Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





«Православный опыт помощи наркозависимым людям убедительно свидетельствует о первичности духовно-нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если не страждущий от наркотиков человек не идет путем духовного оздоровления.»

А. Мороз

Наркомания – как духовно-нравственная проблема

Наркомания – характерный синдром духовно и нравственно больного общества, в котором утрачиваются четкие религиозные ориентиры, исчезает высший смысл человеческого существования, разрушаются традиционные семейные устои, размывается понятие греха и насаждается культ примитивных «наслаждений». Именно таково состояние нашего современного общества, которое строится на отказе от духовных устремлений, находя им замену в эгоистических ценностях и безнравственных установках, подавляющих человеческую совесть.

Ежегодно от наркотиков умирает более 70000 человек. Средняя продолжительность жизни наркозависимого составляет 4,5-5 лет. Это означает, что в течение 5 лет погибают 400000 человек и почти полностью обновляется состав людей, пораженных этим страшным недугом. Если такая ситуация в стране продолжится и усугубиться, то через 10-15 лет в стране просто некому будет рожать и работать.

СПИД, туберкулез, гепатиты, массовое рождение больных детей, особенно слабоумных – результаты наркомании.

Наркотики разрушают душу и тело, низводя человека до животного состояния, превращают его в полного идиота. В состоянии наркотизации наркоман превращается в безвольное существо, лишенное какой-либо социальной активности. Собственная жизнь его не интересует. Все мысли сосредотачиваются на наркотике, он является его полным хозяином. У него нет сил, и главное желания, сопротивляться ему.

Врачи говорят о появлении особого «наркотического типа личности». Сюда входят преморбидные особенности психики и специфические особенности возникающие в зависимости от тех заболеваний нервной, психической и соматических сфер и черт характера которые были у наркомана до периода наркотизации (например, перинатальная патология нервной системы.) У наркоманов развивается лживость, неорганизованность, сребролюбие, вещизм, нонкорформизм (халява), тунеядство. Возникает чувство враждебности, агрессивность по отношению к близким и окружающим, злопамятство, мстительность. Практически отсутствуют общепринятые понятия добра и зла. Все – ради наркотика. Все его существо служит только этому злому идолу.

Процент наркоманов связанных с криминалом составляет 85-90%. Употребление наркотика требует больших денег. И ради их добычи одержимый этой страстью готов на все. Поэтому практически все наркоманы являются преступниками или потенциальными нарушителями закона.

 

Причины развития наркомании в нашем обществе

Причины столь высокого, на сегодняшний день, развития наркотической зависимости в молодежной среде коренятся в душе и сердце человека. Прежде всего, это:

1. Отсутствие духовно-нравственного стержня у большинства молодых людей 21 века. Согласно данным НИИКСИ социальных комплексных исследований СПБ по Лен. области молодых людей считающих себя верующими - 61%, из них заявляют себя православными 55%, но только 8,5% ведут церковную жизнь. Опросы показывают, что верующая молодежь очень часто не знакома с канонами и нравственными предписаниями Православия, не понимает сущности и назначения религии в мире. Зачастую православие ассоциируется с русской национальной идеей. Согласно данным Берсеньевой Т.А, докторанта АПО СПб, только 8-15 % школьников имеют правильную духовно-нравственную ориентацию, остальные настолько духовно дизоориентированны, что нарушение ряда евангельских заповедей (например, блуд, аборт) не считают за грех. Это приводит и к значительному увеличению детской преступности. Так на сегодняшний день детей содержащихся в колонии для малолетних преступников в три раза больше, чем в царской России на 1913 год. И это, при том, что население тогда составляло 173 миллиона человек, по отношению к сегодняшним 145мл. При этом 70% преступлений молодежью совершается в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. По некоторым данным только за прошлый год около 50 тысяч девушек уехало за границу для занятия проституцией. Все вышеприведенное позволяет сказать: что у большинства юных и молодых людей нашего времени отсутствуют критерии понимания добра и зла, образно говоря, они не понимают, что такое хорошо и что такое плохо.

2. Дурной пример родителей. Согласно средне статистическим данным по СПб и Лен.области (2002 г.) процесс доверия и авторитета людей окружающего общества складывается так: авторитет родителей, матери -58%, отца – 44%; друзья – 24%; книги – 19%, фильмы – 15%, родственники – 13%, учителя – 12% . То есть дети больше всего доверяют родителям, учатся поведенческим реакциям именно в своей семье. И если в семье мать или отец выпивают и курят и всякий праздник сопровождается алкогольным возлиянием, то в психике ребенка вырабатывается и закрепляется алкогольная программа, которая и определит его будущее поведение. Так согласно статистическим данным если ребенок курит, то вероятность того, что он станет наркоманом в 55 раз выше чем в у не курящего, а если курит и пьет, то в 160 раз.

