Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Дальше

Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге

А.Скородумов

О программе услуг Санкт-Петербургского Центра Дианетики

Надо только обнаружить у человека "слабое место". А когда такой "пунктик" найден, ничего не мешает ввести человека в обман. Если он не верит в гипноз, то верит в биополе, если не верит а Бога, то верит в силу науки, которая в этом случае выполняет
роль Бога.

Ю. Щербатых

Программа услуг, предоставляемых ЦД, включает в себя семинары, курсы и лекции, которые, как не трудно догадаться из рекламных буклетов, должны значительно улучшить буквально все сферы жизнедеятельности последователей Хаббарда.

Основными семинарами являются :

"Дианетический семинар Хаббарда" - даст "практические знания по улучшению жизни" (здесь и далее приводятся фразы из рекламных буклетов ЦД).

"Самоанализ" - научит "методу, который можно применять не только к самому себе, но и к другим".

"Шкала тонов" - "дает жизненно важный инструмент в любой области жизни, связанной с людьми при общении с ними. Например, от умения предсказывать поведение человека и его реакцию зависит ваша способность взаимопонимания с близкими людьми".

"Групповой одитинг" - "оздоровительные занятия, которые подарят Вам минуты радости и удивительное чувство подъема. Блоки занятий индивидуальны для каждого, от 10 до 30 занятий". От себя добавим. что стоимость одного блока осенью 1998 года доходила до 886 рублей. В связи с этим представляется уместным процитировать один абзац из пятого выпуска газеты Санкт-Петербургского ЦД "Хорошие новости":

"Есть ли в Дианетике коммерческий подход? Подхода такого нет”. После этого невольно вспоминается цифра о доходе Церкви Саентологии в 1987 году, прозвучавшая в документальном фильме Санкт-Петербургского телевидения "Дорога к счастью, или хождение в Дианетику" (копия фильма имеется в архиве автора). Эта цифра равняется 503 миллионам долларов! Очень впечатляющая цифра, если учесть, что коммерческого подхода нет. Кроме того, в названном фильме приводятся данные, что в 1996 году стоимость некоторых книг Хаббарда в ЦД доходила до 200000 рублей, что еще раз заставляет усомниться в отсутствии коммерческого подхода.

Итак, как уже указывалось, кроме семинаров ЦД проводит различные курсы. К таким курсам относятся:

"Детская Дианетика" - "одитинг для ребенка проводится легко и естественно..., но направленность у него та же - устранить причины, порождающие конфликты и заболевания".

"Учись учиться" - "уникальная методика Л.Рона Хаббарда дает возможность любого отстающего в учебе ребенка сделать успевающим, научит осознанному восприятию материалов учебы".

"Общение - это радость!" (тренинг) - "...ребенок научится уверенно общаться в любой ситуации. Он получит стабильные данные, с которыми будет действовать самостоятельно...".

"Как стать хорошим родителем" - "...узнаете, как наладить взаимопонимание со своим ребенком, как подготовить его к успеху в жизни, не сломир его дух и независимость...".

"Как начать счастливую семейную жизнь" - "...получите информацию и умения, как выбрать подходящего партнера, как предсказать его отношение к сексу и детям...".

"Как сохранить хорошую семью - ...сможете восстановить прежнее счастливое состояние Вашей любви и сделать ее еще лучше".

"Руководство по основам обучения" (BSM) - "Вы откроете неиспользованные силы и способности, научитесь преодолевать любые препятствия в учебе и сможете помочь в этом другим..."

"Бесплатный анализ кейса" ("кейс - это личность, которой оказывают помощь") - "На основе теста Оксфордского университета наш специалист определит для Вас программу курсов и приблизительное количество часов одитинга для достижения Вами состояния КЛИР".

