Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Исходя из понимания эклектичности современных наркологических знаний, характеризующихся соединением разнородных, внутренне не связанных, взглядов, авторы предлагают структурировать работу по профилактике наркологических заболеваний с опорой на доказательные методы работы с контингентом. Поскольку авторы являются преподавателями Государственной академии им. адмирала С.О. Макарова, понятен акцент, сделанный ими на профилактическую работу на судах.

Основные подходы к наркологической профилактике

Л. Галанкин, В. Буров, Г. Перцовая

Способы предупреждения наркологических заболеваний многообразны. Обычно авторы работ по профилактике считают необходимым использовать не один, даже самый хороший способ, а использовать комплекс мер. Развивая эту мысль, можно говорить, что надо использовать все меры предупредительной работы одновременно, создавать координационные центры для повышения общей эффективности, постоянно налаживать уже применяющиеся меры профилактики.

Попытки найти один универсальный подход тоже приводят к выделению в этом подходе различных направлений работы. Например, если одурманивающее вещество понимать как «универсальный компенсатор нереализованных потребностей», то для формирования у человека разумных потребностей и для стимуляции у него высших потребностей, предлагается использовать различные методы социальной политики [1]. Принципы данной политики предлагают классифицировать следующим образом: принцип гуманности (учет интересов и прав человека с приоритетом морально-нравственных и социально-психологических факторов над экономической заинтересованностью), принцип научности (научное управление процессами формирования личности), принцип социальной активности (опора на сознательную инициативу трудящихся и на их сочувствие целям профилактики наркологических заболеваний), принцип системности (взаимодействие всех научных и практических направлений профилактической работы), принцип раннего предупреждения (примат предупреждения над наказанием, воспитания над перевоспитанием, раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности), принцип дифференцированности (учет конкретной ситуации и иерархия мер профилактики, с использованием индивидуально подобранных методов воздействия), принцип программно-целевого планирования (достижение конкретных результатов на каждом уровне профилактической работы и отчета по данным результатам), принцип гласности (открытость информации о наркологической ситуации).

Донаучный этап профилактики

Знания имеют свойство необратимости, поэтому знакомство с одурманивающими веществами открыло постоянный источник биологических, психических и социальных проблем. Русская цивилизация тоже знала о существовании одурманивающих средств, но она ставила перед каждым членом обязанность внести свой вклад в решение главной задачи - не отстать от прогресса, так как отставание немедленно наказывалось внешними врагами, длительно обладающими превосходством в живой силе и материальных ресурсах. Производить надо было экстенсивным ли, интенсивным ли путем, но как можно больше, что требовало чрезвычайного напряжения физических и психических сил. Чтобы инструменты работали с максимальной отдачей, были нужны очень умелые руки. Массово воспитывать такие руки и трезвые мозги научилась рядовая русская семья, которой помогало государственное законодательство. Люди не были железными, но сверхнапряжение разряжали не наркотиками, а рациональной системой зрелищных, игровых, ритуальных действий, в которые превращались бытовые, семейные и общественные события (парные, бани, гуляния с играми и соревнованиями, свадьбы, победы, тризны, уже не говоря о религиозных мероприятиях). Были найдены успешные технические решения использования конопли, из которой делали огромное количество пеньки, но не курили её, в кондитерских изделиях применяли маковые зерна, а не делали отвары из головок мака. Так, сознательный выбор цели делал трезвую жизнь и нравственный запрет на приём наркотиков одним из условий решения грандиозных исторических задач силами и средствами, которых сейчас кажется было явно недостаточно для столь разительных успехов, но все сведения об этом сохранила история. Но это не противоречит теории систем, [2] утверждающей, что главная, конечная цель (конечный результат действия) является фактором, системообразующим поведение.

Общее представление о профилактике

Профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) - является системой мер по сохранению и укреплению здоровья, предупреждению болезней и продлению жизни человека. Защита здоровья - суть профилактики. Профилактика не имеет четких границ с отраслями науки и практики, имеющими отношение к здоровью человеку, а с понятием гигиены и санитарии профилактика сливается.

Гигиена (от греч. hygieinos - здоровый) - наиболее древняя отрасль медицинских знаний об обеспечении оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Научная гигиена развивается со 2-й половины XIX века. Санитария (от лат. sanitas -здоровье) - термин, употреблявшийся (до 1960-х годов) для обозначения практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Соматическое, психическое и социальное здоровье неразделимы. Поэтому профилактика включает как наиболее общие (например, физическое здоровье, общая гигиена), так и специальные вопросы, в том числе наркологические.

Идеальным методом профилактики вредного влияния токсических веществ является предупреждение контакта с ним. Наиболее важно обеспечение такой безопасности для детей и подростков в силу их нежного возраста (незрелость психическая, физическая, социальных знаний и навыков). Поэтому все угрожающие случаи должны быть вовремя выявлены и приняты предупреждающие меры, чтобы ребенок тайно, случайно или по чьему-то умыслу не начал принимать наркотики на переменах, в местах отдыха (дворе, парке, дискотеках и пр.), дома и пр. Все необходимые материальные и людские ресурсы для этой работы обязано предоставлять национальное государство.

Общее представление о классификации групп профилактики

Единой систематизации мер профилактики не создано. Часто профилактику подразделяют на индивидуальную и социальную. Под индивидуальной профилактикой понимается рациональный режим и гигиеническое (здоровое) поведение отдельного человека в быту и на производстве. Социальная (лат. socialis - общественный) профилактика представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья коллективов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует все профилактические мероприятия делить на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Первичная профилактика осуществляется среди здоровых лиц преимущественно немедицинскими мероприятиями, координированными в разветвленной сети государственных и общественных институтов. Массовое проведение делает её социальной. Такой принцип наиболее эффективен и рентабелен. Целью является создание условий, способствующих сохранению здоровью и прерывающих пути влияния на человека неблагоприятных факторов, а также повышение устойчивости здорового человека к неблагоприятным факторам.

Вторичная профилактика с помощью массовых медицинских обследований населения специальными методами выявляет специфическое поражение организма на этапе предболезни, когда внешние признаки заболевания ещё не развились. Затем с выявленными пациентами работа и лечение проводится индивидуально. Например, с помощью реакции Пирке и Манту удаётся выявлять инфицированность туберкулёзом на этапе предболезни.

Третичная профилактика направлена на излечение больного, предупреждение перехода заболевания в более тяжелую стадию или в более тяжелое заболевание, на предупреждение обострений болезни, снижение уровня временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности. Третичная профилактика осуществляется индивидуально, основными способами ее реализации являются лечение и медико-социальная реабилитация.

