Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Отборные советы и лайфхаки для модниц. Переходите на сайт stateyka.com.
купить биг-бэги в Воронеже
Назад К содержанию Дальше

Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге

А.Скородумов

Как заманивают в Центр Дианетики

Наживки могут быть разными, но все они нанизываются на один крючок. Этот крючок стар, как мир, - привлекательное обещание, идея или соблазнительная цель. Важно найти такую идею и показать цель, ради которой люди готовы были бы чем-то пожертвовать.

П. С. Таранов
Хорошо известно, что самыми распространенными способами заманивания в ЦД являются приглашения на бесплатное тестирование, "замечательные семинары", а также продажа книг Л.Р.Хаббарда с получением данных, в том числе и домашнего адреса, о потенциальном неофите. Оставив свой адрес, любой человек должен быть готов к тому, что на протяжении длительного времени будет получать различные приглашения, которые могут выглядеть так (мы сохранили все грамматические, орфографические и стилистические особенности приглашения):

"Дорогой Александр Иванович, Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Т-ва. Я сотрудник "Центра Дианетики" Вы приобрели у нас книгу. Надеюсь, Вы что-то уже прочитали из этой книги и заинтересовались ею. Мне бы хотелось пригласить Вас на замечательный семинар по дианетике. Он проходит 2 дня. 1-й день теория по специальному буклету и видеофильм. 2-й день практика Вы уже попробуете эту методику на себе и получите пользу не только для себя, но и для своих близких, так как потом сможете применять методику самостоятельно. Условия: за 7 дней до начала семинара нельзя принимать таблетки (аспирин, анальгин, успокаивающие) и за 24 часа алкоголь. Членский взнос за семинар 85.000 руб., если заранее, если в день семинара 95.000 руб. я буду рада Вас видеть. Можете обращаться ко мне.
С уважением Т-ва Татьяна
До встречи
(подпись)"
Важно отметить, что уже в приглашении просматриваются некоторые особенности воздействия на потенциального неофита. Во-первых, здесь явно проявляется феномен "нога в дверях" - тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьёзным требованиям. В нашем случае неким Александром Ивановичем сначала была куплена книга за 25.000 рублей и оставлен адрес, а затем ему уже было сделано предложение пройти семинар за 95.000 рублей (речь идет о неденоминированных рублях). Как показывают результаты многочисленных экспериментов, если требуется убедить кого-либо а необходимости сделать что-нибудь существенное, сначала надо побудить его к маленькой любезности. Именно так и поступают саентологи. Во-вторых, уже на этапе приглашения потенциального неофита приучают к подчинению, начинают контролировать и программировать поведение. И это еще на этапе вовлечения. В дальнейшем начнутся контроль и программирование уже сознания. Саентологи критически относятся к термину "программирование", поэтому мы подчеркнем; что под программированием как формой обмана мы понимаем "создание таких условий, при которых ответная реакция другого человека однозначно определяется действиями обманывающего".

Существуют и другие способы приглашения в ЦД. Для подтверждения сказанного приведем выдержки из различных буклетов, издаваемых ЦД

А. "Поздравляем вас с днем одитора!!! Специально для вас: праздничная скидка 10%. Действуют скидки на участие в программе для членов международной ассоциации саентологов. А также: - если вы направляете 1 человека на Программу, то для Вас, скидка 10% от стоимости Программы на момент ее проведения; - если направляете 2-х человек сразу в одну группу то для Вас - скидка 25% от стоимости ее проведения; - если направляете 3-х человек сразу, то для Вас - скидка 53% от стоимости программы на момент ее проведения; - если направляете 5 человек сразу, то Вы проходите программу БЕСПЛАТНО!!! Записывайтесь у регистраторов Центра Дианетика, Обращайтесь по указанному адресу и телефону".

Б. "Если Вы приводите 3-х человек на семинар или курс, Вы получаете приз - курс бесплатно. Если Вы приглашаете 5-х человек, Вы получаете большой курс, такой как Тренировочные Упражнения или Квалифицированный Саентолог. Итак, выберите для себя, какой курс Вы хотите пройти. Составьте список людей, которым Вы хотите помочь (человек 10-20) и начните общаться, общаться, общаться, просвещать и заинтриговать. Не опускайтесь по тону, общайтесь и помните о цели. Вот что ЛРХ пишет полевым штатным сотрудникам: "Ваш личный вклад в наш рост и успех высоко ценится и не должен принижаться".

