Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Перевозка бытовок манипулятором

Готовые бытовки

multi-rent.ru

Haier AS09NA3HRA

Haier AS09NA3HRA

climate-academy.com.ua

Назад К содержанию Вперед

Детальный обзор правовых основ социального контроля наркотизма в странах Запада. Практика сдерживания роста наркотизации. Общее и отличия в системах национальных законодательств. Принципы построения профилактической деятельности.

В. Пелипас И. Соломонидина

Зарубежная антинаркотическая политика

Мировая политика в отношении наркотических средств определяется международными конвенциями и соглашениями между государствами о сотрудничестве в проблемной сфере. В конвенциях сформулированы основные принципы разрешения проблем, возникающих в связи с наркотиками. Для государств, их подписавших, положения международных документов становятся обязательными при формировании и проведении национальной политики и должны включаться в законодательство. Таким образом, в настоящее время в мировом сообществе идет процесс унификации подходов к проблемам распространения наркотических средств и предупреждения заболеваемости наркоманией.

Однако национальная политика в этой сфере сохраняет некоторые свои особенности в зависимости от традиций и актуальной наркологической ситуации в конкретной стране, которые отражаются в национальном законодательстве, решениях правительства, специальных государственных программах по борьбе с распространением наркотиков.

Большое значение в области профилактики заболеваемости наркоманией и постлечебной реабилитации больных имеют также общественные инициативы. Обеспокоенные распространением наркотиков, энтузиасты — представители различных профессий, религиозных конфессий — стали искать пути решения проблемы вне официальных институтов и создавать свои социальные, профилактические, лечебные программы. Благоприятными условиями для успеха этой работы явилась, в частности, констатация малой эффективности практикуемых официальной медициной форм и методов лечения и непопулярность их у больных. Многие общественные движения первоначально финансируются из частных средств и только со временем включаются в общую государственную систему предупредительных и лечебных мер. В настоящее время многие правительства и международные структуры оказывают поддержку таким общественным организациям.

Таким образом, политика в отношении наркотических средств за рубежом реализуется на трех уровнях: международном, государственном и на уровне общественности, которая объединяет свои усилия не только в масштабе страны, но и в рамках транснациональных движений.

Расширение масштабов злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота отмечается с середины XIX века. За достаточно короткий срок стало очевидно, что ни одна страна самостоятельно не может успешно решать проблемы их предупреждения и преодоления. Уже с начала XX века международное сообщество стало создавать механизмы глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотикам. В период с 1912 по 1972 годы было заключено не менее 12 многосторонних договоров о контроле над наркотиками. Принятая под эгидой ООН Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. с Поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., объединила большинство документов, действовавших в этой сфере, а Конвенция о психотропных веществам 1971 г. распространила систему контроля на новые категории синтетических наркотических средств. В течение этого периода основные усилия направлялись на постепенное создание и усиление сети административного контроля, первоочередной задачей которой явилось регулирование предложения и движения наркотиков с целью ограничения их производства, импорта и экспорта таким количеством, которое необходимо для законных медицинских и научных целей.

В Конвенциях 1961 и 1971 гг. борьба с незаконным оборотом предусматривалась в косвенной форме, так как они были ориентированы, в основном, на регулирование законного оборота наркотиков и психотропных веществ и создание эффективной системы контроля, не допускающей их утечек в каналы незаконного оборота.

Однако правительства все яснее осознавали необходимость сотрудничества в борьбе с незаконным производством и оборотом наркотиков и, соответственно, периодического представления в органы международного контроля докладов о применении ими международных документов, а также соблюдения условий международного надзора в их общих интересах.

С начала 80-х годов началась разработка новой международной Конвенции, направленной на борьбу против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. В 1988 г. она была принята.

В качестве Приложения к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года (рассматривается в соответствии с Поправками к ней, включенными в ее текст в 1972 г.) были приняты Списки (Перечни) наркотических веществ (естественных или синтетических) и препаратов. В зависимости от того, в какой Список помещено то или иное наркотическое средство или препарат, определяется соответствующая степень строгости контроля за его изготовлением, ввозом, торговлей и распределением. При этом особое внимание уделено производству опия, культивированию кокаинового куста, контролю за распространением маковой соломки и препаратов из каннабиса (конопли). Изменения в списках отражают усиление или ослабление мер контроля; перемещение из одного списка в другой, включение или исключение из них осуществляются по инициативе стран (сторон), подписавших Конвенцию, или ВОЗ через Генерального Секретаря ООН. Приоритет в подобных инициативах представлен ВОЗ.

Конвенция определила, что международными органами контроля над наркотическими средствами являются Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН и Международный комитет по контролю над наркотическими средствами, избираемый этим Советом.

