Ќовости
 ќ сервере
 —труктура
 јдреса и ссылки
  нига посетителей
 ‘орум
 „ат

ѕоиск по сайту
Ќа главную  арта сайта Ќаписать письмо
 
  абинет нарколога
 ’ими€ и жизнь
 –одительский уголок
 «акон сур-р-ов!
 —верхценные идеи
 —амопомощь
 ’ал€ва, please!






Ќазад   содержанию ƒальше

УЕ≈сли развити€ экономики не происходит и она стагнирует или деградирует, то вместо формировани€ новых цивилизационных общностей возрождаютс€ старые культурные пласты и культурные, религиозные и цивилизационные аспекты станов€тс€ ведущими в общественной жизниФ.

"„ерные" параметры теневой экономики (к вопросу о поставках наркотиков в –оссию из ÷ентральной јзии)

—. Ћунев

—уществуют формы теневой де€тельности, способные оказать позитивное воздействие на экономическое и политическое развитие страны, прежде всего там, где законодательна€ база преп€тствует нормальному функционированию внутреннего рынка и внешнеэкономических св€зей. ¬месте с тем целый р€д аспектов теневой де€тельности играет исключительно негативную роль.   нему относ€тс€ транзит и ввоз наркотических средств. ƒанна€ проблема представл€ет особую угрозу дл€ –оссии.

¬ласти страны столкнулись с проблемой наркотиков еще в XIX в. - после начала военной кампании по присоединению —редней јзии к –оссийской империи. —олдаты стали перенимать у местных жителей, прежде всего узбеков и таджиков, привычку к курению конопли. ќднако проблема поставок наркотиков из этого региона в другие районы –оссии остро не сто€ла, а число наркоманов из числа неавтохтонов было весьма незначительным. √ораздо сложнее оказалась ситуаци€ в ѕриморье, куда наркотики ввозились китайцами и корейцами. ¬о второй половине XIX в. объем только конфискованных наркотиков исчисл€лс€ дес€тками тонн. ¬ районе —редней јзии обострение проблемы было также св€зано с событи€ми в  итае. — 1882 г. началась миграци€ дунган и уйгуров из  ита€ в “уркестанский край, где их осело до 250 тыс. человек. ќчень многие из мигрантов специализировались на выращивании и торговле опиумным маком. ¬ начале XX в. положение в “уркестанском крае и на ƒальнем ¬остоке осложнилось настолько, что в некоторых районах под посевами мака и конопли находилось до половины пашни. ¬ этот период среднеазиатские наркоторговцы организовали и путь в ≈вропу.

ѕосле ќкт€брьской революции дунгане и уйгуры, одними из первых поддержавшие советскую власть, зан€ли многие ключевые посты в новых органах власти, ¬ 20-30-е годы поток наркотиков в –оссию и ≈вропу, по-видимому, даже увеличилс€. Ётот канал был перекрыт только во врем€ второй мировой войны и установлени€ "железного занавеса". ќсобое внимание наркодельцы стали удел€ть самой —редней јзии. ¬ результате здесь началс€ необычайно быстрый рост потреблени€ наркотиков. “ак, исследование ћ¬ƒ ———– в “уркменистане в 1967 г. показало, что в республике насчитывалось 300 тыс. наркоманов (при населении 1350 тыс. человек!). ѕоложение усугубл€лось тем, что наркокланы имели мощнейшее прикрытие в советских и партийных органах власти, а милиции было категорически запрещено вести оперативную работу против функционеров любого ранга. ѕосле распада —оветского —оюза наркокланы, имеющие вековые традиции и поддержку наверху резко активизировали свою де€тельность.

¬ 90-е годы проблема наркомании стала одной из наиболее болезненных в –оссии, ѕо мнению аналитиков √лавного управлени€ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ћ¬ƒ –оссии, в 1990 г. число наркопотребителей составл€ло 1 млн. человек, в 1995 г. - 1,5 млн., в 1997 г. - более 2 млн. человек, а в 2000 г. может достичь 3 млн. ¬ 1999 г. больных наркоманией в –оссии насчитывалось более 500 тыс. человек. — 1987 по 1997 г. смертность от употреблени€ наркотиков увеличилась в 12 раз, а среди детей и подростков - в 42 раза. ≈сли в 1990 г. лишь 10% подростков в возрасте от 14 до 18 лет пробовали наркотики, то к 1996 г. - уже 60%. «а дес€тилетие в 6,5 раза увеличилось число женщин, употребл€ющих наркотики. ¬ 1998 г. в ћоскве каждое шестое зарегистрированное преступление было св€зано с продажей или хранением наркотиков.