Пример эффективной профилактики

Так как распространение наркомании можно сравнить с эпидемией заразной болезни, то для примера кратко коснёмся профилактики малярии. Причиной болезни является попадание в кровь малярийного возбудителя при укусе комара. Если возбудитель только-только попал в организм и пока не размножился в нем, то признаков болезни ещё нет, это состояние предболезни. Следует безотлагательно применить эффективное лекарство и не позволить предболезни перейти в болезнь. Но побочные эффекты лекарства могут принести вред организму. Чтобы риск лечения был оправдан, необходимо надежным способом обнаружить возбудителя. На самых ранних этапах его попадания в организм это сделать очень сложно. Поэтому главным направлением профилактики малярии стало предупреждение укусов комаров. Но специальные натирания от комаров, защитные сетки и др., обычно громоздки и, главное, не обеспечивают надежной защиты. Максимальный эффект дало предупреждение размножения особого вида комаров, которые распространяют возбудителя малярии. Так основной вопрос профилактики малярии решила не медицина, а энтомология (наука о насекомых), разработав систему мер, подавляющих размножение комаров - распространителей малярии. Конечно, медицина решила свои важнейшие вопросы: установила причину болезни (возбудителя малярии), указала на распространителя (особый вид комара), лечила больных, что они не становились резервуаром, из которого уцелевшие комары могли вновь распространить болезнь. Среда обитания человека стала безопасной, заболеваемость малярией была ликвидирована. При малярии, как и наркомании, нет вакцинации.

Объективные недостатки наркологической профилактики

Научный этап борьбы с наркологическими заболеваниями начался с середины XIX столетия, когда было показано, что употребление наркотика способно выйти за пределы дурной привычки и привести к возниконовению психических и физических проявлений болезни, развивающейся независимо от воли человека. Выявленные причинно-следственные связи между болезнью, свойствами наркотика и особенностями организма стали источником для санитарно-гигиенической информации.

Научный подход даёт точную информацию. Может предсказать событие. Ожидается, что научные предсказания должны выполнятся независимо от воли человека. Если научное предупреждение оказалось преувеличено, то возникает обвинение в его несоответствии истине, использовании тактики устрашения или умолчания. Так, найдется потребитель наркотиков, который может безуспешно прибегать к самым разным способам лечения, но может без помощи врача сам прекратить их прием и прожить счастливую, успешную жизнь. Или вопреки утверждениям профилактической пропаганды курильщик может прожить дольше средней продолжительности жизни, так и не заболев облитерирующим эндоартериитом или раком легких. Поэтому одной научной информации для профилактики недостаточно/Эффективность первичной профилактики наркомании продолжает во многом зависеть от нравственного запрета, поскольку для его обоснования достаточно поучительного примера, притчи или стойкого оборота речи, и не требуется овладения сложными специальными причинно-следственными знаниями.

Следующей объективной проблемой является то, что механизмы, приводящие к превращению биологических изменений головного мозга в психическое пристрастие, не установлены, поэтому невозможна диагностика предболезни, а, следовательно, и медицинская помощь при ней. Таким образом, страдает вторичная наркологическая профилактика, для проведения которой в настоящее время, по сути, нет позитивных научных оснований. Стоит появиться осложнениям от превентивного лечения, как вторичный этап профилактики оказывается дискредитированным.

Наиболее быстро развивается третичная профилактика на основе методов диагностики заболевания, успехов токсикологии и появления новых способов лечения. Например, опийную наркоманию можно лечить налтрексоном, который блокирует опийные рецепторы и при приеме наркоманом небольших доз опиума не даёт развиться наркотической эйфории. Однако методы лечения носят характер симптоматической или паллиативной (только облегчающей страдания, но не излечивающей, например, при применении метадона) терапии, не избавляющей больного от патологической зависимости. Хотя эффективность лечения наркомании невелика, но её успехи явились поводом, для того чтобы в описании методов профилактики большую часть места уделять изложению приемов уменьшения вреда наркотика, способам лечения и реабилитации наркоманов, то есть к описанию третичной, а не первичной или вторичной профилактики.

Наконец, в настоящее время не создано единого надёжного способа определения эффективности профилактики наркомании, поэтому оценка программ профилактики чрезвычайно трудна, а её выводы во многом зависят от методов интерпретации. Поэтому одни источники могут дать профилактической работе высокую оценку, а другие - низкую.

Субъективные недостатки наркологической профилактики

Любой наркотик опасен для человека. Но часто приходится встречаться с подменой общего понятия («опасность») на иное более узкое («вред»). Порой такая логическая подмена используется для «обвинения» сторонников запрета несанкционированного оборота и потребления наркотиков. Например, телеведущий общей российской программы, пересказывая мнение о необходимости разрешить свободную продажу наркотиков в аптеках, заявил, что сам принимал наркотики, но, как видно, до сих пор здоров. Если нет вреда, то запретительные меры ложны, следовательно, по его мнению, надо разрешить их свободную продажу и т. д.

Из-за важной роли субъективного фактора к делу наркологической профилактики следует привлекать людей одаренных, способных непосредственно видеть неравномерность знаний и своевременно восстанавливать гармонию практических средств и теоретических подходов. Здесь средняя норма творческих способностей была бы бесполезна. [3]

Основные социальные формы наркологической профилактики. Не каждый человек может сразу стать на путь отказа от употребления наркотиков. В таком случае может помочь социальное давление, сочетающее поощрение и наказание в нужном направлении. Санкции и поощрения, образуя тесное взаимное переплетение, работают как напряженная арматура, создающая прочность социальной структуре, в том числе в деле наркологической профилактики.

Социальное давление на потребителя наркотика

У человека спонтанно проявляются самые разнообразные склонности. Один раз возникнув, они в дальнейшем ищут повод для своей реализации, часто прорываясь в поведении без какого-либо внешнего стимула. Например, у пациентки, зрелой женщины половое влечение длительное время оставалось скрытым, но вдруг оживилось при случайном давлении на половые органы тесной одеждой: «Во время пикника я побежала за мячом. Когда присела, чтобы его взять, то тесные брюки вдавились в половые органы, а я неожиданно почувствовала - о, что-то там интересное». Затем, с интересом наблюдая за ощущениями в половых органах при половом акте, смогла выделить целую гамму ощущений. Вскоре почувствовала, что теперь половая близость стала переживаться ею очень привлекательно: «Я поняла, что это теперь для меня стало как наркотик».

Понятно, почему многие больные наркоманией, которых мне приходилось лечить, при случайном приеме наркотика, даже не почувствовав эйфории, вдруг обнаруживали у себя внутреннее побуждение к наблюдению за результатами искусственного регулирования психического самочувствия. До начала приема наркотиков такого стремления у них не удавалось найти. Они успешно учились, получали удовольствие от успехов, печалились реальным неудачам. После употребления наркотика все больше внимания уделяли заинтересовавшим их ощущениям, пока появившееся патологическое пристрастие не лишало их возможности вести прежний образ жизни.

Пациенты часто замечают, что подавить внутреннее стремление к наркотику помогают внешние обстоятельства, не позволяющие отвлечься от какого-либо важного дела. Наркологи подтверждают, что императивное внешнее давление (например, родных), совпадая с желанием пациента, помогает ему в формировании трезвого образа жизни.

Социальное давление или принцип императивности в наркологической практике может проявляться в открытой форме, например под угрозой увольнения с работы или уголовного наказания. Часто это приводит к сокрытию потребления наркотиков, например путем перехода потребителя в криминальную среду. Но если человек сам согласен изменить свое поведение, то своевременное социальное давление в нужном направлении оказывает помощь. Так под давлением родных пациент идет к врачу.

