Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Инвестиции в компании роста - платформа Zorko на rbc.ru.
Назад К содержанию Вперед

Анатолий СидоровичАнатолий Сидорович представляет статью доцента Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Валентины Шабалиной.

“Сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, привлекательным, доступным необходимо для решения проблемы наркомании, но недостаточно. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, достойна доверия, которой можно гордиться, в которой можно достойно жить и не бояться будущего”.

Зависимое поведение школьников и профилактика его развития в образовательных учреждениях

В. Шабалина

Проблема зависимого поведения, формирующегося в результате взаимодействия с объектами, способными вызвать зависимость, в образовательных учреждениях стоит особенно остро. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, процессы, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа и т.д. Некоторые и них одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных.

Самой актуальной проблемой является проблема наркомании. Наркозависимое поведение, как и любое другое, имеет свою историю. Как отмечал Л.С.Выготский, история поведения человека начинается с момента его рождения. В своем индивидуальном развитии человек проходит путь от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Зависимость на первой стадии жизни является естественным состоянием, начальной координатой развития личности. Продуктивной стадией этого процесса наш отечественный классик психологии Д.А.Леонтьев считал достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, отождествление с глобальными ценностями. Первым симбиозом, характеризующимся психологической зависимостью, считается “мать – ребенок”. В ходе развития ребенок постепенно освобождается от этой зависимости, проходя ряд этапов, критических точек, решая задачи каждого возрастного периода. Стремление обрести независимость особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, что вызывает у родителей протест. При этом некоторые родители воспринимают попытки подростков отстоять свою независимость как личную трагедию, не понимая, что автономия необходима их ребенку для достижения зрелости. Леонтьев подчеркивал, что в случае невротического развития симбиотическая зависимость от матери может сохраняться долгие годы или сменяться другой зависимостью.

Особую роль в формировании зависимости играют психоактивные вещества (ПАВ), постепенно подчиняющие себе душу и тело человека. Наиболее уязвимыми категориями людей для названной зависимости являются дети, подростки, молодежь. Именно они становятся жертвами наркобизнеса, число которых стремительно растет в условиях ценностно-нормативного кризиса и представляет реальную угрозу генофонду нации. Что можно противопоставить универсальной технологии наркотизации, чтобы защитить детей? Возможно, не менее доступную по сравнению со средой наркотизации, среду профилактического пространства, организуемую междисциплинарной командой высококлассных специалистов. Но чтобы сделать помощь действенной, необходимо четко представлять себе, что происходит с человеком на каждом шаге наркотизации, что предшествует ему.

Практически в каждой психологической концепции имеется материал, помогающий понять какие – либо стороны, черты зависимого поведения и на их основе построить программу помощи. При эклектическом подходе психолог погружается в феноменологический мир клиента и, опираясь на совокупность теорий и их практику, выбирает наиболее адекватные для клиента способы оказания помощи. В системе подготовки педагогов - психологов на базе СПбГУПМ мы стараемся, чтобы слушатели овладели разными подходами в оказании помощи детям, чтобы был выбор приемов, техник, методик, позволяющих заниматься профилактикой зависимого поведения на трех ее уровнях. Работая со школьниками, нам необходимо определиться, что мы понимаем под зависимым поведением, какова его структура, механизм формирования, функции, факторы, способствующие развитию зависимости.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому – либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности. В случае наркозависимости в роли объекта и мотива деятельности выступает психоактивное вещество (нелегальное).

Наркозависимое поведение полифункционально, как и любое другое. Однако в ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции:

  • Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).
  • Гедоническая функция (получение удовольствия)
  • Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).
  • Компенсационная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).
  • Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).
  • Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики
  • Анестетическая функция (избегание боли)

Для определения стратегии разрушения зависимости, либо ее первичной профилактики необходимо выявить совокупность функций каждого этапа развития зависимого поведения и оценить их с позиций доминирования.

На зависимое поведение влияет ряд факторов. Традиционно их можно объединить в четыре группы: биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Зависимое поведение изменяет все уровни жизнедеятельности человека:

  • Когнитивный уровень (мысли, убеждения, фантазии, сны)
  • Эмоциональный уровень (чувства, эмоции)
  • Сенситивный уровень (ощущения)
  • Коммуникативный уровень (межличностные отношения)
  • Уровень восприятия (себя, объективной и субъективной реальности)
  • Уровень биологического существования (привычки, двигательная активность, работоспособность, режим питания, паттерны сна, рацион, применяемые лекарственные препараты, ПАВ)
  • Поведенческий уровень (стереотипность, ритуальность, необходимость)
  • Духовный уровень (нравственность, альтруизм)

Все уровни взаимосвязаны и в процессе развития зависимого поведения все более фокусируются на ПАВ, все остальное оказывается на периферии.

Механизм возникновения наркозависимости соответствует универсальному механизму формирования любой зависимости от вещества и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление –злоупотребление – зависимое поведение.

При этом формируется три типа зависимостей: социальная (от наркотизированной группы), психологическая (доминанта на ПАВ, положительное эмоциональное состояние при приеме ПАВ и отрицательное эмоциональное состояние в его отсутствии ), химическая зависимость (ПАВ становится необходимым компонентом различных структур биологического функционирования человека) Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и вида ПАВ. При употреблении героина в 55% случаев психологическая зависимость формируется после первого контакта с ним.