≈сли еще в середине текущего дес€тилети€ –осси€ служила в первую очередь в качестве страны-транзита (в 1996 г. дол€ транзита в ввозимом героине составл€ла 60-70%), то к концу дес€тилети€ страна превратилась в потребител€ наркотиков (та же дол€ составл€ла всего 2-6%). »з стран ≈вропы в –оссию поступают синтетические наркотики, из стран Ѕалтии - кокаин, гашиш, марихуана, макова€ соломка и т.д., с ”краины - макова€ соломка, гашиш, марихуана, из Ћатинской јмерики - кокаин, из  ита€ - эфедрин и опиаты, из  Ќƒ– - опиаты и амфетамины, из »ндии - героин, буиренорфин и гашиш. Ќо основной объем наркотиков поступает в –оссию непосредственно через ÷ентральную јзию: по мнению р€да экспертов, до 99%.

ќтсюда идут и "местные" наркотики, но в основном ÷ентральна€ јзи€ €вл€етс€ транзитом дл€ подобного товаропотока из јфганистана и ѕакистана. »з јфганистана в –оссию дес€тками тонн идет непрерывный поток гашиша, опиатов и героина. ¬ 1996 г. основными центрами, где сосредоточивались запасы наркотиков, были  ундуз и ‘айзабад (зона, не контролируема€ талибами). Ќо уже в тот период 75% афганского опиума выращивалось на территори€х, зан€тых талибами (основной район - река √ильменд). ѕроизводство опиатов даже официально (!) облагаетс€ талибами налогами. ѕо оценкам ќќЌ, только в 1995 г. из јфганистана и ѕакистана удалось переправить в —Ўј и ≈вропу 240 т чистого героина. “алибы контролируют около 50% мирового производства героина. ѕри этом, по данным ќќЌ, в провинци€х, контролируемых талибами. за год (1995-1996) крайне резко возросло производство мака-сырца. ”же в 1997 г. јфганистан, по данным ќќЌ, зан€л первое место в мире по производству опиума-сырца.   концу дес€тилети€ стала €рко выраженной специализаци€ талибов на производстве и поставках героина (лабораторное оборудование преимущественно находитс€ в самом јфганистане, и только часть сырца отправл€етс€ в “урцию через пакистанские порты), а оппозиционных сил (прежде всего силы ј.Ў. ћасуда) - на торговле чарсом (аналог марихуаны). ¬есной 1999 г. у талибов насчитывалось, как минимум, 80 т наркосодержащих средств последнего урожа€.  олоссальные доходы от наркоторговли во многом объ€сн€ют военные успехи движени€ "“алибан", имеющего возможность закупки наиболее современных видов оружи€, привлечени€ наемников из других стран, подкупа своих противников (так, в первый раз - весной 1997 г. - был вз€т г. ћазари-Ўариф, столица буферного государства ј.–. ƒостума, ориентирующегос€ на ”збекистан).

Ќаркотический поток из јфганистана представл€ет серьезнейшую угрозу безопасности –оссии, а истори€ показала, что талибы оказались значительно более предприимчивыми наркодельцами, чем противосто€щие им силы.

