемных» наркопотребителей. Этот процент зависит от вида наркотика, степени его «чистоты», способа употребления и многих других факторов (UNODC, 2012). Несмотря на это некоторые люди вследствие особенностей личной истории и/или наследственной предрасположенности особенно уязвимы к тому, чтобы незаметно для себя перейти от экспериментирования с психоактивными веществами к регулярному употреблению, а затем и к систематическому проблемному употреблению и наркотической зависимости. Прием ПАВ позволяет им получить определенные положительные эффекты и/или дает возможность преодолеть негативные состояния. Повторение приема закрепляет у таких людей привычку решать свои внутренние и внешние проблемы химическим путем. Употребление наркотиков превращается из попытки получить удовольствие в деятельность направленную на то, чтобы избежать болезненной абстиненции (Nutt, 2012). Так образуется замкнутый круг наркозависимости из которого человеку очень сложно самостоятельно выйти.

Рисунок №1. Как употребление наркотиков превращается из попытки получить удовольствие в деятельность направленную на то, чтобы избежать болезненной абстиненции.

http://psyjournal.ru/psyjournal/img/ris1avt.jpg 

Синдром наркотической зависимости понимается, как психическое и поведенческое расстройство, поддающееся лечению, но склонное к рецидивам. По данным Илюка Р.Д. с коллегами (2012), до 90% наркозависимых [от опиатов], прошедших однократный курс стационарного лечения, в течение года возобновляют неконтролируемое употребление наркотиков. Кроме того, регистрируется высокая повторная обращаемость за стационарной помощью – более 70% больных поступают на лечение несколько раз в год. Ввиду этого актуальным представляется развитие мультимодальных подходов по осуществлению преемственности лечения, профилактике срывов, рецидивов и повторных госпитализаций. Рецидивирующий характер наркотической зависимости побуждает к развитию и внедрению ресурсосберегающих технологий лечения и реабилитации, осуществляемых специалистами – врачами психиатрами-наркологами, врачами-психотерапевтами и медицинскими психологами, в том числе на уровне дневного стационара и индивидуального амбулаторного приема. Целью этого этапа лечения заключается в том, чтобы обеспечить преемственность терапии и предотвратить возвращение пациента, у которого купирован синдром отмены к новому рецидиву заболевания. Задача специалиста состоит в том, чтобы укрепить мотивацию на выздоровление, сформировать устойчивый психотерапевтический альянс, научить пациента как избегать ситуаций высокого риска срыва и тому, как сдерживать свои позывы к употреблению ПАВ. Мероприятия по предотвращению срывов и рецидивов включают в себя научно обоснованную фармакотерапию, психотерапию, психокоррекционную психологическую помощь и социальную работу. Для осуществления этой цели, как нельзя лучше, подходят когнитивно-поведенческие вмешательства, которые представляют собой комплекс структурированных методик, основных на теории социального научения, необходимых для изменения поведения, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами. Эти методики включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, баланс действий и последствий, выявление триггеров, борьбу с аддиктивным влечением (тягой), когнитивное реструктурирование, техники самопоощрения и самоконтроля, развитие навыков управления рисками, образом жизни и способами предупреждения рецидивов (Carroll, 1998, Jaffe, 1988, Marlatt & Gordon, 1985).

Под триггерами в контексте употребления психоактивных веществ понимается любые эмоциональные состояния и событийные факторы, которые способствуют активации у пациентов аддиктивного влечения (тяги) к употреблению ПАВ после периода воздержания [2, 4]. Взаимосвязь триггеров и аддиктивного влечения схематично выглядит следующим образом: «триггер» – «мысль» – «тяга» – «употребление ПАВ».

