Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Материалы для рекламы

Наружная реклама. Полиграфия. Дизайн. Разработка фирменного стиля. Сувениры

nkmat.ru

Профессиональная видеосъемка

Профессиональная видеосъемка свадеб, юбилеев, детская видеосъемка! Звони

mv-studio.ru

"Любая личность стремится к саморазвитию, «постоянно себя создает заново», при отсутствии помех осознает свой смысл в жизни и способна в определенной степени регулировать свои собственные границы".

Клиент-центрированное мотивирование больных алкоголизмом к лечению

Л. Эпов

Философские, теоретические и практические аспекты клиент-центрированного подхода были разработаны Rogers C.R. (1942a, 1942b, 1948a, 1948b, 1951, 1954). При создании своей концепции Роджерс К. исходил из того, что любая личность стремится к саморазвитию, «постоянно себя создает заново», при отсутствии помех осознает свой смысл в жизни и способна в определенной степени регулировать свои собственные границы.

Личностная динамика виделась автором метода в постоянном соединении представлений личности о самой себе (самосознание) и опыта полученной информации о себе со стороны других наблюдателей (объективная информация) (Rogers C.R., 1951). Если свои собственные представления и опыт, полученный извне, не противоречат друг другу, то они успешно ассимилируются. Вследствие ассимиляции целостность личности увеличивается.

Если же опыт противоречит с представлениями о самости («самосознание» по К. Ясперсу), то он не допускается к сознанию. Расщепление объективного опыта и субъективных знаний о себе приводит к двойственности в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сфере (Rogers C.R., 1942b).

Пациент начинает себя вести неадекватно и непредсказуемо, но все его действии и поступки становятся деструктивными, и усиливают исходную несогласованность между представлениями самого пациента о себе и мнением наблюдателей о пациенте. Самосознание пациента ослабляется. Уровень социальной адаптации (функционирования) при этом снижается (Rogers C.R., 1948a). Клинически это проявляется в виде повышенного фона тревожности, беспокойства, раздражительности, высказываний внешних обвинений, снижения работоспособности и т.д. Появляется неудовлетворение от собственной деятельности и социальных контактов, нарастает напряжение, усиливается патологическое влечение к алкоголю. Разумеется, личность пытается некоторое время подавить вторичную тревогу с помощью различных видов защитного поведения (отказ от деятельности, ограничение контактов) (Rogers C.R., 1948a, 1949). Но с течением времени уровень патологического влечения к алкоголю возрастает настолько, что защитные механизмы не справляются – происходит рецидив болезни (Rogers C.R., 1951).

Конструктивное разрешение создавшейся проблемы автором видится в создании обстановки абсолютной безопасности для «самости» больного. При этом «опыты, не согласующиеся с личностью, могут недирективно проверяться, а структура самосознания может изменяться, чтобы принять и включить опыты» (Rogers C.R., 1951, 1952).

В клиент-центрированной модели основным лечебным средством можно назвать способность терапевта создать обстановку полной безопасности для личности пациента. Создание такой обстановки достигается недирективной позицией и эмпатической реакцией психотерапевта (Rogers C.R., 1952; Роджерс К.Р., 1997). Триада Роджерса К.Р. состоит в безусловном принятии пациента, эмпатии и конгруэнтности переживаний и поведения психотерапевта.

Конгруэнтность – это способность воспринимать и осознавать чувства, которые испытываются в данный момент и «жить этими чувствами и сообщать о них, если это требуется» (Rogers C.R., 1962).

Безусловное позитивное отношение – бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие и уважение (там же).

Эмпатия – «ощущение внутреннего мира пациента, как будто это ваш собственный внутренний мир» (Rogers C.R., 1957), но при сохранении качества «как будто».

Rogers C.R. (1947) считает, что если создать соответствующие благоприятные условия, то пациент естественным образом сам будет изменяться и развиваться в нужном направлении, что повлечет за собой уменьшение болезненной симптоматики.

На инициальном этапе мотивационной терапии на основе клиентцентрированной терапии по Роджерсу К.Р. психотерапевт вначале проводил диагностическую беседу. Беседа строилась с помощью методики «открытые вопросы» и «техники эмпатического выслушивания».

Открытые вопросы, в противоположность наводящим вопросам, лишены какой-либо специфичности, эмоционального отношения психотерапевта и не содержат в себе варианты ответов.

Техника «эмпатическое выслушивание» представляет собой вариант активного слушания, при котором психотерапевт дает возможность максимально выговориться пациенту. При эмпатическом выслушивании нельзя оценивать суждения пациента, критиковать его, давать советы, высказывать свое мнение.

Чтобы структурировать беседу и направить ее в определенное русло, использовалась техника «избирательное отражение». При избирательном отражении психотерапевт сознательно фиксирует свое внимание на определенных темах разговора, задавая уточняющие вопросы.

Техникой «отражающее слушание» пользуются для большего понимания и ясности психотерапевтом того, о чем говорит больной. Примером использования такой техники может быть фраза: «…я расскажу, что я понял из сказанного Вами, и Вы меня поправите, если я ошибся».

При «подведении итогов» психотерапевт в сжатой форме проговаривает все сказанное пациентом, чтобы сделать проблему более ясной и понятной.

Техника «парафраз» строится на проговаривании психотерапевтом сказанного пациентом, но другими словами и/или с перестановкой смысловых акцентов. Пациент, таким образом, может получить представление о своей проблеме с другой стороны. Эти техники проводились на всех этапах мотивационной терапии.

На инициальном этапе начинался проблемно-ориентированный анализ. Психотерапевт поддерживал пациента в признании болезни (работа с анозогнозией), помогал пациенту повысить понимание проблемы.

На втором этапе мотивационной терапии с использованием психотерапии по Роджерсу К.Р. психотерапевт продолжал использовать техники, описанные для первого этапа.

Также использовалась техника «структурирование гипотезы». При структурировании гипотезы о возможном плане изменений психотерапевт задает вопросы, побуждающие пациента к поиску возможных решений проблемы. Можно спросить, «Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, чтобы легче переносилось желание выпить». С помощью этой техники продолжается проведение проблемно-ориентированного анализа.

На втором этапе мотивационной терапии определяется проблема, структурируются цели, и стимулируется поиск пациентом возможных способов решения проблемы. При поиске возможных решений проблемы используется техника «мозговая атака». Сущность мозговой атаки заключается в том, что пациенту предлагается проговаривать вслух все возможные способы решения проблемы, которые приходят в голову. Все мысли пациента записываются психотерапевтом на листке бумаги или на доске. Предложенные варианты решения проблемы обсуждаются, анализируются и оцениваются самим пациентом. Самые необычные и неприменимые идеи отсекаются, а остальные группируются.

На третьем этапе клиентцентрированной терапии пациент выбирает одно или несколько возможных вариантов решения проблемы. Больной самостоятельно разрабатывает подробный план действия, в котором он отражает промежуточные цели, критерии эффективности достижения этих целей. Психотерапевт продолжает использовать техники «открытые вопросы», «эмпатическое выслушивание», «избирательное отражение», «отражающее слушание», «обобщение суждение», «подведение итогов».

Список литературы

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100