Страны, подписавшие Конвенцию, обязаны ввести в действие и выполнять положения Конвенции в пределах своих территорий и сотрудничать в ее выполнении. Стороны обязаны предоставлять ежегодные доклады о применении Конвенции на их территории, тексты всех законов и правил, издаваемых для исполнения, данные исчисления годовой потребности в различных наркотических средствах, некоторые другие данные, а также статистические сведения о производстве, потреблении, ввозе, вывозе, наложении ареста на наркотические средства, складских запасах, площадях культивирования опийного мака.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конвенции стороны обязаны признать наказуемыми умышленно культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупку, продажу, доставку, маклерство, отправку, переотправку транзитом, перевозку, ввоз и вывоз наркотических средств в нарушение Конвенции. Серьезные преступления подлежат соответствующему наказанию, в частности, в форме лишения свободы. Ст. 39 предоставила сторонам право по своему выбору принимать и более строгие меры контроля, чем предусмотрено Конвенцией. Однако, наряду с требованием достаточно жестких мер к незаконному распространению наркотических средств, Конвенцией открывается перспективное направление по выводу из системы уголовно-правовой юрисдикции правонарушителей, злоупотребляющих наркотическими средствами. Часть 2 ст. 36 говорит о том, что страны могут предусмотреть в своих законодательствах — в случаях, когда преступление совершается лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, возможность либо их направления на лечение вместо осуждения или наказания, либо применение лечения в дополнение к наказанию, а также принимать меры по воспитанию этих лиц, наблюдению за ними после лечения, восстановлению их трудоспособности и возвращению в общество.

Конвенцией 1961 года создана единая международная правовая основа для контроля над наркотическими средствами и препаратами. Поэтому все внимание составителей Конвенции уделено механизму реализации такого контроля. В этой связи предусматриваются права и обязанности сторон в сфере изготовления, вывоза, торговли и распределения наркотических средств и препаратов, в плане возможностей международного сотрудничества.

Менее подробно Конвенция касается мер по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами. Этому посвящены выше упомянутая ч. 2 ст. 36 и ст. 38. Практические меры в области профилактики Конвенцией не конкретизируются. Упоминается только необходимость раннего выявления фактов злоупотребления наркотическими средствами, наряду с лечением, воспитанием соответствующих лиц, восстановлением их трудоспособности, возвращением их в общество, наблюдением за ними после лечения. Стороны должны содействовать подготовке кадров для этих целей и принимать меры по ознакомлению населения с проблемами злоупотребления наркотическими средствами и его предотвращения. Таким образом. Конвенция предоставляет странам самостоятельность в части выбора форм лечения и профилактики наркологических заболеваний, оставляя тем самым эту сферу без международной регламентации.

Продолжением процесса развития системы скоординированного международного контроля над веществами, вызывающими зависимость, явилась Конвенция о психотропных веществах 1971 года. Этот документ распространяет международную систему контроля на новые типа психотропных веществ — такие, как стимуляторы центральной нервной системы (амфетамины и др.), седативные и снотворные средства (барбитураты и др.) и галлюциногены (ЛСД, мескалин и др.).

Структура Конвенции 1971 года во многом перекликается с Конвенцией 1961 года. К Конвенции 1971 года также прилагаются 4 Списка психотропных веществ, в соответствии с которыми строится система контроля за ними. Дополнения в Списки осуществляются по инициативе стран (сторон) или ВОЗ через Генерального Секретаря ООН. В отношении контролируемых веществ введены различные ограничения, касающиеся торговли, производства, распределения, использования, перевоза, с учетом баланса между их терапевтической пользой и способностью вызывать зависимость, а также масштабов проблем общественного здравоохранения и социальных проблем, связанных со злоупотреблением этими препаратами.

Использование некоторых веществ этой Конвенцией вообще запрещено, а остальные могут продаваться только по рецептам. Конвенция предусматривает меры, направленные на то, чтобы рецепты выписывались строго в соответствии с требованиями медицинской практики, чтобы текст на упаковках продаваемых препаратов содержал указания об их употреблении и необходимые предостережения, а также, чтобы была запрещена реклама этих средств среди населения.

Стороны обязаны представлять ежегодные доклады с информацией о важных изменениях в законах и других актах, касающихся психотропных веществ, и о значительных изменения в показателях злоупотребления пси-хотропньши веществами и их незаконного оборота. Представляются также ежегодные статистические отчеты.

Конвенцией предусмотрено широкое международное сотрудничество в сфере контроля за психотропнымии веществами.

В отношении мер против злоупотребления психотропными веществами Конвенция 1971 г. повторила рекомендации ст. 36 Конвенции 1961 г. и предоставила странам возможность самостоятельного выбора направлений профилактики и лечения зависимости от психотропных веществ.

Кроме того, следуя за Конвенцией 1961 г., Конвенция 1971 г. предписывает сторонам предусмотреть уголовную ответственность граждан за умышленное нарушение законодательства, принятого во исполнение настоящей Конвенции. Причем за серьезные нарушения требуется введение строгих наказаний, в частности, тюремного заключения или иной формы лишения свободы (ст. 22).