3. Негативное влияние сверстников. Часто в школьной среде считается некой бравадой и признаком мужественности, взрослости - употребление алкоголя и курение. Эти ложные представления подталкивают молодых людей к подобным негативным поступкам. Желая показаться не хуже других, заслужит авторитет в среде сверстников, дети начинают пить, курить, употреблять ПАВ.

4. Кроме того, побудительным мотивом к началу приема наркотиков может послужить любопытство, желание узнать, что будет если я попробую, какие это будут ощущения, может быть это приятно и интересно?

5. Негативное воздействие средств массовой информации. К сожалению, современные СМИ не только не ведут антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганды, но наоборот прямо и косвенно рекламируют эти дурные привычки. Кроме прямой рекламы пива и сигарет и косвенной - наркотиков, в подавляющем большинстве транслируемых фильмов главный герой обязательно «красиво» курит и выпивает, а то и употребляет наркотики.. В подсознании смотрящего (особенно ребенка) откладывается, что признаками успеха и героизма, является винопитие и курение. Что, безусловно, способствует формированию и усилению наркотической и алкогольной программы молодого человека.

6. Добродушное или в крайнем случае нейтральное отношение общественного мнения к винопитию и табакокурению. Большинство людей снисходительно смотрят на пьяниц и курильщиков, жалеет и даже сочувствует им. Это вызвано тем, что подавляющая часть нашего общества в той или иной степени употребляет алкоголь и курит. Если осудить это явление, то надо осудить и себя и отказаться от греховной привычки. Но изменять себя, отсекать страсти, бороться с внутренними греховными установками мало кто хочет. Легче быть снисходительным к пороку, «добреньким» к греховным проявлениям и тем самым оправдывать себя самого. Такое снисходительное отношение к порокам, вызвано в первую очередь гедонистическими установками внедренным в сознание и подсознание большинства людей нашего общества.

Анализ религиозной жизни 3000 наркоманов показал, что в подавляющем большинстве они происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божиих. Практически никто их них не имел понятия о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Все обратившиеся к нам по проблемами наркомании вели блудный образ жизни, который юноши начинали с 14-15 лет, а девочки с 12-13, реже с 11 лет. Никто из них не считал такую жизнь греховной.

Наркомания это в первую очередь грех, а потом уже болезнь. Это результат греховного образа жизни без Бога и вопреки Его заповедям. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает соответствующий психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный – греховный образ жизни. Эта трагедия стала возможной из-за падения духовности, потери цели и смысла жизни, у целых поколений людей, отхода от Бога и религии. Недаром еще в свое время великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Без Бога все позволено».

Отказ от духовных устремлений и подавление совести переживается человеком как тяжелое, мрачное, тревожное, напряженное состояние души, которое хочется «заглушить» каким-либо способом. Бездуховное общество предлагает один из способов просто и быстро расслабиться, «отключиться», облегчить душевные страдания – принять наркотик.

Некоторые люди так и поступают. Что происходит после употребления наркотика?

На время дискомфорт сменяется эйфорией. Но за иллюзорными чувствами удовлетворения и свободы, вызванными наркотическим дурманом, вскоре вновь наступает тягостное душевное страдание. Иллюзии сменяет грубая реальность. Как избавиться от дискомфортных чувств и вернуть утраченные приятные ощущения? Простое и быстрое решение проблем уже опробовано – принять дозу.

На наш взгляд любая зависимость является прежде всего своего рода страстью, то есть греховным навыком, закрепленным в душе и поведении человека в результате его многократного повторения. Являясь по своей сути страстью, любая зависимость подчиняется законам развития и образования страстей, так хорошо исследованных святыми отцами, а также правилам их искоренения и преобразования в добродетели.

Страсти можно представить в виде сорняков или плевелов, о которых говорил Господь в известной притче (Мф. 13, 24-30). Образно представим себе страсть-сорняк, который вырос в душе человека. Листья сорняка – это телесные (соматические) проявления страсти. Стебли – душевные (психические) проявления. Корни – духовные причины недуга.