В странах Западной Европы предпочитается иная форма социального давления, на одном полюсе его вектора ярко выступает реальная перспектива доступа к источнику дохода, дающему обеспеченную жизнь в обществе потребления, на другом полюсе - конкуренция за источники индивидуального дохода. Желаемый уровень жизни для обычного европейца является не отвлеченным философским понятием, а наглядно выражается размером дохода, который можно легко превратить в потребление. Источником дохода может быть работа, собственность. Но чтобы получить хорошую работу, сохранить или приумножить собственность, необходимо здоровье, образовательная подготовка, систематические усилия на протяжении жизни. Чем продолжительнее жизнь, тем больше личных материальных накоплений. Таким образом человеку предлагаются «жизненные шансы» [4].

Напряженное желание занять лучшее место задаётся достаточно высоким уровнем дохода. В европейских государствах зарплата работающего человека достаточна для того, чтобы он мог на нее жить, поддерживать хороший уровень физического и психического здоровья, содержать семью, вырастить несколько детей (обычно столько, сколько он сам считает нужным), дать им образование (доступное их способностям и трудолюбию), иметь собственное увлечение, заниматься общественной деятельностью. При этом питание, жилье, средства передвижения, окружающая человека среда, качество жилья, дорог, конкурируют на глазах публики. Рекламная информация не мешает европейцу хорошо различать внешне одинаковые, но качественно разные товары и услуги, а также определять их цену, долговечность, надежность, дизайн и массу прочих необходимых показателей. Дополнительная или более сложная работа ощутимо приносит ещё большие доходы, которые легко реализуются в товары и услуги еще более высокого качества, что принято связывать с успехом жизни.

Хотя источник хороших доходов автоматически не гарантирует счастья, но видимая тенденция к улучшению «жизненных шансов», жизненному успеху служит императивным стимулом для стремления к социально поощряемому поведению. В условиях изощрённой конкуренции можно потерять работу или собственность (из-за недостаточного присмотра за ней), если из-за потребления наркотиков и тем более из-за наркологического пристрастия пострадает здоровье, ухудшится трудоспособность, возникнут затруднения с получением необходимого образования. При такой системе социального давления профилактические программы меньше проявляют себя в образе судьи, а больше в виде интереса к человеку, которому помогают советом, обучением, информацией на пути сохранения здоровья и эмоциональной приятной похвалой за рост личной конкурентоспособности.

Эта работа начинается в школе. Большое место уделяется санитарному просвещению, информирующему об угрозах, которые влечет несанкционированный прием наркотиков и их оборот. Но эти угрозы дети легко переводят в стоимость от потерь здоровья, времени, образования или от нежелательного риска. Можно наблюдать тщательность отработки европейцами у своих детей ряда простых, но житейски важных навыков. Так, даже телепрограммы для подростков демонстрируют способы быстрых расчетов. Например, показывают, как быстро в уме умножить 4167 евро на 23 предмета или на 27 предметов, что для этого надо умножить округленные числа, затем учесть то, что было выведено за скобки при округлении. При этом демонстрируют, что такие расчеты быстро создают представление об общей стоимости, которая незначительно отличается от точного результата. Так, четыре тысячи надо умножить на двадцать, к полученным восьмидесяти тысячам добавить приблизительную стоимость трех предметов (12 тысяч евро). Получится 92 тысячи, что очень близко к истинному результату равному 95 841 евро. А в случае с 27 предметами - умножить четыре тысячи на тридцать и высчитать из 120 тысяч евро приблизительную стоимость трех предметов. Звезд с неба, конечно, такие математики сорвать не смогут, но могут оперативно и уверенно оценить, например, бытовые расходы или доходы. Европейцы, с которыми пришлось сталкиваться, хорошо оценивают не только доходы и затраты на покупки, но экономию на расходах, которые они быстро высчитывают в уме. Можно сказать, что это не является методом наркологической профилактики. Но расчетливый взгляд на повседневную жизнь разве не является способом, указывающим направление к здоровому общественному укладу?

Предупреждение о потерях здоровья в процентах от наркотика или никотина воспринимаются не как нейтральная информация, а как вполне эмоциональная утрата кошелька. Это железная рука в мягкой перчатке, так как подростку известно, что некоторые люди могут не получать работу всю жизнь. Такой результат подросток в состоянии быстро перевести не в абстрактное здоровье, которого, обычно, в таком возрасте не чувствуют, а в сумму, которую рискует потерять. Сумма моментально высчитывается перемножением размера недельной зарплаты на количество недель за 23 года, если остаться без работы.

Подросткам говорят, если ты откажешься от сомнительного предложения, исходящего даже от твоих друзей, если у тебя не будет наркоманических проблем, если ты не приобретешь осложнения от действия наркотиков, то, приложив усердие, ты сможешь получить хороший источник доходов. По свидетельству очевидцев, в европейских школах порой говорят, что ты можешь курить, пить, принимать наркотики, но ты не получишь образование, работу, то есть источник дохода.

Одну и ту же информацию о событии можно преподносить равнодушно к данному явлению, поощрительно к нему или негативно. Как нам удалось заметить, европейцы формально правильную информацию для своих детей излагают в такой форме, которая должна помочь сформировать негативное отношение к наркотику. Например, в журналах (несколько напоминающих наш прежний журнал «Здоровье») для подростков содержится фотография россыпи таблеток. К ним следует комментарий, что дозировки наркотика в них точно неизвестны. Такая форма предупреждения вызывает опасения у юного европейца, который на примере родителей видит, как они избегают некачественного товара. Даже автозаводы вынуждены отзывать свои автомобили на бесплатную замену деталей, когда выявляется её некачественность. Европейцы не отказываются от эмоционального воздействия, но не дают повода для обвинения во лжи.

Для подростков и молодых людей создаются кабинеты анонимной социальной помощи, например в крупном комплексе магазинов, посещение которых, естественно, не вызывает лишних подозрений у знакомых. Не требуя каких-либо документов, помогут найти жилье, работу, обратиться в учебное заведение, воспользоваться интернетом и пр. Если обращающийся испытывает сложную жизненную ситуацию, которая может стать фактором риска для потребления наркотика, то это первичная профилактика; если обратится в кабинет потребитель, то это вторичная и третичная профилактика.

Профилактические меры по отношению к потребителям и наркоманам тоже имеют европейские особенности. Потребителя стараются перевести не в криминальную среду, а в менее опасную для окружающих маргинальную группу, например в разряд безработных, которые получают пособие, подкармливаются за казенный или благотворительный счет, обеспечиваются бесплатными презервативами для безопасного удовольствия, им обменивают использованные шприцы на чистые, делают прививки от гепатита. Вряд ли это дороже, чем содержать охранников тюрьмы, которые будут кормить наркомана, ставшего преступником (за кражи, мошенничество, грабежи). Безработных наркоманов не оставляют без активного присмотра. Часть потребителей наркотиков вербуют и они становятся информаторами, что позволяет заниматься профилактикой организованной криминальности в данной среде. Работники социальных структур отмечают, что некоторые потребители отказываются от предлагаемой помощи, считая, что тем самым попадают под нежелательный контроль.

