Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Вперед

см. также Паспорт целевой программы "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге" на 1999-2001 годы

Замечания
к городской программе на 2000 – 2001 гг. по профилактике наркомании среди молодежи и подростков

1.1. Создание и развитие городского центра профилактики наркозависимости
5 400 000
На сегодняшний день существуют городские центры профилактики наркозависимости 1) при Комитете по делам семьи, детства и молодежи, 2) при Комитете здравоохранения, формируется 3) центр по профилактике наркозависимости при Комитете образования.
Вместо того, чтобы плодить новые центры целесообразно наладить работу вневедомственной комиссии по координации деятельности существующих центров
1.2. Создание химико-токсикологической лаборатории наркологической экспертизы и открытие на ее базе регионального учебно-методического центра
34 500 000
Кого собираются учить в учебно-методическом центре и чему учить?
Вместо создания новой лаборатории целесообразно дооснастить существующий Городской центр по проведению наркологических экспертиз
1.6. Организация телевизионной передачи, посвященной проблемам профилактики наркозависимости
160 000
Кому и за что платится 160 тысяч рублей? Время на TV для городской администрации – бесплатно, квалифицированные специалисты готовы подготовить и провести цикл передач бесплатно.
Координировать работу должна вневедомственная комиссия.
1.7. Проведение заседаний круглого стола детских и молодежных общественных организаций об организации профилактики наркозависимости среди населения
120 000
Кому и за что платят деньги?
Помещения можно получить для проведения мероприятий в зданиях районных администраций.
Координировать работу должна вневедомственная комиссия.
1.8. Проведение координационных и методических совещаний с руководителями молодежных подростковых клубов об организации профилактики потребления наркотических средств среди молодежи и подростков
40 000
Замечания те же, что и в п. 1.7.
1.9. Проведение спортивных мероприятий под лозунгом “Спорт без наркотиков” Целесообразно организовать не разовые мероприятия, а работу спортивных секций. Разовые мероприятия не дают ничего, кроме галочки в графе о проведении.
1.11. Организация и проведение конкурса на лучший видео-клип по профилактике наркозависимости. Размещение клипа победителя на телевизионных каналах – 5, 6, 11, 40, 51
500 000
За что платятся деньги?
За организацию конкурса или же это премии победителям?
Неужели нельзя разместить антинаркотический клип без оплаты времени?
1.12. Проведение городского смотра-конкурса методических разработок по профилактике наркозависимости
400 000
За что платятся деньги?
За проведение конкурса или же деньги даются победителю для реализации его разработок?
1.13. Издание методического пособия для специалистов школ по профилактике наркозависимости среди школьников
14 000 000
Существует информационый пакет из 9 брошюр, подготовленный шведской независимой организацией “Общество против наркотиков”. Он рекомендован специалистам, работающим в сфере профилактики наркомании Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Администрации Санкт-Петербурга. Как утверждают работники представительства Стокгольма в СПб, шведы готовы обеспечить такими информационными пакетами все школы города. Бесплатно.
2.3. Организация и проведение мониторинга распространенности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявление групп риска.
500 000
О каком мониторинге идет речь? Если это социологические опросы – то почему ответственный исполнитель Комитет по здравоохранению? Если это тестирование, то какова правовая база для проведения такого тестирования? На сегодня такой правовой базы нет.
2.4. Разработка и внедрение методов объективной диагностики и лечения нарушений центральной нервной системы при формировании наркозависимости.