Понятно, что если пытаться лечить страсть к ПАВ (психологически активным веществам) только медицинскими средствами, то успеха достичь невозможно. Страсть невозможно преодолеть, даже если к медицинским средствам добавить психотерапевтические, поскольку корни (духовные истоки страсти) остаются нетронутыми.

Изучение святоотеческого взгляда на природу дурных пристрастий, к которым и относится ПАВ, позволяет понять, что корни заболевания любым дурным пристрастием находятся в духовной, невидимой телесными и душевными чувствами, области. И если эти сорные корни греха не вырвать из духовной сферы человека, то из них все равно будут произрастать сорняки-страсти, даже если “вершки”, то есть телесные и душевные проявления болезни, устранить. “Корни” (духовные истоки страстей) исцеляются в духовной Лечебнице – Церкви.

 

В чем же состоит это духовное лечение?

Митрополит Иерофей (Влахос) указывает: «Под лечением души понимается в первую очередь лечение и освобождение ума. Человеческое естество «заболело» с момента отпадения от Бога, и эта болезнь заключается главным образом в пленении и падении ума. Праотеческий грех – это удаление человека от Бога, утрата Божественной благодати, ведущая к ослеплению, помрачению ума… Характерны слова святителя Григория Паламы: «Ум, отступивший от Бога, уподобляется либо скотскому, либо бесовскому и, отказавшись от естественных законов, ищет себе чуждых...».

В «таинстве рождения в Боге» – святом крещении – ум человека просвещается, освобождается от плотского и диавольского рабства и соединяется с Богом. Потому крещение и зовется просвещением. Однако после этого, по причине греха, вновь наступает помрачение и омертвение ума. Из святоотеческих трудов явствует, что всякое прегрешение и всякая страсть помрачают ум человека… Следовательно, есть потребность в лечении ума, которое отцы называют его оживлением или очищением».

Итак, отказ от высоких духовных устремлений и усвоение низкого эгоцентричного образа жизни, идущего вразрез с велениями совести, обуславливает характерные изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека – человек предается власти гедонистических влечений, то есть смысл жизни в первую очередь связывает с получением наслаждений, как лекарством от совести. Соответственно исцеление от наркомании возможно только в случае изменения образа жизни наркозависимого человека. Под изменением образа жизни мы понимаем в первую очередь активную работу зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится формирование нового одухотворенного сознания и поведения.

Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти (в том числе и наркотической) решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, конструктивно меняет себя и свое мировоззрение. Только лишь в плоскости телесной, социальной и психической проблема наркомании не разрешима. Ее можно преодолеть, только поднявшись на высший, духовно-нравственный уровень понимания человеческого бытия. С этого уровня человек получает свободу изменяться к лучшему, быть иным, быть собой, обрести радость трезвой жизни.

Православный опыт помощи наркозависимым людям убедительно свидетельствует о первичности духовно-нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если не страждущий от наркотиков человек не идет путем духовного оздоровления. Православные программы реабилитации, основанные на различных элементах религиозной церковной жизни, позволяют наркозависимому человеку не только преодолеть свою наркотическую страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут надежно оградить его от иных дурных пристрастий, нравственного разложения и духовного опустошения.

 

Профилактика наркомании и других вредных привычек

Исходя из вышеуказанных основных причин развития наркомании, пьянства и табакокурения в молодежной среде, нужно строить и профилактическую работу против распространения данных зависимостей:

1. Необходимо формировать духовно-нравственный стержень нашего современника. Вводить в его сознание четкие базовые представление о добре и зле, лжи и правде, вырабатывать негативное отношение ко греху во всех его проявлениях. Необходимо проводить широкую катехизационную работу в среде молодых людей относящих себя к православному мировоззрению. Шире знакомить их с канонами и нравственными предписаниями Православия. Принимать более активные усилия по их воцерковлению. В среде неверующей молодежи проводить работу по ознакомлению их с традиционными духовными ценностями русского народа, шире знакомить их с нашей православной историей, святыми, героями. Необходимо добиваться четкого и устойчивого отношения детей и молодежи к ПАВ, винопитию и табакокурению как ко злу, греху, разрушающего человеческую личность, приносящему только горе, скорбь, душевные и телесные болезни.