В криминальных случаях европейцы используются открытые способы воздействия на индивидуума: задержание, арест, осуждение, принудительное лечение и др. В этом случае ссылаются на выражение Robin Room (2001), что обучение порой неэффективно, а ограничение часто не популярно, поэтому оба подхода следует сочетать [5].

Использование принципа императивности в бывшем Советском Союзе

Незаконные операции с наркотиками преследовались еще в рамках УК РСФСР 1922 года [6]. До перестройки Советский Союз активно проводил борьбу с незаконным оборотом наркотиков, являясь участником почти всех основных международных договоров по контролю за наркотическими средствами, в том числе Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., и выполняя их положения.

Пограничная и таможенная служба страны почти исключала возможность проникновения наркотиков из-за границы путём контрабанды. Производство, хранение и отпуск наркотиков производился государственными учреждениями и находился под контролем уполномоченными на то структурами. Согласно ст. 17 Единой Конвенции 1961 г. был создан Постоянный Комитет по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР, который выполнял все функции по контролю, указанные Единой Конвенцией 1961 г., а также Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

Членами Постоянного Комитета были крупные специалисты (медики, провизоры, фармакологи, химики) и ответственные работники министерств здравоохранения, внутренних дел, внешней торговли, медицинской промышленности, а также Таможенного управления. Постоянный комитет имел право на своих заседаниях заслушивать все министерства и ведомства по вопросам, связанным с производством, торговлей, ввозом, вывозом и применением наркотических средств, а также организацией помощи больным наркоманией. Он же издавал списки средств, отнесенных законом к наркотикам, осуществлял проверку учреждений перед тем, как они могли получить лицензию на свою деятельность, систематизировал и вел библиотеку всех конвенций, сессий ООН и законодательств разных стран. Решения Постоянного комитета по указанным вопросам были обязательны для всех.

«Законодательные акты СССР предусматривали строжайшую уголовную ответственность за нарушение правил хранения, продажи и применения наркотических средств. Предусматривалось уголовное наказание за вовлечение, особенно несовершеннолетних, в употребление наркотических средств» [7]. Например, по УК РСФСР (ст. 224) за изготовление и сбыт наркотика было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. Уголовная ответственность наступала за посев без надлежащего разрешения опийного мака, индийской конопли, южной маньчжурской или южной чуйской конопли.

Если устанавливался факт немедицинского потребления наркотика, то с потребителем вели индивидуальную работу (это могли быть беседы, предупреждения, объяснения о вреде и опасных последствиях приема наркотиков). К данной работе, кроме медиков, привлекались родители, педагоги, работники милиции, юридических органов [8]. Считалось, что данную работу не следует афишировать, чтобы не вызвать нездорового интереса у неустойчивых членов общества. Такого пациента брали на профилактическое наблюдение. Чтобы в дальнейшем избежать более строгого наказания, которое грозило при следующем задержании, следовало прекратить употребление наркотика. Порой потребителю удавалось скрывать употребление наркотика, но через какое-то время развивалось заболевание, которое хорошо диагностировалось, и он оказывался уже не на профилактическому на диспансерном наблюдении психиатра-нарколога. На него заводилась информационная карта, которая направлялась в Постоянный Комитет по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР. Больному наркоманией гарантировалась медицинская помощь для добровольного прекращения употребления наркотика. Находящийся на диспансерном наблюдении наркоман должен был регулярно осматриваться наркологом, своевременно проходить стационарное и амбулаторное лечение. Диспансерное наблюдение приводило к ряду ограничений. Например, до тех пор, пока комиссией врачей наркоман не признавался выздоровевшим и не был снят с наркологического учета, он не мог получить право на вождение автомобиля. Если наркоман уклонялся от добровольного лечения или после лечения вскоре начинал принимать наркотики, то он направлялся на принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий сроком до двух лет. Материалы дела оформляла участковая служба милиции. Решение о принудительном лечении выносил суд. Принудительное лечение судимостью не считалось и гражданских прав больной не терял. В лечебно-трудовом профилактории обеспечивалась надежная изоляция больных от возможности получения наркотика. Все больные принимали лечение и работали. Труд считался важным условием возвращения пациента к здоровому образу жизни. Пациенту засчитывался трудовой стаж, начислялась заработная плата. Принудительное лечение считалось недостаточно эффективным, так как после освобождения многие больные сразу или через некоторое время начинали принимать наркотики.

Основанием для возбуждения санкций за незаконный оборот и потребление наркотиков могло быть задержание милицией, поступление жалобы со стороны любой организации либо гражданина, в том числе и по личному заявлению потребителя, а также по ходатайству наркологической службы. Среди упорных потребителей наркотиков оставались те, кто жил по своим законам в субкультуре криминальных лиц или в круге богемы. Требование к полноте расследования всех выявленных случаев препятствовало выходу торговли, производства и потребления наркотиков за пределы криминального и богемного круга лиц.

Наркоманам, совершившим криминальные преступления, в местах лишения свободы назначалось принудительное лечение. Проводилось выявление и ликвидация мест производства наркотиков, путей их распространения.

При данной системе императивных мероприятий в 1987 г. на учете в СССР было 46 тыс. наркоманов, что можно считать хорошим показателем. [9].

Следует отметить, что данная система императивного принципа профилактики соответствовала международным договорам, предусмотренным Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

Несомненным является контраст между успехами в профилактике наркомании в Советском Союзе и провалом осуществляемых теми же исполнителями, таких же методов профилактики пьянства и алкоголизма. Более того, ситуация с пьянством и алкоголизмом становилась всё хуже. Можно полагать, что данное различие было связано с традициями, заключающимися в нравственном запрете потребления наркотиков. Было достаточно подавить наркоманическую активность (потребление, незаконный оборот наркотиков) среди относительно небольшого числа мало организованных личностей, чтобы держать ситуацию наркомании под контролем.

Биологические периоды социализации учащихся и изменение социального давления

Профилактику необходимо начинать с детского возраста.

Пока не созрела психика, ребёнок не может выжить без широкой общественной кооперации, включающей бескорыстную помощь от взрослых [10]. Взрослые не могут отказаться от ответственности по подготовке ребенка к вступлению на социальное место, которое будет его кормить, поить, давать независимость и уверенность в завтрашнем дне [11]. Более 15 лет ребёнок существует в полной зависимости от родителей или опекунов.

Часто развитие идет неравномерно, одни психические способности развиваются быстрее (акселерация), другие задерживаются (ретардация). Порой психическое развитие ребёнка искажается из-за уродующих условий жизни (так называемая, педагогическая запущенность). Нарушения развития могут быть вызваны заболеваниями ребёнка, в том числе психическими. Всё это нарушает у ребенка критичное (критичное - значить максимально соответствующее реальности) понимание социальных событий, препятствует четкой дифференциации личных и общественных интересов, нарушает присвоение себе общественных взглядов, снижает способность к терпеливому ожиданию отставленных во времени социальных результатов.