Рисунок №2. Взаимосвязь триггеров и аддиктивного влечения.

http://psyjournal.ru/psyjournal/img/ris2avt.jpg 

Основное предположение лежащее в основе когнитивно-поведеческой терапии (КПТ) состоит в том, что процессы социального обучения и научения играют важную роль в развитии и продолжении злоупотребления ПАВ. Зависимость понимается как поведенческий стереотип решения своих внутренних и внешних проблем посредством наркотиков, сформировавшийся в результате многократного повторения опыта. Это осознание может привести к пониманию двух перспектив: во-первых, какие конкретно потребности индивид пытается удовлетворить посредством приема наркотиков, и, во-вторых, какие навыки удовлетворения собственных потребностей нужно развить, чтобы субъект перестал полагаться исключительно на употребление ПАВ (Kadden, 1992, Marlatt & Gordon, 1985, Monti, 1989).

В своей практике, после установления контакта, определения цели лечения и проведения краткого мотивационного интервью мы обычно просим наших пациентов проанализировать свои последние три – четыре срыва. Для этой цели мы предлагаем воспользоваться таблицей, объясняем, как ее заполнять, взяв в качестве примера последний срыв или рецидив (Jaffe, 1988).

Таблица № 1. Функциональный анализ употребления ПАВ

Триггер

Мысли и чувства

Поведение

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Что побудило меня употребить

О чем я думал

Что я чувствовал

Что я делал

Что хорошего мне это дало

Что произошло плохого

Ретроспективный анализ срывов может помочь идентифицировать триггеры, проблемные сферы пациентов и ожидаемые ими эффекты от употребления ПАВ. Обычно в качестве триггера пациенты указывают внешние ситуации, такие как время суток, день недели, места, где индивид раньше покупал и употреблял наркотики, определенную обстановку, внешний вид наркотиков или предложение их приема. Триггеры включают в себя внутренние состояния, например эмоции (гнев, печаль, обида, тревога напряжение или наоборот чрезмерная радость), а также личностные состояния (негативное мышление, желание «проверить контроль» и др.), которые провоцировали употребление ПАВ у пациента до начала реабилитации. Однако подобное «аристотелевское» разделение на внутреннее и внешнее не отражает всю сложность и многообразие триггеров в их непростом взаимодействии. Epstein D.H. с коллегами (2009), выделял 12 триггеров запускающих аддиктивное влечение у пациентов зависимых от героина и кокаина: «Я почувствовал скуку»; «Я был зол или расстроен»; «Я чувствовал волнение, беспокойство или напряжение»; «Мне стало грустно»; «Я почувствовал, что окружающие критически настроены против меня»; «Я был в хорошем настроении и испытывал желание «отметить»; «Я почувствовал себя плохо, испытал боли или дискомфорт»; «Я увидел героин или кокаин»; «Кто-то предложил мне героин или кокаин»; «Я хотел проверить, что произойдет, если употреблю немного героина или кокаина»; «Я внезапно почувствовал искушение и соблазн употребить героин или кокаин»; «В течение прошедшего часа у меня на руках было 10 и более долларов наличными». Таким образом, триггеры к употреблению ПАВ весьма многообразны, включают в себя эмоциональные и физические состояния, межличностные контакты, особое напряжение в общении, определенные места и ситуации, включающие в себя социальное давление, наличие средств на покупку, некоторые виды деятельности (например: употребление алкоголя или чрезмерный труд), а также определенные мысли и убеждения (например: «я безнадежен», «я должен употребить», «от одного раза ничего не будет»).