650 000
Абсолютно непонятно, о чем идет речь, чем вызвано появление этой статьи, почему не устраивают существующие методы диагностики и лечения.
2.5. Разработка методов и организация медицинского страхования детей от формирования наркозависимости
150 000
Для организации медицинского страхования от формирования наркозависимости при реальной стоимости лечения и реабилитации как минимум $500 долларов на человека требуются суммы на два-три порядка большие. Поскольку предусмотрено финансирование только в 2000 г., можно сделать вывод, что просто кому-то будет заплачено 150 тысяч рублей за работу, которая стоит в 10 раз меньше.
2.6. Внедрение проекта “Принципы создания лекарственных препаратов для лечения наркозависимости”
400 000
Каков полезный выход у этого проекта? Создание новых лекарственных препаратов – дело чрезвычайно дорогостоящее и длительное. Сомнительно, что этот проект будет доведен до конца.
3.1. Создание и техническая поддержка информационно-аналитической справочной базы данных по вопросам наркозависимости
300 000
Какие в этой базе должны быть данные? Кто и какие решения хочет принимать на основе этих данных? Чем не устраивают существующие базы данных?
Сегодня существуют базы данных ГНД, УБНОН, ЦАБ, все эти базы – с ограничениями по доступу. Объединение их – невозможно и вряд ли целесообразно.
3.2. Создание и поддержка Web-страницы по проблемам злоупотребления наркотическими средствами
100 000
В Санкт-Петербурге уже 2-й год существует сайт “Русский народный сервер против наркотиков”, который признан лучшим в России. Надо просто поддержать начинание, а не придерживаться узковедомственного подхода, делая с нуля плохонькое, но свое.
3.3. Издание дайджеста публикаций по вопросам наркомании
120 000
Не просто бесполезное, а вредное дело. Статьи похожи одна на другую, пугают, соблазняют доходами наркомафии, риторически восклицают, что надо что-то делать.
4.2. Проведение фестивалей, концертов, выставок и др. массовых мероприятий под лозунгом “Мир без наркотиков”
800 000
Профилактический эффект подобных мероприятий близок к нулю. В любом случае необходимо конкретизировать, какие мероприятия будут проводиться и какой профилактический эффект от их проведения ожидается.
4.3. Организация антинаркотической пропаганды в сфере массового досуга молодежи на базе Дворца спорта “Юбилейный”
220 000
Замечания те же, что и в п. 4.2.
5.4. Организация системы неотложной наркологической помощи на дому
1 200 000
Неотложная наркологическая помощь на дому наркоманам не нужна. Если у наркомана передозировка, то нужна скорая токсикологическая помощь и реанимация. Т.е. это мероприятие никакого отношения к профилактике наркозависимости не имеет.
5.6. Открытие районных детско-подростковых наркологических кабинетов
144 000
Этого делать нельзя ни в коем случае. Нельзя вешать на ребенка ярлык, который резко сузит его перспективы в самом начале жизненного пути. Иначе мы будем интенсивно формировать люмпенов.
Целесообразно организовывать в районах подростковые кризисные психологические центры.
5.7. Создание загородных социально-реабилитационых центров для наркозависимых.
2 200 000
Создать можно, а за счет чего они будут существовать? Вряд ли они смогут организовать рентабельное производство, а на одном бюджетном финансировании не строится работа реабилитационных центров ни в одной стране мира.
Если уж финансировать загородные реабилитационные центры, то уже существующие: центр Матевосяна, Дом на горе и др., имеющие дополнительную финансовую подпитку.
Гораздо больший эффект, как представляется, даст предоставление помещений и создание хотя бы минимальных условий для работы в СПБ общественным организациям типа Анонимных Наркоманов, Ал-Анон (родители наркоманов) и т.д.