В то же время, по аналогии с положениями Конвенции 1961 г., Конвенцией 1971 г. сторонам предоставляется возможность либо предусмотреть замену осуждения или другого наказания лечением, либо дополнить наказание лечением для правонарушителей, злоупотребляющих психотропными веществами. Стороны принимают меры, направленные на лечение, воспитание, наблюдение за такими лицами после окончания лечения, восстановление из трудоспособности и возвращение в общество.

В соответствии со ст. 23 страна, подписавшая Конвенцию, может принимать и более строгие меры контроля, чем предусмотрено Конвенцией, если по ее мнению такие меры желательны и необходимы для сохранения здоровья и благополучия населения.

Таким образом, международное сообщество объединяет усилия по предупреждению распространения злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, вырабатывая унифицированные формы контроля за ними. Следующим шагом в этом направлении явилось принятие в 1988 г. международной Конвенции "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ". Сторонами, подписавшими этот документ, была признана необходимость координации в рамках международного сотрудничества усилий в искоренении незаконного оборота, что признано коллективной обязанностью всех государств.

Ст. 3 этой Конвенции содержит очень широкий перечень умышленных деяний в области оборота наркотических средств, которые следует признать уголовно наказуемыми. При этом должны быть установлены санкции в виде лишения свободы, штрафа или конфискации имущества. Ряд обстоятельств Конвенция предлагает признать отягчающими ответственность за правонарушения. Как и в Единой Конвенции 1961 г., сторонам предоставлена возможность предусмотреть вместо осуждения или наказания лечение, а за малозначительные нарушения в качестве альтернативы наказанию могут предусматриваться меры перевоспитания или социальной реинтеграции.

Помимо этого, Конвенция 1988 г. предусматривает широкие меры по международному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в расследовании преступлений и в подготовке кадров. Определяется порядок установления юрисдикции, проведения конфискации доходов от преступной деятельности с наркотическими средствами, а также материалов и оборудования, выдачи правонарушителей. В качестве приложения к Конвенции приняты Таблицы I и II, в которых перечислены вещества, используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоры). Конвенция рекомендует ряд мер, которые каждая из сторон может принять в целях контроля над изготовлением и распространением этих веществ (ст. 12, п. 8). Предусмотрены также обязательные меры в отношении этих веществ — например, изъятие, если имеется убедительное свидетельство того, что они предназначены для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ, требование надлежащей маркировки на импортируемые или экспортируемые вещества такого рода и другие меры (ст. 12, п. 9).

Таким образом, мировое сообщество идет по пути отнесения наркотических средств к предметам разрешительной системы, когда большинство операций с ними запрещено, а разрешения распространяются на ограниченный круг субъектов их оборота. Наиболее опасные, по мнению общества, деяния относятся к разряду преступлений, за которые должно следовать серьезное наказание. Виды полезного и необходимого использования наркотических средств жестко регламентируются и должны протекать с соблюдением строгих мер контроля.

В настоящее время мировую политику в отношении наркотиков определяют международные соглашения, которые влияют на национальную политику государств в этой области. Это особенно очевидно при решении отдельными странами задач предупреждения роста незаконного рынка наркотических средств, который является сейчас международным. В связи с этим, а также учитывая быстро идущие интеграционные процессы, разрушение идеологических преград, открытость границ и рост международных связей во всех сферах жизни, необходимость международного сотрудничества и взаимодействия стран в борьбе с нелегальным оборотом наркотических средств не вызывает сомнений. США, например, в своих программах по борьбе с наркоманией относят проблему наркотиков к вопросам внешней политики. Но международное сотрудничество не может быть успешным без определенных общих принципов, которым бы следовали все участники. Поэтому положения международных документов учитываются национальными законодательствами стран, подписавших Конвенции.

Анализ международных документов позволяет выделить два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского потребления.

1. Решительная и жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков, с их нелегальным рынком. В этой части Конвенции считают необходимым введение в национальные уголовные законодательства многочисленных составов преступлений, предусматривающих ответственность за операции с наркотиками. Сюда также можно отнести систематическое наращивание международных усилий по контролю за потоками наркотиков, разработку и внедрение различных разведывательных и охранных систем на всех видах транспорта, проведение розыскных, оперативных мероприятий и т.п.

2. Гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманиями. Здесь рекомендуются различные виды замены уголовного наказания лечением, разработка и применение реабилитационных и профилактических мероприятий. Однако данное направление определено как желаемое; здесь государствам предоставлена свобода в принятии решений.

Действенным фактором унификации международного контроля за наркотическими средствами является разработка и введение на международном уровне перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с особым режимом контроля в зависимости от занесения веществ в тот или иной список. Эта мера практически предопределила национальные регламентации оборота наркотических средств, занесенных в перечни.

Политика различных стран в отношении наркотических средств в целом соответствует тенденциям, прослеживаемым по международным соглашениям.