Первоначальным этапом когнитивно-поведенческого вмешательства является психообразование и просвещение. Специалист подробно и доступным языком объясняет пациенту концепцию зависимого поведения и роль триггеров. Как правило, зная анамнез, врач может на примерах из жизни и истории болезни самого пациента продемонстрировать роль пусковых механизмов в активации тяги к употреблению ПАВ после эпизодов воздержания. Для наглядности разумно продемонстрировать наркозависимому простую схему, иллюстрирующую эту взаимосвязь. Специалист, описывая концепцию наркотической зависимости, делает акцент не на «заболевании», а на дисфункциональном поведении. Для облегчения понимания можно рассказать пациенту о роли триггеров в активации тяги на примере серии экспериментов академика И.П. Павлова по формированию условного рефлекса у подопытных животных. В качестве другого примера мы широко используем метафору противопехотной мины, в которой триггер – это детонатор инициирующий взрыв тяги. Продолжая эту метафору, мы говорим о навыках необходимых солдату, чтобы не угодить в ловушку и инструментах необходимых саперу, для того чтобы выявить, обойти стороной или нейтрализовать опасность. Такой подход может помочь минимизировать сопротивление пациентов и избежать стигматизации. Зависимость с точки зрения КПТ представляется как результат поведения, связанного с получением вознаграждения, которое стало привычным в результате повторения, тренировки, но которой можно научиться управлять. Затем пациентам предлагается попробовать самим определить факторы и состояния, провоцирующие употребление ими психоактивных веществ.

В качестве рабочего инструмента для выявления триггеров мы в своей психотерапевтической практике используем «Перечень триггеров», которые представляют собой модифицированную версию спусковых механизмов активации аддиктивного влечения предложенных в исследовании Epstein D.H. с коллегами (2009). «Перечень триггеров» представляет собой бланк, в котором перечислены 12 основных триггеров, которые запускают желание вернуться к употреблению наркотиков. Пациенту предлагается представить себе, что он прямо здесь и сейчас сталкивается с описанными в бланке состояниями или оказался в одной из следующих типов ситуаций. Мы просим максимально четко оценить, указав на шкале, от 1 до 100 степень своей уверенности в своих силах противостоять искушению употребить наркотики и чувствовать себя уверенно, оказавшись в одной из данных ситуаций. Также пациенту предлагается придумать и добавить к имеющемуся списку свой собственный пункт (ситуацию, состояние, чувство, мысль), который провоцирует у него появление или резкое усиление аддиктивного влечения.

После того, как триггеры были выявлены, следует совместно с пациентом оценить степень риска каждого триггера и составить индивидуальную карту ситуаций высокого риска, в котором триггеру будет присвоен ранг опасности (например: красный, оранжевый или желтый). Данные ситуации могут быть использованы специалистом в дальнейшей работе для организации тренинга совладания путем ролевого проигрывания ситуаций и составления рационального плана действий.

Пациенту дается домашние задание: он должен придумать и записать на листе бумаги план, как он будет избегать воздействия каждого конкретного триггера с учетом степени угрозы, который он несет. Этот план должен быть реалистичным и должен включать в себя альтернативные варианты поведения. Эти действия должны быть простыми, поведенческими и реализуемыми на практике, например: «Если я почувствую искушение употребить наркотики – я могу принять таблетку налтрексона и сходить на группу Анонимных Наркоманов». После совместного с пациентом разбора и обсуждения этого домашнего задания мы просим пациента разработать систему напоминаний – сделать из тонкого картона небольшие карточки, в которых будут кратко написаны основные триггеры, а также способы противостояния тяге и решения проблем без употребления наркотиков. Такие карточки мы рекомендуем пациенту всегда носить с собой, например, вместе с документами или ключами. Альтернативой бумажным карточкам является напоминания, сделанные пациентом в своем смартфоне. Используемая нами техника может расширить горизонт возможностей и помочь пациенту перестать считать себя жертвой некоего автоматического и непонятного процесса, над которым он не имеет никакой власти. Вместо этого пациент может почувствовать себя активным и последовательным участником процесса изменений, что положительным образом отразится на его самооценке.

Совместно с психологом или врачом пациент может предпринять план действий по нейтрализации воздействия некоторых триггеров. Среди возможных мер это может быть: смена телефонного номера; удаление из списка «друзей» в социальных сетях и мессенджерах лиц, продолжающих употребление ПАВ; отказ от посещения определенных мест и компаний; избавление дома от предметов ассоциативно связанных с наркотиками; добровольный временный внешний контроль финансов, осуществляемый доверенным лицом; смена маршрута передвижения, а в некоторых случаях при возможности даже места жительства и т.д.