В. "Для того, чтобы выиграть супер-приз, Purification Rundown, нужно заработать не меньше 1000 очков. Программа Purification Rundown - это одонтологическая программа очищения - 1-ая ступень при движении вверх к состоянию Клир. Участники - все саентологи. Очки начисляются по следующим правилам: За купленную в книжном магазине книгу присваивается 1 очко. За книгу, проданную в руки публики - дополнительно 2 очка. Если при этом Вы заполнили рег. форму - дополнительно 1 очко. Итого с каждой книги можно получить от 1 до 4 очков. В игре участвуют все книги ЛРХ (кроме худ. литературы). Книга "Дорога к счастью" считается как одно очко, когда распространено 12 книг. Однако с каждой заполненной рег. формы начисляется 1 очко". Рег. форма (инвойс) - форма, в которую заносятся данные человека, купившего книгу. Эти формы можно взять в необходимом количестве в книжном магазине". Нам кажется, что здесь уместно продолжить цитирование этого документа саентологов: "...если у Вас есть трудности с продажей книг - не беда. Наш книжный продавец, Иванов Сергей (он продал больше 8000 книг), ежедневно кроме субботы и воскресенья в 11.00 проводит упражнения по продаже книг. С этой технологией можно уверенно достигать успеха. Обязательно приходите на эти занятия (в 11.00 или другое время, заранее согласовав) и Вы научитесь многому - уверенно общаться, управлять общением, быть причиной в любом деле, доводить дело до конца и, конечно, побеждать." (После приведенных фактов действительно можно поверить в утверждение саентологов, что труды Хаббарда разошлись тиражом более 100 миллионов экземпляров на 31 языке во всем мире. Видимо, на планете проживает много людей, похожих на нашего Сергея Иванова и помогающих расходиться трудам Хаббарда).

Г. "Игра, выгодная для всех. СПб Центр Дианетики делает Вам очень интересное предложение, которое будет выгодным как для Вас, так и для многих людей, которые смогут улучшить свою жизнь с помощью Дианетики: Вы приглашаете на обучение или одитинг 3 человек (новых или тех, кого Вы уже приглашали раньше) и выигрываете приз - курс бесплатно".
Приглашение в ЦД может происходить и на основе результатов тестирования. В таком случае письмо потенциальному неофиту выглядит так:

"Здравствуйте, уважаемая Вера Николаевна!
Пишет Вам сотрудник Центра Дианетика Людмила С-ва.
Я приглашаю вас получить консультацию по результатам Вашего теста.
Я жду Вас в удобный для Вас день. Центр работает ежедневно с 10.00 до 20.00 ч, в субботу и воскресенье с 11.00 до 17.00 ч.
Желаю Вам успехов
Наш телефон: 167-11-59.
С уважением Людмила С-ва".

Разумеется, беседа по результатам тестирования является лишь промежуточным шагом в вовлечении потенциальных неофитов в деятельность ЦД. В ходе беседы приглашенный узнает, что его дело безнадежно, а в дальнейшем будет еще хуже, если он не пройдет какие-нибудь курсы или семинары. Документальное подтверждение сказанному можно встретить в многочисленных изданиях саентологов. Мы же процитируем фразу из пятого выпуска газеты Санкт-Петербургского ЦД "Хорошие новости": "У графика Оксфордского теста есть интересная особенность: если его не начать улучшать, то параметры становятся все ниже и ниже. Значит, человек выживает все хуже и хуже".

Говоря другими словами, у человека высвечивается какая-то проблема, происходит нагнетание тревожности, затем следует обнадеживание, а в некоторых случаях - и воодушевление уже готового адепта ЦД. Заметим, что в ЦД проблемы обнаруживались даже у людей, которые накануне прошли у нас тест MMPI и по всем основным шкалам получили результаты в пределах 48-52 Т-баллов! Находились многочисленные проблемы и у людей, которые, согласно предварительной договоренности с нами, заполняли тест по определенным схемам, противоположным друг другу! И несмотря на противоположное заполнение теста рекомендации были почти идентичными. Видимо, сказывается шаблон, который содержится в саентологическом документе "Как преподать людям результаты их ОСА таким образом, чтобы они захотели изучать сайентологию", а также то, что обрабатывающий результаты теста "должен, пользуясь полученными данными, доказать тестируемому, что именно является причиной всех его несчастий и ведет его жизнь к катастрофе, а затем показать, как сайентология может спасти его от нее".

Здесь мы видим то, что Дэвид Майерс называет эффектом активации страха и предложением эффективной стратегии защиты. Кроме того, "когда знаешь, что человеку надо, и имеешь возможность дать это или отобрать, то становишься его господином".