На этом фоне происходит расслоение подростков по склонностям, когда они начинают создавать группы по интересам. Возникает борьба за место во вновь образуемом молодёжью коллективе, где могут использоваться самые утонченные методы. По нашим наблюдениям, борьба идет не только за лидерство, не менее престижными оказываются защищенные роли ведомых, заведомо не несущих ответственности за действия коллектива, но получающих надёжное социальное место. Индивидуальные качества влияют на выбор социальной роли. Так как социальное давление неизбежно в любом обществе, то индивид сам выбирает тот вид, следование которому для него кажется более приемлемым. Не обязательно подросток готов к предпочтению просоциального вида общественных отношений. Так, ряд психически здоровых подростков проявляют интерес к асоциальности, являющейся важным фактором для употребления наркотиков.

Пример. Молодой человек, сын крупного ученого, выросший в неполной семье (отец развелся с женой, когда ребенку было около 10 лет). Старшая сестра молодого человека целеустремленная, с положительными социальными установками. В отличие от нее, пациент с подросткового возраста стал проявлять интерес к асоциальному поведению. Будучи по природе человеком основательным, он стал заранее интересоваться санкциями, которые могут ему грозить за правонарушения, способами как их избежать или уменьшить, условиями жизни в тюрьме, на случай, если всё же посадят. Провел на себе испытание, сможет ли он скудно питаться в рамках тюремного пайка. После такой самопроверки его уверенность в правильности выбора еще больше окрепла. Продолжая хорошо учиться, стал встречаться с людьми, отличающимися асоциальным поведением. Отец и мать пациента вспомнили, что примерно в это время сын стал воровать. Самую крупную кражу, в возрасте 11-12 лет, он совершил у деда, украв у него богатую нумизматическую коллекцию и продав её за бесценок. Старался не попадать в поле зрения милицию. Освоил воровской закон взаимопомощи - «общака». С 14 лет начал принимать периодически наркотики. Через год сформировалась зависимость, резко снизилась успеваемость. Время проводил в асоциальной компании. Из дома стали пропадать вещи и деньги. В 16 лет по настоянию отца поступил на лечение в больницу по поводу наркомании.

Следующее наблюдение. Родные молодого человека 17 лет сообщили, что он в шестом классе стал меньше времени уделять подготовке домашних заданий, а все свободное время проводил в компании сверстников, слоняясь с ними обычно на улице. Снизилась успеваемость, хотя до этого учился на твердую тройку и на четыре. Затем стал прогуливать занятия. Так окончил 9 классов. Учиться дальше не стал. Периодически работает. Но в основном время проводит в компаниях друзей и подруг, где пьянствует, принимает наркотики, ходит на дискотеки. На прием к врачу пришел по просьбе старшей сестры. Откровенно сообщает сведения о себе, интересуется состоянием своего здоровья. Рассказал, что он согласился с родными на консультацию врача лишь для того, чтобы еще раз убедиться в несокрушимости своего здоровья. Поясняет, что в подростковом возрасте заметил, что, в отличие от многих сверстников, он, никогда не занимаясь спортом, специально себя не закаляя, ничем не болел, может ходить легко одетым по холоду и не простывает, неоднократно дрался, но все травмы легко заживают. Его пьяного избили и раздели. Босиком и почти нагой он по снегу прошел более километра до ближайшего жилья и даже насморка после этого не было. Однажды решил себя проверить, спрыгнул с третьего этажа и не получил травм. Уверен, что употребление наркотиков также не в состоянии повредить его здоровью.

Обязанность своевременного и полноценного воспитания лежит на семье, на общественных, государственных, а теперь и частных образовательных, спортивных учреждениях. Эта работа часто не дает ожидаемого от нее результата по правильной и эффективной социализации детей и подростков, хотя биологических (в том числе врожденных) причин для девиации их поведения в большинстве случаев не обнаруживается. Поэтому часть воспитательной работы выполняют блюстители порядка, являющиеся последним барьером для контроля антисоциальных проявлений. Интересен рассказ профессора психологии, благодарного детской комнате милиции. В подростковом возрасте он был увлечён криминальной романтикой. Неоднократно оказывался на грани серьезного наказания за правонарушения. Сотрудники милиции, настойчиво контролируя его поведение, смогли, не ломая его судьбы тюрьмой, «дотянуть» до возраста, когда у него проснулись иные интересы и он отошел от криминальных друзей. Но нельзя всю правду переключать на вооруженные, силовые структуры.

Культура и потребление психоактивных веществ

В настоящее время несоразмерно высокий удельный вес приобрела профессионализация культуры, сделав подростков и молодёжь её пассивными потребителями. Профессиональные институты культуры различаются между собой. На одном полюсе ярко выраженное стремление к высоким достижениям человеческого духа, отлёт мысли и чувства к благородным мотивам, на другом полюсе призыв к реализации низменных потребностях в низменных формах. Если на первом полюсе конкуренция движется по пути овладения сложной творческой техникой, то на противоположном полюсе конкуренция стремится к гротескной примитивизации творческой техники. Данная техника обладает способностью легко привлекать к себе внимание резкими элементами, которые в дальнейшем не получают творческого развития, превращаются в стереотип. Такое однообразие быстро «приедается». Поэтому «удобным» оказалось применение психотропных препаратов, которые «аранжируют» восприятие монотонного произведения, снижают тонкость психических процессов, а, следовательно, снижают критичность, уровень запросов. Поэтому самая незамысловатая народная самодеятельность развивает культурные вкусы и запросы лучше и качественнее, чем многие творческие шоу-площадки.

Без природных задатков и без развития обществом способностей к виртуозному овладению сложной техникой, глубокими чувствами, подросток оказывается не готовым к восприятию классической культуры. Попытки самому освоить классику требуют такой предельной концентрации внимания, что это воспринимается как тяжелая работа, а не отдых. Преподнести прекрасное и высокое простыми средствами может лишь талант, который найдет грань между несмешивающимися слоями культуры и сольёт их вместе, вызвав массовый интерес, как произведения В.А. Моцарта, П.И. Чайковского. Но такой дар от бога, а служба ему - тяжелая работа.

Средний уровень творчества не может подобным образом примирить интересы, создав «массовую культуру». Трудно привлечь бисером взор того, у кого в этот момент аппетит рождают помои. Самым тревожным предупреждением остаётся остроумное высказывание М. Твена сказавшего, что цивилизация - это машина, фабрикующая потребности, в которых нет потребности [12]. Требуется настойчивая работа по формированию способностей к высоким чувствам. Вероятно, с этим связаны провалы в привлечении к антинаркотической пропаганде современной массовой эстрады. Скорее эффект даст самодеятельность, служащая местом, где в здоровой среде созревают культурные интересы. Катализатором этого созревания выступает труд преподавателя самодеятельного кружка, который помогает каждому найти доступный маяк к высокому человеческому предназначению. Чтобы не терять обретенный маяк культуры из вида, человек и в дальнейшем не будет застилать свое сознание наркотиками.