Если наркотики являются единственным способом, посредством которых человек справляется с определенными вещами, то очевидно, что такой индивид очень сильно психологически зависит от них. Такой человек, по сути, не имеет выбора (Monti, 1989). Не секрет, что наркозависимые обычно используют неэффективные стратегии преодоления трудностей, зачастую реагируя шаблонно, по привычной модели, избегая своих невыносимых чувств и жизненных проблем посредством приема ПАВ, будучи неспособными сопротивляться тяге к употреблению наркотиков. В виду этого первостепенной задачей КПТ является научение пациентов технологии выявления и идентификации триггеров, «запускающих» активацию тяги. Другой задачей является проведение тренинга навыков – как избегать и обходить стороной триггеры. Помимо этого необходимо стимулировать пациентов овладеть другими, более эффективными способами управления своими чувствами и навыками решения проблем, не прибегая к использованию наркотиков.

Специалист просвещает пациента о динамической природе тяги к наркотикам, которую активирует триггер. Если тяга сильная то, как правило, она кратковременная, и ее можно «переждать» переключая свое внимание и отвлекаясь. С увеличением времени воздержания, тяга как приливная волна, откатится назад и сойдет на нет. Но некоторые пациенты говорят о том, что они употребляют наркотики, чтобы избавиться от тяги. Задача психолога или врача проинформировать пациента о высоком риске возвращения к неконтролируемому употреблению ПАВ в этом случае (что в большинстве случаев известно самим пациентам исходя из опыта). В качестве метафоры мы используем иносказательный образ «Кормления дракона». Чем больше кормить дракона – тем сильнее и могущественнее он будет становиться. Перестав беспокоить после еды, на время, в другой раз дракон будет просить еще больше пищи. Единственный способ его победить – не кормить его вообще. Мы увещеваем пациента не «подкармливать» свою тягу воспоминаниями о прошлом «хорошем» употреблении, и учим, как, по возможности, избегать триггеров.

Очень важно задать пациентам вопрос: «Как именно вы переживаете тягу?». При активизации влечения к наркотикам пациенты склонны вспоминать только положительные аспекты употребления ПАВ и привлекательные картины, вытесняя из своего сознания негативные образы. По этой причине специалист совместно с пациентом может составить список негативных аспектов и последствий употребления наркотиков таких как: неконтролируемое употребление, синдром отмены, конфликты с близкими, социальное отвержение, чувство вины, правовые проблемы и т.д. Список этих последствий мы рекомендуем пациенту носить с собой как напоминание. Тактика разговора с самим собой и напоминания самому себе об отрицательных последствиях употребления может быть одним из инструментов борьбы с аддиктивным влечением (Carroll, 1998). Другим способом уменьшения привлекательности предвкушения от приема ПАВ является попытка представить тягу в виде негативного образа или того, что вызывает чувство отвращения (дьявола, червя, змеи, паука и т.д.).

Еще одним способом психотерапевтической работы с пациентами является техника снижения доступности наркотиков, которые сами по себе являются сильнейшими триггерами для наркозависимых. Специалист может задать пациенту вопрос: «Давайте на минуточку предположим, что вы захотели вернуться к употреблению наркотиков. Сколько у вас уйдет на это время?» Или «Какое минимальное время необходимо вам, чтобы купить одну дозу наркотика?» В некоторых случаях благодаря такой постановке вопроса мы узнавали, что пациент спокойно, как ни в чем не бывало, хранит наркотики у себя дома («на черный день») и не видит в этом никакой проблемы. После того как ответ получен, специалист может спросить пациента о том, какие конкретные шаги он может предпринять, чтобы оградить себя от наркотиков и максимально затруднить их приобретение. Во многих случаях может быть полезно специальное структурированное домашнее задание, направленное на то, чтобы составить список мер по уменьшению доступа к ПАВ (Carroll, 1998).