ВЫВОДЫ

  1. Представленные в тексте программы мероприятия являются чрезвычайно различными по уровню конкретности. Наряду с конкретными лечебно-профилактическими и реабилитационными мероприятиями имеются мероприятия, конкретное содержание которых не удается выяснить из текста.
  2. Планы мероприятий совершенно не учитывают сложившееся положение в сфере социального контроля наркотизма в городе. Создается впечатление, что антинаркотическая программа формируется полностью на "пустом месте". Уже существующим, эффективно действующими и доказавшим за ряд лет свою полезность организационным формам деятельности в сфере борьбы с распространением и потреблением наркотиков практически не уделено места в программе.
  3. Хотя Программа декларирует использование в качестве базовых учреждений организации как государственные, так и негосударственные, планом мероприятий предусмотрено поддержка функционирования организаций исключительно государственной формы собственности. В то время, как вложения средств в работающие негосударственные организации представляется гораздо более эффективным, как показывает мировая практика.
  4. Многие мероприятия носят чрезмерно абстрактный характер. Развитие службы профилактики наркозависимости среди молодежи в качестве мероприятия оставляет открытым вопрос, в каком направлении должна развиваться такая служба, какие у нее будут, количественные параметры цели, задачи, и, самое главное, методы работы и оценка степени достижения поставленных целей.
  5. Распределение мероприятий по комитетам администрации Санкт-Петербурга вызывает недоумение, поскольку многие из таких мероприятий, особенно соотнесенные с деятельностью Комитета здравоохранения и Комитета по делам семьи, детства и молодежи не входят в компетенцию данных управленческих структур. Кроме того, у них отсутствует механизм реализации подобных мероприятий. В качестве примера можно привести возложение на Комитет здравоохранения организацию и проведение мониторинга по распространенности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявлению групп риска. По самым скромным оценкам стоимость такой работы должна быть равна примерно всему бюджету здравоохранения города, распространяемому по источникам государственного финансирования. Комитет по делам семьи, детства и молодежи в соответствии с планом мероприятий является ответственным за подготовку и проведение социологических исследований по проблемам наркозависимости. Другими словами, исходя из текста Программы, на Комитет по делам семьи, детства и молодежи возлагаются функции специализированной научно-исследовательской организации.
  6. Когда пишется, что создание единого городского информационно-методического центра профилактики наркозависимости – это ожидаемый конечный результат реализации Программы, приходится делать вывод либо о крайнем непрофессионализме разработчиков Программы, либо о том, что основная цель Программы - создание очередной кормушки для своих человечков.
  7. Многие мероприятия представляются слишком нереалистичными в масштабе города. Так, одно из самых современных направлений психофармакологии – создание и распространение лекарственных препаратов для профилактики и лечения наркозависимости. Ставить такую задачу, которая является одной из крайне затратных и труднорешаемых в мировой науке в масштабах одного города, даже такого, как Санкт-Петербург, представляется по меньшей мере нерациональным (особенно в условиях ограниченного финансирования).
  8. Программа представляет набор мероприятий, плохо увязанных между собой, ответственные исполнители часто вынуждены будут принимать решения за пределами своей компетентности, цели Программы сформулированы так, чтобы удобно было отчитаться за выполнение, а не реально улучшить ситуацию в городе.
  9. При написании Программы не учитывалось положение дел в городе, не просчитывались тенденции изменения ситуации с наркотизацией, не выделялись наиболее актуальные задачи, релевантные факторы. Мероприятия Программы носят неконкретный характер, Программа не планирует привлечение не только негосударственных организаций, очень активно сегодня работающих в сфере профилактики наркомании, но и ГУВД, хотя без участия ГУВД невозможна реализация подобных программ, а достаточное финансирование работы УБНОН сегодня, по мнению экспертов, задача жизненно важная для города.
  10. Создается впечатление, что авторы Программы не только не владеют информацией, не представляют путей решения проблемы, но и преследуют исключительно свои узковедомственные (если не корыстные) цели. При принятии предлагаемого варианта Программы возможна дезориентация деятельности основных подразделений, связанных с профилактикой наркозависимости, лечением и реабилитацией наркозависимых, неоправданное распыление средств, вплоть до парализации работы уже существующих организационных структур.
  11. В целом Программа непрофессиональна, несистемна, конъюктурна и, по существу, нуждается не столько в доработке, сколько в полной переделке с привлечением специалистов (психологов, социологов, педагогов, врачей, юристов, экономистов, представителей эффективно работающих негосударственных организаций, полиции и т.д.)
Назад К содержанию Вперед

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100