Основываясь на утверждении Эверетта Шострома о том, что человек никогда не доверяет себе полностью, и "сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других", можно с уверенностью утверждать о беспроигрышности способа привлечения новичков в ЦД. Глубокая мысль Е.Л.Доценко о гениальности замысла плутовки в басне И.А.Крылова "Ворона и лисица" ("задача Лисы не из легких: сделать так, чтобы Ворона сама захотела... нет, не сыр отдать, а рот раскрыть"), как нельзя лучше характеризует беседу по результатам тестирования в ЦД, так как задача проводящего беседу заключается в том, чтобы неофит захотел ... нет, не деньги отдать, а согласиться хотя бы на одну саентологическую процедуру!

Мы не будем останавливаться на индивидульно-психологических особенностях потенциальных адептов и тех жизненных ситуациях, которые способствуют вовлечению в ЦД, но отметим, что чаще всего "спасение в других" видят люди с экстернальным локусом контроля. Это понятие введено в научный обиход американским психологом Юлианом Бернардом Роттером (Rotter J.B.). Согласно его концепции о локусе контроля, т.е. о системе представлений человека о возможностях управления жизненными ситуациями и о степени собственной ответственности за их развитие, существует интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний) локус (местонахождение) контроля.

Результаты многочисленных исследований показывают, что интернальность связана с эмоциональной стабильностью, сердечностью, последовательностью в поведении, моральной нормативностью, высокими оценками по степени доминантности, ответственностью, самоконтролем и силой воли. "Интерналы... менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем экстерналы...". Таким образом, как отмечает К.Муздыбаев, "люди, которые склонны брать на себя ответственность за события, происходящие в их жизни и в окружающей среде, по всей видимости, лучше адаптированы, нежели те, кто стремится приписывать ответственность за все внешним факторам". Экстернальность коррелирует с религиозностью, догматизмом, авторитаризмом, неадекватностью поведения, отсутствием личной ответственности за происходящее.


Возвращаясь к тестированию и беседе по его результатам, подчеркнем, что все это можно охарактеризовать как присоединение к внутреннему миру новичка, как внутриличностную интервенцию, как обеспечение будущего воздействия на адепта. Отметим еще, что кроме результатов тестирования, информацию о новичке дают и его ответы на многочисленные вопросы в ходе беседы. Обычно задаются вопросы типа: "Где учитесь?", "Работаете ли?", "Чем занимаетесь в свободное время?", "Есть ли в окружении люди, которые подавляют?" и т.д.

Нам известно, что по результатам тестирования могут назначаться самые различные процедуры одновременно. Так, мы имеем бланк заполненного в ноябре 1997 года теста, где рукой Марины Б-вой написаны рекомендации о необходимости пройти дианетический семинар, одиторский курс (в рекламных буклетах он называется "Дианетический одитор Хаббарда"), а также курсы "Взлеты и падения" (в рекламных буклетах - "Преодоление спадов и подъемов в жизни"), "Персональная целостность", "Самоанализ". Другие работники ЦД обычно рекомендовали меньшее количество процедур. Так, Ольга В-на, как правило, рекомендовала 2-3 процедуры, а Светлана Д-на - 1-2 (мы имеем подлинные бланки ЦД, подтверждающие вышеизложенное). Остается добавить, что 17 ноября 1997 года по результатам тестирования одному молодому человеку было предложено прослушать курс лекций стоимостью 338,5 тысяч рублей, а также несколько блоков одитинга стоимостью по 885 тысяч рублей каждый.

После того, как новичок соглашается прослушать лекции, пройти курсы или семинары, ему предлагается подписать соглашение с ЦД, что является вполне уместным для такой организации, поскольку "стратегия наложения обязательств широко используется "профессионалами уступчивости", работающими о самых разных сферах. Каждая из этих стратегий предназначена для того, чтобы вынудить нас предпринять какое-то действие или сделать какое-то заявление, которое позднее окажется ловушкой, заставляющей нас уступить посредством давления силы стремления к последовательности. Процедуры, предназначенные для того, чтобы наложить обязательство, отличаются по форме. Некоторые методики чрезвычайно прямолинейны; другие же, наоборот, на редкость изощрены". Если говорить о методиках подписания соглашений с ЦД, то надо признать, что они действительно просты. Причем до того просты, что многие люди, как известно из телепередачи "Вне закона", показанной по телевидению в июне 1998 года, подписывают их, даже не читая. Если говорить о содержании соглашений, то пусть каждый читатель сам сделает вывод, является оно изощренным или нет. Учитывая то, что полный текст соглашения прилагается в данном сборнике, мы заострим внимание лишь на отдельных пунктах.
8. В связи с моим участием в курсе, Центр может составлять папки, содержащие заметки относительно моего духовного прогресса. Содержание этих папок является конфиденциальным (секретным, доверительным) и недоступным для людей, не обладающих достаточными полномочиями для доступа к подобного рода документам, включая и меня самого, несмотря на то, что эта папка относится ко мне. Я понимаю, что в целях соблюдения технологии моего духовного прогресса одним из условий прохождения курса является мой добровольный отказ от пользования, владения, распоряжения, копирования и просмотра папок, имеющих ко мне отношение, это относится одновременно как к самим папкам, так и к информации, содержащейся в них.