Мы считаем необходимым прокомментировать подобную рекламу, поскольку она вводит людей в заблуждение. Как утверждает Джон Атак, личностный тест под названием "Oxford Capasity Analisys" ("Оксфордский анализ способностей", или тест OCA, в Санкт-Петербурге его еще называют "Полный анализ личности") не имеет никакого отношения к Оксфордскому университету и составлен саентологом, не получившим психологического образования. Заметим, что в зарубежных источниках тест называется "Oxford Capacity Analisys", но мы не видим там фразы "Оксфордский университет", которая всегда присутствует в изданиях отечественных саентологов. Например, в одной из газет ЦД сообщается: "Тест Оксфордского университета "Полный анализ личности" - уникальный и одновременно широко применяемый, так как только он дает полную информацию об индивидуальности людей, Он разработан на основе жестких законов статистики. Поэтому точность и научная оправданность его очень велики - тест примерно на 20% точнее, чем все другие подобные тесты". Мы не можем не прокомментировать и это утверждение, поскольку оно показывает беспардонную самоуверенность саентологов и некомпетентность в психодиагностике. Во-первых, любые тесты всегда адаптируются к различным популяциям с учетом национальных, возрастных, половых и даже профессиональных особенностей. При этом средненормативные данные по всем шкалам выявляются на основе анализа результатов тестирования различных репрезентативных групп. О результатах стандартизации и испытаний диагностических моделей всегда сообщается (например, библиография теста MMPI, о котором мы расскажем позже, уже к концу 80-х годов составляла около 4000 наименований!), что снимает все вопросы о надежности и валидности подобных диагностических моделей. Летом 1997 года мы спрашивали у сотрудников ЦД об основных видах валидности (содержательной, эмпирической и концептуальной) теста OCA, но никто из них не сумел ничего сказать об этом. Не узнали мы и о валидности по возрастной дифференциации, о прогностической валидности. Исходя из этого нам непонятно, как можно говорить о "научной оправданности" теста, Во-вторых, о каких других подобных тестах идет речь? Если о многофакторных (многоаспектных), на что претендует тест ОСА, то среди многочисленных научных источников по психодиагностике нет ни одного, где бы был дан сравнительный анализ теста ОСА с любым известным многофакторным тестом. Если же они сравнивали свой тест с каким-либо тестом О. Бендера, то вопрос по каким критериям достоверности саентологи определили, что их тест "на 20% точнее других", отпадает сам по себе.

Но вернемся к другим услугам саентологов.

"Одитинг - представляет собой дианетическую терапию, т.е. это процесс, устраняющий источники отрицательных эмоций, психосоматических заболеваний, раздражительности, депрессий и т.п.". Мы не будем сейчас комментировать процедуру одитинга, поскольку ему посвящен отдельный параграф.

Далее мы просто перечислим названия курсов, так как уже видны претензии саентологов на оказание социально-психологических и психотерапевтических услуг:

"Преодоление спадов и подъемов в жизни"

“Персональная целостность”

"Как улучшить взаимоотношения с другими людьми"

“Дианетический одитор Хаббарда"

"Самоанализ"

"Терапевтические тренировочные упражнения"

"Успех путем общения" (тренинг)

"Как сделать работу легче"

"Динамика денег"

"Финансовый успех"

"Введение в саентологическую этику"

"Квалифицированный Саентолог Хаббарда".

Перечисляя услуги саентологов, важно подчеркнуть, что почти все курсы, семинары и лекции не существуют отдельно друг от друга, а как бы предполагают обязательное прохождение других саентологических процедур. Например, в рекламном буклете о пакете курсов для деловых людей и бизнесменов утверждается, что для прохождения "Административного тренинга", который "помогает наладить управление и контроль над всеми своими делами, почувствовать, что такое намерение; установить дружелюбные и открытые отношения в коллективе; поднять свой жизненный тон и всегда добиваться своих целей", говорится что предварительным условием является прохождение курса "'Терапевтические тренировочные упражнения". Другие же курсы как бы состоят из нескольких уровней. Это, например, касается курсов "Статус персонала"', которые состоят из "Статуса персонала 0", "Статуса персонала I" и "Статуса персонала II".

В уже упомянутом фильме ''Дорога к счастью, или хождение в Дианетику" рассказывается история молодого человека, которому в 1995 году по результатам тестирования было предложено пройти семичар за 35000 рублей, затем - курс "Самоанализ" за 300000, после - "Успех через общение" за 150000 (как утверждает сам молодой человек, эти деньги он заплатил за то, что просидел в общей сложности 90 часов с закрытыми глазами), далее ему пришлось пройти курс "Персональная целостность", где за 150000 рублей он изучал "Кодекс саентолога". Когда же он заявил, что все это напоминает какой-то бред, то ему было назначено собеседование с этик-офицером ЦД, каковым являлась молодая девушка. Вердикт по результатам беседы заклеймил героя фильма как подавляющую личность, что, в понимании самого зтик-офицера, предполагает человека, который, общаясь с другими, неосознанно разрушает их.