Представления о некоторых подходах к решению рассматриваемой проблемы дают национальные законодательства. Отличительной чертой законодательного регулирования общественных отношений во многих странах является то, что соответствующие законодательные нормы разбросаны по нормативным актам, относящимся к разным отраслям права. В целом это законодательство состоит из:

— норм уголовных кодексов;

— норм здравоохранительных кодексов;

— специальных законов, регулирующих применение всех или отдельных видов наркотических средств;

— профессиональных кодексов или инструкций, регулирующих поведение определенных групп специалистов (врачей, фармацевтов и пр.);

— инструкций по оптовой или розничной торговле наркотическими средствами;

— промышленных инструкций (в области химической и фармацевтической промышленности);

—транспортных инструкций (перевозка наркотиков);

— таможенных кодексов и инструкций.

Законодательства большинства государств мира имеют тенденцию рассматривать пристрастие к наркотикам скорее как патологическое явление, чем как преступление, однако последствия незаконного употребления наркотиков трактуются различно — от добровольного лечения до принудительного лечения либо наказания с лечением или без такового.

Международные Конвенции оставили на усмотрение сторон вопрос о необходимости привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотиков. Отдельные страны по-разному решают эту проблему.

Так, во Франции, Италии, Швейцарии, Люксембурге прием наркотиков запрещается, но в Италии этот запрет только констатируется законом, но наказание за его нарушение не определяется. В Великобритании и Ирландии уголовно наказуем только прием опиума. В Бельгии уголовно-правовой запрет распространяется на групповое применение наркотиков. В Дании, Германии, Нидерландах, Португалии употребление наркотиков не является преступлением.

Однако в законодательстве не всех стран, где прием наркотиков уголовно не наказуем, предусмотрена дифференциация в подходе к факту приобретения или обладания наркотиками для собственного употребления. Так, в Бельгии, Дании, Германии приобретение наркотических средств для личного использования наказывается так же, как и приобретение их с целью дальнейшей продажи. Законодательство Бельгии и Греции не делает различий между обладанием наркотиками торговцами и потребителями. В Греции, Италии, Португалии приобретение наркотиков с целью личного потребления рассматривается как отличное от приобретения в связи с торговлей ими.

В Греции ненаркоманы, добывающие наркотики исключительно для личного применения или незаконно использующие наркотики, подвергаются тюремному заключению от 2-х до 5-ти лет. Наркоманы, совершившие то же деяние, не подвергаются мере пресечения, но являются субъектами принудительного лечения в специализированном медицинском учреждении. Итальянский закон также проводит границу между приобретением для личного потребления и приобретением для третьих лиц: в первом случае в целях поощрения к лечению предусматриваются административные меры, во втором — уголовное наказание.

Германия, Ирландия, Италия, Португалия и Великобритания рассматривают обладание наркотиками потребителем с целью личного потребления как отличное от приобретения в связи с продажей в дальнейшем. Соответственно разнятся и санкции за эти деяния.

Некоторые страны дифференцируют ответственность в зависимости от того, в отношении какого наркотического средства совершено деяние. В этом смысле особо выделен гашиш: деяния с ним наказываются менее строго в Ирландии, Нидерландах, Италии, Испании. Законодательства Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Люксембурга, Португалии не делают различий между наркотическими средствами. В Великобритании наркотики разделены на три уровня по степени опасности, и в зависимости от уровня определяется наказание.

В соответствии с законодательствами различных стран Европы и США наиболее опасными и распространенными видами преступлений признаются:

— нелегальное производство наркотиков;

— нелегальное обращение наркотиков (экспорт, импорт, доставка, контрабанда);

— хранение наркотических средств (владение ими);

— нарушение полномочий, предоставляемых властями в сфере производства и обращения наркотиков в стране;

— сообщение ложной информации при учете обращения наркотиков в стране.

В последнее время приобретают распространение уголовно-правовые запреты, направленные на пресечение "отмывания" денег, добытых путем операций с наркотиками.

Строгость санкций за преступления с наркотиками различна. Так, в Великобритании срок лишения свободы, грозящий за производство наркотиков, колеблется в пределах от 5 до 14 лет, в США — от 1 года до 15 лет; в ФРГ верхний предел лишения свободы за это же преступление — 4 года, а в качестве альтернативы предусмотрен штраф.

Однако в целом наиболее суровые наказания предусматриваются за производство наркотиков, их вывоз и ввоз без надлежащего разрешения властей и незаконная торговля ими. Говоря об обращении наркотиков, законодательство различных страх обычно имеет в виду широкое понятие, т.е. не только незаконную торговлю, но и любое предоставление наркотика в распоряжение другого лица, включая дарение, а также накопление наркотиков с целью их дальнейшего распространения. Как правило, среди обстоятельств, отягчающих ответственность, учитываются: деятельность в преступных организациях, рецидив преступления, предоставление наркотиков несовершеннолетним.