9. Также понимаю, подтверждаю и соглашаюсь, что в соответствии с действующим законодательством Центр не обязан возвращать какую-либо часть членских взносов, в том числе внесенных мной в виде имущества. Тем не менее, на основании инструктивных писем Л. Рона Хаббарда возврат может стать возможным. В связи с этим Я принимаю и соглашаюсь, что процедура возврата членских взносов, регламентируемая инструктивными письмами, предполагает только мое личное и прямое участие без какого-либо привлечения третьей стороны, включая и адвокатов.

11. Я подтверждаю, что предназначением курса является духовное совершенствование, а не медицинское лечение, и курс не предназначен для получения каких бы то ни было физических выгод. Я заявляю, что Я добровольно участвую в курсе и принимаю на себя всю ответственность за любые последствия. ...Я не связан с людьми, включая супружеские и семейные связи, проявляющими антагонизм к получаемым мною курсам в Центре и в целом к Дианетике. Заявляю, что ни Я, ни мои ближайшие родственники не были причастными (прямо или косвенно) к враждебным атакам на Дианетику, понимая под этим угрозы обращения в суд или иные властные государственные структуры, в негосударственные формирования и средства массовой информации. Также заявляю, что мое участие в курсе по духовному совершенствованию не преследует тайных целей дискредитировать Дианетику при помощи средств массовой информации, властных государственных структур, негосударственных формирований, групп или отдельных людей...

12. Я подтверждаю, что желая участвовать в курсе, делаю это заявление добровольно, руководствуясь своим собственным намерением. Заявляю также, что никто, кроме меня самого, не несет ответственность за мое настоящее и будущее состояние в жизни.

15. Настоящим Я заявляю, что отказываюсь от компенсации морального и материального вреда, который может возникнуть в ходе прохождения курса и осознаю, что данные последствия могут возникнуть только при неправильном применении мною технологии Л.Р.Хаббарда".

(Заметим, что данный документ называется "Соглашение о принципах получения курсов в общественной организации". В московском Гуманитарном Центре Хаббарда подобный документ имеет более изощренное заглавие - "Вступительное заявление/соглашение и отказ от притязаний").

В нашем архиве существует и другой вариант соглашения, отдельные пункты которого мы позволим себе процитировать:

"2. Если Вы чего-нибудь не знаете или запутались в материале курса, спросите супервайзера. Не обращайтесь к другим студентам, чтобы избежать ошибок и словесных объяснений.

5. Не употребляйте никаких лекарств, антибиотиков, аспирин, барбитураты, успокоительные, гипноз или стимуляторы на протяжении обучения без разрешения Директора по обучению.

6. За исключением чрезвычайных случаев, не обращайтесь к лекарям, врачам, стоматологам без согласия Директора по обучению.

15. Не забывайте в конце дня заполнить Отчет студента за день, отвечая на все вопросы полно и подробно.
...Я понимаю, что все мои достижения зависят только от меня".

Мы не будем комментировать все пункты данных соглашений, так как для любого здравомыслящего человека все очевидно без комментариев. Однако свою точку зрения на второй пункт второго соглашения выскажем. Итак, почему же нельзя обращаться к другим студентам, если сам запутался в материале? Тем более что, как пишут сами саентологи, "от супервайзера не ожидается обучение. От него ожидается, что он обеспечит явку студентов, своевременную перекличку, выяснит, что именно студент не понимает, и обеспечит понимание. Это делает супервайзер, имеющий представление о том, какие вопросы ему будут задавать, и знающий, куда направить студентов за ответами. Он не сообщает студенту ответов, но показывает ему, где найти эти ответы. Супервайзер не является "инструктором" (учителем), поэтому он и называется "супервайзером". Итак, почему же нельзя обращаться к другим студентам? Как нам кажется, все дело в том, что другие студенты действительно могут не знать как ответа на вопрос, так и место в каком-нибудь саентологическом источнике, где дан ответ. И тогда начнется весьма неприятная для саентологов процедура: студенты будут искать ответ самостоятельно! Они могут выйти из предлагаемых рамок, начать обсуждение какого-либо материала и переосмыслить его. Вспомним Г.Лебона, утверждавшего, что "боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению".