Например, популярный артист, рассказывая о себе, сообщает, что в подростковом и юношеском возрасте его чувства были поглощены криминальными похождениями. Буквально спасло его то, что он подростком попал в кружок театральной самодеятельности. Путь отдаления от криминальной группы был не простым. Сейчас, хотя он не старый человек, все его друзья уже погибли. У него самого бывают алкогольные запои, но приобретенное стремление к высокой культуре позволяет бороться со своим недугом.

Основные вопросы по организации профилактики

Любая деятельность требует затраты психических усилий и материальных средств. Чтобы экономно распределить бремя профилактики, целесообразно следующее:

  1. Первичную профилактику наркологических заболеваний следует включить в виде составной части существующего рабочего плана учреждения по формированию общего физического и психического здоровья и по соблюдению гигиены, а также - в периодический инструктаж и инструктаж перед приемом на работу или на обучение.
  2. Хотя некоторые функции семьи по формированию здоровья, социальных и гигиенических навыков давно перешли к учебным учреждениям, но все вновь вводимые вопросы наркологической профилактики должны апробироваться с участием родителей или опекунов. Для этого следует
    использовать все современные информационные возможности, которые позволят изложить перед заинтересованной публикой широкую программу профилактики и получить ответы. Какая-то часть программы может им не понравиться. Кто-то может взять много программ, кто-то самое необходимое. При этом нельзя задевать чувств собеседников, все замечания и их сомнения следует учитывать.
  3. Некоторые вопросы наркологической профилактики следует поручить вести инициативным представителям старшего поколения, обладающим жизненным опытом, пользующимся уважением и авторитетом.
  4. Следует распределить обязанности профилактической работы между администрацией морской школы, её профессорско-преподавательским составом, руководством морской промышленности, морским офицерским корпусом, экипажем, береговыми службами. Это поможет отрегулировать
    нагрузку на каждую из сторон.
  5. Организация наркологической профилактики требует концентрации всей базы данных. Координацию и мониторинг действий целесообразно осуществлять в центре профилактики, куда должны входить несколько профессиональных медиков.
  6. Хотя профилактика является общегосударственной проблемой, но путь действий через политиков слишком длителен и неопределенный. Политики не стремятся осуществлять те меры, от которых страдает бизнес. Они ссылаются на медицинские методы как достаточные. Так как финансирование пилотных исследовательских работ обычно не предусмотрено, то следует апеллировать к защите прав трезвенников, страдающих от наркоманов. При этом часть необходимых мероприятий надо, не откладывая, начинать делать самим. Признание результатов от такой работы обычно предшествует выделению на неё средств.
  7. Выполненную и планируемую профилактическую работу следует изложить в кратком, ёмком проспекте с наглядно оформленными аргументами, красочными иллюстрациями, диаграммами, выделяющими суть вопроса. Политику, менеджеру или судовладельцу нет времени вчитываться в
    документ, он должен сразу увидеть основную идею и пути её решения. Указание на силы, средства и время выполнения предложенных задач позволит политику увидеть ваше предложение, как часть его собственной программы. Таким образом, планируемые политиком расходы он сможет
    легко связать с высокой целью профилактики наркоманий и поддержать проект выделения запрашиваемых средств на профилактические мероприятия.
  8. Скорость движения вашего проспекта зависит от пути его подачи. Такую помощь могут оказать разделяющие профилактическую точку зрения представители в политических, административных кругах, поскольку имеют удобные контакты по роду своей службы и пр.
  9. Не следует делать ставку только на быструю или революционную победу «всё или ничего». Даже небольшие шаги позволяют накапливать опыт и фактический материал, который является самым важным аргументом для предметного диалога с политиками.
  10. Крайне важно научиться преодолевать особенности «русской национальной администрации», настойчиво не желающей считаться с поступающими предложениями. Своё бездействие они часто объясняют модной ссылкой на демократию и отошлют вас в суд. Поэтому надо смело ссылаться на особенности европейского общества.
    Европейское мышление, судя по наблюдениям, не позволяет себе вольность игнорировать мнения, высказываемые по социальным и профилактическим вопросам, считая для сторон обязательным вступление в диалог. Когда профессор X. Саан (Нидерланды) упомянул о том, что они скоро будут вести диалог с властями по поводу финансирования части профилактического проекта, я задал вопрос: «Почему профессор уверен, что диалог состоится?» Профессор объяснил, что это обычный путь решения вопросов - диалог и хорошо составленный проспект, где изложены вопросы. Профессор не мог понять, почему власти надо понуждать к диалогу с гражданами с помощью суда, ведь всем понятно, что истину надо устанавливать обычным путем. На уточняющий вопрос, известны ли ему случаи судебного разбирательства противоречий в области профилактики, он подумал и ответил, что за тридцатилетний период своей работы случая необходимости обращения в суд вспомнить не может. Все конфликты решались обычным путем (диалог власти с заинтересованной стороной на основании хорошо составленного проспекта предложений и замечаний). В результате стороны находили удовлетворяющее решение. Нидерланды считают себя самой демократичной страной.
    Конечно, ничего исключительного в таком подходе нет. Выше уже упоминалось, что давно описан принцип достижения согласия посредством «коммуникативной аргументации» или «этики дискурса», нацеленной на взаимное, не принудительное понимание [13], то есть, не дожидаясь суда. Но в России надо быть готовым встретить людей с иным пониманием демократии. Получив власть, они как можно категоричнее стремятся отстраниться от народа, применяя для этого самые различные способы. Как один из методов отгородиться от обращений, они стали применять суд, небезуспешно рассчитывая, что несовершенство создаваемой ими системы им ещё долго послужит. Поэтому надо набраться терпения и мужества, так как самые серьезные и тщательно оформленные обращения по профилактической работе могут неопределенное время лежать под сукном или кочевать по замкнутому кругу.
  1. Следует организовать и поддерживать связь с коллегами, работающими в области профилактики. Это несет новый опыт, обмен лучшими образцами и приемами работы, позволяет создать общий банк фактов, что придаёт им новые возможности. Так, большое число наблюдений позволяет рассчитать статистическую достоверность и с математической точностью определить степень научной достоверности факта.
  2. Всю местную работу для быстрейшего продвижения успехов в профилактике следует сравнивать с опытом других странах.
  3. Информирование общества о проводимой вами профилактической работе, её сложностях и успехах - источник авторитета.
  4. Много организаций работает над проблемой профилактики, но это не значит, что все друг с другом чётко связаны. Каждый занимается своим участком работы. Профилактическую работу, проводимую одной организацией, следует распределить, например, между офицерским, профессорско-преподавательским составом. Работу с потребителями и больными следует поручить морской медицинской службе.
    Мероприятия первичной профилактики направлены на предупреждение причин алкоголизма, наркомании и токсикомании ещё задолго до того, как эти причины могут появиться. Поэтому, с точки зрения формирования антинаркотических и антитоксикоманических установок, наиболее оптимальным для воспитания является младший и средний школьный возраст человека [14]. По мнению профессора Н. Saan (Amsterdam, Nederland), после окончания школы начинать первичную профилактику уже слишком поздно. Профессор Henk Garretsen также считает, что с теми, кто курит и пьёт, проводить первичную профилактику уже поздно [15].
  1. Так как корабли заходят в порты разных стран, то моряки должны быть своевременно ознакомлены с законами, регулирующими оборот алкоголя, наркотиков, токсикоманических веществ в стране пребывания, и предупреждены о необходимости безупречного выполнения данных законов.
  2. Те, кто имеет проблемы с алкоголем, наркотиками или токсикоманическими веществами, должны иметь возможность получить помощь и реабилитацию.