Применение законов, касающихся наркотиков, также различается, но общим критерием для законодательств многих стран является избирательность их проведения в жизнь, варьирующая от неприменения законов до применения их только в определенной части.

В уголовных законодательствах стран Западной Европы существует система поощрения к лечению правонарушителей-наркоманов, которым в качестве альтернативы уголовному наказанию может быть назначено лечение. Такой порядок действует в Дании, Испании. Но достаточно часто — например, в Бельгии, Греции, Ирландии, Люксембурге, Португалии, Великобритании, Нидерландах — лечение применяется в качестве альтернативы реальному исполнению наказания, в то время, как осуждение объявляется условным; но в случае несоблюдения больным режима лечения приговор приводится в исполнение. Таким образом, наркоманы, обязуясь лечиться, имеют возможность избежать всей строгости наказания и пройти курс лечения.

Что касается мер по сокращению нелегального рынка наркотических средств, то основным курсом политики во многих странах избрано решительное противостояние этому рынку с привлечением различных репрессивных средств. В последние годы даже терминология, употребляющаяся в текстах правительственных программ, в выступлениях политиков, заимствуется из словаря военного времени. Так, распространены обороты: "война с наркобизнесом", "антинаркотический фронт", "мобилизация сил на борьбу с наркотиками", "силы реагирования" — и т.п. Программа США по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту называется "национальной стратегией". В реализуемых мерах за широким проведением оперативных мероприятий можно усмотреть тенденцию к отступлению от некоторых процессуальных принципов расследования дел о наркотиках. В частности, в отдельных странах рассматривается возможность проведения не санкционированных прокурором обысков, задержаний, изъятий корреспонденции и т.п. В целом налицо особое отношение к делам о наркотиках и стремление к режиму особого производства при их расследовании.

Такая тенденция мотивируется ростом заболеваемости наркоманиями.

 

Тем не менее, отличительной особенностью предлагаемых концептуальных решений задач по предупреждению распространения наркотиков во многих странах в настоящее время является стремление к разработке и реализации политики равновесия между репрессивными методами с одной стороны и профилактическими и лечебно-реабилитационными — с другой. При этом подчеркивается, что репрессии должны распространяться только в отношении незаконного оборота наркотических средств и лиц, в нем участвующих, а в отношении страдающих наркоманиями или групп риска приоритетны профилактические мероприятия. Например, в национальной "Программе комплексного контроля за оборотом наркотиков" ФРГ отмечается, что первым шагом в реализации международных и национальных усилий должен быть повсеместный запрет оборота героина, кокаина, гашиша. Некоторые вещества должны быть ограничены в применении, а за употреблением других — установлен строгий контроль. Вместе с тем, в отношении наркоманов избран принцип "лечение вместо наказания", так как в стране был накоплен позитивный опыт по их реинтеграции в общество. В отношении же групп риска главной целью Программы является увеличение объема профилактических мероприятий.

Надо заметить, что чаще всего в национальных законодательствах не дается определение наркомана или лица, употребляющего наркотики, и не делается между ними различий. Речь идет об уголовно-правовьк нормах либо об актах о наркотических средствах, их обороте, злоупотреблении ими. Так, при наличии терминов "наркоман", "употребляющий наркотики", "потребитель наркотиков" нет определения этих понятий в законодательствах Нидерландов, Испании, Великобритании, Ирландии, Франции, Португалии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Германии. В этих странах указанные термины употребляются в судебных делах на основе обвинений прокурора, полицейских рапортов и заключений специалистов, нанятых судебными органами для осмотра обвиняемого или проведения биологических анализов. Суд формулирует окончательное решение, исходя из всей имеющейся информации.

Все же, например, в законодательстве Греции "наркоман" определяется как человек, который, уступив привычке к употреблению наркотиков, не может преодолеть ее без помощи специальной терапии. Идентификация обвиняемого в качестве наркомана — прерогатива специалистов, нанимаемых судом для того, чтобы составить заключение о том, что он является наркоманом, в том числе — на основе его заявления об этом. В соответствии с конкретными обстоятельствами суд может выработать свое мнение — счесть наркоманом человека, который так не определяется в отчете специалистов.

Итальянское законодательство содержит ряд положений, позволяющих точно определить уровень потребления обвиняемым наркотиков и степень зависимости от них. Целью является как определение связи между хранением небольших количеств наркотиков и их употреблением, так и оценка необходимых терапевтических мер. Указанные положения включают: процедуры по определению наличия привычного потребления наркотиков; меры по определению привычной дозы наркотиков в течение 24 часов; максимальные пределы, соответствующие средним дневным дозам. Закон устанавливает максимальные пределы объема наркотика, находящегося на хранении, рассчитанные на основе средней дневной дозы, принимая во внимание только количество активного вещества в употребляемых дозах. Привычное употребление наркотиков устанавливается даже при наличии одного из следующих признаков: симптомы психической и физической зависимости; абстинентный синдром; доказательство факта привычного употребления наркотического или психотропного вещества; наличие метаболитов наркотиков в биологических жидкостях или тканях; доказательство, что данное лицо ранее осматривалось или получало лечение в общественных или частных учреждениях здравоохранения, занимающихся лечением привычного употребления наркотических или психотропных веществ, или оказывающих неотложную помощь.