Кроме перечисленных услуг, сотрудники ЦД предлагают и другие. Так, несмотря на приказ министра здравоохранения и медицинской промышленности России № 254 от 19 июня 1996 года, который, в частности, гласит: "не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов Саентологии и Дианетики в практике здравоохранения", саентологи вмешиваются в процесс лечения больных даже в государственных медицинских заведениях. Например, в 1997 году некая Нина Михайловна предлагала услуги саентологов больным, находящимся на лечении в НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе. При этом прямо в палатах она продавала по цене 18 рублей за экземпляр брошюру "Помощь при болезнях и травмах. Из работ Л. Рона Хаббарда". Последнюю страницу этой брошюры "украшал" номер домашнего телефона Нины Михайловны.

Приведенный случай вмешательства в медицинскую практику государственных учреждений уже после выхода названного приказа не является единичным. Например, в мае 1998 года на имя директора городского центра "Семья" было получено письмо с предложением обсудить возможность применения социальных программ ЦД в практике центра "Семья", а также "принять участие в обсуждении медицинских программ и методик..." (копия этого письма была отправлена саентологами в городскую администрацию). А завершалось письмо следующим:

"Просим также сообщить координаты спонсоров вашей организации для ознакомления их с нашими методиками и программами. Уверены, что все, что полезно для города и петербуржцев, все, что работает и приносит ощутимый успех в улучшении жизни, найдет достойное внимание".

Как указывают сами саентологи, "Дианетика имеет несколько направлений, таких как Образовательная Дианетика (решает проблемы образования с помощью технологии обучения Л.Рона Хабарда), Детская Дианетика, Медицинская Дианетика (специальные программы по очищению организма от токсинов и радиации), Социальная Дианетика (восстановление моральных ценностей в обществе), Профипактическая Дианетика"1.

В целом же многие процедуры, практикуемые в ЦД, являются по своей сути социально-психологическими и психотерапевтическими услугами. Это понятно практически всем, кто имеет базовое психологическое или психотерапевтическое образование. Подобные услуги требуют соответствующей подготовки персонала, а большинство услуг должно быть лицензировано. Видимо, это понимают и сами саентологи, так как всячески стараются доказать, что их процедуры не имеют отношения к психологии, психотерапии и психиатрии. При этом, начиная с самого Хаббарда, саентологи стремятся опорочить и психологию, и психиатрию. Так, в фильме "Вступление в Саентологию" на утверждение интервьюера о том, что саентологические процедуры похожи "на продолжение психологии или психиатрии" и на его просьбу к Хаббарду прокомментировать это, прозвучал следующий ответ:
"Психология закончилась в 1879 году, когда профессор Вундт из Лейпцига, в Германии, решил, что люди - это животные. Типично немецкая идея, что человек - это всего лишь животное, машина. Покрутил винтик, и машина работает хорошо. Психиатрия занята умалишенными, но мы с ними дела не имеем. Сумасшедшие есть сумасшедшие. Это окончательный распад и разложение духа. Это - психиатрия. Также мы не имеем ничего общего с психологией. Психология давно заявила, что их собственное название "психология" бессмысленно. И они не знают, что такое "психо". "Психо" на греческом значит "дух". Они захватили название "Наука о духе", но они не изучают дух - они относятся к человеку, как к животному. Только мы одни изучаем дух. Мы используем слово "саентология", что значит "знание" или "правда" или "наука о знании или о правде". Или дословно с греческого "я знаю слово" по Оксфордскому словарю". В фильме есть и другие "психологические" высказывания Хаббарда. Например, "психология утверждает, что человек никогда не меняется". Или: "IQ может быть повышен Саентологией. Из-за этого расстроились университеты во всем мире". Далее идет уточнение, что "расстроились профессора, факультеты философии, факультеты психологии и т.д.". Затем Хаббард утверждает, что мозг не имеет никакого отношения к интеллекту! Вслед за этим идет признание Хаббарда в незнании, что делает мозг! Следующая его фраза достойна полного цитирования: "Мозг похож на телефонный коммутатор. Если вы считаете, что коммутатор является разумом корпорации, где он установлен, это примерно равносильно заявлению, что мозг определяет коэффициент интеллекта. Это ложь. Человек является духом и может существовать независимо от тела. Это очень интересное открытие Саентологии".
После таких заявлений Хаббарда очень занятно, особенно для психологов и психиатров, в фильме звучат утверждения его адептов о том, что он написал более 530 работ, которые содержат свыше 60 миллионов слов, прочитал 6 тысяч лекций, был профессионалом более чем в 30 предметах, а его книги написаны в 35 жанрах! Правда, отдельные цифры, указанные выше, постоянно уточняются российскими саентологами. Оказывается, Хаббардом создано свыше 800 работ и не просто прочитано более 6000 лекций, но они еще и записаны на пленку.