Основные вопросы, поднимаемые в профилактической информации

  1. Рано или поздно люди, тем более молодые, начинающие обучение или работу в морских учреждениях, могут войти в контакт с наркотиками. Логичным выглядит предупреждение их об опасностях, связанных с наркотиками. Одним из таких первых предупреждений недопустимости приема наркотиков является медицинская комиссия, которая предусматривает перед допуском на обучение или на работу лабораторное обследование на содержание наркотиков и алкоголя в организме.
  2. Поскольку сейчас не трудно достать наркотики, многие моряки встают перед выбором «пробовать или не пробовать». Решающее значение в это время может иметь профилактическая информация. Поэтому моряк или курсант должен заранее получить профилактическую информацию во время обучения, тренингов по обеспечению безопасности, инструктажа.
  3. Цель программы профилактической информации - сделать моряков и курсантов способными самостоятельно определить и быстро просчитать последствия опасности, связанной с курением, употреблением алкоголя, конопли, других наркотиков, допинга, с азартными играми, и подготовить их к ответственному поведению. Конечно, администрация и капитан могут в определенной мере направлять моряков в принятии ответственных решений, но они не смогут на самом деле принимать за них решения. Поэтому, когда перед моряком или курсантом ситуация поставит вопрос выбора,
    он будет принимать решение сам и может быть не в самых благоприятных условиях для правильного решения (например, при отрицательном психологическом давлении со стороны приятелей).
  4. Обучение профилактическим знаниям не должно ограничиваться лекцией, информацию надо подкреплять тренинговым опытом. Например, предложить представить человека в роли корабля, задачей которого является выбор для себя цели и достижение этой цели. Условия пути могут быть разные - волны, искушения, соблазны. Необдуманное решение все разрушает, поэтому надо выбирать правильный путь. При этом всегда на до подумать о том, что еще можно сделать в данной ситуации, а затем выбрать лучшую идею. Надо показать, как осмыслить свои мысли, чтобы увеличился выбор форм поведения. Надо подумать о том, что думают другие участники тренинга, определить чувства других людей, их цели. Установить, как чувства связаны с мыслями, и хорошо научиться контролировать связь чувств с поведением. Такой тренинг может показать, как вести себя в конфликтной ситуации.
  5. Следует информировать о том, что при выборе жизненных целей следует учитывать склонности и способности человека (например, к хорошему заработку, к карьерному росту, надежному устройству в жизни, к романтике и пр.). Позитивная цель подкрепленная интересом является надежным ориентиром и обладает эмоционально положительной силой, позволяющей активно преодолевать негативные помехи и соблазны.
  6. Успех распространения информации зависит от привлекательности положенных в её основу идей. Поэтому надо концентрировать внимание не на необычных эффектах и переживаниях, которые редко или случайно вызываются наркотиками (алкоголем, токсикоманическими веществами, игровой зависимостью), а на примерах, подтверждающих закономерность успеха, когда не создается препятствий для профессионального роста. Важно тщательно отбирать примеры и их интерпретировать, чтобы теоретические истины получили эмоциональное подтверждение.

Роль научной истины и нормативного акта

Следует учитывать, что профилактическое воспитание может осуществляться путем: 1) усвоения преимущественно истинных знаний и 2) внушение доверия к нормативным актам.

1) Отвлеченных истин нет - истина всегда конкретна. Поэтому обнаружение научной истины помогает решить те проблемы, которые длительное время оставались спорными. Но истина - это не сама действительность, а объективное содержание результата нашего познания действительности [16].

Истина действует не сама по себе, а через человека, её выражающего, поэтому она всегда дитя эпохи. У россиян непрерывно растет уровень общего образования, что делает доступной более сложную информацию. Это является важным условием для того, чтобы глубже и объемнее показать истины, лежащие в основе профилактики.

2) Нормативный акт (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью людей и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Наличие в обществе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы нормативных актов позволяет ему соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на личность, что значительно облегчает осуществление социального контроля со стороны окружения [17].

В отличие от истины, которую следует установить, а затем доказать ее достоверность, нормативный акт всего лишь подразумевает, что диктуемые нормы поведения прошли предварительную проверку на соответствие истине. Но фактически нормативное высказывание является ни истинным, ни ложным, его функцией является выполнение предписаний. Действия человека в рамках предписанных нормативным актом уже без доказательств считаются верными. Для изменения правового акта часто необходимо не открытие новой истины, а изменение воли законодателя. К нормативам также относятся обычаи, моральные принципы, правила идеала [18]. Любые нормативные высказывания, в том числе и моральные нормы, обязывают выполнение определенного поведения, поддерживаемое угрозой наказания. Моральные законы, в отличие от юридических, нельзя установить написанием нормативного акта. Моральное отношение человека к проблеме является эмоциональным отношением - это закон в сердце, который уже не может отменить никакой законодатель.

Санитарно-гигиеническая работа не может быть сведена только к обучению истинным знаниям и навыкам поведения. Обязательно формирование разумных и вызывающих доверие нормативных актов.

Проблема допустимого объёма информирования населения

Много десятилетий продолжается спор о том, какие санитарно-гигиенические сведения о наркотиках допустимо с целью профилактики обнародовать, а какие данные следует утаить, чтобы их знание не принесло вреда большего, чем незнание. Не секрет, что пользователь знаний может применить их неэффективно и даже в ущерб какому-либо делу. Поэтому существуют различные виды ограничения по тиражированию сведений о наркотиках. Ряд запретов определено государственными законами. Так, согласно Федерального закона от 20 июня 2000 года № 90-ФЗ: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «0 наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами». Таким образом, указанные в данном законе сведения не могут использоваться для профилактической пропаганды.

Другая часть ограничений по распространению сведений о наркотиках регулируется дидактическими приемами, с помощью которых осуществляется воспитание навыков и привычек. В этом случае, из разрешенных к массовому тиражированию выбраковываются одни сведения и считаются обязательными для усвоения другие. Эффективное применение дидактических приемов, риторических оборотов, назидательных демонстраций и многого другого, позволяет вызывать у слушателей повышенный интерес, любопытство, направляет их на переживание особых ощущений по отношению к воспитательной теме. Воспитание может соответствовать истине даже тогда, когда знания подвергаются основательному препарированию первоисточников, если не искажается его смысловое содержание.