Таблица №2. Список мер по уменьшению доступа к ПАВ

Источники приобретения наркотиков (люди, места, сайты и т.д.)

Шаги, которые мне нужно предпринять для того, чтобы уменьшить доступность наркотиков

1

2

3

Также нашим пациентам мы предлагаем, в качестве домашнего задания, начать внимательно наблюдать за собой, своими реакциями и состояниями. И заносить ситуации, в которых они почувствовали искушение употребить наркотики в специальную таблицу (Kadden, 1992). Благодаря этой работе пациент может на личном примере проследить отчетливую связь межу триггерами, мыслями и тягой и сделать необходимые выводы. Этот анализ должен повторяться на каждой встрече, если специалист дал пациенту домашнее задание, то он обязательно должен спросить о его выполнении на следующем сеансе. В начале каждой сессии следует выделять хотя бы 5-10 минут для разбора выполненного задания. Помимо этого обязательно следует хвалить пациентов за выполнение и всячески положительно подкреплять даже самый скромный прогресс на пути воздержания от употребления наркотиков.

Таблица №3. Анализ триггеров, тяги и сопротивления влечению к ПАВ

Дата / время

Триггер (ситуация)

Мысли и чувства

Интенсивность влечения к наркотикам (от 1 до 100)

Продолжительность тяги (в минутах)

Как мне удалось справиться

Разумеется, часть пациентов «забывает» приносить с собой или заносить данные в таблицу. Специалисту следует проявить настойчивость в повторном донесении до пациента идей о важности самонаблюдения и практики фиксации результатов. Следует интерпретировать такую «забывчивость» как сопротивление и принимать необходимые меры. Необходимо анализировать сопротивление и попытаться понять его причины. Пациенты отказываются делать домашнее задание по разным причинам. Одни, потому что они не видят в нем смысла, другие, потому что они амбивалентно относятся к лечению, третьи, потому что не понимают поставленной задачи, четверные, потому что боятся, что врач осудит их за то, что у них возникает тяга к наркотикам, пятые, потому что считают, что они уже выздоровели и к употреблению ПАВ не вернуться. Причин может быть десятки, некоторые из них рациональны (например, психологически понятное желание прекратить лечение при первых признаках облегчения), другие, напротив, иррациональны (например, иррациональный страх того, что практика самоанализа и заполнения таблицы может вызвать тягу; из серии «Не буди лихо, пока оно тихо»). Прояснение причин сопротивления, раскрытие противоречий и обозначение амбивалентности относительно отказа от употребления ПАВ, выражение эмпатии пациенту могут быть эффективным методом работы с сопротивлением (Marlatt & Gordon, 1985). Во многих случаях полезным с точки зрения научения является совместное с психологом или врачом заполнение и анализ «забытой дома» таблицы.

Еще одной крайне полезной практикой, которую с самого начала общения с пациентом следует вводить в терапевтический дискурс, является использование специалистом числовых ранговых (или визуальных аналоговых) шкал для обозначения эмоциональных состояний пациента и силы его влечения. Для профессионала крайне неудовлетворительным является получение ответов без соотнесения (вроде: «нормально», «не очень» и т.д.). Необходима точка отчета, ясная и понятная для специалиста и самого пациента. Это также поможет пациенту лучше и точнее дифференцировать свои состояния и проблемы, что позволит ему лучше отслеживать динамику и эффекты терапии. Иногда пациенты не совсем понимают, что конкретно от него хочет врач или психолог. В таком случае важно дать дополнительное пояснение, например: «Представьте, что 10 баллов это максимально возможный уровень, 1 минимальный, насколько баллов вы бы сейчас оценили свое состояние?»