В случае, если у лица обнаружено небольшое количество наркотиков, могут быть предприняты следующие меры: диагностический осмотр; клиническая или функциональная оценка степени зависимости или частоты употребления для определения привычного дневного потребления; специальные лабораторные анализы для определения соответствия их результатов заявлению потребителя наркотиков в отношении продолжительности и степени тяжести их употребления.

В настоящее время основные направления политики в отношении наркотических средств в некоторых странах отражаются не столько в законодательстве, сколько в национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространения; при этом названия программ в различных государствах могут значительно отличаться. Значение таких программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, а также методов и возможностей ее решения, в разработке и комплексном проведении мероприятий по решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них.

Подходы и приоритеты в решении этих задач в последние годы претерпевают изменения. Пока все еще отдается должное репрессивным средствам в пресечении незаконного оборота наркотиков, и в национальных программах подчеркивается необходимость ужесточения наказаний для лиц, распространяющих наркотики. Об этом говорится, например, в упомянутой Программе ФРГ по контролю за злоупотреблением наркотиков, в Руководстве по местной политике по предупреждению наркомании, разработанном во Франции. Большое внимание вопросам борьбы с преступностью, связанной с наркотиками, уделяется в национальной Программе США.

Сегодня центр внимания все больше переносится на разработку систем профилактических мероприятий, направленных на работу с потребителями наркотиков, с больными наркоманиями и группами риска. При этом одним из основных направлений деятельности государства и общественных организаций, как подчеркивается в программных документах и выступлениях политиков и общественных деятелей, является преодоление враждебности в отношении лиц, страдающих наркоманиями. Так, национальная политика США, отраженная в "Стратегии-1994", акцентирует усилия на хронических наркоманах, мотивируя это тем, что данная группа наиболее "трудоемка", требует особого отношения в плане лечения и реабилитации. В Программе ФРГ особо подчеркивается, что наркоманы находятся под угрозой общественного остракизма, в связи с чем имеют проблемы с жильем, работой. Поэтому возникла острая необходимость в крупных городских районах создать специальные жилые помещения для предотвращения бездомности среди наркоманов — ночлежные дома, временные жилища, помещения для оказания помощи, а также предоставить наркоманам консультативную помощь в области профессионального обучения и трудоустройства. Отмечается, что работодатели несут особую ответственность, поскольку очень важным представляется реинтегрирование бывших наркоманов в трудовую среду.

Еще одной отличительной чертой политики в отношении предупреждения наркомании в разных странах является стремление воздействовать на всю совокупность факторов риска заболевания. Наркомания все чаще относится к "социальным заболеваниям", и в этой связи прорабатываются возможности ее предупреждения не только на биологическом и социальном, но и на психологическом и социальном уровнях. В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни. Идея, что здоровье человека является ценностью и для него самого, и для общества в целом занимает все больше места в общественном сознании западных стран. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к работе с лицами, употребляющими наркотики, поскольку изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ.

Большое внимание уделяется широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний являются средства массовой информации, и на них в этом плане возлагается большая ответственность. С другой стороны, ведется работа по недопущению в СМИ косвенной рекламы наркотических средств. Комплексный подход к работе с населением строится по различным принципам: возрастному, социальному, территориальному. При этом особое внимание уделяется "зонам риска". Например, Программа США ставит задачу сделать свободными от наркотиков школы, рабочие места и улицы. В частности, предлагается наладить патрулирование улиц представителями общественности.

В ФРГ планируется разработка и внедрение комплекса мероприятий по профилактике наркомании среди: молодежи (при этом особо выделяется группа 25—30-летних); военнослужащих; лиц, несущих альтернативную гражданскую службу; родителей. Специальной информацией будут охвачены школьные работники и так называемые советники, посредники и консультанты, то есть те, кто работает с молодежью вне школы. Так, в консультационных антинаркотических центрах по всей стране работают специалисты для оказания помощи советникам, в особенности в сельских районах. Они также информируют наркоманов о новых лечебных методах и программах, инициируют антинаркотические акции и координируют деятельность различных организаций. Работа этих специалистов направляется Германским центром против злоупотребления наркотиками и финансируется правительством. Достижение цели, ради которой разрабатываются и реализуются все программы, зависит от взаимодействия всех участников профилактической работы. В этой связи особенно заметно стремление к тому, чтобы вся работа в рассматриваемой сфере была хорошо скоординирована, исключала бы пробелы и накладки. Можно выделить два основных принципа построения профилактической деятельности в масштабе страны.

