Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Назад К содержанию Вперед

По материалам NASP, школьный психолог — это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Школьные психологи понимают систему обучения в школе и методы эффективного обучения и успешной обучаемости. По мнению организаторов NASP, маленькие американцы — это будущее страны. Кропотливая работа школьных психологов, их позитивные действия сегодня, дают возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня.

Школьные психологи Америки
Национальная ассоциация школьных психологов США (NASP)

Ольга Вересова

Национальная Ассоциация Школьных Психологов США — крупнейшее общественное объединение школьных психологов в мире. В нее входят более 24 000 специалистов-психологов, работающих в сфере образования, с дошкольного возраста и до высшей школы.

Вступить в ассоциацию просто — достаточно работать в школе или другом учреждении, связанном с детской психологией. Миссия национальной ассоциации заключается в создании и развитии психологически здоровой среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ для решения различных проблем, возникающих в сфере образования и обучения. Национальная ассоциация обеспечивает независимым школьным психологам поддержку для развития профессиональных навыков, ориентирует в вопросах юриспруденции в этой отрасли психологии, в целом помогает развиваться школьной психологии как науке и как практической деятельности.

Что такое школьный психолог для американцев?

По материалам NASP, школьный психолог — это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Школьные психологи понимают систему обучения в школе и методы эффективного обучения и успешной обучаемости. По мнению организаторов NASP, маленькие американцы — это будущее страны. Кропотливая работа школьных психологов, их позитивные действия сегодня, дают возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня.

Чтобы стать школьным психологом в США, необходимо закончить как минимум специальный курс (несколько месяцев) и пройти довольно длительный период практики. Это курс, который делает упор на такие вопросы как психическое здоровье и развитие ребенка, школьная организация, обучаемость, поведение и мотивация. Чтобы работать школьным психологом, необходимо иметь сертификат или лицензию штата, в котором психолог предполагает работать. Также школьные психологи могут быть сертифицированы Национальным Сертификационным Департаментом Школьной Психологии (NSPCB).

Чем занимаются американские школьные психологи?

Школьный психолог должен уметь работать с проблемами любого ребенка и в любой ситуации. В США применяются различные подходы и методы, наиболее популярные среди них: консультирование (учителя, родители и администрация школы имеют возможность познакомиться с эффективными методами преодоления проблем в обучении и поведении ребенка). По мнению американских специалистов, консультирование может быть полезным в работе над созданием крепких и здоровых отношений между преподавателями, родителями и школьной администрацией; индивидуальная работа — это может быть работа с детьми и их семьями, помощь в разрешении конфликтов между учителем и учеником, помощь ребенку при преодолении трудных жизненных ситуаций, таких, например, как развод родителей или потеря близкого человека; диагностика потенциальных возможностей ребенка, выявление индивидуальных особенностей ребенка для более эффективного обучения. Можно справедливо заметить, что американских психологов волнуют практически те же самые проблемы, что и российских коллег. Но есть некоторые моменты, которые отличают работу наших специалистов в области школьной психологии от своих коллег “за океаном”.

В США данная отрасль психологии развивается более длительное время, чем в России. В нашей стране всего несколько лет назад можно было видеть в коридорах школы вместо психолога — пионервожатых. Сегодня российские школьные психологи выполняют почти невыполнимые задачи: пытаются создавать нормальный психологический климат в школе, за пределами которой (семья, улица и т. д.) царит хаос…

Далеко не все школы в нашей стране могут позволить себе иметь своего школьного психолога; в США в одной школе могут работать несколько специалистов. Кроме того, американские психологи работают, кроме государственных и частных школ, в медицинских центрах на базе школ, детских медицинских учреждениях и в других организациях, которые в той или иной мере связаны с детской и подростковой психологией.

Одна из основных задач школьного психолога в США — работа с персоналом школы: показать наиболее эффективные стратегии управления данным классом (для учителей), проконсультировать администрацию школы относительно той или иной обучающей программы. Еще одно важное направление работы — помощь ученикам в выборе так называемых “приоритетных предметов”. Дело в том, что американская и российская системы школьного образования имеют значительные отличия: американские дети имеют возможность уже в школе заниматься только теми предметами, которые их интересуют в большей степени (за исключением, конечно, обязательных). Школьный психолог помогает ребенку найти скрытые таланты и направить свои способности в “правильное русло”.