В нашей стране, как и в ЕЭС (но в отличие от США), большинство пациентов обращающихся за стационарной медицинской помощью являются зависимыми от опиатных наркотиков. Для психометрической оценки выраженности аддиктивного влечения мы используем «Шкалу влечения к опиатам» (Opioid Craving Scale (OCS)) – компактный, трехкомпонентный инструмент оценки выраженности влечения к наркотикам (McHugh, 2014). Этот опросник представляет собой модифицированную версию «Шкалы влечения к кокаину». Шкала состоит из трех вопросов, каждый параметр оценивается по визуальной аналоговой (ранговой) шкале от 0 до 10. Таким образом, максимальное количеств, баллов, которое может набрать пациент равно 30. По данным разработчиков «Шкалы влечения к опиатам» использование этого оценочного инструмента позволяет не только оценить выраженность влечения к ПАВ, но и спрогнозировать увеличение вероятности угрозы срыва у пациентов зависимых от опиатов. По результатам исследования McHugh R.K с коллегами (2014), каждое повышение на одну единицу по этой шкале было ассоциировано с увеличением на 17% вероятности употребления опиатов на следующей неделе.

Текст опросника «Шкалы влечения к опиатам» (Opioid Craving Scale (OCS)):

1. Насколько сильно вы сейчас хотите принять опиаты? (Варьируется от отсутствия желания (0) до исключительно сильного (10)).

2. Оцените, насколько сильным было ваше желание употребить опиаты на прошлой неделе, когда что-то напоминало вам об употреблении наркотиков? (Варьируется от отсутствия желания (0) до исключительно сильного (10)).

3. Представьте себя в обстановке, в которой вы раньше употребляли опиаты. Если бы вы оказались в этой обстановке сегодня и если бы это было время дня, в которое вы обычно употребляли опиаты, какова вероятность того, что вы бы употребили наркотики сегодня? (Варьируется от совсем нет (0) до я уверен, что я бы употребил опиаты (10)).

Таким образом фиксируется интенсивность актуального влечения на момент обследования, ретроспективное измерение влечения в течение прошедшей недели, а также гипотетически оценивается способность пациента сопротивляться влечению к наркотику в целом. Несомненным достоинством «Шкалы влечения к опиатам» является простота регистрации и оценки, легкость использования в клинической практике. Исследование занимает минимальное количество времени, а сама шкала годится для повторного использования при следующей встрече с пациентом. Полученные баллы по «Шкале влечения к опиатам» следует заносить в медицинскую карту больного.

Итак, для выявления триггеров мы учим пациента анализировать свой опыт, систематизировать факты, чтобы заранее предвидеть ситуации высокого риска срыва, делать рациональные выводы и предпринимать адекватные решения. Обобщая работу с триггерами можно сказать, что сводится к трем пунктам:

1. Признать триггер.

2. Избежать воздействия триггера.

3. Совладать с искушением и тягой к наркотику.

Модель «триггера» вооружает врача или психолога концепцией, реализация которой на практике способствует более эффективному взаимодействию с пациентом. Этот подход находит свой отзвук в сердцах многих клиентов, которые находят ее разумной, соответствующей их реальному опыту и простой для понимания. Концепция «триггеров», в большинстве случаев, не вызывает отторжения у наркозависимых, и не противоречит философии 12-ти Шаговой программы Анонимных Наркоманов. Более того, пациенты, вставшие на путь изменений, остро нуждаются в объяснительной системе, которая могла бы не только «задним числом» объяснить природу их затруднений, но и была бы способной, в известных пределах, прогнозировать реакцию усиления влечения к наркотикам в ситуации, которую мы определяем как «триггер».