ќсновна€ магистраль транспортировки - јфганистан - ’орог (√орно-Ѕадахшанска€ область “аджикистана) - ќш ( иргизстан) и оттуда в “ашкент (прежде всего в первой половине 90-х годов) и в јлма-јту. ѕо данным российских экспертов,  иргизстан и “аджикистан €вл€ютс€ главными поставщиками наркотиков на российский рынок. ¬ 1997 г., по сведени€м ћ¬ƒ –‘, через  иргизстан в –оссию прибыло более 300 кг наркотиков. ѕо-видимому, данна€ цифра €вл€етс€ весьма заниженной. ≈ще в середине 90-х годов в  иргизстане на таджикской границе ежедневно конфисковывалось 20 кг афганского опиума, а наркодельцы оценивали ежедневные поступлени€ афганского опиума на юг республики в 150 кг. ¬ 1996 г. в республике было изъ€то 1,4 кг героина, шедшего из јфганистана, в 1997 г. - 4,5 кг. ѕо мнению экспертов, борьба в республике с наркоторговлей €вл€етс€ весьма неэффективной, прежде всего в южном  иргизстане. ¬ывод российских пограничников из  иргизстана (в мае 1999 г. ј. јкаев подписал указ о создании пограничной службы  иргизстана; российские пограничники смогут служить лишь по индивидуальным контрактам, и в республике сохранитс€ только оперативна€ группа ‘ѕ— –оссии дл€ координации действий и оказани€ содействи€ в становлении местной пограничной службы) приведет лишь к усилению транзита наркотиков через  иргизстан, где уже сн€ты посты в местах, считавшихс€ основными маршрутами транспортировки наркотиков, расшир€ютс€ посевы опиумного мака, начали создаватьс€ собственные лаборатории по производству героина и развита коррупци€ в правоохранительных органах.

√лавным перевалочным пунктом афганских и пакистанских наркотиков €вл€етс€, безусловно, “аджикистан. ¬ 1993-1996 гг. только российские пограничники на афганско-таджикской границе задержали свыше 4 т наркотиков, а в 1997 г. - более 2 т. “олько за первые три мес€ца 1998 г. на границе было конфисковано 60 кг героина (стоимость - более 10 млн. долл.) и 300 кг чарса (по ценам "черного рынка" в ƒушанбе - 15 млн. долл.). ѕроблема осложн€етс€ тем, что арестованных нарко-курьеров российские пограничники передают местным власт€м, которые, как правило, освобождают их (например, с августа 1997 по март 1998 г. были отпущены все задержанные). ћногие пограничники из числа граждан “аджикистана так же активно сотрудничают с наркодельцами, как и военнослужащие. “ак, перевозку наркотиков организовали заместитель начальника √лавного штаба ћинистерства обороны “аджикистана Ќ.  им и командующий ¬¬— ћинистерства обороны “аджикистана Ћисицкий. Ѕолее того, по р€ду свидетельств, в наркоторговлю вовлечены и представители российских вооруженных сил, включа€ высокопоставленных офицеров. ¬се большее число жителей “аджикистана участвует в этом теневом бизнесе. ¬ республике по€вились районы, специализирующиес€ на нем, и есть кишлаки, где с детства обучают практически всех жителей различным способам транспортировки наркотиков. “аджикские наркокурьеры отличаютс€ особой предприимчивостью.

— конца 90-х годов из  иргизстана и “аджикистана наркотики идут в –оссию, прежде всего через  азахстан. Ќа российско-казахстанской границе сложилась особенно напр€женна€ ситуаци€. «десь в 1998 г. было задержано 80% героина, 84% гашиша, 60% опи€ и 53% марихуаны от общего количества обнаруженных наркотиков, поступающих из ÷ентральной јзии. ¬ ”збекистане и “уркменистане местные власти резко усилили борьбу с наркомафией, что позволило поставить более мощный заслон транзиту наркозель€ в –оссию. ¬ “уркменистане только в 1996 г. было изъ€то несколько тонн наркотиков. ¬ ”збекистане за 1991-1998 гг. было конфисковано около 25 т наркотиков только на контрабандном маршруте из јфганистана и ѕакистана, а всего - более 38 т. Ќесколько тыс€ч человек были привлечены к уголовной ответственности. –еспублика использует крайне жесткие методы борьбы с наркодельцами (вплоть до смертной казни), что также укрепл€ет антинаркотический барьер.