1. Централизованная увязка всех программ (региональных, общественных, отдельных организаций и так далее). В частности, успех "Стратегии-94" США в большой степени связывается с осуществлением сотрудничества в рамках отдельных программ по контролю за наркотиками, реализуемых всеми государственными и частными организациями. Он зависит также от того, насколько эта "Стратегия" будет увязана с другими федеральными программами, содержащими антинаркотические элементы — такими, как программа Министерства здравоохранения "Здоровый народ к 2000 г.", программы Министерства образования по массовому просвещению, правительственная программа "Зоны бедности и регионы развития предпринимательства", программы Министерства жилья и городского развития и так далее.

2. Партнерство всех организаций, участвующих в работе по улучшению наркологической ситуации в стране. Здесь особое внимание уделяется объединению усилий правоохранительных органов, органов социального обеспечения, общественных и других структур и организаций. В США, например, создаются объединения и партнерские союзы, которые спонсируются, в частности, Департаментом здравоохранения и создают устойчивые партнерские отношения между бизнесом, школами, религиозными группами, органами социального обеспечения, правоохранительными органами, СМИ и общественными деятелями в работе по освобождению жилых кварталов от связанной с наркотиками преступности и насилия.

В рамках партнерства следует развивать отношения между представителями различных профессий. Этому, например, уделяется особое внимание в рекомендациях по организации местной политики в отношении наркотиков во Франции, в которых декларируется необходимость установления сотрудничества между врачами, учителями, фармацевтами, полицейскими, социальными служащими, поскольку оно важно не только при проведении превентивных мер, но и при выявлении совершенных или готовящихся преступлений.

Одним из направлений современной политики в отношении лиц, страдающих наркоманиями, и предупреждения у них рецидивов заболевания является разработка эффективной системы реабилитации этих лиц и ее реализация. К этой задаче привлекаются специалисты различных профессий: педагоги, психологи, социальные работники, представители религиозных организаций и так далее. Во Франции, например, прилагаются усилия по созданию центров постлечебного наблюдения.

Как отмечают западные исследователи проблемы, в настоящее время существует потребность в модернизации подходов к реабилитационной работе с наркоманами. Предлагается продвижение психологической и социальной помощи навстречу больным — не пассивное ожидание, когда они в отчаянии сами обратятся за помощью, а активное выявление лиц в проблемных ситуациях сотрудниками реабилитационных служб и предложение своих услуг до того, как конкретные обстоятельства и заболевание приняли у больного тяжелую форму.

Большое внимание оказывается группам самопомощи, которые, по примеру движения "Анонимных Алкоголиков", стали образовываться наркоманами. Программа ФРГ подчеркнула необходимость создания таких групп для наркоманов и членов их семей, предложив финансирование этой деятельности за счет социальных и прочих видов страхования.

Отличительной особенностью организации помощи наркоманам в государствах Западной Европы и в США является максимальное повышение роли общественных инициатив. Малая эффективность традиционных лечебных программ, недостаток внимания к адаптации наркоманов к нормальной жизни, необходимость оказания помощи в налаживании разорванных социальных связей и другие проблемы, которые неудовлетворительно решались официальными институтами, побудили общественность искать новые подходы к решению, находить источники финансирования. Со временем такие инициативы получают официальное признание и включаются в общую систему предупредительных мер.

Так, в 80-х годах во Франции в целях принятия срочных мер, противодействующих распространению наркотиков в школьной среде, стали спонтанно создаваться т. н. "школьные средовые комитеты", работающие по принципу широкого партнерства. В 1990 году им приказом министерства национального образования был придан официальный статус.

Получает распространение практика приема наркоманов в семьи. Еще в 1977 году такая возможность была разрешена официальным декретом Президента Франции. В 1987 году этот вопрос был подробно рассмотрен в специальном решении министра по социальным делам. Было отмечено, что прием наркомана в семью не является просто формой социальной поддержки, а речь идет о ситуации выбора (терапевтического или социального), сознательно сделанного наркоманом, причем заключается договор между ним и его "лечащей группой". Участие "принимающей" семьи в терапевтическом процессе основано на личностном отношении к больному. Такие семьи получают денежные средства от властей.

Иногда новые инициативы связаны с созданием структур, параллельных официальным, если последние потеряли по тем или иным причинам свою популярность. Так, в конце 70-х годов, когда в Италии стали открывать психиатрические стационары для наркоманов, было замечено, что больные не были склонные обращаться туда, так как боялись последующей общественной их обструкции как "душевнобольных". В связи с этим в 1978 году в г. Триесте был создан кооператив для наркоманов с двумя главными функциями: 1) индивидуальная, семейная и групповая терапевтическая поддержка; 2) амбулаторное или стационарное лечение. Работа такого кооператива осуществляется в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными службами. Другие направления их деятельности — помощь больным с жильем, работой, занятия с группами риска, в которой охотно участвуют бывшие пациенты кооператива и т. д.