Концепция влияния триггеров на аддиктивное влечение, методы модификации поведения и выводы, проистекающие из теории КПТ, полностью совместимы с научно обоснованной фармакотерапией, например, с назначением инъекционного пролонгированного налтрексона (препарат «Вивитрол»). Как правило, пациентам необходима комплексная патогенетическая терапия, направленная на снижение выраженности аддиктивного влечения к опиатам. Назначение инъекционной формы налтрексона после купирования абстинентного синдрома на базе стационара, может усилить приверженность лечению у больных, имеющих амбивалентное отношение к терапии, и уменьшить вероятность рецидива зависимого поведения. Исследование проведенное Leslie D.L. с коллегами (2015) продемонстрировало, что применение Вивитрола в условиях стационарной реабилитации у пациентов с опиоидной зависимостью, уменьшает вероятность прекращения терапии вопреки рекомендациям специалиста, и напротив, увеличивает вероятность того, что такие пациенты посетят врача после выписки из клиники и продолжат амбулаторное лечение.

Фармакотерапия, направленная на уменьшение выраженности аддиктивного влечения, и тренировка навыков избегания и совладания снабжает пациентов набором несложных инструментов, необходимых для того, чтобы воздерживаться от употребления наркотиков. Используя этот подход в процессе психокоррекционной работы, специалист стимулирует личную ответственность пациента за свое состояние и предлагает ему самому играть активную роль в изменении дезадаптивного поведения связного с употреблением ПАВ. В своей работе мы придерживаемся метафоры, авторство которой предписывается Мартину Лютеру: «Вы не можете запретить птицам летать у вас над головой, но вы можете не дать им построить гнездо у вас на голове». Перефразируя для наших пациентов: «Вы не можете избежать появления тяги к наркотикам, но в ваших силах не позволить тяге полностью захватить и подчинить вас». Преодоление стигматизации, пассивности и чувства безнадежности, осознание влияния триггеров на тягу способствует росту самооценки и самоуважения пациентов, что самым положительным образом сказывается на качестве их жизни.

Приложение

Перечень триггеров

Полагаю, что я в состоянии справиться с желанием употребить наркотик даже если:

1. «Я почувствовал, что мне скучно».

Я чувствую себя:

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

2. «Я был зол или разочарован».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

3. «Я чувствовал волнение, беспокойство или напряжение».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

4. «Мне стало грустно».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

5. «Я почувствовал, что окружающие критически настроены против меня».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

6. «Я был в хорошем настроении и испытал желание усилить это ощущение, «отметить».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

7. «Я почувствовал себя плохо, я испытал боль или дискомфорт».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

8. «Я видел наркотики или нечто ассоциативно связанное с употреблением наркотиков».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

9. «Кто-то предложил мне употребить наркотики».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

10. «Я захотел проверить, что произойдет, если я употреблю только небольшое количество наркотиков».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

11. «Я внезапно почувствовал искушение и соблазн употребить наркотик».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

12. «У меня есть «свободные» деньги на покупку одной дозы наркотика».

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

13. Добавьте, пожалуйста, свой пункт (ситуацию, состояние, чувство, мысль)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

1%_______________________________________________________ 100%

1% - совсем не уверен 100% - абсолютно уверен

 

Psychoactive substance use triggers and psychotherapy methods

Annotation

The concept of triggers’ effect on the addictive craving of psychoactive substance use, within the cognitive-behavioral approach, is introduced. Methods of work with drug-addicted patients are described and samples of special spreadsheets and forms to facilitate the implementation of this approach in practice are presented.

Keywords: drug addiction, trigger, craving, methods of psychotherapy.