“о, что  иргизстан и “аджикистан станов€тс€ важными центрами наркоторговли, совершенно не случайно. ¬о всей ÷ентральной јзии в 90-с годы произошли серьезное расстройство экономических св€зей и подрыв производства, но  иргизстан и “аджикистан по макроэкономическим показател€м оказались в наихудшем положении. ќчень высока€ социальна€ цена экономических реформ в  иргизстане привела к тому, что ¬¬ѕ республики составл€л в 1995 г. 50% от уровн€ 1990 г. ѕроизошло снижение как промышленного производства (в 1995 г. оно составл€ло 35% от уровн€ 1990 г.), так и сельскохоз€йственного (на 43%). ¬ “аджикистане падение материального производства в 1991 г. составило 12,5%, в 1992 г. - 33,7%, а в 1993 и 1994 гг. произошел обвально-катастрофический спад: ущерб от гражданской войны оценивалс€ в 7 млрд. долл., а падение промышленного производства по различным отрасл€м составл€ло 50-80%.

¬о второй половине дес€тилети€ центральноазиатским странам удалось в какой-то степени остановить падение. ѕо данным ≈вропейского банка реконструкции и развити€, прирост ¬¬ѕ в 1998 г. составил в  иргизстане - 4%, а в “аджикистане - 3%, но компенсировать потери первой половины дес€тилети€, безусловно, не удалось. Ѕольшинство населени€ республики оказалось за чертой бедности и не смогло выбратьс€ из нищеты. ѕодобное обсто€тельство не могло не вызвать процессов отчуждени€ человека от созидательной хоз€йственной жизни, его реальной и потенциальной маргинальности. Ёкономическое выживание, повседневное приспособление к новым услови€м стали лейтмотивом индивидуальных и коллективных стратегий, существенно снизив в них ориентированное на перспективу начало в социально-экономическом поведении и усилив преобладание пассивных, приспособительных тенденций.

¬озможные варианты места государств ÷ентральной јзии в международном разделении труда могут быть описаны следующим образом:

- нахождение государствами региона своей ниши в мировой экономике, перешедшей на вторую стадию научно-технической революции;

- вытеснение государств ÷ентральной јзии исключительно в разр€д развивающихс€ стран без интенсивных св€зей с центром мирового хоз€йства;

- криминализаци€ внешнеэкономических св€зей ÷ентральной јзии, прежде всего за счет специализации на производстве и торговле наркотиками.

  сожалению, пока нет оснований предполагать, что  иргизстан и “аджикистан смогут обеспечить развитие по первому и даже второму сценарию. ≈сли развити€ экономики не происходит и она стагнирует или деградирует, то вместо формировани€ новых цивилизационных общностей возрождаютс€ старые культурные пласты и культурные, религиозные и цивилизационные аспекты станов€тс€ ведущими в общественной жизни. „асть населени€ уходит в натуральные (традиционные) формы сопротивлени€ бедности (на селе это, например, расширение землепользовани€ - причем не столько в цел€х получени€ продукции на продажу, сколько дл€ продовольственного обеспечени€ "большой" семьи, в том числе и родственников-горожан). Ќо очевидно, что значительна€ часть активности населени€ направлена на получение доходов в теневом секторе экономики.

ƒезинтеграци€ —оветского —оюза и по€вление молодых независимых государств ÷ентральной јзии имели некоторые негативные международные последстви€, в частности, вовлечение новых суверенных образований в трансазиатские "потоки" криминальной де€тельности. ¬озрастание ее удельного веса св€зано с двум€ группами факторов. ¬о-первых, обращение населени€ к таким формам экономической активности, как производство и сбыт наркотических средств, проистекает из долгосрочных демографических тенденций роста народонаселени€, значительно опережающего увеличение емкости рынка труда во многих развивающихс€ странах. ¬ странах и регионах, где в силу исторических причин оказались ослабленными (либо неразвитыми вовсе) традиции религиозных запретов, значительна€ часть экономически активного населени€ обратилась к "нетрадиционным", с точки зрени€ рациональной этики, формам хоз€йственной де€тельности. ¬о-вторых, стабильный и даже растущий спрос на продукцию наркотического происхождени€ в промышленно развитых странах служит устойчивой питательной средой, поддерживающей на плаву криминальные сообщества, которые в јзии и Ћатинской јмерике уже приобрели транснациональный характер. ¬се возрастающий оборот наркотиков требует объединени€ усилий государств, €вл€ющихс€ реальными либо потенциальными объектами международной криминальной де€тельности такого рода.