Существует типичная точка зрения, которая считает, что санитарно-гигиеническая работа, касающаяся наркомании, имеет резкие отличия, например, по сравнению с алкоголем: «Свои особенности имеет санитарно-гигиеническая работа, касающаяся наркомании. Она резко отличается от таковой при алкоголизме. Прежде всего, она не может и не должна быть публичной, так как может стать причиной нездорового интереса к наркотикам. Откровенная санитарно-просветительская работа - лекции, доклады, беседы - может принести непоправимый вред, а не пользу, так как вызывает у слушателей повышенный интерес, любопытство к возможным ощущениям. В связи с изложенным рекомендуется проводить лишь индивидуальные беседы с лицами, в отношении которых установлен факт немедицинского потребления наркотических средств, их родственниками, педагогами, работниками милиции, юридическими органами. Особое место в этой работе следует уделять описанию синдрома привыкания к наркотическому средству, состояния абстиненции, методам лечения и профилактики»[19].

Следует подчеркнуть, что профилактическая информация - дело практическое, где конкретно должно решаться соотношение между правом человека на полноту информации, государственным запретом на распространение информации и отбором информации через фильтр достоверности сведений, морали и дидактических приемов воспитания. Так, ребенок должен получать информацию, которую он может правильно понять и использовать. Взрослый человек должен быть предупрежден об опасностях неправильного применения и распространения сведений о наркотиках.

Практическое значение для профилактики имеет противодействие распространению ложных сведений о наркотиках, алкоголе, психотропных препаратах, травяных сборах и пр. В ряде случаев данные сведения носят рекламный характер и должны регулироваться законодательством о добросовестной рекламе. В части случаев для привлечения аудитории или из-за небрежности, средства массовой информации тиражируют ложные или спорные мнения, высказываемые частными лицами и даже профессионалами без альтернативного взгляда. Поэтому необходимо создавать такие средства информации, которые были бы известны широкой публике, как популярные, но надежные источники практических и теоретических знаний.

Даже при рациональном отборе информации неизбежны противоречия между взглядами на истину и на нормативные акты. В этих случаях важно не бояться конфликта.

Конфликт - социальный способ решения противоречий

Истина и нормативный акт действуют не сами по себе, так как являются не материальной действительностью, а её отражением в мыслях и поступках человека. Чтобы истина и нормативные акты практически реализовались в общественной жизни, необходимо их социальное признание. Но единодушное совпадение взглядов бывает редко. Поэтому существуют социальные механизмы для выработки такого решения, которое удовлетворяло бы стороны (или сторону) в выборе согласованного применения истины или нормативного акта. Это значимо для наркологии, так как эклектический этап уровня профилактических знаний служит источником расхождения взглядов по очень многим аспектам.

Человечество давно изобрело универсальный способ разрешения противоречий. Таким способом является конфликт. Конфликт имеет законы своего развития. Хотя идеальных решений социальных вопросов, вероятно, нет, но конкуренция конфликтующих сторон способствует выработке и шлифовке как истины, так и закона. Конфликт заставляет каждую конкурирующую сторону обновлять и совершенствовать свои аргументы, проверять степень их соответствия истине, а также взвешивать целесообразность закона, обычая. Конфликт способствует отработке методов взаимодействия между единомышленниками, оттачивает их мастерство. Из-за эмоциональной насыщенности реакций участников конфликта очень многие сторонние наблюдатели увлекаются коллизиями событий, а некоторые сами начинают предпринимать посильные действия. Своевременное формирование конфликта позволяет не накапливать напряженность, а быстро переходить к следующему этапу изучения точек противоречия. Наконец, законы, по которым происходит развитие конфликта, хорошо изучены наукой. Поэтому, обладая знанием теории конфликта и достаточным опытом в его решении, можно заранее предвидеть его динамику и приносимые ею результаты. Умелое использование данных знаний позволяет на несколько этапов вперед предусматривать границы, в которых будет осуществляться борьба и её средства. Такое предвидение можно использовать для контроля и регулирования конфликта, чтобы чаще получать положительные результаты, чем отрицательные. Из-за этих рамок конфликт порой может обслуживать лишь мелкие вопросы, оставляя проблему в целом не решенной. Но даже такой диалог служит этапом в деле непрерывности и преемственности наркологической профилактики.

Надо помнить, что не следует мешать проявлять инициативу. Поэтому бывает лучше не стремиться преждевременно прекращать действия противоположных сторон, чтобы не пропустить пока недостаточно изученный и скрытый от взора творческий потенциал. Пока противоборствующие стороны согласны искать общее решение противоречия, важно дать сторонам возможность самим поэтапно решать конфликт между собой посредством «коммуникативной аргументации» или «этики дискурса», нацеленной на взаимное, непринудительное понимание[20], а не перекладывать задачу принятия решения на более высокую инстанцию, например на уровень федерального суда.

Если одна из сторон не желает решать конфликт в рамках диалога, то он часто переходит в иную стадию, обычно в менее контролируемую и, порой, в менее конструктивную. Примеры о привычках правящей элиты России решать проблемы методом прямого насилия, без методов «коммуникативной аргументации», «этики дискурса» и о результатах такой привычной реакции на конфликты, мы уже приводили (см. «Основные вопросы по организации профилактики»).

Литература

1. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: «Экспертное бюро М», 1997. – 496 с. – С 304-306

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – С., 1975. – 447 с.

3. Лоренц.К. Агрессия (так называемое зло): Перю с нем. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с. С. 195.

4. Понятие «жизненных шансов» описано М. Вебером, к ним он отнес: здоровье, время жизни, риск в бизнесе (работе), образовательные возможности для детей // цит. по кн.: Социология / Сост. М.П. Яковлев/ Гл. ред. А. Литвинов. – СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. – 176 с. – С.109.

5. Henk Garretsen – директор института изучения зависимостей (IVO) . Лекция от 09.02.04 14 час. 30 мин. – 16 час. – Роттердам.

6. Сборник документов по истории законодательства СССР и РСФСР, 1917-1953. – М., 1953.

7. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. М.: Мед., 1987. 336 с. – С. 39

8. Там же. С. 226

9. В 1987 г. На учете в СССР было 45 тыс. наркоманов, в США – 30 млн., во Франции – 1 млн. Цит. По : Зиняк М.Я. санитарно-просветительная работа по профилактике наркоманий и токспкоманий: Методические рекомендации. Кишинев, 1988. – 23 с.

10. Социология / Сост. М.П. Яковлев/ Гл. ред. А. Литвинов. – СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. – 176 с. – С.84.

11. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Academia, 1997 – 368 с. – С. 163.

12. Цит. по: Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. – М.: Мед, 1990 – 528 с. – С.13

13. ЭТИКА ДИСКУРСА // Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь (Colins) Тои 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече; АСТ, 1999. – 528 с. – С. 492

14. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского – М.: Изд. Полит. Литературы, изд. 2-е, 1990. – 494 с. – С. 309.

15. Henk Garretsen – директор института изучения зависимостей (IVO). Лекция от 09.02.04 14 час. 30 мин. – 16 час. – Роттердам.

16. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 13.

17. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского – М.: Изд. Полит. Литературы, изд. 2-е, 1990. – 494 с. – С. 238.

18. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с. – С. 123-124.

19. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. М.: Мед., 1987. 336 с. – С.226.

20. ЭТИКА ДИСКУРСА // Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь (Colins) Тои 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече; АСТ, 1999. – 528 с. – С. 492

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100