Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Где купить хризопраз. Тигровый глаз камень. Алевролит.
Назад К содержанию Дальше

“…конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять наркотики. В США и Австралии — полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в России”.

Профилактика наркомании в подростковой среде

Ф. Ямбиков

До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют “деструктивные методы”, связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями. Конечные цели профилактики наркомании понимаются по-разному.

Например, конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять наркотики. В США и Австралии — полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в России.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Первые распространены в Европе, их целью является выработка у детей навыков эффективного общения. Вторые распространены в США, их цель — обучение навыкам ответственного принятия решения.

И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем.

Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая — посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Предлагается следующая классификация факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие начало в семье; факторы, связанные с обучением в школе.

При обучении навыкам акцент делается на “диалогических” формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений жизненных проблем, а следовательно, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой работы, что не всегда встречается в наших школах. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные психотехнические приемы, разработанные в моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотических работ. Программы включают в себя: методическое пособие для учителей (до нескольких сот страниц текста); пособие для родителей; материалы по поддержанию и развитию работы после окончания общего обучающего курса. Такие программы и отдельные их модификации показали свою эффективность во всем мире.

Западные программы могут быть адаптированы к любым культурным и национальным условиям. Например, американские программы обучения жизненным навыкам успешно применяются более чем в 25 государствах, следовательно, подходят и для России. Но для этого они должны быть адаптированы, а отечественные специалисты должны пройти соответствующее обучение.

Назад К содержанию Дальше
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100