Как известно большинство наркоманов приобщается к наркотику в подростковом возрасте, основной конфликт которого Эриксон определил как конфликт идентичности против ролевой путаницы. В отечественной психологии выделен еще один конфликт, который можно обозначить в соответствии терминологией Эриксона как групповую идентичность против отчуждения группой. В подростковом возрасте, в отличие от предыдущих стадий развития, где взрослые, прежде всего родители, оказывали более или менее прямое воздействие на решение важнейших задач ребенком, их влияние становится косвенным. Подростку приходится полагаться прежде всего на свои внутренние ресурсы, сформированные убеждения и социальные умения. Если у подростка сформировано доверие к окружающему миру (что в современной социальной ситуации является проблематичным), самостоятельность, ответственность, коммуникативная культура, система нравственных убеждений, то его шансы на успешную идентичность значительно возрастают. Если подросток отягощен наследственными психическими заболеваниями, имеет в истории семьи алкоголизм или наркоманию, является созависимым (наличие заболевания наркомании или алкоголизма у членов семьи), имеет эмоциональную зависимость от матери, то его шансы на достижение идентичности уменьшаются.

Недоверчивому, неуверенному в себе, комплексующему подростку осознание собственной индивидуальности и отождествление себя с какой-либо социальной группой, может оказаться непосильной задачей. У такого подростка будут проявляться симптомы путаницы ролей, неуверенности в понимании кто он такой, к чему стремится, к какой среде принадлежит. Трудности идентификации могут привести к тому, что подросток начнет стремиться к негативной идентичности, к образу своего “я”, являющегося противоположным тому, который хотели бы видеть родители, учителя, общество. Такому подростку легче идентифицировать себя с антисоциальными группами, в том числе с наркоманами, чем вообще не обрести своего социального “я”.

Кроме содержательного компонента идентичность включает в себя и оценку. Познавая свою индивидуальность, подросток выясняет каким он себе нравится больше, какая среда его привлекает, что он платит за то, чтобы быть с теми, с кем он хочет быть.

Решение основного конфликта подросткового возраста во многом зависит от групповых норм его окружения, а поскольку подросток значимую долю времени реализует себя в образовательном пространстве, то и от его норм и правил. Если нормой образовательного пространства будет здоровый образ жизни, то ученик, не отторгаемый этим пространством, вероятнее всего будет мотивирован на ведение здорового образа жизни (при наличии других благоприятных для этого условий). Как часть единого целого он может обладать его свойствами, которые в сочетании с его индивидуальностью определят степень устойчивости динамического равновесия, психического здоровья, независимости.

Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. В последнем случае велика вероятность приобщения подростков к наркотикам, приобретение которых ставит подростка в соответствии с законодательством Российской Федерации в положение преступника.

Наркотики стали на столько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду. Что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение?

  • Усилить нравственное воспитание школьников
  • Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности.
  • Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору.
  • Дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда.
  • Просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков.
  • Исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению. Акцентировать слабость натуры человека, делающего свой выбор в пользу наркотиков с целью их использования для решения эмоциональных проблем; отсутствие ответственности выбора, так как он лишает выбора близких, становящихся в позицию созависимых не по своей воле.
  • Исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать банкротство наркомана: сначала он платит за любопытство, потом за сомнительное удовольствие, затем за избегание боли и кратковременное состояние комфорта, за возможность почувствовать себя так, как он чувствовал себя раньше, даже при наличии проблем, так, как сейчас чувствуем себя мы с вами.
  • Ознакомить с историей исследования наркотических состояний учеными.(Тимоти Лири в результате опытов с ЛСД потерял профессиональные качества и был лишен лицензии психолога. Джон Лили после второй пробы наркотика предпринял суицидную попытку, ослеп на несколько дней. Дельфин, которому ввели препарат ЛСД, покончил жизнь самоубийством, что в среде животного мира является исключительным случаем)
  • Ознакомить школьников с трактовкой причин наркомании и алкоголизма, данной православием.
  • Ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.
  • Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения.
  • Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделять психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимые, гиперактивные, имеющие опыт отклоняющегося поведения, имеющие академические и эмоциональные проблемы.
  • Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям:
    • Общаться
    • Разрешать конфликтные ситуации
    • Преодолевать стресс
    • Принимать решения
    • Планировать свое будущее.
    • Управлять своим поведением на основе самопознания
  • При выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.
  • В случае формирования психологической зависимости (при употреблении героина в 55% случаев после первой пробы) оказывать психологическую помощь, направленную на разрушение психологической зависимости, поиск компенсационых механизмов и их реализацию.
  • В случае выявления наличия химической зависимости формировать установку на лечение. А в дальнейшем на реабилитацию
  • Оказывать психологическую помощь подросткам после клинического лечения или самостоятельного преодоления ломки, направленную на продление сроков ремиссии и реабилитацию.
  • Обеспечить приобретение детьми и подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровы развлечений.

Кто же может быть задействован в решении этих задач?

Педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники, родители, подготовленные старшеклассники могут составить единую команду, придерживающую единой концепции, и стать реальной силой, противодействующей агрессии наркобизнеса. Совершенно ясно , что заниматься профилактикой наркозависимостей на информационном и технологическом уровнях могут только специально обученные для этой деятельности люди.

Сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, привлекательным, доступным необходимо для решения проблемы наркомании, но недостаточно. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, достойна доверия, которой можно гордиться, в которой можно достойно жить и не бояться будущего.

Назад К содержанию Вперед

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100