2. В духовно-нравственном плане необходимо работать не только с детьми, но и родителями. Нужно формировать у родителей понимание того, что счастье их детей зависит в первую очередь от них самих, от их духовно-нравственного поведения, от их добродетелей и пороков. Кроме во многом определяющей генетической наследственности, играет большую роль в формирование характера человека усвоение поведенческих стереотипов в семье. При этом дети смотрят не на то, что говорят родители, а на то, как они поступают. Поэтому нельзя воспитать в ребенке того, чего не имеешь в себе. Нельзя самому предаваться греховной привычке и рассчитывать на то, что ребенок будет ей чужд. Необходимо доведение до сознания родителей, что за их грехи, за их зависимости будут расплачиваться их дети.

3, 4. Чтобы преодолеть негативное воздействие сверстников, необходимо сформировать у детей жесткое и бескомпромиссное отношение к зависимостям как страшному злу. Устойчивое и негативное отношение к ПАВ, винопитию и табакокурению позволит не только противостоять дурному влиянию сверстников, но и вести профилактическую работу в данной среде. Правильное отношение к зависимостям и понимание их злой сущности, предохранит от любопытства «попробовать», погасит интерес к данным страстям. Необходимо чтобы вместо психологической связки выпить это: доблесть, взрослость, мужественность. Были сформированы понятия, выпить это: грех, зло, слабость, никчемность. Подросток должен ясно осознавать, что: ПАВ, вино, табак – это: 1. Яд разрушающий физическое и душевное здоровье 2. Что это грех ведущий душу к вечной погибели 3. Пьянство ведет к подчиненности диаволу и одержимости 4. К деградации личности человека 5. Приводит к потере работы 6. Разрушению семьи 7. К полной никчемности и ненужности человека окружающим людям 8. Является только обузой для ближних 9. После смерти служит причиной вечных мук и адских страданий.

При таком отношении к ПАВ, винопитию и табакокурению молодой человек твердо усваивает, что данные зависимости приносят только горе и страдания и не могут служить источником радости и веселья, а тем более настоящего счастья.

Вместе с тем, конечно, необходимо контролировать среду общения молодых людей: помня слова первого псалма царя Давида «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» и в другом месте « с праведными праведен будеши, а со строптивыми развратишися», и то «что дурные сообщества развращают добрые нравы».

5. Работа СМИ нашего времени и особенно телевидения носит не только не позитивный, а просто таки преступный характер. Морально и нравственно разлагая людей, они стремятся привить молодым людям комплекс побежденного, сделать его объектом для своих манипуляций с помощью характерных лозунгов: «уступи соблазну», «предайся наслаждению» («сникерсни», «пей пепсиколу, дыши футболом» и т.п.). Нам же необходимо формировать у молодежи убеждения победителя. Иисус Христос сказал: «Побеждающий наследит все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Апок.21, 7). Человек должен уметь бороться со своими страстями и греховными соблазнами, побеждать их и развивать добродетели. Только так можно идти по пути духовного совершенствования и достичь Царства Небесного. Для того чтобы воспитать «поколение победителей» потребуются очень серьезные меры и усилия. Здесь необходима грамотная информационная и молодежная политика как со стороны государства, так и Церкви и всего общества в целом. Необходимо ввести нравственный контроль над СМИ, рекламой, добиться последовательного и постоянного проведения передач духовно-нравственного плана и особенно пропаганды трезвеннического движения.

6. Необходимо формировать непримиримое отношение общественного мнения к ПАВ, винопитию и табакокурению. Общество должно четко понимать, что данные зависимости сугубо порочны, они разрушают личность и семью ведут к деградации всего национального организма.

 

Источники

Бельков С., прот. Духовная школа // Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 2. – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. С. 49-64.

Бельков С., прот. Что такое православный реабилитационный центр? Опыт практических рекомендаций) // Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 1. – СПб.: «Logos», 2003. С. 101-124.

Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. – СПб.: Речь, 2005.

Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева – Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.

Иеромонах Анатолий Берестов. Возвращение в жизнь. – М., Из-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. 2004, С.4

Арх. Константин (Горянов). Социальная угроза нравственности молодежи. Сб. «Православие и нравственность. Материалы М.Н-п. конф.17-19 02.06, СПб. 2006, СПГУТД

Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.

Медведь И.В. Епархиальный центр «Воскресение» // Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 2. – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. С. 65-78.

Православие против наркотиков. Концепция профилактики наркомании в России. М., Из-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. 2006

Свящ. Алексий Мороз, В.Цыганков. Уроки трезвости., М., СПб, 2006

Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский Хронограф, 2004.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100