—ложность реализации межгосударственных "антикриминальных" действий вытекает из того обсто€тельства, что распад —оветского —оюза и кризис государственности в новых суверенных образовани€х ÷ентральной јзии фактически лишили правоохранительные органы возможности жестко контролировать де€тельность криминальных групп, располагающих к тому же эффективной поддержкой международных наркокартелей и наркосиндикатов. Ѕолее того, с по€влением новых независимых государств ÷ентральна€ јзи€ стала фактически важным производителем наркотиков, а заодно и дополнительным, пока слабоконтролируемым "каналом" доставки указанных средств - через –оссию и некоторые страны —Ќ√ - в «ападную ≈вропу, —еверную јмерику и другие промышленно развитые регионы.

 райне опасной дл€ всего мирового сообщества может стать контрабанда урана из  иргизстана и “аджикистана, поскольку именно в этих республиках уран составл€ет основную минеральную базу экономики. ѕравда, дл€ безопасности самой –оссии данна€ возможность не €вл€етс€ особенно приоритетной.

Ёффективный контроль за подобными товаропотоками, а в перспективе их полное прекращение, видимо, неосуществимы без усилени€ регулирующих функций государства на национальном уровне и его вмешательства в криминогенные процессы, а на уровне межгосударственных отношений - без действенного сотрудничества с целью пресечени€ криминальной экономической де€тельности. ¬месте с тем следует учитывать, что данную проблему невозможно решить с помощью только политических, юридических и информационных мер. Ѕез улучшени€ социально-экономической ситуации в ÷ентральной јзии нельз€ найти окончательные пути снижени€ этой угрозы. Ќельз€ также избавитьс€ от ощущени€, что поставки наркотиков в –оссию контролируютс€ и направл€ютс€ вли€тельными внешними силами, иначе трудно объ€снить посто€нное лавинообразное ухудшение ситуации.

“ранзит и ввоз наркотических средств из ÷ентральной јзии в –оссию уже представл€ют реальную угрозу безопасности страны, котора€ усиливаетс€ практически с каждым годом. «десь существует только три варианта дл€ –оссии: обустройство насто€щей границы с  азахстаном (что крайне дорого и вызовет отторжение как самого  азахстана, так и его русской диаспоры): обустройство насто€щей границы на южных границах  азахстана и, видимо,  иргизстана (что ненамного дешевле и вызовет отторжение уже других центральноазиатских республик); установление действенного контрол€ совместно с местными пограничниками и таможенниками на границе “аджикистана с јфганистаном и  иргизстаном.

ѕроблема распространени€ наркотических средств играет чрезвычайно негативную роль дл€ –оссии. ¬озникают все новые метастазы в политической и экономической ткани общества. ѕроисходит рост в геометрической прогрессии больных наркоманией и тесно св€занным с ней —ѕ»ƒом. —трану захлестнул вал преступности, что св€зано с резким увеличением как числа вовлеченных в данный криминальный бизнес (от наркокурьеров до участников операций по "отмыванию" денег), так и количества преступлений, совершаемых наркоманами, которые посто€нно нуждаютс€ в средствах на приобретение наркотиков. ”силиваетс€ маргинализаци€ и люмпенизаци€ молодежи, в наибольшей степени подверженной наркомании.  олоссальна€ прибыль наркомафии позвол€ет ей направл€ть все больше средств на подкуп должностных лиц, что ведет к дальнейшему обострению проблемы коррупции, в том числе среди правоохранительных органов, и сращиванию криминального и политического миров. ¬ р€де стран наркомафи€ пытаетс€ хот€ бы инвестировать свои прибыли в сферу реальной экономики. ¬ –‘ эти средства либо вывоз€тс€, либо вкладываютс€ в расширение криминального бизнеса. “аким образом, транзит, ввоз и вывоз наркотических средств представл€ют исключительно серьезную угрозу национальной безопасности –оссии. ¬месте с тем российские власти демонстрируют полную неспособность (и нежелание) каким-либо образом уменьшить деструктивное воздействие "черной" экономики.

Ќазад   содержанию ƒальше
 
   наверх 
Copyright © "Ќар ом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru ƒизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100