И еще. В нашем архиве существуют различные формы ежедневных отчетов, включающих от 22 до 25 видов деятельности! Подчеркнем, что за каждый вид деятельности начисляются баллы. Например, прочитал одну страницу - получи 10 баллов; прояснил для себя значение слова - 3 балла; отсеял ложные данные - 50 за каждое и т.д. Самые высокие баллы начисляются за завершение курса, что, разумеется, бывает не каждый день, а также "за успешное применение этики к другому студенту или члену штата" (подобная формулировка существует не во всех формах отчета). В последнем случае начисляется целых 500 баллов' Возникает вопрос, почему такие высокие баллы и что же понимают саентологи под этикой? Ответ на второй вопрос перекрывает ответ на первый, поэтому мы дадим только саентологическое определение этики. Как утверждает А.Дворкин, саентология "определяет этику как искоренение всех идей, противоречащих сайентологии, а после того, как эта цель будет достигнута - искоренение вообще всех несайентологических идей". Разумеется, сами саентологи были против того, чтобы широкая общественность знала о таком определении этики, поэтому саентолог Торко обвинил А.Дворкина во лжи за это определение. Несмотря на то, что Торко отозвал свой иск, в своей речи на суде 9 апреля 1997 года А.Дворкин не только повторил это определение, но зачитал дословный перевод определения этики, данный Р.Л.Хаббардом в его работе "Карманный словарь священнослужителей на общественных началах" (The Volunteer Minister 5,0s Handbook): "Цель этики: устранение из мира противоположных воззрений. После того, как это будет достигнуто, устранение из мира чуждых воззрений. Благодаря этому возможен всеобщий прогресс" (копия текста выступления находится в нашем архиве). Суд согласился с определением А.Дворкина, поскольку по смыслу оно не отличается от определения Хаббарда. Зная саентологическое определение этики, мы делаем вывод, что в ЦД самые высокие баллы студенты получают за устранение инакомыслия!

Видимо, необходимо подчеркнуть, что студенты не только получают баллы, но и штрафуются баллами. Например, за слишком медленное прохождение курса они могут быть оштрафованы на 200 баллов в день' Поэтому мы снова вспоминаем басню И.А.Крылова "Ворона и лисица" и вносим уточнение: если на этапе беседы по результатам тестирования необходимо только рот открыть (т.е. согласиться с прохождением процедур), то дальше его нужно будет открывать как можно чаще. Отсюда следует, что чаще придется и "взносы" платить.

Чтобы избавиться от штрафования за свои этические недостатки, можно, например, привлечь в Саентологию знаменитость! (Такой факт приводится в газете "Известия" от 12 сентября 1996 года, но он не связан с деятельностью Санкт-Петербургского ЦД). Это легко объяснимо, поскольку, как утверждал Ж. Бюффон, "ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем".

Завершая этот параграф, приведем цитату еще из одного документа саентологов: "Привет, сайентологи! Вы знаете, что наш Центр, как и Центры всего мира, играет в Игру ко Дню Рождения. Выигрывает тот центр, чьи темпы роста самые большие, чья скорость клирования своего города самая большая. Итоги игры подводятся каждую неделю. И у меня для вас есть потрясающая новость: за 23 июля Санкт-Петербург на 3 месте! Это большая победа! И полевые штатные сотрудники, т.е. Вы, внесли огромный вклад в эту победу. Здесь Вы можете видеть статистики: количество активных (приводящих людей в Центр) полевых сотрудников и количество комиссионных, полученных полевыми сотрудниками. (Далее помещены два графика без конкретных цифр. - прим. авт.) Питер на 3 месте, впереди нас Хабаровск и Ницца ДАВАЙТЕ ОБГОНИМ ИХ! "это непростая задача. Некоторым она может показаться пугающей: Ничтожества отступили бы перед такой игрой". ЛРХ".

А теперь зададим простой вопрос: почему же саентологи так стремятся увеличивать свои ряды? Нам кажется, что ответ мы можем найти в книге "Как добиться успеха: Практические советы деловым людям", где М.Стори утверждает: "Помните, что постоянно увеличивать круг своих потребителей - закон для любого предприятия, которое хочет преуспевать, наращивать свои обороты".

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100