Заявления Хаббарда, подобные процитированным выше, как и его различные технологии, вызывают недоумение у профессиональных психологов. Разумеется, что ни один по-настоящему профессиональный психолог, познакомившись с личностью Хаббарда, его биографией и "открытиями", никогда не будет поддерживать технологии, базирующие на этих "открытиях". Кроме того, если какой-нибудь психолог, всецело поддерживает взгляды Хаббарда, то он должен согласиться с его утверждением, что "психология закончилась в 1879 году". Но если психология закончилась, значит, и психологи закончились! Тогда совсем непонятно заявление психолога В.А. Богданова о том, что изложение "концепции Хаббарда и практики его последователей, несомненно, заслуживает специальной главы в учебниках психологии, а имя основателя - включения в пантеон психологии". Получается, что психология все-таки не закончилась! Значит. Хаббард ошибся? Или ошибается психолог Богданов? Нам кажется, что тут уместно только одно утверждение. Относительно собственной точки зрения отметим, что мы согласны с первой частью утверждения В. Богданова, но в ином контексте.

Попутно отметим, что, как считает один из ведущих российских апологетов Саентологии М. А. Сиверцев, "первыми, кто всерьез воспринял Саентологию в Москве задолго до крушения СССР, когда об открытии Центра и Миссии еще нельзя было и мечтать, - были философствующие инженеры и физики. Похоже и сейчас ситуация повторяется: весть Хаббарда (Саентологию) принимают люди с инженерным и естественно-научным образованием.

Определенный интерес вызывают и высказывания Хаббарда об одиторах. Так, на вопрос "Какова дисциплина Саентологии'?" прозвучал следующий ответ Хаббарда: "Дисциплина целиком относится к регулированию поведения одитора, человека, практикующего Саентологию: он слушает и рассчитывает и мы его называем одитором. Ему не разрешается давать свою оценку подопечному, ему не все позволено". При ответе на вопрос о местах подготовки одиторов Хвобард поднес указательный палец к верхней губе и прикоснулся к ней; остальные же пальцы были сжаты в кулак.

Говоря же о сроках подготовки одиторов, Хаббард отметил, что "одитор готовится иногда год, иногда больше. И затем учеба завершается в организации более высокого уровня, где он занимается больше года. Общая подготовка одитора соответствует примерно двенадцати годам учебы в университете". Здесь мы опять должны сослаться на фильм "Дорога к счастью, или хождение в Дианетику", поскольку в нем есть фрагмент беседы с молодым одитором, который стал таковым пройдя всего лишь один курс в ЦД! А до этого он служил в армии.

В августе 1997 года вместе с Е.Н. Волковым в Санкт-Петербургском Центре Дианетики мы спрашивали у Лайоша Фрицлава, саентолога высокой степени посвящения, в присутствии которого местные адепты Хаббарда, в том числе и представители руководства ЦД, почтительно молчали, о сроках его одиторской подготовки. "Три или четыре недели" - был ответ Л.Фрицлава (в написании фамилии может быть допущена неточность, так как представляясь, Лайош говорил с сильным акцентом).

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100