 

Литература

  1. Илюк Р.Д., Берно-Беллекур И.В., Торбан М.Н., Крупицкий Е.М. Динамическая оценка клинических и социальных характеристик находящихся на реабилитационном лечении потребителей опиатных наркотиков. / Пособие для врачей. Отделение терапии больных с аддиктивной патологией ФГБУ «СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева» Минздравсоцразвития РФ. СПб, 2012.
  2. Carroll K.M. A Cognitive-Behavioral Approach: Treating Cocaine Addiction. / NIH Publication 98-4308. Rockville, Md: National Institute on Drug Abuse; 1998.
  3. Epstein D.H., Willner-Reid J., Vahabzadeh M., Mezghanni M., Lin J.L., Preston K.L. Real-Time Electronic Diary Reports of Cue Exposure and Mood in the Hours before Cocaine and Heroin Craving and Use. // Arch Gen Psychiatry. 2009; 66: 88–94.
  4. Jaffe J.H., Cascella N.G., Kumor K.M., Sherer M.A. Cocaine – Induced Craving. // Psychopharmacology 97: 59-64, 1988.
  5. Kadden, R.M., Carroll, K., Donovan, D., Cooney, N., Monti, P., Abrams, D., Litt, M. & Hester, R. (Eds.) (1992). Cognitive-Behavioral Coping Skills Therapy Manual: A Clinical Research Guide for Therapists Treating Inpiduals with Alcohol Abuse and Dependence. Volume 4, Project MATCH Monograph Series. Rockville, MD: National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism. (DHHS Publication No. (ADM) 92-1895)
  6. Leslie D.L., Milchak W., Gastfriend D.R., Herschman P.L., Bixler E.O., Velott D.L., Meyer R.E. Effects of Injectable Extended-Release Naltrexone (XR-NTX) for Opioid Dependence on Residential Rehabilitation Outcomes and Early Follow-up. // The American Journal on Addictions 24: 265‒270, 2015.
  7. Marlatt G.A., Gordon J.R. Relapse Prevention: Maintenance Strategies in the Treatment of Addictive Behaviors. / New York: Guilford; 1985.
  8. McHugh R.K., Fitzmaurice G.M., Carroll K.M., Griffin M.L., Hill K.P., Wasan A.D., Weiss R.D. Assessing Craving and its Relationship to Subsequent Prescription Opioid Use among Treatment-Seeking Prescription Opioid Dependent Patients. // Drug & Alcohol Dependence, Volume 145, 121-126, 2014.
  9. Monti P.M., Abrams D.B., Kadden R.M., Cooney N.L. / Treating Alcohol Dependence: A Coping Skills Training Guide. New York: Guilford, 1989.
  10. Nutt J. David. Drugs – without the hot air: Minimising the Harms of Legal and Illegal Drugs. / Cambridge Ltd. UIT 2012.
  11. UNODC. Всемирный доклад о наркотиках 2012 год. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2012 год. [Электронный ресурс] URL: http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/WDR2012/Executive_summary_russian.pdf (дата обращения: 20.07.2015).
  12. Warner L.A., Kessler R.C., Hughes M., Anthony J.C., Nelson C.B. Prevalence and Correlates of Drug use and Dependence in the United States. Results from the National Comorbidity Survey. // Arch Gen Psychiatry. 1995 Mar; 52 (3): 219-229. 

 

Источник:  «Наркология» № 2. 2016. С. 26 – 33.

 


Другие интересные материалы:
Личность как субъект фармакотерапии
"Современный системный подход к диагностике и терапии позволяет рассматривать...

И. Лапин Все индивидуально! Скажешь так, — и можешь нарваться на...
Лечение опиоидной зависимости агонистами опиоидов. Результаты и несбывшиеся надежды.
Видеоматериалы Первого научно-образовательного форума Евразийской...

Предлагаем вашему вниманию видеозапись лекции Сергея Васильевича Дворяка...
Как нам обустроить российскую школу
По мнению доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента...

Вечная проблема С момента появления школы как социально! о института,...
Психотропные средства
Психотропные средства являются сильнодействующими веществами, вызывающими...

Э. Четли Рассказы о зависимости Тэсс Хигэм [Tess Higham]...
Подростковые заработки: зло или благо?
В российском обществе сегодня на работу подростков смотрят более чем...

Отношение к работе подростков по найму может сказать много любопытного не...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100