По словам американских школьных психологов, все дети и подростки время от времени сталкиваются с различными проблемами. Например: страх при поступлении в школу, неумение организовать свое время, страх неудачи, плохая самодисциплина, неуспеваемость, прогулы уроков. Это также могут быть проблемы пола, мысли о суициде, депрессивные состояния, алкогольная или наркотическая зависимость. Психолог, по мнению американских психологов, необходим в школе для того, чтобы помогать родителям, учителям администрации школы и ученикам решать эти проблемы.

Членом NASP может стать любой практикующий школьный психолог, консультант или супервизор психологической службы с образованием школьного психолога, “школьные психологи-пенсионеры”, школьные психологи, работающие в других странах и, с некоторыми ограничениями членства, студенты, которые получают профессию “школьный психолог”. Восемь раз в году члены Национальной Ассоциации Школьных Психологов получают газету “Communique”, в которой на 32-х страницах публикуются последние новости, события, пресс-релизы выпущенных книг по школьной психологии, информация для родителей и учителей, последние разработки и рекомендации ведущих школьных психологов, тесты и вакансии для специалистов данной отрасли психологии. Также, NASP распространяет второй в мире по величине журнал школьных психологов — “School Psychology Review”, который содержит лучшие статьи по теории школьной психологии, последние научные разработки и мнения, касающиеся работы школьных психологов. NASP заботится о том, чтобы члены ассоциации регулярно получали материалы о текущих и будущих событиях в области школьной психологии, выпускает видеокассеты, монографии, рекламные листовки.

Нациsональная Ассоциация Школьных Психологов публикует новейшие исследования практикующих школьных психологов и занимается изучением профессионального сообщества школьных психологов. Каждые 5 лет NASP изучает статистические данные, касающиеся различных аспектов деятельности школьных психологов. Например, по данным 1995 года, более 70% американских школьных психологов — женщины, только 1 школьный психолог из 10-и свободно владеет иностранными языками, более 70% старше 40 лет и треть из опрошенных членов NASP имеют стаж практической работы более 15 лет. Процентные данные говорят также о том, что большинство школьных психологов постоянно учатся и повышают квалификацию. И только 1 из 8-и опрошенных активно занимается частной практикой.

В 1997 году, 26 апреля, Ассоциация Школьных Психологов США утвердила на ассамблее в штате Вирджиния третью редакцию документа под названием “Этические принципы школьного психолога”. Необходимо отметить, что американцы очень тщательно и заботливо относятся к “Принципам”, каждый год собирается специальная комиссия, которая проверяет, все ли пункты соответствуют настоящим условиям и действующему законодательству. Что ни говори, а индивидуальные права клиента, психолога, учителя, родителя в США под защитой... Школьный психолог несет большую ответственность каждый день и каждый час, он должен быть уверен в валидности и надежности своих тестов, в безопасности того или иного метода.

Ежегодно NASP организует форумы школьных психологов, на которых проводятся семинары, обучающие тренинги, презентации новых методик. На каждом форуме устраиваются выставки достижений в области школьной психологии, присуждаются ежегодные награды. В этом году такой форум собирался в Лас Вегасе с 6 по 10 апреля и проходил под названием “A Blueprint for the Future”. В 2000 году съезд школьных психологов пройдет в Новом Орлеане с 28 марта по 1 апреля — это будет уже 32-й форум, организованный NASP.

Национальная Ассоциация Школьных Психологов помогает не только психологам — членам ассоциации, но и выполняет более глобальные социальные задачи. Существует специальная программа NASP, которая предусматривает поддержку отдельным семьям и отдельным школьным психологам, которые стремятся повысить свои профессиональные навыки. Эта программа осуществляется в “Центре психического здоровья и образования для детей и родителей”. Любая семья, в которой возникли проблемы с поведением или обучением ребенка, может обратиться в этот центр за помощью.

NASP — это динамичная организация, сотрудничающая со многими государственными институтами и учреждениями. Кроме документов законодательных органов всех штатов, специалисты NASP используют в своей работе информацию социологов. Мы приведем лишь часть статистических данных, дающих представление о том, с какими проблемами работают школьные психологи США. Увы, проблемы везде одинаковы, только степень их тяжести и распространенности — разная:

  • 22% выпускников школ — постоянные курильщики,
  • 32% время от времени употребляют алкоголь,
  • 8% американцев 16-19-летнего возраста не работают и не учатся,
  • 30 из 1000 15-17-летних американок рожают ребенка.
Назад К содержанию Вперед
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100