Все большее распространение в последнее время приобретает практика объединения различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и т. д.) в небольшие группы с целью реализации программ помощи наркоманам и их семьям. Например, в г. Мюнхене (Германия) работает несколько таких групп, объединенных под названием "Кон-Дробс". Все они возникли в ситуации неудовлетворенности общественности и больных теми мерами, которые предлагают официальные институты, их объединяют общие взгляды на проблему и ее решение; основное внимание уделяется психологической работе с больными и группами риска.

Общим принципом профилактической работы, по мнению участников этого движения, должно быть сокращение полицейских и юридических мер против лиц с зависимостью от наркотиков, расширение мероприятий по укреплению здоровья населения, усиления внимания к социальной работе с наркоманами. Различные группы, входящие в "Кон-Дробс", имеют свою направленность — например, это работа с женщинами, страдающими наркоманиями, или работа со школьниками. Объединяет все группы стремление стимулировать интерес к здоровому образу жизни, обеспечить недопущение возврата к употреблению наркотиков. Этому посвящаются различные культурные, спортивные, туристические мероприятия, с этой целью проводятся консультации, организуются различные кружки по интересам. Кроме того, проводится социальная работа по решению жилищных проблем наркоманов, их трудоустройству и т. п. Таким образом, благоприятный психологический климат, доброжелательность, атмосфера заботы в отношении больных наркоманией становятся в настоящее время факторами успеха в их лечении, а также в предупреждении заболевания наркоманиями. Такие группы помощи больным существуют в основном за счет частного финансирования, однако частично государство оказывает им поддержку.

В Финляндии общество "Родители против наркотиков", созданное в 1983 году, объединило родителей, полагавших, что их дети остаются без поддержки в трудных ситуациях. Затем оно стало основоположником таких движений, как "Северные страны против наркотиков" и "Европа против наркотиков".

С работой указанных групп поддержки в определенной степени смыкается деятельность различных религиозных организаций, которые принимают наркоманов в свои общины и помогают им преодолеть заболевание.

Объявленная в 60-х годах "война" наркотикам, которая велась с применением жестких репрессивных мер и требовала больших финансовых расходов, не дала тех результатов, которые оправдали бы все эти затраты. Этот факт был положен в основу аргументов в пользу принципиального пересмотра концепции антинаркотической политики. В качестве альтернативы возникло радикальное международное антипрогибиционистское движение, выступающее за легализацию наркотиков. Сторонники этого движения полагают, что контролируемое потребление наркотиков, особенно в условиях распространения СПИДа, принесет меньше вреда обществу, нежели их распространение через систему нелегального рынка. Надо заметить, что, например, в Голландии торговля наркотическими средствами (марихуаной) разрешена в определенных местах. Однако эта практика не получила распространения, и выступления за легализацию наркотиков не получают поддержки у мировой общественности.

В заключение можно отметить, что политика в отношении предупреждения распространения наркотических средств и заболеваемости наркоманиями имеет несколько общих направлений приложения усилий в различных странах.

Традиционное направление — нетерпимая борьба с нелегальным распространением наркотических средств. Используются различные репрессивные меры, широко применяются оперативные акции, формы международного сотрудничества. Данное направление политики обеспечивается вложением крупных материальных средств и закрепляется уголовным законодательством, которое предусматривает широкий перечень запретов операций с наркотиками со строгим наказанием за их нарушение.

Новое направление — существенное изменение отношения к лицам, страдающим наркоманиями. Предпринимаются меры по преодолению негативного представления о наркоманах в обществе. В рамках государственных институтов с больными и их семьями проводится психологическая работа, большое внимание уделяется мерам по их социальной реабилитации. Данное направление получает финансовую поддержку со стороны государства и закрепляется социальным законодательством и законодательством о здравоохранении. Активно проводится тезис "лечение вместо наказания", в связи с чем уголовные кодексы практически всех европейских стран содержат институт замены уголовного наказания лечением и эти меры имеют распространение на практике.

В рамках этого направления можно отметить деятельность различных групп помощи наркоманам, возникающих на основе частных инициатив и благотворительного финансирования. Они вначале работают на общественных началах и лишь впоследствии получают официальное признание и поддержку. Через такие группы общество как бы приближается к больным, и таким образом появляется возможность выявления и разрешения многих проблем, стоящих перед больными, которые не так заметны при реализации официальных профилактических, лечебных и реабилитационных программ.

Большое внимание уделяется предупредительной работе среди населения, особенно среди групп риска (школьников, молодежи в возрасте до 25— 30 лет). Особое значение придается информированию населения о вреде наркотических средств, принимаются меры, стимулирующие ведение здорового образа жизни. Основными ориентирами здесь являются полное воздержание от наркотиков и сокращение использования средств, способных вызвать зависимость организма от них (табак, алкоголь, лекарственные препараты). Это направление политики реализуется на основе целевых правительственных программ.

Назад К содержанию Вперед

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100